В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Юлия Романенко Юлия Романенко
Тип материала: другое
просмотров: 8157
Краткое описание
Данная разработка  позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной дополнительной образовательной программы, а  также предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности.

Описание

Пояснительная записка В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: § учебным(фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; § личностным(выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1). Технология определения учебных результатовпо дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Динамика результатов освоения предметной деятельностиконкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам. Таблица 1
Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Оценка в баллах
1. Теоретическая подготовка
1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы
Соответствие теоретических знаний программным требованиям
а) высокий уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½
5-7 баллов
в) низкий уровень – овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой менее 5 баллов
2. Владение специальной терминологией
Осмысленность
и правильность использования специальной терминологии
а) высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием 8-10 баллов
б) средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой 5-7 баллов
в) минимальный уровень – как правило, избегает употреблять специальные термины менее 5 баллов
2. Практическая подготовка
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям а) высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ 5-7 баллов
в) низкий уровень – воспитанник овладел лишь начальным уровнем подготовки менее 5 баллов
2. Творческие навыки
Креативность выполнения творческих заданий а) высокий уровень – творческий – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно 8-10 баллов
б) средний уровень – репродуктивный – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – элементарный – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие задания по шаблону, подглядывая за другими исполнителями менее 5 баллов
3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные умения
1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
а) высокий уровень – сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других 8-10 баллов
б) средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию менее 5 баллов
2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения двигательными навыками а) высокий уровень – самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию 8-10 баллов
б) средний – готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду менее 5 баллов
3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
а) высокий уровень – самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения 8-10 баллов
б) средний уровень – участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога менее баллов
3.2.Учебно-организационные умения и навыки
1. Умение организовать свое рабочее место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой а) высокий уровень – самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой 8-10 баллов
б) средний уровень – организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога менее 5 баллов
2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям а) высокий уровень – освоил весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период 8-10 баллов
б) средний уровень – допускает ошибки 5-7 баллов
в) низкий – воспитанник овладел менее чем 1/2 объема навыков менее 5 баллов
3. Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время
а) высокий уровень – самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. 8-10 баллов
б) средний уровень – планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога менее 5 баллов

Количество набранных баллов соответствует уровню:
80-64 высокий уровень
56-40 средний уровень
39-0 низкий уровень
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 2). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы. Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляется диагностическая картаучета динамики личностных качеств развития воспитанников (Таблица 4). Карта заполняется три раза в год – в конце триместров и учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 2
Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Оценка в баллах
1. Организационно-волевые качества
1. Терпение
Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие 8-10 баллов
б) средний уровень – на большую часть занятия 5-7 баллов
в) низкий уровень – менее чем на половину занятия менее 5 баллов
2. Воля
Способность активно побуждать себя к практическим действиям а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком 8-10 баллов
б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога 5-7 баллов
в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне менее 5 баллов
3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам 8-10 баллов
б) средний уровень – периодически контролирует себя сам 5-7 баллов
в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно менее 5 баллов
2. Ориентационные качества
1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям а) высокий уровень – нормальная 8-10 баллов
б) средний уровень – заниженная 5-7 баллов
в) низкий уровень – завышенная менее 5 баллов
2. Интерес к занятиям в объединении
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 8-10 баллов
б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком 5-7 баллов
в) низкий уровень – продиктован ребенку извне менее 5 баллов
3. Поведенческие качества
1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации а) высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты 8-10 баллов
б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать 5-7 баллов
в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты менее 5 баллов
2. Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам объединения)
Умение воспринимать общие дела как свои собственные а) высокий уровень – инициативен в общих делах 8-10 баллов
б) средний уровень – участвует при побуждении извне 5-7 баллов
в) низкий уровень – избегает участия в общих делах менее 5 баллов

70-56 высокий уровень
55-35 средний уровень
34-0 низкий уровень
Таблица 3 Диагностическая карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе ___________________________________
Ф.И. воспитанника
Иванов И./5 А Петров П./6 Б Сидоров С./7 В
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы (указываете теоретические знания) 8 4 10
Владение специальной терминологией (указываете примеры по Вашей программе) 5 5 5
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указываете конкретные умения и навыки)
Творческие навыки (указываете их)
Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией

Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Рациональное распределение времени, планирование работы

Уровень
С С В
Таблица 4 Диагностическая карталичностного развития воспитанников в процессе усвоения ими дополнительной образовательной программы _________________________
Ф.И.воспитанника
Иванов И./5 А Петров П./6 Б Сидоров С./7 В
Организационно-волевые качества: Терпение 6 8 9
Воля 10 10 10
Самоконтроль
Ориентационные качества: Самооценка
Интерес к занятиям в объединении

Поведенческие качества:
Конфликтность (отношение воспитанника к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского коллектива)

Уровень
В В С
После заполнения диагностических карт, вы делаете общий свод данных, сколько воспитанников у Вас с высоким, среднем и низким уровнем развития. И в соответствии с этим планируете свою работу во 2-м триместре.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения воспитанника (группы) по программе позволяет педагогу и методистам определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы по дополнительной образовательной программе. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом. Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год.
Пожаловаться 01 декабря 2012
Файлы
мониторинг.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Perova_YV_Dopolnitelnoe_obrazovanie.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru