В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и моя семья»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и моя семья»

Галина Имамбаева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 13147
Краткое описание
   Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Описание
Рабочая программа

по внеурочной деятельности
«Я и моя семья»
1 класс



Срок реализации программы – 1год
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Учителем начальных классов Имамбаевой Галиной ВасильевнойМБОУ «ПритыкинскаяООШ»

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:

· формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

· пропаганда и возрождение семейных традиций;

· всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

· организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

В области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как основе российского общества;

· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Совместные усилия институтов общества направлены на достижение современного воспитательного идеала.

Ожидаемые результаты:
· снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;
· сохранение патриотического и культурного наследия;
· возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитания.

Сроки реализации программы
(ФГОС)
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс«Моя родословная».
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Технологии:
 Знакомство с историческим прошлым семьи;
 Знакомство с традициями и обычаями народов малой родины;
 Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
 Элементы исследовательской деятельности, направленные на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края;
 Элементы проектной деятельности
Формы работы:
 Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
 Деловые игры;
Конкурсы; праздники; творческие мастерские;

 Беседы, диспуты, конференции, викторины;
 Исследовательская деятельность;
 Коллективные творческие дела;
 Смотры-конкурсы, выставки;
 Соревнования;
 Экскурсии, поездки, походы;
 Трудовые дела;
 Тренинги;
Анкетирование; тестирование; мониторинги.

Участники программы:

Ø учащиеся класса;

Ø родители; бабушки, дедушки;

Ø педагоги; администрация лицея-интерната.


Объект деятельности:
Ø программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
Ø возрождение традиций семейного воспитания;

Ø активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;

Ø систему краеведческих знаний;
Ø устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
Ø уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
Ø любовь и бережное отношение к родной природе;
Ø честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(66 часов)

№ п/п
Тема
Кол-во
Сроки
по плану
фактически
1
Вводное занятие «расскажи мне о себе, о своей семье»

1


2
Конкурсная игровая программа «Народные приметы осени».Красота родной природы — фотовыставка

1


3
Проект «С ремеслом весь свет пройдешь — нигде не пропадешь». Изготовление герба и девиза своей семьи

10


4
Представление и защита герба и девиза своей семьи.

-


5
«Мы за чаем не скучаем» (семейные посиделки)

1


6
День рождения в моей семье.

1


7
Конкурс «Папа, мама, я — спортивная семья».

1


8
Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос).

1


9
Организация и сбор материала на тему: «Семейные праздники и традиции».

12


10
Изучение и обобщение собранного материала по теме: «Семейные праздники и традиции».

-


11
Мастер-класс, посвященный презентации проекта «Семейные праздники и традиции».

-


12
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

1


13
«Традиции нашей семьи» — выпуск буклетов

3


14
Семейный праздник Новый год.

2


15
Как украсить дом к Новому году.

-


16
«Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом».

1


17
Устный журнал «Детство наших бабушек и дедушек»

1


18
Семейные реликвии «Из бабушкиного сундучка». Сбор старинных вещей.

1


19
Праздник игры и игрушки «Во что играли наши бабушки и дедушки»

1


20
«Памятные даты моей семьи»

1


21
Проект «Военная летопись моей семьи»

5


22
«Дорогое слово – отец» — изготовление сувениров для пап и дедушек

2


23
«Я в фотографиях и воспоминаниях» (совместно с родными)

2


24
Праздник «Масленица – широкая» (совместно с родителями)

1


25
Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков.

1


26
«Мамины руки, нет их теплее…» — изготовление сувениров для мам и бабушек

2


27
Профессии в моей родословной

1


28
Ярмарка профессий «Город мастеров»

1


29
Игра-путешествие «Традиционные промыслы»

1


30
Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

1


31
КТД «Один счастливый день моей семьи»

2


32
Устный журнал « Моя родословная»

1


33
Проект «Я и мои родственники» — «Родовое древо»

5


34
Сочинение «Родительский дом — начало начал» (конкурс сочинений)

2



Литература:

1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
4. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
5. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
6. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
8. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
9. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
10. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
11. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
12. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
13. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов:Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
14. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
15. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
16. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
17. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
дух моя семья.doc Скачать





Рабочая программа


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Я и моя семья»

1 класс


Срок реализации программы – 1год

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Учителем начальных классов Имамбаевой Галиной Васильевной

МБОУ «Притыкинская ООШ»



















2012г.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.

Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.

Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Задачи программы:

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

  • пропаганда и возрождение семейных традиций;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Совместные усилия институтов общества направлены на достижение современного воспитательного идеала.

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи;

  • сохранение патриотического и культурного наследия;

  • возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитания.

Сроки реализации программы

(ФГОС)

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Моя родословная».

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

Технологии:

Знакомство с историческим прошлым семьи;

Знакомство с традициями и обычаями народов малой родины;

Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;

Элементы исследовательской деятельности, направленные на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края;

Элементы проектной деятельности

Формы работы:

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

Деловые игры;

Конкурсы; праздники; творческие мастерские;

Беседы, диспуты, конференции, викторины;

Исследовательская деятельность;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Соревнования;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинги;

Анкетирование; тестирование; мониторинги.

Участники программы:

  • учащиеся класса;

  • родители; бабушки, дедушки;

  • педагоги; администрация лицея-интерната.


Объект деятельности:

  • программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.


Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • возрождение традиций семейного воспитания;

  • активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;

  • систему краеведческих знаний;

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любовь и бережное отношение к родной природе;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(66 часов)


п/п

Тема

Кол-во

Сроки

по плану

фактически

1

Вводное занятие «расскажи мне о себе, о своей семье»

1



2

Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени". Красота родной природы - фотовыставка

1



3

Проект "С ремеслом весь свет пройдешь - нигде не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи

10



4

Представление и защита герба и девиза своей семьи.

-



5

"Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки)

1



6

День рождения в моей семье.

1



7

Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья".

1



8

Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос).

1



9

Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции".

12



10

Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции".

-



11

Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции".

-



12

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

1



13

«Традиции нашей семьи» - выпуск буклетов

3



14

Семейный праздник Новый год.

2



15

Как украсить дом к Новому году.

-



16

"Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом".

1



17

Устный журнал «Детство наших бабушек и дедушек»

1



18

Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей.

1



19

Праздник игры и игрушки «Во что играли наши бабушки и дедушки»

1



20

«Памятные даты моей семьи»

1



21

Проект «Военная летопись моей семьи»

5



22

«Дорогое слово – отец» - изготовление сувениров для пап и дедушек

2



23

«Я в фотографиях и воспоминаниях» (совместно с родными)

2



24

Праздник «Масленица – широкая» (совместно с родителями)

1



25

Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков.

1



26

«Мамины руки, нет их теплее…» - изготовление сувениров для мам и бабушек

2



27

Профессии в моей родословной

1



28

Ярмарка профессий «Город мастеров»

1



29

Игра-путешествие «Традиционные промыслы»

1



30

Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

1



31

КТД «Один счастливый день моей семьи»

2



32

Устный журнал « Моя родословная»

1



33

Проект «Я и мои родственники» - «Родовое древо»

5



34

Сочинение "Родительский дом - начало начал" (конкурс сочинений)

2





Литература:



  1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

  2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

  3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

  4. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.

  5. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

  6. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.

  7. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.

  8. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978

  9. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  1. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

  2. Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

  3. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.

  4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

  5. Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

  6. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

  7. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.

  8. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.




8


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос