В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Занятие по психологии с обучающимися 5го класса «Цветок дружбы»

Полина Шахматова Полина Шахматова
Тип материала: Урок
просмотров: 7249
Краткое описание
способствовать развитию коммуникативных навыков пятиклассников.

Описание
Цель:способствовать развитию коммуникативных навыков пятиклассников. Задачи: 1) Установление контакта с обучающимися 2) Развивать навык сотрудничества обучающихся друг с другом 3) Сохранять положительный эмоциональный настрой в работе группы Материалы к занятию:листы А4, фломастеры, цветные карандаши, ватман, карточки с пословицами. Ход занятия. Организационный момент: Здравствуйте меня зовут Полина Викторовна, я работаю педагогом психологом в школе №13, и мне хочется познакомиться с каждым из вас! Давайте по кругу, каждый назовет свое имя. 1. Разминка Предлагаю вам расширить наше знакомство, для этого выполним такое упражнении, слушайте меня внимательно, приготовились: Ø Поднимите правую руку, те кто учится в пятом классе Ø Те у кого есть один друг сделайте шаг вперед и хлопните в ладоши Ø Поставьте руки на пояс, те у кого есть домашнее животное Ø У кого есть два друга сделайте два шага вперед и поднимите руки вверх Ø Те у кого 3 и более друзей покружитесь Хорошо, молодцы! Прошло так мало времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным. 2. Пословицы Посмотрите внимательно, перед вами расположены листочки, выберите себе тот цвет, который нравиться вам сейчас. Выбрали? – а сейчас найдите себе пару по цвету — прочитайте что у вас получилось? Давайте встанем в круг и каждая пара зачитает, что у них получилось? Дети зачитывают полученные пословицы. Психолог дает некоторые комментарии к ним. Спрашивает, понятно ли значение пословицы, если у детей возникают вопросы — дает ответы. Ребята, а какая главная мысль в этих пословицах. – Давайте ее определим одним словом. Дружба. Я согласна с вами — это дружба! Это и есть тема нашей сегодняшней встречи. ИЛИ! На эту тему сегодня и пойдет наш разговор. 3. Рисунок в паре. Если мы возьмем словарь и посмотрим значение слова дружба, то мы увидим что это «Дружба – продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи друг другу, сочувствии друг другу, самоотверженности друг ради друга и приносящие удовлетворение и радость» Наверно каждый из вас задумывался о том, что такое дружба…Предлагаю вам изобразить это в виде рисунка. Свой рисунок, вам нужно будет выполнить в паре! Время выполнения рисунка 4 минуты Вы можете занять место за столом и приступить к работе. Свой рисунок вы можете разместить на нашем плакате. Давайте посмотрим что у нас получилось! Какие разные и интересные рисунки. После выполнения рисунка психолог подводит итог: Я вижу на нашем плакате, что дружба это ваш класс, это семья, это люди. Знаете ребята, ведь дружба — это историческое понятие. Человечество всегда высоко ценило дружбу. Хотя все народы во все времена почитали дружбу величайшей ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу это крайне редкой. Посмотрите и мы с вами живем в городе в котором много разных народов, и в нашей стране, разные народы приходили на взаимовыручку друг другу и в вашем классе наверняка есть ребята разных наций, которые дружат между собой. – Согласны со мной?! Можно сказать, что это целая жизнь. 4. Лента «Цветок дружбы». И какие-то невидимые нити связывают людей, по духу по интересам, эти нити теплые, лучезарные как эти наши ленты. Давайте попробуем прочувствовать это, возьмитесь за ленты. Чувствуете что вас связывает! По перетягивать ленты! И сейчас я попрошу вас выполнить такое упражнение: Маша и Саша встаньте рядом с ……… Выстроить «цветок» Посмотрите, что у нас получилось!? – какие у вас есть фантазии?! Что получилось? Мы говорили сегодня о дружбе — ключевое слово сегодня в нашей встрече и цветок. И если мы соединим эти два слова что может получиться?! 5. Рефлексия занятия. Наше занятие подходит к завершению, и мне хочется, чтобы каждый из вас проговорил. «Для меня дружба это….». Продолжите, пожалуйста.
Пожаловаться 30 ноября 2012
Файлы
конспект урока Шахматовой новый.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ТЕМА: «Стратегии поведения в конфликте»

Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов

Задачи:

- показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

- создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте;

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (все занятие сопровождается показом презентаций), карточки с ситуациями

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие упражнение «Я сегодня вот такой»

Ведущий:

Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом занятии?

Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся.

Что вы еще не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

  1. Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

  • Было ли решения ситуации эффективным?

  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.



Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

3. Практическая работа

В ваших рабочих тетрадях предлагаю определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте.

Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):

стили поведения в конфликте

самооценивание

результаты тестирования

сотрудничество



соперничество



компромисс



избегание



приспособление




5. Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

  • Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?


6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.


Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?


Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Для этого вам необходимо определить собственную стратегию поведения в конфликте при помощи опросника Томаса. Провести анкетирование.

Прощание.





















Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru