В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Татьяна Смирнова Татьяна Смирнова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 1466    комментариев: 1
Краткое описание
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.
Пожаловаться 28 ноября 2012
Файлы
Особенности профилактики нарушений письменной речи.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Новосибирска «Прогимназия №2»












Особенности профилактики нарушений письменной речи (дисграфии) у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)











Учитель – логопед:

Смирнова Татьяна Алексеевна









2012г.

Письменная речь не есть результат развития только устной, последняя может способствовать развитию письменной речи тем, чтобы решить, в объеме своих возможностей. Задачи созревания необходимых для письменной речи умений, а не тем, чтобы предоставить ей свои психические механизмы.

Анализ нарушенных и сохранных предпосылок речевых и психических функций у детей с общим недоразвитием речи школьного возраста позволил выделить группы, детей с нарушением: 1) слухового (фонематического) восприятия; 2) зрительного (предметного) восприятия; 3) мотивационных инициативных процессов (психической активности); 4) пространственных представлений; 5) кинестетических представлений.

Использование системного анализа привело к выделению различных по структуре первичных и вторичных речевых дефектов у детей с ОНР.

Первичное преобладание какой-либо недостаточности в том или другом звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном, кинестетическом), участвующем в раннем формировании речи детей, закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и вторичной задержки развития познавательных возможностей у детей.

Вторичное недоразвитие высших познавательных функций у этих детей претерпевает принципиально те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком функциональном уровне.

Проанализировав особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. «В период овладения устной речью создаются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению, языковые обобщения образуют определенное единство, составляющее содержание готовности ребенка к усвоению письма».


Внешняя правильность речи ребенка еще не является исчерпывающим критерием подготовленности к усвоению письма, что важно учитывать путь овладения ребенка опытом языковых наблюдений, сравнений, обобщений.

Таким образом, Р.Е.Левина, использовала в своей работе комплексный подход для реализации всех компонентов речевой системы, а также мыслительной деятельности для нормального процесса овладения письмом.

Установив связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии, Г.А. Каше разработала систему своевременного обеспечения готовности старших дошкольников к усвоению звукового и морфологического состава слова.

В ее основу был положен принцип предупреждения нарушений чтения и письма, который реализовывался наряду с формированием у детей четкой, правильной речи. Затруднения в овладении школьными навыками можно своевременно предупредить, воспитывая у старших дошкольников готовность к усвоению звукового и морфологического состава слова.

Методика, Г.А.Каше, в работе с детьми, имеющими недостатки произношения, сопровождающиеся отклонениями в фонематическом восприятии. Показывает что полученные результаты, несомненно, явились толчком к углубленной разработке проблемы профилактики в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

Тем не менее, развитие устной речи в системе подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте в школе не обеспечивает создания всех предпосылок для письменной речи.

Многие отечественные авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового анализа (Л.Ф.Спирова, Г.А.Каше, Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова и другие). Нарушения письма объясняются исследователями неспособностью детей с общим недоразвитием речи улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.

Воплощением идеи профилактического подхода в работе по предупреждению недостатков письменной речи у детей с ОНР является исследование Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой.

Помимо коррекции речевых психических функций, авторы разработали упражнения, направленные на формирование ряда нарушенных у детей неречевых психических функций: общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, пространственного восприятия, зрительного внимания.

Был подобран проверочный материал для обследования детей в конце обучения. Практический материал, рассчитан не на возрастные группы детей, а на их речевые уровни, и должен был использоваться творчески с каждым ребенком по усмотрению логопеда.

В этом и заключалась сложность включения коррекционного материала в программы обучения детей разных возрастных групп.

К рациональным идеям указанных авторов относилось то, что они не только стремились помочь подготовить ребенка к школе, но и, учитывая различный коррекционный эффект, пытались установить преемственность между детским садом и школой.

Данную современную систему коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР, направленную на формирование устной (звуковой) речи, можно рассматривать как профилактику возможного возникновения недостатков письменной речи у детей с ОНР.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функции тесно увязываются с работой по преодолению вторичного дефекта, то есть нормализации психических функций и процессов, обусловливающих нормальный процесс овладения письменной речью.

Правильная устная речь наряду с достаточным уровнем развития психических процессов и функций, лежащих в основе письменной речи, составляют готовность к овладению грамотой, которую в силу особенностей речевого, познавательного, сенсомоторного развития дошкольников с речевой патологий необходимо целенаправленно формировать.


 

Обсуждение материала
  • 10 января 201318:11
    Мария

    Спасибо! Очень своевременная и полезная статья.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru