В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Из опыта работы по развитию внимания, памяти, мышления в начальной школе на уроках технологии

Из опыта работы по развитию внимания, памяти, мышления в начальной школе на уроках технологии

Ольга Белова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 8038
Краткое описание
Создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в общеобразовательных учреждениях отдаленных территорий.
Описание
ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИЯ,
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯНА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАПЛЬНЫХ КЛАССАХУчителя Беловой Ольги МихайловныМОУ
СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Петропавловска-Камчатского

Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным
изучением отдельных предметов работает в режиме Федеральной экспериментальной площадки по проблеме «Обеспечение преемственности в работе на каждой ступени».
Тема, над которой работает школа «Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в условиях отдаленных территорий».
·
Цель эксперимента: Создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в общеобразовательных учреждениях отдаленных территорий. Основное направление эксперимента:
·
— разработка содержания форм и методов реализации проекта в начальной школе.
·
Задачи школы:
·
— развить готовность педагогов в начальной школе к реализации экспериментального проекта;
·
— выявить особенности развития на этапе начального образования;
·
— определить средства, обеспечивающие последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей детей;
·
— выявление специфических условий, обеспечивающих непрерывное развитие на этапах:
·
— детский сад – начальная школа;
·
— начальная школа – средняя школа.
Упражнения позволяют решать различные цели обучения:
§
познавательные цели – формирование и развитие различных видов памяти,
·
внимания и мышления;
·
— формирование и развитие общеучебных навыков
·
работы
·
самостоятельно, контролировать и оценивать свою
·
деятельность;
§
развивающие цели
-
развитие речи при работе над словом, словосочетанием
·
выражением;
·
-
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов
·
в деятельности, как умение анализировать,
·
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать
·
и опровергать;
·
-
развитие глазомера, мышц кистей рук;
·
-
развитие двигательной сферы;
§
воспитательные цели – формирование нравственных межличностных отношений.
Тренировка внимания, памяти, мышления способствуют развитию этих качеств, углубляет и развивает знания детей, позволяет формировать потребность в творческой самостоятельности и развивает многообразие интеллектуальных и творческих способностей любого ребенка.

«Умей понять психологические качества

других людей, тогда ты поймешь, что

представляет собой их внутренний мир».
Лопе де Вега

Мир психических явлений человека многообразен. В его основе лежат психические процессы, которые отражают осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Представление об окружающем мире складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов – ощущению, воображению, восприятию, памяти, мышлению, речи.

Все эти психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять потребности,
общаться, играть, учиться и трудиться,
человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумать, высказать суждение.
Психические процессы не просто составляют
деятельность, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но очень часто в школе обучение сводится
к запоминанию и воспроизведению приемов, действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал развития детей. Различные решения
этого вопроса, предлагаемые учеными и практиками, связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя
сказать заранее, в состоянии или не в состоянии дети будут
усваивать более сложную программу, если не использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство взрослых.
Ученые отмечают, что развить сразу все свойства, входящие в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная работа.
Формируя способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой способности не дадут результата. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как
требовательность, умение критически относиться к себе.
Из нашей практики мы делаем вывод, что за первые четыре года обучения в школе прогресс в развитии детей заметен. От наглядно – образного мышления ученики поднимаются до словесно – логического мышления (на уровне конкретных понятий). В этом же возрасте
хорошо раскрываются общие и специальные способности ребят, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в разных направлениях:
·
— усвоение и использование речи, как средства мышления;
·
— соединение и влияние друг на друга всех видов мышления:
§
— наглядно – действенного;
§
— наглядно – образного;
§
— словесно – логического;
·
— осуществляется анализ решения простых задач;
·
— вырабатывается план действий, осуществляются
действия по плану;
·
— полученный результат сверяется с условиями и проблемой;
·
— должен уметь рассуждать логически;
·
— должен уметь пользоваться понятиями.
Младший школьный возраст – жизненно важный этап интеллектуального развития детей. Задания и упражнения, включенные в уроки,
воспитывают нравственные и
межличностные отношения, формируют и развивают:
·
— внимание, различные виды памяти, мышление;
·
— умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное,
·
доказывать и опровергать;
·
— общеучебные умения и навыки (самостоятельная работа, умение
·
контролировать, оценивать работу)
·
— развитие глазомера, мелких мышц кистей рук.
Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников. Им бывает трудно,
долго
и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, они отвлекаются от работы.
Распределить внимание, особенно в начальных классах, трудно. Если ученик увлекся работой, то одновременно контролировать свое поведение
он часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.
Существуют правила, которые направлены на повышение внимательности
детей на
уроках и учитель должен организовать свою работу:
·
заранее спланировать работу так, чтобы ничего не отвлекало от деятельности;
·
приступая к работе, предварительно организовать рабочее место;
·
посмотреть задание, составить план действий;
·
устойчивость внимания зависит от того, насколько хорошо ученик понимает изучаемый материал (понимание основывается на знаниях предыдущих разделов);
·
если посторонние мысли мешают сосредоточиться, лучше всего изучать материал вслух;
·
использовать новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался, надо помнить, что замедленный темп способствует отключению внимания на посторонние объекты;
·
чередовать чтение, обдумывание, пересказывание, решение задач или проблем, придумывание собственных примеров, так как смена деятельности способствует сохранению устойчивого внимания, однако, смена деятельности не может быть очень частой – это приводит к суете, поверхностному восприятию учебного материала;
·
осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания учеников на посторонние объекты, надо постараться волевым усилием вновь направить ученика в нужное русло;
·
если в процессе работы выяснилось, что ученик на какое-то время «отключился», надо заставить его вернуться к тому месту, где произошло «отключение», так как возвращение не только обеспечит усвоение материала, но и способствует повышению общей устойчивости внимания;
·
соблюдать гигиену умственного труда детей:
— обеспечить нормальное освещение и температуру;
-
делать регулярные перерывы, во время которых полезно выполнять физические упражнения.
Используя
упражнения в течение многих лет работы, мы пришли к выводу, что произошла динамика развития всех свойств внимания:

— увеличился уровень концентрации, переключения и распределения внимания;

— увеличилась продолжительность внимания;
— увеличился объем внимания.
Используемые упражнения на уроке способствуют развитию и позволяют
углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.
Все упражнения подобраны так, что степень их трудности увеличивается от упражнения к упражнению. Упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей 7 – 11 лет.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых сейчас находится. И в дальнейшем прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления опыта люди не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям
жизни. Не помня о том, с ним было, человек просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать,
и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления опыта люди не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям
жизни. Не помня о том, с ним было, человек просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать,
и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Современному школьнику приходится запоминать огромный объем информации, слова, определения, правила, схемы, страницы текста. Для
увеличения емкости памяти нужны специальные упражнения.

Чтобы более эффективным было действие
упражнений на развитие памяти необходимо учитывать особенности запоминания:
·
— положительные эмоции, которые человек переживает, влияют на запоминание
·
— интерес способствует
лучшему запоминанию даже сложной информации;
·
— при запоминании длинного ряда данных лучше всего запоминается начало и конец;
·
— влияет на запоминание цветовая организация;
·
— связь с предыдущим опытом;
·
— установка (целеполагание в деятельности).
Внутренний мир любого человека наполнен образами тех предметов и людей, которые его окружают. Трудно перечислить все то, что содержится в человеческой памяти, помогает формировать свои мысли, проявлять себя в поступках. За хранение информации отвечает память. Не зря говорят: «Потерял память – потерял себя».
Путь развития памяти – использование упражнений. Давно психологи отметили, что заученные знания – это бесполезные знания, так как их можно только воспроизводить. Полезные знания для жизни должны усваиваться на основе понимания и жизненного значения, применения этих знаний на практике.
При применении упражнений память развивается благодаря высокой активности
мышления, дает в результате понимание и приобретает познавательный характер.
Используя упражнения на развитие памяти в 1 классе, мы увидели, что ученики во 2 классе
более успешно запоминают теоретический и практический материал.
Опыт применения упражнений для 2 класса был нацелен на развитие видов памяти:
— слуховой;

— зрительно — эмоциональной;

— смысловой (логической).

В результате
четвероклассники стали хорошо запоминать последовательность выполнения операций.
Обучение детей мнемическим действиям проходит в два этапа. На первом
этапе обучения ученики 1 – 2 классов овладевают операциями,
нужными для запоминания и воспроизведения материала.
На втором
этапе,
с конца 2 класса,
учатся пользоваться такими операциями, как средствами запоминания в различных ситуациях.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой рождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление связано с
наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление расширяет границы познания, делит информацию на теоретические и практические выводы, отражает жизнь не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые в восприятии человеку не даны.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех познавательных процессах:
в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Они связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

На уроках, применяя упражнения и задания, мы развиваем свойства мышления:
·
— широта (способность охватить весь спектр предметов целиком);
·
— глубина (Способность проникать в сущность явления);
·
— самостоятельность (умение выдвигать и решать задачи без помощи);
·
— гибкость (умение отойти от выработки обычных стереотипов);
·
— быстрота (способность быстро разобраться в ситуации);
·
— критичность (умение объективно оценивать свои и чужие мысли).
В широком смысле слова мышление называют способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В мышлении каждого человека есть свои особенности и их называют
качествами ума. Особенности мышления зависят от знаний и опыта.

Упражнения для развития мышления позволяют воспринимать окружающее не как само собой разумеющееся. В процессе мыслительной деятельности ученик использует приемы: анализ, синтез, сравнение, конкретизацию, обобщение. Эти приемы мышления развиваются упражнениями на уроке.

За 4 года учения в начальной школе прогресс умственного развития детей заметен. От доминирования наглядно – образного мышления,
от допонятийного уровня развития
и бедного логического мышления школьник поднимается до словесно логического мышления, на уровень конкретных понятий.
Развивающие упражнения на мышление обогащают и влияют на его виды.

Заметили, что уже к четвертому классу ученики стали самостоятельно составлять план действий и следуют ему, не опираясь на образец.

Достоинства выполнения упражнений по развитию мышления являются регулярность и целенаправленность, создание положительного эмоционального фона: интерес, раскованность и желание научиться выполнять предлагаемые
упражнения.
Развитие задатков и превращение их в способности – одна из задач
обучения и воспитания. По мере развития совершенствуются и способности и качества детей. Учитывая индивидуальные способности детей, строится педагогическое воздействие.

Познавательные способности (внимание, память, мышление), как и всякие другие, вырабатываю определенные навыки и умения, главное – привычку самостоятельно думать, отыскивать необычные пути к решению.

Использование упражнений помогает решать проблемы развития различных видов памяти, наблюдательность, быстроты реакции, формирование нестандартного мышления.
В результате использования упражнений по развитию познавательных способностей ребята достигают успехов в своем развитии. Дети свои умения применяют в учебной деятельности, что приводит к успехам.

Упражнения, включенные в уроки, отобраны из учебной и педагогической литературы с учетом возможных особенностей учеников, носят
обучающий и развивающий характер. С каждым классом упражнения усложняются: увеличивается сложность заданий, наращивается темп выполнения
заданий.

Упражнения не только способствуют развитию творческих способностей детей, но и несут соответствующую дидактическую нагрузку, углубляют знания
детей, развивают познавательную деятельность.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Из опыта работы по развитию внимания....docx Скачать

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИЯ,

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАПЛЬНЫХ КЛАССАХ

Учителя Беловой Ольги Михайловны

МОУ СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов

г.Петропавловска-Камчатского


Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов работает в режиме Федеральной экспериментальной площадки по проблеме «Обеспечение преемственности в работе на каждой ступени».

Тема, над которой работает школа «Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в условиях отдаленных территорий».

  • Цель эксперимента: Создание условий для осуществления последовательности и преемственности в развитии индивидуальных способностей ребенка 5 – 17 лет в общеобразовательных учреждениях отдаленных территорий. Основное направление эксперимента:

  • - разработка содержания форм и методов реализации проекта в начальной школе.

  • Задачи школы:

  • - развить готовность педагогов в начальной школе к реализации экспериментального проекта;

  • - выявить особенности развития на этапе начального образования;

  • - определить средства, обеспечивающие последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей детей;

  • - выявление специфических условий, обеспечивающих непрерывное развитие на этапах:

  • - детский сад – начальная школа;

  • - начальная школа – средняя школа.

Упражнения позволяют решать различные цели обучения:

  • познавательные цели – формирование и развитие различных видов памяти,

        • внимания и мышления;

        • - формирование и развитие общеучебных навыков

        • работы

        • самостоятельно, контролировать и оценивать свою

        • деятельность;

  • развивающие цели - развитие речи при работе над словом, словосочетанием

        • выражением;

        • - развитие мышления в ходе усвоения таких приемов

        • в деятельности, как умение анализировать,

        • синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать

        • и опровергать;

        • - развитие глазомера, мышц кистей рук;

        • - развитие двигательной сферы;

  • воспитательные цели – формирование нравственных межличностных отношений.

Тренировка внимания, памяти, мышления способствуют развитию этих качеств, углубляет и развивает знания детей, позволяет формировать потребность в творческой самостоятельности и развивает многообразие интеллектуальных и творческих способностей любого ребенка.

«Умей понять психологические качества

других людей, тогда ты поймешь, что

представляет собой их внутренний мир».

Лопе де Вега

Мир психических явлений человека многообразен. В его основе лежат психические процессы, которые отражают осознание людьми воздействий окружающей действительности. Представление об окружающем мире складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов – ощущению, воображению, восприятию, памяти, мышлению, речи.

Все эти психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумать, высказать суждение.

Психические процессы не просто составляют деятельность, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но очень часто в школе обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов, действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал развития детей. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными и практиками, связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя сказать заранее, в состоянии или не в состоянии дети будут усваивать более сложную программу, если не использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство взрослых.

Ученые отмечают, что развить сразу все свойства, входящие в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная работа.

Формируя способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой способности не дадут результата. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как

требовательность, умение критически относиться к себе.

Из нашей практики мы делаем вывод, что за первые четыре года обучения в школе прогресс в развитии детей заметен. От наглядно – образного мышления ученики поднимаются до словесно – логического мышления (на уровне конкретных понятий). В этом же возрасте

хорошо раскрываются общие и специальные способности ребят, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в разных направлениях:

  • - усвоение и использование речи, как средства мышления;

  • - соединение и влияние друг на друга всех видов мышления:

      • - наглядно – действенного;

      • - наглядно – образного;

      • - словесно – логического;

  • - осуществляется анализ решения простых задач;

  • - вырабатывается план действий, осуществляются действия по плану;

  • - полученный результат сверяется с условиями и проблемой;

  • - должен уметь рассуждать логически;

  • - должен уметь пользоваться понятиями.

Младший школьный возраст – жизненно важный этап интеллектуального развития детей. Задания и упражнения, включенные в уроки, воспитывают нравственные и межличностные отношения, формируют и развивают:

  • - внимание, различные виды памяти, мышление;

  • - умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное,

  • доказывать и опровергать;

  • - общеучебные умения и навыки (самостоятельная работа, умение

  • контролировать, оценивать работу)

  • - развитие глазомера, мелких мышц кистей рук.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников. Им бывает трудно, долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, они отвлекаются от работы.

Распределить внимание, особенно в начальных классах, трудно. Если ученик увлекся работой, то одновременно контролировать свое поведение он часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.

Существуют правила, которые направлены на повышение внимательности детей на уроках и учитель должен организовать свою работу:

  • заранее спланировать работу так, чтобы ничего не отвлекало от деятельности;

  • приступая к работе, предварительно организовать рабочее место;

  • посмотреть задание, составить план действий;

  • устойчивость внимания зависит от того, насколько хорошо ученик понимает изучаемый материал (понимание основывается на знаниях предыдущих разделов);

  • если посторонние мысли мешают сосредоточиться, лучше всего изучать материал вслух;

  • использовать новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался, надо помнить, что замедленный темп способствует отключению внимания на посторонние объекты;

  • чередовать чтение, обдумывание, пересказывание, решение задач или проблем, придумывание собственных примеров, так как смена деятельности способствует сохранению устойчивого внимания, однако, смена деятельности не может быть очень частой – это приводит к суете, поверхностному восприятию учебного материала;

  • осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания учеников на посторонние объекты, надо постараться волевым усилием вновь направить ученика в нужное русло;

  • если в процессе работы выяснилось, что ученик на какое-то время «отключился», надо заставить его вернуться к тому месту, где произошло «отключение», так как возвращение не только обеспечит усвоение материала, но и способствует повышению общей устойчивости внимания;

  • соблюдать гигиену умственного труда детей:

- обеспечить нормальное освещение и температуру;

- делать регулярные перерывы, во время которых полезно выполнять физические упражнения.

Используя упражнения в течение многих лет работы, мы пришли к выводу, что произошла динамика развития всех свойств внимания:

- увеличился уровень концентрации, переключения и распределения внимания;

- увеличилась продолжительность внимания;

- увеличился объем внимания.

Используемые упражнения на уроке способствуют развитию и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

Все упражнения подобраны так, что степень их трудности увеличивается от упражнения к упражнению. Упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей 7 – 11 лет.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых сейчас находится. И в дальнейшем прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления опыта люди не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Не помня о том, с ним было, человек просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления опыта люди не смогли бы адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Не помня о том, с ним было, человек просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Современному школьнику приходится запоминать огромный объем информации, слова, определения, правила, схемы, страницы текста. Для увеличения емкости памяти нужны специальные упражнения.

Чтобы более эффективным было действие упражнений на развитие памяти необходимо учитывать особенности запоминания:

  • - положительные эмоции, которые человек переживает, влияют на запоминание

  • - интерес способствует лучшему запоминанию даже сложной информации;

  • - при запоминании длинного ряда данных лучше всего запоминается начало и конец;

  • - влияет на запоминание цветовая организация;

  • - связь с предыдущим опытом;

  • - установка (целеполагание в деятельности).

Внутренний мир любого человека наполнен образами тех предметов и людей, которые его окружают. Трудно перечислить все то, что содержится в человеческой памяти, помогает формировать свои мысли, проявлять себя в поступках. За хранение информации отвечает память. Не зря говорят: «Потерял память – потерял себя».

Путь развития памяти – использование упражнений. Давно психологи отметили, что заученные знания – это бесполезные знания, так как их можно только воспроизводить. Полезные знания для жизни должны усваиваться на основе понимания и жизненного значения, применения этих знаний на практике.

При применении упражнений память развивается благодаря высокой активности мышления, дает в результате понимание и приобретает познавательный характер.

Используя упражнения на развитие памяти в 1 классе, мы увидели, что ученики во 2 классе более успешно запоминают теоретический и практический материал.

Опыт применения упражнений для 2 класса был нацелен на развитие видов памяти:

- слуховой;

- зрительно - эмоциональной;

- смысловой (логической).

В результате четвероклассники стали хорошо запоминать последовательность выполнения операций.

Обучение детей мнемическим действиям проходит в два этапа. На первом

этапе обучения ученики 1 – 2 классов овладевают операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала. На втором этапе, с конца 2 класса, учатся пользоваться такими операциями, как средствами запоминания в различных ситуациях.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой рождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление расширяет границы познания, делит информацию на теоретические и практические выводы, отражает жизнь не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые в восприятии человеку не даны.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех познавательных процессах:

в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Они связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

На уроках, применяя упражнения и задания, мы развиваем свойства мышления:

  • - широта (способность охватить весь спектр предметов целиком);

  • - глубина (Способность проникать в сущность явления);

  • - самостоятельность (умение выдвигать и решать задачи без помощи);

  • - гибкость (умение отойти от выработки обычных стереотипов);

  • - быстрота (способность быстро разобраться в ситуации);

  • - критичность (умение объективно оценивать свои и чужие мысли).

В широком смысле слова мышление называют способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В мышлении каждого человека есть свои особенности и их называют качествами ума. Особенности мышления зависят от знаний и опыта.

Упражнения для развития мышления позволяют воспринимать окружающее не как само собой разумеющееся. В процессе мыслительной деятельности ученик использует приемы: анализ, синтез, сравнение, конкретизацию, обобщение. Эти приемы мышления развиваются упражнениями на уроке.

За 4 года учения в начальной школе прогресс умственного развития детей заметен. От доминирования наглядно – образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического мышления школьник поднимается до словесно логического мышления, на уровень конкретных понятий.

Развивающие упражнения на мышление обогащают и влияют на его виды.

Заметили, что уже к четвертому классу ученики стали самостоятельно составлять план действий и следуют ему, не опираясь на образец.

Достоинства выполнения упражнений по развитию мышления являются регулярность и целенаправленность, создание положительного эмоционального фона: интерес, раскованность и желание научиться выполнять предлагаемые

упражнения.

Развитие задатков и превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания. По мере развития совершенствуются и способности и качества детей. Учитывая индивидуальные способности детей, строится педагогическое воздействие.

Познавательные способности (внимание, память, мышление), как и всякие другие, вырабатываю определенные навыки и умения, главное – привычку самостоятельно думать, отыскивать необычные пути к решению.

Использование упражнений помогает решать проблемы развития различных видов памяти, наблюдательность, быстроты реакции, формирование нестандартного мышления.

В результате использования упражнений по развитию познавательных способностей ребята достигают успехов в своем развитии. Дети свои умения применяют в учебной деятельности, что приводит к успехам.

Упражнения, включенные в уроки, отобраны из учебной и педагогической литературы с учетом возможных особенностей учеников, носят

обучающий и развивающий характер. С каждым классом упражнения усложняются: увеличивается сложность заданий, наращивается темп выполнения заданий.

Упражнения не только способствуют развитию творческих способностей детей, но и несут соответствующую дидактическую нагрузку, углубляют знания детей, развивают познавательную деятельность.


37285_Из_опыта_работы_по_развитию_внимания....rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос