В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Статья "Технология «Усвоения урочной темы» С.Д.Шевченко"

Ольга Петрова Ольга Петрова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1535
Краткое описание
Когда меня спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: «Урок - это не только и не столько средство педагогических знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка».
Не сразу, по крупицам, по кирпичикам создавалась моя система работы. В основе ее лежит общечеловеческий принцип «Люби и радуй», который формирует духовный мир ребенка.
Пожаловаться 12 декабря 2012
Файлы
статья.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»



автор: учитель биологии

Петрова Ольга Яковлевна


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Технология «Усвоения урочной темы» С.Д.Шевченко.


Когда меня спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: «Урок - это не только и не столько средство педагогических знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка».

Не сразу, по крупицам, по кирпичикам создавалась моя система работы. В основе ее лежит общечеловеческий принцип «Люби и радуй», который формирует духовный мир ребенка..

Чтобы осуществить все задуманное я обратилась к опыту работы учителя - новатора Сергея Даниловича Шевченко, который создал технологию усвоения урочной темы.

Для того чтобы произошло усвоение урочной темы, необходимо учебное время, которое начинается в середине одного урока (когда начинается изучение нового материала) и заканчивается в середине второго.



Изучение урочной темы



Изучение нового материала


20-25 мин

Зак-реп-ление


5мин


Домашнее задание


15-20 мин

Про-го-вор

5-6 мин

Фронталь-ная

Проверка


12-15 мин


Урочное время Урочное время


В этой связи урок не может являться единицей учебного процесса. Эта временная единица, которая служит для его регламентации.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся.

В своей педагогической деятельности я использую коллективную форму познавательной деятельности учащихся

Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся позволяет использовать интерактивные методики обучения (работа в малых группах). В результате интерактивных методик совершенствуется новое педагогическое мышление, развивается демократизация всего учебного процесса.

Общее задание делится между членами микрогруппы. Деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но так же за знания своих товарищей по учебной работе.

1 этап учительско – ученической деятельности – это восприятие учащимися нового учебного материала.

Первое повторение – определение, как учащиеся поняли урочную тему. Коррекция восприятия. Как бы ни был организован этот этап, учитель должен получить необходимый ему сигнал – как учащиеся поняли то, что объяснялось, то, над чем работали. В процессе этого этапа осуществляется первое повторение новой информации и в значительной степени усиливает процесс ее осмысления. А это значит: новые знания и умения сопоставляются, противопоставляются, дополняются за счет прежних знаний и увязываются со знаниями, которые уже усвоены, с опытом, который уже был приобретен.Этот этап, согласно всем педагогическим законам, представляет собой обратную связь между учителем и учащимися, которая дает возможность тут же немедленно что-то направить, дополнить, осуществить коррекцию домашнего задания и дальнейшей работы над урочной темой.

В своей педагогической деятельности многие годы из урока в урок я использую особый этап в усвоении урочной темы проговор.

Проговор – это наиболее эффективный метод запоминания и осмысления нового материала. Бывает проговор нового материала про себя, а бывает вслух. Разница здесь немалая.

Сначала о проговоре про себя. Это форма повторения и осмысления нового материала может использоваться не только дома, при подготовке домашнего задания, но и в самых неожиданных местах: когда учащийся идет домой, во время обеда и даже во время сна.

Эффективность этой учебной работы будет зависеть от индивидуальных особенностей учащегося.

Теперь рассмотрим следующий метод запоминания и осмысления нового материала – это проговор содержания урочной темы вслух. Начинается этот этап изучения урочной темы с первой секунды следующего урока . Проговаривают урочный материал в составе ученических пар, которые создаются на перемене перед уроком. Один из них учитель, а другой ученик.

Естественно, ученик – учитель не просто слушает, но задает вопросы и выясняет глубину знаний. Он тоже проговаривает материал, но про себя. Иногда между ними возникает дискуссия. Разрешают их спор учащиеся-консультанты, которые, как говорят ребята, знают материал не на «5», а на «10». Как правило, это два ученика, которые не проговоривают урочную тему, а свободно ходят от пары к паре, консультируют. Это особая должность в системе уроков. Игра в «учителя и ученика» - серьезная учебная игра, по правилам которой необходимо выставлять оценки. В конце проговора ученик – учитель выставляет оценку своему ученику в специальную «Карту учета знаний», которая находится в тетради «Ученик – учитель».Оценки в данном случае не столько отражают знание, сколько стимулируют процесс. Во время громкого проговора учащимся разрешается пользоваться учебником, справочниками, схемами, тетрадями, листом опорных сигналов (ЛОС) и т.д. Это естественно, так как идет процесс обучения, а не проверка знаний. Проговор длится недолго, всего 5 минут, но на каждом уроке. Такая систематичность делает еще его хорошим тренингом речи, правильным произношением биологических терминов. В процессе проговора учащимися может быть допущена ошибка (ученик ошибся, «учитель» не заметил). Эта ошибка будет исправлена на следующем этапе усвоения урочной темы, в процессе фронтального повторения.

Фронтальное повторение – это свободное обсуждение, поиск истины, но, естественно, в пределах дидактических задач.Фронтальное повторение заканчивается, но не заканчивается организационный процесс (анализ усвоенного материала), который обеспечивает благоприятное и высокоэффективное протекание учебного процесса.

Следующий структурный этап процесса усвоения биологических знаний, умений, навыков – изучение нового материала.

Поскольку школа сегодня должна быть развивающей и развивающейся, постольку и методы обучения должны быть направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие личности в целом. Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, в своей педагогической практике, считаю необходимым использование нестандартных методов обучения

Большое значение в организации процесса обучения имеет средства обучения. Одним из результативных средств обучения урочной темы, раздела и всего курса биологии является воспроизведение листа опорных сигналов (ЛОС) (в традиционном обучении – опорная схема). На каждом обычном уроке учащийся воспроизводит по памяти ЛОС, на что примерно уходит 4-5 минут.

Что это дает?

Возрастает, причем в несколько раз, запоминание всего, что следует запомнить, изучив урочную тему. Каждая опора (ЛОС) становится ниточной, которая дает возможность в любое время «вытянуть» из долговременной памяти все то, что было заполнено в процессе обучения.

В среднем на выучивание ЛОС учащийся тратит дома не больше 10-15 минут, но запомнив его, он даже через годы воспроизводит его.Если учащийся в процессе рассказа или объяснения учителя сам составит лист ОС (а это наблюдается через 1-2 года кропотливой работы), следовательно, результативность этого средства обучения достигла «вершины» познания.

Следующий структурный этап процесса усвоения биологических знаний, умений, навыков – уровни, виды, приемы подачи домашнего задания.

Оно должно быть:

1. Разноуровневым.

  • Первый уровень. Обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

  • Второй уровень. Тренировочный (или чаще говорят опережающий). Его выполняют ученики, которые хорошо знают предмет и без особой трудности осваивают программу.

  • Третий уровень. Творческие задания. Такие задания выполняются чаще всего на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой.

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы, например:

  • сказки, фантастические рассказы, стихотворения;

  • творческие проекты;

  • чайнворды, кроссворды и т.д.

  • учебные номиналы;

  • листы опорных сигналов (ЛОС);

Следующим важным этапом в процессе усвоения урочной темы (раздела, предмета) является система оценивания знаний, умений, навыков. В своей педагогической практике я условно подразделяю контроль (в том числе и систему оценивания) на внешний и внутренний.

Внутренний контроль – это контроль со стороны товарищей, которые тоже участвуют в учебном процессе.

Одной из форм внутреннего контроля является самооценка учащимися знаний и умений. Эту оценку можно назвать «великой». Она действительно играет особую роль в учебном процессе. С одной стороны она выполняет дидактическую роль, с другой стороны – воспитательную. Каждый раз, перед тем как поставить себе оценку, учащийся должен преодолеть внутреннюю конфликтную ситуацию – завысить (приятно, но не честно) или преодолеть этот соблазн. Происходит еще урочный «тренаж» нравственной нормы- честности.

Внешний контроль – это контроль учителя.Он складывается из двух групп оценок: текущие и итоговые.

Главной фигурой педагогического процесса является учащийся, во имя которого учебно – воспитательный процесс создается и организуется. Ребенок не только ученик, но прежде всего личность во всем многоцветии ее качеств, черт и проявлений. Нельзя ограничиваться с ребенком только сферой научения, необходимо вникать в его духовный мир, помогать ему делать «шаги» в познании мира.

1.Анисимов В.В. , Грохольская О.Г. Общие основы педагогики. – М., «Просвещение». 2006

2.Комченко А.Н.Энциклопедия педагогических технологий. - Санкт – Петербург.,«Каро» 2005

3. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М., «Просвещение». 1991

4. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. – М., «АЕАДЕМА»1999


статья.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru