Урок "Употребление частиц НЕ и НИ" (6 класс)

Рузалия Загрутдинова Рузалия Загрутдинова
Тип материала: другое
просмотров: 3285
Краткое описание
Методическая  разработка  урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ»  предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.
Пожаловаться 08 ноября 2012
Файлы
НЕ и НИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан









Употребление частиц НЕ и НИ


(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)









Работа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны













Апастово, 2012г.


Пояснительная записка


  1. ФИО автора: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна

  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

  1. Название конкурсной работы: «Употребление частиц НЕ и НИ»

  2. Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.

  1. Перечень дополнительных материалов: презентация, тексты, карточки, тесты.


















Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).

Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;

формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;

совершенствование навыков орфографической зоркости;

развитие речи и грамотности;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к

здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,

Карточки - подсказки, тесты.

Ход урока

I. Актуализация

  1. Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)

Задание

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  1. Донизу, включена, лгала

  2. Свекла, поручни, взято

  3. Деспот, портфель, эксперт

  4. Поняли, звонит, отняла


В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

  1. Прибрала, алфавит, аноним

  2. Апостроф, одолжит, ожила

  3. Прислала, ломота, лечо

  4. Повторит, диалог, диспансер

  1. Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика

Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).

3. Фронтальный опрос

- Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?

- Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.

- Когда НИ является отрицательной частицей?

-Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?


II. Формирование умений и навыков

  1. Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ

Светило солнце в вышине

Ни бледно и неярко

И в результате было мне

Ни холодно, ни жарко.

К доске я вышел отвечать

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

- Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо

  1. Работа по тексту (Текст выводится на экран)

Задание: выразительно прочитать, вставить соответствующую букву, выписать слова с частицами НЕ и НИ и объяснить устно их правописание

Иногда люди хотят, чтобы их ( н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

1) день (№2)

2) капюшон (3)

3) труженик (№5)

4) радость (№6)

- В каком предложений есть производный предлог?

- Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?

Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.

-Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?

Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.

3.Самостоятельна работа по карточкам

- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.

Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.

Карточка №1

1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник

н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?


Карточка №2

Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.

3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.

- Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?

-Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?

-Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?


  1. Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.


I - вариант

II - вариант

1.(Н…)он (н…) стеснялся (н…)чьим … 2.Мы (н…)смогли (н…) купаться … .

3.Он (н…) раз помогал мне но (н…_ разу … .

4.Я уверен что это было (н…) что иное как …

1.Кто из охотников (н…) волновался перед ….

2.Откуда (н…) возьмись налетел ветер который (н…) только мешал нашему … .

3.(Н…) петухи,(н..) лай собак (н…) могли вывести его … .

4.Из-за болезни он (н…) мог (н…) есть (н…) пить … .


IIIЗакрепление знанийвыполнение теста по теме: «Разграничение частиц НЕ и НИ».

А1. В каком предложении пишется НЕ?

  1. На партах н… царапинки.

  2. Мне н… дали ни слова сказать.

  3. Не слышно н… звука.

  4. Никому он н… жаловался.

А2. В каком предложении пишется НИ

  1. Я н… разу не видел этого человека.

  2. Честолюбие есть н…что иное, как жажда власти.

  3. Кто н… занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам.

  4. Он н… мог этого знать.

А3. В каком предложении пишется НИ

1)Н…что иное воновало брата.

2) Он н… разу не сорвал песню.

3) Ребята н… дают гостю передохнуть.

4)Он опять н… готов к уроку.

А4. В каком предложении пишется НЕ?

  1. Спорить н… к чему.

  2. Я н…кому не обращался за советом.

  3. Там нет н… пропасти, н… леса.

  4. Это произошло н… здесь


IV- На дом:

1 вариант: написать мини-сочинение о народных обычаях, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.

2 вариант: написать мини-сочинение о любимом празднике, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.



Список использованной литературы

  1. Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа, 1998.

  2. Хабибуллина А.Р. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Казань: РИЦ «Школа», 2007.

  3. Скигайло Т.О., Ахбарова Г.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МО и Н РТ, 2011.




























НЕ и НИ.rar
Войдите для скачивания файлов