В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе. (Из опыта работы).

Марина Баландина Марина Баландина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 10391
Краткое описание
Здесь раскрыта роль игры в активизации мыслительной деятельности на уроках математики. В этой статье дано описание  используемых игр на уроке. Особенно будет интересно молодым учителям.

Описание


Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе (Из опыта работы)

Работу выполнила

учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 4
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
Самарской области
Баландина Марина Николаевна Самара,2012 г. "Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь".
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление отбивает интерес как к счету, так и к урокам математики.Для того, чтобы возбудить интерес к счету, активизировать мыслительную деятельность я использую дидактические игры.Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Нравятся ребятам следующие дидактические игры: — Игра «Рыбалка». — Круговые примеры. — «Кто быстрее?». — «Найди ошибку». — «Недописанный пример». — «Закодированный ответ». — «Математическое домино». — «Игра в снежки (мячик)». — «Собери картинку». — «Эстафета». «Яблонька». Детям дается задание – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15. «Наряди елочку». Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз — рисунок с новогодней игрушкой. «Кто больше составит примеров?» Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров. «Кто считает лучше?». Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков. «Узнай слово». На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы разгадали слово. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов. Задачи с любимыми героями: 1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы? 2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка? Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как:Урок — сказка. Урок — КВН.Урок — путешествие. Урок — кроссворд.
Урок — смотр знаний. Для создания игровых ситуаций использую исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.п. При подготовке таких уроков можно заранее дать детям сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т. д. «Помоги Золушке» (игра, которая длится целый урок). Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку. Но мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задания, записанные на замках (задания разного вида: задачи, примеры, неравенства, геометрические задания и т.д.). Очень интересны игры-путешествия («Путешествие Колобка»). В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к урокам математики, но и развивают деловые и практические качества учащихся.  Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Ожидаемые результаты использования игры на уроке: — Игры активизируют мыслительную деятельность на всех стадиях изучения материала. — Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала. — Игры расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию. — С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися. В заключение можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Список использованной литературы 1. Есыреева А.П. Учите играя. // Начальная школа, 1988, № 10 — с.10-12.
2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. — М., 1985.
3. Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985, № 6 — с.57-61.
Пожаловаться 17 декабря 2012
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru