Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества № 1»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Экологический букварь»
Эколого – биологическая направленность
Автор-составитель:
педагог
дополнительного
образования Журавлева
Ольга Анатольевна
г. Красноярск, 2007 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Экологический букварь» разработана для учащихся начальной ступени.
Основной целью программы является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе, которое постепенно обогащается за счет все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Задачами курса являются: развитие кругозора, любознательности, расширение знаний о животном и растительном мире, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков правильного поведения в природной среде.
Данная образовательная программа эколого – биологической направленности, тематический спектр – экология, биология, ботаника, зоология, краеведение, а основными видами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции. Основным и ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций.
Программа модифицирована. Основой её является авторская образовательная программа дополнительного образования детей Л.А. Клоповой «Экологический букварь». Модификация заключается в следующем:
- увеличен срок обучения с одного года до двух;
- второй год обучения предусматривает так же изучение природы в алфавитном порядке, но в обобщенных понятиях;
- изменена периодичность занятий;
- содержание программы дополнено краеведческим материалом;
- в содержание курса включены интерактивные формы обучения;
- практическая часть дополнена разнообразными видами работ.
Актуальностью и новизной данной программы является то, что учебная деятельность открывает перед детьми возможности для приобретения опыта социального действия – участие в социально-значимых делах, акциях; приобретение социальных знаний, понимания экологической реальности.
При составлении программы учитывались нормативно – правовые документы Министерства образования и науки РФ: примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей № 06-1844); о реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 20.05.2003 г. № 28-51-391/16) и санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27).
Образовательная программа «Экологический букварь» предназначена для учащихся 7 – 9 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут каждое.
По завершению программы «Экологический букварь» дети должны знать:
-
названия растений и животных;
-
их внешний вид;
-
места обитания, чем питаются в природе;
-
какую пользу приносят природе;
-
взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой;
-
как человек влияет на живые организмы;
-
как сохранить живую природу.
Уметь:
-
распознавать изученные растения и животных;
-
называть места их обитания;
-
составлять цепи питания;
-
находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
-
давать рекомендации по сохранению многообразия животных и растений;
-
правильно вести себя в природной среде.
Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.
Комплексная организация эколого-биологической деятельности, приобщение детей к природе формирует в детских душах культуру чувств, культуру мыслей, культуру человеческих отношений!
Учебно - тематический план 1-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1 |
Введение. Знакомство с животными уголка природы. Техника безопасности. |
1 |
1 |
2 |
2 |
Экология животного и растительного мира. Внешний вид, места обитания, питание, взаимоотношения в природе. |
1 |
2 |
3 |
3 |
Буква А (аист, астра) |
1 |
1 |
2 |
4 |
Буква Б (бабочка, береза) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Буква В (волк, василек) |
1 |
1 |
2 |
6 |
Буква Г (голубь, гвоздика) |
1 |
1 |
2 |
7 |
Буква Д (дятел, дуб) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Буква Е (еж, ель) |
1 |
1 |
2 |
9 |
Буква Ж (жук, жимолость) |
1 |
1 |
2 |
10 |
Буква З (заяц, земляника) |
1 |
1 |
2 |
11 |
Буква И (иволга, ива) |
1 |
1 |
2 |
12 |
Буква К (кукушка, картофель) |
1 |
1 |
2 |
13 |
Буква Л (лиса, ландыш) |
1 |
1 |
2 |
14 |
Буква М (медведь, мухомор) |
1 |
1 |
2 |
15 |
Буква Н (носорог, нарцисс) |
1 |
1 |
2 |
16 |
Буква О (олень, одуванчик) |
1 |
1 |
2 |
17 |
Буква П (паук, подорожник) |
1 |
1 |
2 |
18 |
Буква Р (рысь, росянка) |
1 |
1 |
2 |
19 |
Буква С (сова, смородина) |
1 |
1 |
2 |
20 |
Буква Т (тигр, тыква) |
1 |
2 |
3 |
21 |
Буква У (улитка, укроп) |
1 |
1 |
2 |
22 |
Буква Ф (филин, фасоль) |
1 |
1 |
2 |
23 |
Буква Х (хомяк, хурма) |
1 |
1 |
2 |
24 |
Буква Ц (цапля, цикламен) |
1 |
1 |
2 |
25 |
Буква Ч (черепаха, черемуха) |
1 |
2 |
3 |
26 |
Буква Ш (шакал, шиповник) |
1 |
1 |
2 |
27 |
Буква Щ (щегол, щавель) |
1 |
1 |
2 |
28 |
Буква Э, Ю (эвкалипт, юкка) |
1 |
1 |
2 |
29 |
Буква Я (як, ячмень, яблоня) |
1 |
2 |
3 |
30 |
Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала. |
|
2 |
2 |
31 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
2 |
2 |
|
Итого: |
29 |
37 |
68 |
Содержание программы «Экологический букварь» 1-го года обучения
№ |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. Окружающая нас живая природа – растения и животные. Охрана животного и растительного мира. Знакомство с обитателями уголка живой природы. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу. |
Упражнения на сравнение, внимательность, наблюдательность. Знакомство с природным материалом – засушенные листья, цветы, мох, шишки, стебли злаков. Необходимые дополнительные материалы и инструменты для работы. |
2 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву А: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об аистах. Загадки. |
Творческое задание: - раскрасить рисунки; - дописать слова. Творческое задание: изготовление книжки-малышки. |
3 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Б. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о березе и бабочках. Загадки. Сказка «Лесные музыканты» Работа с экологическим букварем: - дописать слово; - разгадать кроссворд; - раскрасить бабочку. |
Аппликация «Бабочка» из засушенных листьев и стеблей злаков. |
4 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву В А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о волках и васильке. Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод. |
Упражнения на внимательность «Найди пару», «Сравни и сделай вывод» |
5 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Г: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о голубях. Птицы и животные, занесенные в красную книгу. «Черный список». Странствующий голубь. Загадки. |
Поделка из природных материалов – голубь. |
6 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Д: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о дятле и дубе.. Птицы из красной книги – дронт, дрофа. Загадки. |
Составить устный рассказ по картинкам. |
7 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ё А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик». |
Пройди лабиринт, раскрась рисунок. |
8 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда. |
Раскрась рисунок. Игра «Цепи питания» |
9 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву З: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о зайцах. Загадки, сказка и быль. Где правда, где вымысел? Дорисуй рисунок. |
Композиция из природного материала «Лесная полянка». Коллективная работа. |
10 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву И: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об иволге и иве. |
Сочиняем сказку. |
11 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву К: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о кукушке. Загадки |
«Картофельная» викторина. Упражнение - доскажи слово. |
12 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Л: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о лисе. Русские народные сказки. Где правда, где вымысел? |
Экологический тренинг «Красная книга» |
13 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву М: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово. |
Изготовление поделок из природного материала. Индивидуальная работа. |
14 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Н: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе. |
Упражнение – живая буква, третий лишний. |
15 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву О: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об оленях и одуванчике. |
Интерактивная игра «Внуки Карла Линнея» |
16 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву П: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о пауках и подорожнике. Загадки. Кроссворд. |
Панно из плодов и семян петух. |
17 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Р: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о рыси и росянке. Удивительные факты из жизни росянки. |
Экологическая игра «Поиск» |
18 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву С: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о смородине, сове. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
19 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Т: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о тыкве и тиграх. |
Аппликация из засушенных листьев – тыква, сова. |
20 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву У: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об улитке и укропе. |
Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово. |
21 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки. Задание – сочини сказку. |
Изготовление рамки из семян фасоли. |
22 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Х: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки. |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» |
23 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о цапле и цикламене. Стихи, сказки и загадки. |
Экологическая игра «Кот-баюн» |
24 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ч: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о черемухе и черепахе. Загадки. |
Поделки из скорлупы грецкого ореха – черепаха. Упражнения – доскажи слово, найди 10 отличий. |
25 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о шакале и шиповнике. |
Игра «Ноев ковчег». |
26 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о щегле и щавеле. |
Упражнение – третий лишний. |
27 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Э, Ю: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об эвкалипте и юле. Чем отличаются экзотические растения от сибирских. |
Экологический тренинг «Красная книга» |
28 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Я: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о яблоне, ячмене, яке. Загадки. Игра «Кот Баюн» |
Композиция из засушенных листьев «Яблоневый сад». Коллективная работа. |
29 |
Экологическая викторина. Выставка работ из природного материала. |
Оформление выставки работ из природного материала. |
30 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
Учебно - тематический план 2-го года обучения
№ |
Наименование темы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1 |
Введение. Живая и неживая природа. Техника безопасности. |
1 |
|
1 |
2 |
Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
2 |
|
2 |
3 |
Экскурсия на природу. |
2 |
|
2 |
4 |
Буква А (акация, агат) |
1 |
1 |
2 |
5 |
Буква Б (барометры – растения) |
1 |
2 |
3 |
6 |
Буква В (вода, воздух) |
1 |
1 |
2 |
7 |
Буква Г (грибы) |
1 |
1 |
2 |
8 |
Буква Д (деревья) |
1 |
2 |
3 |
9 |
Буква Е (елань, ельник) |
1 |
1 |
2 |
10 |
Буква Ж (животные рекордсмены, животные предсказатели) |
1 |
2 |
3 |
11 |
Буква З (злаки) |
1 |
1 |
2 |
12 |
Буква И (индикаторы – растения) |
1 |
2 |
3 |
13 |
Буква К (кустарники) |
1 |
1 |
2 |
14 |
Буква Л (лекарственные растения и животные) |
1 |
2 |
3 |
15 |
Буква М (млекопитающие) |
1 |
2 |
3 |
16 |
Буква Н (насекомые) |
1 |
1 |
2 |
17 |
Буква О (овощи) |
1 |
1 |
2 |
18 |
Буква П (птицы) |
1 |
1 |
2 |
19 |
Буква Р (рыбы) |
1 |
1 |
2 |
20 |
Буква С (семена растений) |
1 |
1 |
2 |
21 |
Буква Т (травы) |
1 |
1 |
2 |
22 |
Буква У (уж, удод) |
1 |
1 |
2 |
23 |
Буква Ф (фрукты) |
1 |
1 |
2 |
24 |
Буква Х (хищники) |
1 |
1 |
2 |
25 |
Буква Ц (цветы) |
1 |
1 |
2 |
26 |
Буква Ч (чай) |
1 |
1 |
2 |
27 |
Буква Ш (шилоклювка, шпинат) |
1 |
1 |
2 |
28 |
Буква Э (эндемичные растения) |
1 |
2 |
3 |
29 |
Буква Я (ядовитые растения) |
1 |
2 |
3 |
30 |
Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала. |
1 |
1 |
2 |
31 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
1 |
|
1 |
32 |
Итого: |
33 |
35 |
68 |
Содержание курса «Экологический букварь» 2-го года обучения
№ |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. Живая и неживая природа. Человек и природа. Техника безопасности. Как вести себя на экскурсиях в природу. |
|
2 |
Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
Сбор, подготовка к хранению природного материала. |
3 |
Экскурсия в природу. Сезонные изменения в природе. Наблюдение, установление причинно – следственных связей. Выводы. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
4 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву А. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об акации, агате. Загадки. |
Практические упражнения. |
5 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Б. Барометры – растения. Загадки. Работа с экологическим букварем: - дописать слово; - разгадать кроссворд; - раскрасить бабочку. |
Кроссворд – лесенка. |
6 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву В. Вода, воздух. Как компоненты неживой природы, как среда обитания. Легенды, загадки. |
Экологическая игра «Альтернатива» |
7 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Г. Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание. Подробный рассказ о грибах. Загадки. |
Поделка из природных материалов – грибы. |
8 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Д. Деревья. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о деревьях нашей местности. Загадки. Составить устный рассказ по картинкам. |
Композиция из листьев, шишек «Деревья». Интерактивная игра «Найди свое дерево» |
9 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Е, Ёж, ежевика А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о ежах. Сказка «Ежик и ершик». |
Пройди лабиринт, раскрась рисунок. |
10 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ. Загадки. Сказка. Легенда. Раскрась рисунок. |
Поделки животных из природного материала. |
11 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву З. Злаки. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о злаках. Загадки. Дорисуй рисунок. |
Аппликация из соломки. |
12 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву И. Индикаторы – растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Сочиним сказку. |
Экологические ребусы. |
13 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву К. Красная книга. Растения и животные красной книги. |
Экологическая игра «Красная книга» |
14 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Л. Лекарственные растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Легенды о растениях, загадки. |
Панно «Лекарственные растения нашей области» |
15 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву М. Млекопитающие. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о медведях. Бурый и белый медведь, панда и коала. Сказки и были. Загадки. Доскажи слово.
|
Игра «Ноев ковчег» |
16 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Н. Насекомые. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о носорогах. Легенда о нарциссе. |
Упражнение – живая буква, третий лишний. |
17 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву О.Овощи. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об оленях и одуванчике. |
Поделки из овощей. |
18 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву П. Птицы А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о птицах нашей области.. Загадки. Кроссворд. |
Панно из плодов и семян петух. |
19 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Р. Рыбы А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о рыбах Красноярского края. Удивительные факты из жизни рыб. |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» |
20 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву С. Садовая растительность. Подробный рассказ о садовых растениях и их вредителях. |
Интерактивная игра «Слова и образы» |
21 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Т. Травы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Многообразие трав Красноярского края. Сказки, загадки. |
Композиция из засушенных трав. «Разнообразие травянистых растений» |
22 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву У.Уж. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ об улитке и укропе. |
Упражнения – живая буква, третий лишний, доскажи слово. |
23 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф.Фрукты. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о филине и фасоли. Загадки. |
Панно из семян, кожуры фруктов. Задание – сочини сказку. |
24 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Х. Хищники. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о хомяках и хурме. Загадки. |
Составление цепей питания. Экологическая игра «Хищник-жертва» |
25 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ц. Цветы. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о цветах. Праздники цветов. Стихи, сказки и загадки. |
Аппликация из лепестков цветов. |
26 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Чешуекрылые. А) внешний вид; Б) места обитания.
|
Экологическая игра «Мозговой штурм» |
27 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Ш. Шилоклювка. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о шакале и шиповнике. |
Игра «Ноев ковчег». |
28 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Щ: А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Подробный рассказ о щегле и щавеле. |
Упражнение – третий лишний. |
29 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Э. Эфа и другие ядовитые змеи. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. |
Экологическая игра «Крокодилы и лягушки» |
30 |
Разнообразие животного и растительного мира на букву Я. Ядовитые растения. А) внешний вид; Б) места обитания; В) питание; Г) взаимоотношения в природе. Отличительные особенности ядовитых растений. Ядовитые растения нашей области. Загадки. |
Игра «Кот - баюн». Экологический тренинг «Красная книга» |
31 |
Экологическая игра «Крестики - нолики». Выставка работ из природного материала. |
|
32 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основными формами образовательной деятельности являются практические работы, интерактивные игры, экологические тренинги, экскурсии, виртуальные экспедиции.
Ведущим методом обучения является игра. Так как в игре учащиеся не только осваивают знания в увлекательной форме, но также получают опыт общения друг с другом, совместной творческой деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций. Интерактивные методы работы подразумевают определенные принципы проведения игр: активность учащихся, приоритет процесса деятельности над её формальным результатом, творческая позиция учащихся, осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле осознаваемого, партнерское общение. Используя интерактивные формы работы, мы учим детей составлять свою декларацию, кодекс душевной жизни. Такие методы не оставляют равнодушными никого!
Специфика программы «Экологический букварь» определяет и методы обучения, это: методы развития экологических представлений, методы развития отношения к миру природы, методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.
Методы развития экологических представлений заключаются в формировании мыслеобразов, экологических представлений, как на основе научной информации, так и произведений искусств.
Экологическая лабилизация – заключается в целенаправленном педагогическом воздействии, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания совей отрицательной деятельности в природе.
Экологические ассоциации направлены на обогащение и углубление представлений школьников о мире природы (Игра «Цепи питания»).
Методы развития отношения к миру природы. В основе этой группы методов заложен принцип партнерского отношения к растениям и животным: экологическая идентификация – школьник ставит себя на место того или иного животного или растения, погружает себя в ситуацию, обстоятельства. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния живых существ, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя представления об этих существах.
Экологическая эмпатия – сопереживание, перенос школьником собственных состояний на другие вещества, сопереживание тем состояниям, которые характерны для растений или животных, а также сочувствие им.
Экологическая рефлексия – обращение назад, развитие потребности в самоанализе своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы. Здесь заложен принцип содействия миру природы, формирования целесообразных способов экологической деятельности: экологические ожидания – психологическая и технологическая подготовка к встрече с природой (экскурсии, игра «Найди свое дерево»).
Ритуализация экологической деятельности – отработка ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной в мир природы (игра «Запрещающие знаки»).
Экологическая забота – оказание помощи и содействие живым существам, особенно в трудных для них ситуациях. Стимулируется сострадание, соучастие, поддержка, попечение (игра «Поиск»).
Дидактические материалы: конспекты занятий, методические руководства по проведению экологических игр, сборники загадок о грибах, растениях и животных; подборка экологических сказок, легенд о растениях и животных, карточки – задания, иллюстративный материал, гербарии, муляжи. Реквизит для проведения игр. Подборка мультипликационных фильмов, слайдов, фильмов о живой природе.
Формы подведения итогов – контрольные задания и упражнения, викторины, выставки. Эффективность реализации программы оценивается с помощью анкетирования, заполнения листов достижений и методики «Карта самооценки учащимися и оценки педагогом компетентности учащегося». Кроме того, один раз в полугодие проводится итоговая викторина, выставка и презентации учебных и творческих достижений учащихся.
Список литературы
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
-
Казакова С. Т. Психологические акции с экологическим компонентом в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. – М.: Экопресс, 2012. – 44 с.
-
Материалы I Московского экологического форума учащихся. /Под общ. ред. Д. В. Моргуна, С. Ю. Самсоновой. – М.: Экспресс, 2010. – 352с.
-
Моргун Д. В., Орлова Л. М. Методическая работа в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. М.: Экопресс, 2008. 396 с.
-
Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. М., 2004. — МосГорСЮН, 80 с.
-
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 5: Методы дополнительного образования / под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2009. – 96 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.
-
Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4 Натуралистическое образование: традиции и современность. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Экопресс», 2008, 328 с.
-
Сажнева Т. А., Орлова Л. М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биолгической направленности. 2008. — М.: МГСЮН, 32 с.
-
Филиппова С.В. Экологические игровые программы: игры-сказки и игры в дороге.- М.: МДЭБЦ.- 2010.- 68с.
-
Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт. – сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар "Особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей