В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Искусство России эпохи перестройки и постперестроечного периода" (11 класс)

Вера Эсаулова Вера Эсаулова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 2362
Краткое описание
Цели данной работы - донести до учащихся информацию о достижениях в области культуры в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период; помочь учащимся сформировать объективное отношение к этому времени и культуре нашей страны; способствовать качественному выбору учащимися сферы своих интересов  через  приобщение к таким произведениям, которые достойны называться искусством, способны будить в человеке лучшие чувства, что и является главной задачей культуры вообще.

Описание
Тема:«Искусство России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период». Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел «Духовная жизнь общества».
Предмет: история России 20 века.
Цели: перспективная — повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства; ближайшая — знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут: — расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;
  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
  • выделить основные принципы современной хореографии;
  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
В результате занятия учащиеся смогут:
  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
  1. Мотивация. 
Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления». Учащиеся делают вывод о том, что танец — это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.
3.Изучение нового.  3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса. Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их). После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.  Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты: — снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;
  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
  • укрепление международных связей в области культуры;
  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
Наряду с этими выделяются и отрицательные:
  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;
  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.
Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства — в частности.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства). Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):
  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

4. Рефлексия и подведение итогов. В качестве основных направлений могут быть названы: 
  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
В качестве особенностей могут быть отмечены: — синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела; 
  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. 
  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
  • фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
  1. Выставление отметок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.
Пожаловаться 18 декабря 2012
Файлы
._Искусство России.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
########Mac OS X        #####	###2### #######R####################################
Искусство России.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Тема: «Искусство России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный» период».

Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел «Духовная жизнь общества».


Предмет: история России 20 века.


Цели:

перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;

ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.


В ходе занятия учащиеся смогут:

- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;

  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;

  • выделить основные принципы современной хореографии;

  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;

  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.


Ход занятия.


1. Оргмомент.


  1. Мотивация.

Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): «О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления».

Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.


3.Изучение нового.

3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).

После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.

Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:

- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;

  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;

  • укрепление международных связей в области культуры;

  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.

Наряду с этими выделяются и отрицательные:

  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;

  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);

  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия «произведений искусства»;

  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;

  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;

  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой «чернухи», ничего общего не имеющей с искусством.

Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.


3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).

Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);

  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.


4. Рефлексия и подведение итогов.

В качестве основных направлений могут быть названы:

  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

В качестве особенностей могут быть отмечены:

- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;

  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;

  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;

  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;

  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;

  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет «интегрировало» российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;

  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);

  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.

  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;

  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.

  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;

  • фотография выходит  за рамки  репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.


Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.


  1. Выставление отметок за работу на уроке.


  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.


Искусство России.zip
Войдите для скачивания файлов
Искусство России в к 20 века.ppt.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru