В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Научная речь

Людмила Белякова Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:4    просмотров: 2056
Краткое описание
Цель урока:  
- обобщить и углубить  знания по теме   «Основные признаки научного стиля»;
Задачи урока:
- закрепить знания о строении текста;
- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА;          -  развитие речевых навыков учащихся.
Пожаловаться 07 декабря 2012
Файлы
8 класс научный стиль.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

8 класс


А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?



  1. Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.



  1. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.


В. Выполните следующие задания:

- Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?


УРОК.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 города Рыбинск Ярославской области


УРОК

русского языка в 8 классе

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Цель урока:

- обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;

Задачи урока:

- закрепить знания о строении текста;

- проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: тексты Ф.М. Достоевского и Д.Н. Шмелёва о русском языке;

видеосюжет «Наш любимый школьный двор»

  1. Погружение в тему урока.

Учитель читает фрагментарно рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга»

- Что вызвало вашу улыбку?

- Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?

Учитель:

Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»

  1. Сопоставительный анализ текстов:

А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?

  1. … Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.

  2. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы, сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика, грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование, этимология, стилистика, диалектология и т.д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.

В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

- Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

- Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы


НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера применения

Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках

Особенности

Логичность, точность, однозначность, объективность

Задача

Сообщить и аргументировать научную информацию

Языковые средства

Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише;

Преобладание именных частей речи над глагольными;

преобладание сложного синтаксиса.

Типы речи

Рассуждение, описание

Жанры

Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия


IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)

А. Работа с учебником – упр. 137

Учитель:

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1

Y. Домашнее задание

Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»

YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма :

Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

Затвердевает даже азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике.

За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий

При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e380221-2e2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/[IS-TA_05-11_08]_

YII.1

Запишите следующие слова:

Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт, коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция, фонема, гипотенуза, параллельные прямые.

Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»





1 Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся

8 класс научный стиль.rar
Войдите для скачивания файлов
УРОК.rar
Войдите для скачивания файлов
белякова_dreamsboard.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru