В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Семинар-практикум «Адаптация обучающихся»

Семинар-практикум «Адаптация обучающихся»

Полина Шахматова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 5002
Краткое описание
помочь учителям осознать смысл адаптационного периода
Описание
Цель:помочь учителям осознать смысл адаптационного периода и принять его идеи. Материал к занятию: листы А3; маленькие листочки для каждого участника карандаши или фломастеры; маркеры раздаточный материал «Проявление школьной дезадаптации», «Типичные трудности в обучении» Ход занятия I. Знакомство. 1.«Давайте договоримся, как мы будем называть друг друга». Так как мы друг друга уже давно знаем, я думаю, достаточно будет оформить визитку, написав свое имя, или как бы вы хотели, чтобы Вас называли в нашей группе. Предложить участникам оформить визитки со своим именем. Просьба к участникам группы, а это является так же одним из правил работы группы называть друг друга теми именами, как обозначено в визитках. II. Разминка «Я сегодня вот такой» Наше приветствие сегодня предлагаю провести интересным и немного веселым способом. Упражнение приветствие называется «Я сегодня вот такой!» Например. «Я, Полина Викторовна, я сегодня вот такая!» (показывает жест или движение, мимику). Группа должна поприветствовать участника группы таким образом «Здравствуй, Полина Викторовна, ты сегодня вот акая!» (повторяют движение водящего). А сейчас прислушайтесь к себе и скажите одним словом, какое у вас настроение сейчас. Ш. Введение. «Наша встреча сегодня посвящена адаптации учащихся 1,5 классов» 2. «В нашей группе мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства взаимодействия, преодолевать стереотипы. В этом нам окажут помощь правила группы, которые я вам предлагаю активное участие всех; сказал сам, послушай других; правильный тот, который выражает свое мнение. 3. «Что каждый ожидает от нашей встречи?» Вывод: «Действительно, при совместной работе мы можем больше узнать друг друга. Разумеется, если мы хорошо будем работать, то добьемся определенных результатов. Информирование для того чтобы нам со всех сторон продумать работу нашей группы;решить очень серьезные конструктивные вопросы; увидеть перспективу своей работы; обсудить реальные возможности. Мы будем работать искренне и достаточно серьезно воспринимать все этапы работы, какими бы они не показались. Есть ли у Вас вопросы? Все готовы работать? IV. Упражнение «Ассоциации» Цель: эмоциональное погружение в проблему.«Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?» Какие ассоциации, мысли возникают от слова АДАПТАЦИЯ?Что для меня в этих словах? (высказывается каждый участник, по кругу) Вывод: Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптация В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Также необходимо помнить о четыре вида адаптации: ü физиологическая (взаимодействие различных систем организма); ü биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий); ü психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний); ü социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности). При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния. V. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)
Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог. Признаки возникшей дезадаптации школьника:
  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации. Психолог раздает учителям методику «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе». VI. «Причины дезадаптации» (работа в группах) Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.
Причины школьной дезадаптации:
  • низкая готовность к школе;
  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
  • чрезмерная требовательность родителей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
  • и др.
V. Проективный рисунок «Адаптация» А сейчас наша работа происходит в группах (три группы 1-е классы, 5-е классы, 10-е классы). Для каждой группы следующее задание: • Изобразите на рисунке взаимодействие учителя и ребёнка во время
адаптации или какой-то сюжет на эту тему, где в виде образов будут нарисованы
учитель и ученик.
Запишите возможные чувства и мысли учителя и ученика.
Обсуждение: • Затем от каждой подгруппы понадобится 2 представителя, которые
озвучат возможные чувства и мысли учителя и ученика.
VI. Упражнение «Наша помощь» Участники остаются в тех же группах. Заполняется таблица «Как я могу помочь себе и ребёнку в период адаптации?» Обсуждение: Один представитель от группы озвучивает итоги, о Ваши суждения и идеи будут оформлены и предложены для педагогов школы. VII. Упражнение «Самочувствие» 3мин /П.В./ И в завершении, сидя в кругу, каждый участник группы называет слово или словосочетание, характеризующее своё состояние или настроение в данный момент (что получили от занятия). Передаёт руку соседу сидящему слева. Сосед берёт руку в свою и так же произносит нужное слово, таким образом круг замыкается. VIII. Заключение. Рефлексия ,0мин7И.В./ Что получили на сегодняшнем занятии, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешёнными? Сегодня мы еще раз вместе с вами, обозначили, с какими трудностями могут встретиться или уже встретились наши учащиеся; находили выходы и пути преодоления; отмечали возрастную специфику. Само построение семинара-тренинга одна из возможных форм организации классного часа или родительского собрания в классе. Скажите себе спасибо за работу. Ход семинара: 1. Правила группы (3 мин). Наша встреча сегодня посвящена теме адаптации учащихся в 5м классе. Для эффективности решения вопросов нашего семинара предлагаю вам правила работы нашей группы: -активное участие всех -сказал сам, послушай других -каждое мнение, высказывание имеет место быть Если группа принимает предложенные правила работы группы, то давайте приступим к нашей работе…….. 2. Упражнение «Ассоциации» (4-5 мин). У каждого из вас есть представление о том, что такое адаптация. Предлагаю каждому в одном слове выразить, что такое адаптация (высказывания фиксируются на доске). Подвывод:Адаптация имеет различные значения и определения – многофункциональное определение. Есть и группы учащихся испытывающие трудности адаптации. На семинаре мы будем говорить о тех группах учащихся, которые испытывают трудности адаптации в 5м классе: гиперактивные, агрессивные и тревожные школьники. 3. Упражнение «Инструкция» (6 + 3 мин обсуждение). Для того чтобы наиболее полно погрузиться в проблему поведенческого характера школьников, предлагаю вам выполнить следующее упражнение: Обсуждение упражнения. 4. Информационный блок (просмотр презентации 15 мин)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
презентация к семинару.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос