В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Туяра Попова Туяра Попова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 4355    комментариев: 1
Краткое описание
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Описание
МБОУ Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Коррекционный 4 класс с 8 видом обучения. Составила: Попова Туяра Юриевна учитель коррекционного класса с. Крест-Хальджай Республика Саха (Якутия) 2012г ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 4 класса на 2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Данная программа составлена по программе В.В.Воронковой, использован региональный компонент. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности. Задачи программы обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас учащихся;
научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Активно участвовать в беседе;
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила дорожного движения;
Учащиеся должны знать:
Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 1 четверть (32 ч)

Тема
Содержание урока
К
По плану
Фактически
1-5
Времена года.
Как я провел лето.
Признаки лета
Называние времен года и летних месяцев.
Заканчивание предложений.
Экскурсия
Рисование по итогам экскурсии

5



6-10
Летние работы в селе
Заканчивание предложений.
Работа с текстом
Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах.
Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых.
4


11- 14
Овощи, фрукты, ягоды.
Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии.
4


15-19
Признаки осени.
Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине.
Составление рассказов по плану, по картине.
Картинки осени.
Экскурсия.
4


20-23
Полевые растения
Понятие о полевых растениях. Выделение сходства и различия.
Составление описательных рассказов по схеме.
Зерновые культуры.
Составление сухих букетов.
3


24 -25
Грибы
Понятие об ядовитых и съедобных грибах. Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов.
2


26-29
Распознание деревьев.
Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). Называние и указывание деревьев. Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев. 4


30-31
Комнатные растения
Практические работы по выращиванию цветов, выделению их частей, названию.
Составление описательных рассказов.
Практичес-кая работа.



32
Повторение.
Проверка знании и умений за 1 четверть




2 четверть (28 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Город, село.
Рассказ по картине и вопросам.
Экскурсия в музей
Рисование по итогам экскурсии

3



4-8
Транспорт.
Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Составление описательных рассказов.
Правила дорожного движения. Загадки.Игра «Светофор».
5


9-11
Животные готовятся к зиме.
Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов
3


12-16
Признаки зимы
Название зимних месяцев. Слова-праздники.
Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Антонимы.
Составление рассказа по наблюдениям.
5


17-18
Растения зимой.
Слова-признаки.
Составление пересказа, воспринятого на слух.
2


19-21
Животные и птицы в зимнее время.
Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам.
Пересказ прочитанного на уроках чтения.
Картинки животных и птиц.
3


22- 24
Зимние праздники.
Меры времени. Названия месяцев.
Меры осторожности.
Экстремальные ситуации
3


25-27
Отдых и труд дома, в школе.
Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания.


28
Обобщающий урок.



3 четверть (40 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Труд людей зимой.
Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне.
Использование рассказов из книги для чтения
Рассказы по личным впечатлениям.

3



4-8
Домашние животные.
Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Высказывание по плану. Распространение текста.
Сравнение козы и коровы.
Сравнение козы и овцы, барана и овцы.
5


9-11
Лошадь
Сравнение лошади коровы.
Польза лошади в жизни человека
Составление рассказа по картинке
3


12-14
Мебель (для столовой, кухни, школы).
Название и приспособление мебелей.
Уход за мебелью.
Картинки, предметы мебели
Практичес-кая работа.
3


15-18
Посуда (чайная, столовая, кухонная).
Название посуд и их назначения Сервировка стола. Уход за посудой. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. 4


19-21
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).
Название одежды. Классификация.
Из чего сшита наша одежда.
Уход за одеждой
Употребление глагола одеть-надеть.
3


22-24
Обувь.
Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. Уход за обувью.
3


25-27
Дикие животные
Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Составление рассказа по картинкам. 3


28-30
Медведь, заяц, лиса, волк
Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Рассказы по личным впечатлениям 3


31-33
Дикие и домашние животные (обобщающий урок).
Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. Картинки диких животных, загадки. Составление рассказа по картинкам. 3


34-36
Признаки весны
Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. Распространение и пересказ текста. Картинки весны Рассказ по личным впечатлениям 3


37-39
Птицы перелетные и зимующие.

Время прилета и отлета птиц. Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста. Картинки птицы перелетные и зимующие 3


40
Обобщающий урок

1



4 четверть (32 ч)

Тема
Содержание урока
К-во часов
По плану
Фактически
1-3
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян
Составление плана работы.
Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

3



4-6
Домашние птицы
Гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.
Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам.
Польза, приносимая людям домашними птицами.
3


7 — 10
Дикие птицы.
Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.
Гусь, лебедь, журавль
Что такое Красная книга.
4


11-14
Выращивание цветковых растений из семян.
Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. Выращивание рассад на лето 4


15-17
Признаки весны
Высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц. Труд людей в садах и огородах. 3


18-20
Насекомые: вредные и полезные.
Майский жук, бабочка, пчела, муравей. Понятие о вредных и полезных насекомых. Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде. 3


21-23
Рыбы пресноводные
Рассмотрение внешнего вида рыб.
Чем покрыто их тело.
Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб.
Сравнение их по внешнему виду.
3


24-27
Раннецветущие растения, набухание почек
Их различение.
Сравнение некоторых раннецветущих растений.
Картинки раннецветущих растений.
Экскурсия
4


28-31
Обобщающий урок
Экскурсия
4



Пожаловаться 14 ноября 2012
Файлы
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru