В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Занятие по психологии с обучающимися 5го класса «Цветок дружбы»

Полина Шахматова Полина Шахматова
Тип материала: Урок
просмотров: 7126
Краткое описание
способствовать развитию коммуникативных навыков пятиклассников.

Описание
Цель:способствовать развитию коммуникативных навыков пятиклассников. Задачи: 1) Установление контакта с обучающимися 2) Развивать навык сотрудничества обучающихся друг с другом 3) Сохранять положительный эмоциональный настрой в работе группы Материалы к занятию:листы А4, фломастеры, цветные карандаши, ватман, карточки с пословицами. Ход занятия. Организационный момент: Здравствуйте меня зовут Полина Викторовна, я работаю педагогом психологом в школе №13, и мне хочется познакомиться с каждым из вас! Давайте по кругу, каждый назовет свое имя. 1. Разминка Предлагаю вам расширить наше знакомство, для этого выполним такое упражнении, слушайте меня внимательно, приготовились: Ø Поднимите правую руку, те кто учится в пятом классе Ø Те у кого есть один друг сделайте шаг вперед и хлопните в ладоши Ø Поставьте руки на пояс, те у кого есть домашнее животное Ø У кого есть два друга сделайте два шага вперед и поднимите руки вверх Ø Те у кого 3 и более друзей покружитесь Хорошо, молодцы! Прошло так мало времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным. 2. Пословицы Посмотрите внимательно, перед вами расположены листочки, выберите себе тот цвет, который нравиться вам сейчас. Выбрали? – а сейчас найдите себе пару по цвету — прочитайте что у вас получилось? Давайте встанем в круг и каждая пара зачитает, что у них получилось? Дети зачитывают полученные пословицы. Психолог дает некоторые комментарии к ним. Спрашивает, понятно ли значение пословицы, если у детей возникают вопросы — дает ответы. Ребята, а какая главная мысль в этих пословицах. – Давайте ее определим одним словом. Дружба. Я согласна с вами — это дружба! Это и есть тема нашей сегодняшней встречи. ИЛИ! На эту тему сегодня и пойдет наш разговор. 3. Рисунок в паре. Если мы возьмем словарь и посмотрим значение слова дружба, то мы увидим что это «Дружба – продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи друг другу, сочувствии друг другу, самоотверженности друг ради друга и приносящие удовлетворение и радость» Наверно каждый из вас задумывался о том, что такое дружба…Предлагаю вам изобразить это в виде рисунка. Свой рисунок, вам нужно будет выполнить в паре! Время выполнения рисунка 4 минуты Вы можете занять место за столом и приступить к работе. Свой рисунок вы можете разместить на нашем плакате. Давайте посмотрим что у нас получилось! Какие разные и интересные рисунки. После выполнения рисунка психолог подводит итог: Я вижу на нашем плакате, что дружба это ваш класс, это семья, это люди. Знаете ребята, ведь дружба — это историческое понятие. Человечество всегда высоко ценило дружбу. Хотя все народы во все времена почитали дружбу величайшей ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу это крайне редкой. Посмотрите и мы с вами живем в городе в котором много разных народов, и в нашей стране, разные народы приходили на взаимовыручку друг другу и в вашем классе наверняка есть ребята разных наций, которые дружат между собой. – Согласны со мной?! Можно сказать, что это целая жизнь. 4. Лента «Цветок дружбы». И какие-то невидимые нити связывают людей, по духу по интересам, эти нити теплые, лучезарные как эти наши ленты. Давайте попробуем прочувствовать это, возьмитесь за ленты. Чувствуете что вас связывает! По перетягивать ленты! И сейчас я попрошу вас выполнить такое упражнение: Маша и Саша встаньте рядом с ……… Выстроить «цветок» Посмотрите, что у нас получилось!? – какие у вас есть фантазии?! Что получилось? Мы говорили сегодня о дружбе — ключевое слово сегодня в нашей встрече и цветок. И если мы соединим эти два слова что может получиться?! 5. Рефлексия занятия. Наше занятие подходит к завершению, и мне хочется, чтобы каждый из вас проговорил. «Для меня дружба это….». Продолжите, пожалуйста.
Пожаловаться 30 ноября 2012
Файлы
конспект урока Шахматовой новый.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ТЕМА: «Стратегии поведения в конфликте»

Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов

Задачи:

- показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

- создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте;

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (все занятие сопровождается показом презентаций), карточки с ситуациями

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие упражнение «Я сегодня вот такой»

Ведущий:

Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом занятии?

Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся.

Что вы еще не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

  1. Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

  • Было ли решения ситуации эффективным?

  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.



Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

3. Практическая работа

В ваших рабочих тетрадях предлагаю определить, какая из стратегий наиболее подходит к вашему поведению в конфликте.

Ребятам предлагается предугадать свои стратегии поведения в конфликте при помощи самооценивания, заполнив таблицу (максимальное количество баллов 12):

стили поведения в конфликте

самооценивание

результаты тестирования

сотрудничество



соперничество



компромисс



избегание



приспособление




5. Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

  • Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?


6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.


Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?


Домашнее задание: Заполнить таблицу до конца. Для этого вам необходимо определить собственную стратегию поведения в конфликте при помощи опросника Томаса. Провести анкетирование.

Прощание.





















Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru