В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Сравнительный анализ авторской и народной сказок

Ирина Данина Ирина Данина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:9    просмотров: 11906    комментариев: 3
Краткое описание
Использование технологии сравнительного анализа произведения на примерах авторской и народной сказок

Описание
Данина И.М.,
учитель начальных классов,
МАОУ гимназия № 80,
г. Челябинск

Урок: Литературное чтение
Тема: Сравнительный анализ авторской и народной сказок
Цели:
1. учить находить в сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка черты сходства с народной сказкой: наличие конфликта зайца с волком, характерного для народных сказок о животных; наличие эпизода переполоха, в результате которого заяц смертельно пугается; кумулятивную цепочку героев; повторы; зачин и концовку;
2. формировать умение использовать свой прежний опыт обращения к сказке Мамина – Сибиряка и опыт знакомства с народной сказкой «У страха глаза велики» для решения поставленных задач;
3. развивать умение производить простейший сопоставительный анализ сказок, опираясь на слова текста; развивать критическое мышление;
4. воспитывать положительные качества характера на примере героев сказок;
5. воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к альтернативному мнению, любовь к чтению, воспитывать любовь к авторской и народной сказке.

Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой для 2 класса, часть 2, портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка, сборники сказок, выставка рисунков, презентация, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.
1. Организационный момент.
У. Посмотрите, какая выставка сегодня в классе. Обложки такие разные. Что это за книги?
2. Организационно – мотивационный этап.
У. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?
Д. Мы будем говорить о сказках.
У. Конечно. Еще мы будем говорить о том, как отличить народную сказку от авторского произведения, будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Вперёд по дороге открытий…
У. Можно ли по отдельным словам определить, о каком сказочном герое идет речь?
Слайд 1.
На экране данные слова.
Хитрая, неуклюжий, трусливый, рыжая, голодный, серый, маленький, изворотливая, доверчивый, боязливый, простодушный, жалкий, прямолинейный, туповатый, и т.д.
Д. Лиса – рыжая, изворотливая, хитрая.
Медведь – простодушный, неуклюжий.
Волк – голодный, серый, доверчивый.
Заяц – трусливый, маленький, боязливый, жалкий.
Слайд 2 с записью готовых словосочетаний
У. Как легко вы справились с поставленной задачей, потому что эти звери бывают героями народных сказок. Каких? Назовите их.
Д. Русских народных «У страха глаза велики», «Мужик и медведь» и т. д.
У. И в каждой народной сказке характеры героев, чаще всего, соответствуют данным определениям. Это традиции народных сказок. А хотелось бы вам, чтобы в сказке характеры героев изменились?
Д. В сказке «Чёрный омут» характер зайца меняется: был трусливым, обреченным, когда ходил к Черному омуту, потом стал храбрым.
У. Такое изменение стало возможным только тогда, когда сказки стали авторскими. Видимо, авторам тоже надоел образ зайца – трусишки.
Сегодня познакомимся со сказкой, в которой с зайцем произошли удивительные превращения.
Написал эту сказку Д.Н. Мамин – Сибиряк.
Слайд 3
На экране слайды с портретом писателя, старинного Нижнего Тагила.
Сведения для учителя.
Русский писатель Д. Н. Мамин — Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке недалеко от Нижнего Тагила. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин — Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала.
Самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира. В 1892 году выходит этот сборник для детей. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
Д.Н. Мамин — Сибиряк сам воспитывал свою больную дочь. Ее мама сразу покинула семью, так как дочь родилась больной (болезнь св. Витта). Каждый вечер писатель усаживался рядом с постелью маленькой дочки и, чтобы успокоить ее, рассказывал сказки, которые потом составили сборник «Аленушкины сказки».
Слайд 4
На экране 4 обложки книги «Аленушкины сказки».разных изданий.
3. Знакомство со сказкой.
Слайд 5.
Запись «Д.Н. Мамин — Сибиряк.
Сказка про храброго Зайца, косые глаза, короткий хвост»
Итак: «Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди»
Выразительное чтение сказки учителем.
У. Понравилась вам сказка. Чем?
Ира. Она весёлая, в ней заяц спасается от волка и спасает своих сородичей.
Алеша. Мне немножко жалко волка. Как он мог так ошибиться? Разве можно перепутать выстрел пули и удар мягким предметом по голове.
Богдан. Сначала мне было жалко зайца, когда он был трусливый, а потом ничего, стал храбрый.
Яша. А мне сказка не понравилась. Этот заяц не герой. Он просто врун. Под конец сказки совсем заврался. А доверчивые сородичи сделали его героем.
(Выслушиваются возражения и согласия детей).
У. Каждый человек имеет право на собственное мнение. Тем более надо порассуждать об этой сказке. Но сначала отдохнем.
Валеологическая пауза.
4. Работа по теме. Вычитывание текста.
У. О чем эта сказка? Скажите кратко.
Д. Сказка о том, как зайцу надоело бояться, и он стал храбрецом.
У. Что показалось вам знакомым в этой сказке?
Д. Ответы детей.
У. Каким был зайчик в начале сказки?
Д. Трусливым. «Родился зайчик в лесу и всё боялся».
У. Как называет его автор?
Д. Зайчик.
У. Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?
Д. Он вырос. Надоело ему бояться.
У. Ну мало ли что. Разве такое бывает, чтобы зайчик никого не боялся? Как к этому отнеслись другие зайцы?
Д. Назвали его хвастуном, они не верили ему. Все пришли посмотреть на него, как в цирк. (Прочитывают часть текста).
У. А Заяц? Он присмирел, почувствовал свою неправоту?
Д. Нет. Он продолжал хвастаться: «Да что тут долго говорить! И т.д.»
У. Получилась бы сказка, если бы автор на этом её и закончил?
Маша (девочка сама пишет сказки) — Нет. Не интересно. Нужен конфликт. И этот конфликт возникает с появлением Волка.
У. Да, он появляется в самый разгар веселья. Прочитайте.
Д. Читают.
Таня. Это похоже на народную сказку. Заяц устроил переполох.
У. В какой народной сказке мы об этом читали?
Д. «У страха глаза велики».
У. Может быть, сейчас угомонился наш зайчик?
Д. Нет. Наоборот он приободрился (стал бодрым). И даже сам поверил, что никого не боится.
У. Какой эпизод сказки изобразил художник на картине?
Д. Момент, когда заяц увидел волка.
У. Как изменилось выражение его мордочки? А у сородичей?
Д. У зайца глаза стали большие, как в названии сказки «У страха глаза велики». Только здесь заяц действительно видел свою смерть. А сородичи волка не видели и продолжали смеяться.
У. А в сказке «У страха глаза велики» заяц тоже хвастался?
Д. Нет. Он просто лежал «в зеленом садочке, да и задремал». С. 54
У. Представьте, что будет с вами, если вас спросонья напугать. Что же случилось дальше в русской народной сказке?
Д. Переполох. Заяц врезался в бабушку. И пошла кумулятивная цепочка.
У. А в нашей сказке есть переполох?
Д. Да, его тоже устроил заяц. Он врезался в волка.
У. Прочитайте.
У. Поняли сородичи, что заяц просто хвастун, как они и предполагали?
Д. Нет. Они наоборот стали его хвалить. Он стал героем.
У. Помните ли вы имя зайки?
Д. Храбрый Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
У. Это имя ему было дано при рождении или появилось потом?
Д. Конечно после его подвигов.
У. Как автор называет зайца?
Д. Сначала – зайчик, потом – Заяц, затем снова – зайчик, затем Храбрый Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
Яша. Можно даже изобразить на схеме (выстраивают диаграмму):
начало сказки — зайчик
начал хвастать — Заяц
испугался — зайчик
после переполоха — Храбрый Заяц
У. Этот переполох стал своеобразным обрядом посвящения в мир взрослых, когда зайцу присваивается настоящее имя.
У. Все зайцы – свидетели случившегося, неправильно истолковали то, что видели. Падение Зайца на Волка показалось им подвигом Храброго Зайца. Вот уж действительно «У страха глаза велики». Что это значит?
Д. От страха маленький зайчик в народной сказке показался: бабушке — медведем, внучке — волком, курице — лисицей, мышке — котищем. (Доказывают словами текста).
У. Каких различных зайцев представляет автор. Как он о них говорит в начале сказки? А потом, после переполоха?
(Дети читают текст).
У. В конце сказки зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением Волка. Перед лицом такого ужаса они все сбились просто в толпу, внутри которой уже не существенны различия между зайцами и зайчихами, между старыми и молодыми.
У. Это сказка авторская или народная?
Д. Авторская.
У. А если бы фамилия автора была утрачена, могли бы мы определить принадлежность сказки? По каким признакам?
Д. Она похожа на народную: в ней есть законы народной сказки.
 Зачин
 Кумулятивная цепочка
 Переполох
 Повторы
 Уменьшительно-ласкательные слова
 Концовка
У. Так, может быть, автор просто пересказал народную сказку, так уже бывало?
Д. Нет, автор, наверное, читал эту сказку, но внес в нее изменения.
У. Отличие сказки в особенности художественного языка.
Происходит обсуждение, доказательство примерами, сравнение сказок.
Слайд 8.
Особенности авторской сказки
У. В сказках много общего, но есть и различия.
По каким признакам можно узнать авторскую сказку?
Д. По художественным особенностям языка. Мы как будто чувствуем отношение автора к герою. Мамин — Сибиряк посмеивается над Зайцем, ведь он еще маленький.
У. Вот вы научились определять отличия народной и авторской сказки.
У. А что это за «Баю, баю, баю»?
Д. Это признак того, что сказка рассказывается на ночь. В книге «Алёнушкины сказки» записаны сказки, которые автор рассказывал своей девочке на ночь.
У. Устраивает ли вас концовка сказки?
Богдан. Да, ведь никто не пострадал.
Яша. Нет. Даже в конце сказки этот заяц грубит сородичам, обзывает их: «Эх, вы, трусы...». А ведь они были правы, когда не доверяли ему.
У. Конечно автор не зря придумал такой конец. Ведь «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждый может сделать свой вывод. Каким надо быть.
Вывод.
У. Какое открытие вы сегодня сделали?
Лена. В авторской сказке те же законы, что и в народной.
Лиана. Мамин — Сибиряк сделал Зайца в конце сказки героем, а сам посмеивается над ним, как бы говорит, что это герой не настоящий.
Денис. Я так люблю сказки, что каждая новая сказка для меня — открытие.
У. Как сложится судьба этого зайца дальше, мы не знаем. На этом сказка закончилась. Каким стал Заяц?
Д. Уверенным в себе, даже самоуверенным. Он — герой.
У. Сказка ложь, да в ней намёк… А вообще, надо ли верить в себя, может быть надо полагаться на взрослых, друзей. Они всегда придут на помощь, выручат?
Д. Ответы детей.
У. Каким надо быть?
Д. Надо самим быть настойчивым, упорным, решительным. Никого не обманывать, а быть такими.
У. Конечно, очень важно в себя верить, ставить цели, добиваться их. Этому и учат нас сказки, и народные, и авторские. Если сейчас посеять семена смелости, решительности, настойчивости и упорства, то они обязательно прорастут. И вы будете не только ставить цели, но и уверенно идти к их достижению.
Домашнее задание.
Домашнее задание дается по выбору учащихся.
1. с. 39-42, вопросы.
2. Сделать иллюстрации к сказке.
3. Придумать свою сказку про зайца (Зайца) по законам русской народной сказки.
Рефлексивно – оценочный этап.
Урок заканчивается. Надо подвести итоги. Дайте оценку своей работе на уроке по таблице.
Большое спасибо за урок!

Пожаловаться 11 ноября 2012
Файлы
Обсуждение материала
  • Людмила Бачинская
    9 декабря 201222:04
    Людмила Бачинская

    Любимая система Л.В. Занкова! И, к радости, сравнительный анализ произведения. Спасибо, Ирина Михайловна.

  • Юлия Бегма
    11 декабря 201209:09
    Юлия Бегма

    Спасибо, Ирина Михайловна, за содержательный, увлекательный, полный открытий урок!

  • Людмила Бачинская
    11 декабря 201219:42
    Людмила Бачинская

    Урок является авторским видением построения учебного материала в данной теме. В ходе урока чётко прослеживаются все типические свойства развивающей системы, что соответствует требованиям ФГОС. Это, несомненно, актуально для современной школы.
    Урок- сравнительный анализ литературных произведений, является одной из сложных форм уроков литературного чтения в системе Л. В. Занкова. Данный урок является хорошим примером исследовательской деятельности, при этом работа на уроке идёт в тандеме сотрудничества.
    Вопросы и задания на уроке построены так, что каждый ребёнок действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально или в паре, посредством слова, схемы или рисунка. Все этапы урока последовательно ведут к озвученной цели. Предложенная разработка полностью соответствует теме материала.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru