В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок "В мире фразеологизмов" (6 класс)

Урок "В мире фразеологизмов" (6 класс)

Рузалия Загрутдинова
Тип материала: Урок
просмотров: 10360
Краткое описание
Урок - викторина "В мире фразеологизмов" поможет накоплению и обогащению словарного запаса учащихся, введению фразеологизмов в речевую практику, повышению культуры речи. Такая форма урока позволяет в непринуждённой атмосфере проверить знания, воспитывает уважение к себе и к другим, учит  работать в команде,
Описание
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

В мире фразеологизмов
Методическая разработка урока – викторины по русскому языку
(для учащихся 6 классов)

учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Загрутдинова Рузалия Рафаиловна


Апастово,2012г.
Пояснительная записка
1. ФИО: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна
2. Образовательное учреждение:МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
3. Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
4. Название работы:методическая разработка урока – викторины по русскому языку для 6 класса «В мире фразеологизмов»
5. Использованная литература:
— Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворова «Внеурочная работа по русскому языку» М.: Просвещение. 1985
— С.И. Львов «Язык в речевом общении» М.: Просвещение, 1991
— Н.М. Шанский «В мире слов», М.: Просвещение, 1985
— Э.В.Вартаньян «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982

Тема:В мире фразеологизмов.
Цель:накопление и обогащение фразеологического запаса учащихся;
введение фразеологизмов в речевую практику;
повышение культуры речи школьников.
Форма: урок — викторина
Оборудование: карточки с заданиями
Ход урока
Класс делится на две команды. Звучит музыка. Входят два ведущих.
1. Я рада приветствовать, друзья!
Я рада приветствовать всех вас.
Большой словарный мой запас
На всех я изолью тотчас.
2. Вот те раз!
А для чего же мы все тут?
Домашний создали уют?
Народу полный зал собрали,
Всех от работы отобрали.
1. Тебе сейчас я объясню
То, что понятно и коню.
Мы здесь затем, чтоб насладиться
Игрой, которой равных нет.
2. Какой игрой, какие тайны!
Да ты же просто чушь несёшь!
А если хочет, кто сразиться –
Так я не против. Ну, так что ж?
На чём они сражаться будут?
На шпагах, саблях, кистенях,
На пулемётах, ружьях, бомбах?
1. На словах.
Да, на словах, тех самых, что ты
Запас имеешь пребольшой.
Игра сегодня непростая
Команды всех нас уведут
В страну, где всем дают уют:
Барану – новые врата,
Козлу капусту, ветер – маю,
А ракам – мокрые места.
2. Нет, мокрых мест там не бывает
Лишь после дождичка в четверг,
Когда все раки засвистают…
Да, в общем много интересных
Есть там явлений. Я сейчас
Не назову всех тех чудесных,
Тех замечательных, прелестных,
Знакомых всем и неизвестных,
Что там живут. Пусть лучше нас
Туда команды проведут.
Представление команд и жюри(из параллельных классов)
Конкурс №1 Разминка «Что делать?»
Задание: команды должны найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Итак, что делать, если…
1) Вас посадили в лужу.
2) Вам суют палки в колёса.
3) Вас прибрали к рукам.
4) На ваших глазах делают их мухи слона.
5) Негде иголку воткнуть.
6) Вы попали пальцем в небо.
Конкурс №2 «Знаешь ли ты?»
Задание:команды должны объяснить значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь
2) Как в воду опущенный
3) Толочь воду в ступе
4) Носить воду решетом
5) Седьмая вода на киселе
6) Воды не замутит
7) Набрал в рот воды
8) Как в воду глядел
9) Как две капли воды
10) Прошли огонь и воду
Конкурс №3 «Живые картинки»
При выполнении этого конкурса будет оцениваться артистизм, юмор, умение «сыграть» тему.
Задание:Используя приёмы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы. (Команды выбирают карточки с заданиями).
1) Куры денег не клюют.
2) Галопом по Европе.
3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4) Ученье свет, а неученье тьма.
Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги трёх конкурсов.
1 ведущий:
Оценки обсуждать не будем,
Судья, ты прав – так мы рассудим.
Заявим конкурс капитанов
Мы их на сцену приглашаем.
Все знают, как мы уважаем
Их силу, ум, да, в общем, всё.
Всё то, что, может быть, спасёт
Команды их от пораженья.
Уменье принимать решенья
Понадобится им сейчас.
Конкурс капитанов
Капитаны выбирают себе конверт. Они должны исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.
(Капитаны готовятся, в это время объявляется игра с болельщиками).
2 ведущий:
Болельщик, знай, мы не забыли
И про тебя и сотворим
Весёлый конкурс, чтобы ты
Мог воплотить свои мечты
В знании слов и выражений.
Немало нужно тут умений,
Чтоб разгадать загадку эту.
И я скажу вам по секрету:
Сам чёрт тут ногу поломал,
А вот ответа не узнал.
Конкурс №5 «Игра с болельщиками»
Задание:
В каждом ответе должен быть фразеологизм. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
1)Есть ли ноги у газеты, книги?
(Есть, когда их держат вверх ногами).
2)Есть ли у Земли лицо?
(Стереть с лица земли).
3)Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?
(Смотреть в глаза правде, опасности, смерти).
4)Может ли вопрос заболеть?
(Больной вопрос).
5)Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
(Бежать со всех ног).
Выступление капитанов.
Конкурс №6 «А теперь чёрный ящик».
Задание: Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике?
Слова:кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава
Ответ:вода
Фразеологизмы с этими словами:
1)Седьмая вода на киселе.
2)Как с гуся вода.
3)Как рыба в воде.
4)Сидеть на хлебе и воде.
5)В ложке воды утонуть.
6)Тише воды, ниже травы.
1 ведущий:
А как заслужить награду,
Не сделать брак, не провалиться?
Нельзя сфальшивит, оступиться
В такой опасный миг, пока
Победа кажется близка.
И для последнего рывка
Нужна всем твёрдая рука.
Когда нужны стальные нервы,
И кажется – вот будешь первым.
Как тут победу удержать
Как тут руке не задрожать?
Конкурс №7 «Кто быстрее?»
Задание
На экран выведены слова, на карточках синонимы к ним. Какая команда быстрее подберёт эти синонимы?
1) Поминай, как звали (и след простыл)
2) Куры не клюют (хоть пруд пруди)
3) Водить за нос (морочит голову)
4) Глядеть в оба (держать ухо востро)
5) Закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы)
6) Пальчики оближешь (язык проглотишь)
Задание:
Назовите антонимы к фразеологизмам.
1) Жить душа в душу (как кошка с собакой)
2) Чуть свет (на ночь глядя)
3) Хоть пруд пруди (кот наплакал)
4) Рукой подать (куда Макар телят не гонял)
5) Дать волю языку (держать язык за зубами)
Конкурс №8 «Собрать из отдельных слов фразеологизмы»
1) В, палец, небо, попасть, вы
2) Рукавицы, держать, ежовые, вы, в.
Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги.
1 ведущий:
Итак, закончилась игра
Закончилась. Увы, пора
Прощаться. Наступил финал.
И, может быть, не каждый ждал
Такой концовки. И не всех
Ужасно радует развязка.
Но главным здесь был всё же смех.
Такая вам от нас присказка.
2 ведущий:
Мы будем рады видеть вас
Вновь в этом зале и в тот час,
Когда мы снова соберёмся
И снова славно посмеёмся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок -викторина Загрутдинова Р.Р..doc Скачать

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан













В мире фразеологизмов

Методическая разработка урока – викторины по русскому языку

(для учащихся 6 классов)















учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдинова Рузалия Рафаиловна





Апастово,2012г.

Пояснительная записка

  1. ФИО: Загрутдинова Рузалия Рафаиловна

  2. Образовательное учреждение: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

  3. Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

  4. Название работы: методическая разработка урока – викторины по русскому языку для 6 класса «В мире фразеологизмов»

  5. Использованная литература:

- Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворова «Внеурочная работа по русскому языку» М.: Просвещение. 1985

- С.И. Львов «Язык в речевом общении» М.: Просвещение, 1991

- Н.М. Шанский «В мире слов», М.: Просвещение, 1985

- Э.В.Вартаньян «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982































Тема: В мире фразеологизмов.

Цель: накопление и обогащение фразеологического запаса учащихся;

введение фразеологизмов в речевую практику;

повышение культуры речи школьников.

Форма: урок - викторина

Оборудование: карточки с заданиями

Ход урока

Класс делится на две команды. Звучит музыка. Входят два ведущих.

  1. Я рада приветствовать, друзья!

Я рада приветствовать всех вас.

Большой словарный мой запас

На всех я изолью тотчас.

  1. Вот те раз!

А для чего же мы все тут?

Домашний создали уют?

Народу полный зал собрали,

Всех от работы отобрали.

  1. Тебе сейчас я объясню

То, что понятно и коню.

Мы здесь затем, чтоб насладиться

Игрой, которой равных нет.

  1. Какой игрой, какие тайны!

Да ты же просто чушь несёшь!

А если хочет, кто сразиться –

Так я не против. Ну, так что ж?

На чём они сражаться будут?

На шпагах, саблях, кистенях,

На пулемётах, ружьях, бомбах?

  1. На словах.

Да, на словах, тех самых, что ты

Запас имеешь пребольшой.

Игра сегодня непростая

Команды всех нас уведут

В страну, где всем дают уют:

Барану – новые врата,

Козлу капусту, ветер – маю,

А ракам – мокрые места.

  1. Нет, мокрых мест там не бывает

Лишь после дождичка в четверг,

Когда все раки засвистают…

Да, в общем много интересных

Есть там явлений. Я сейчас

Не назову всех тех чудесных,

Тех замечательных, прелестных,

Знакомых всем и неизвестных,

Что там живут. Пусть лучше нас

Туда команды проведут.

Представление команд и жюри(из параллельных классов)

Конкурс №1 Разминка «Что делать?»

Задание: команды должны найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Итак, что делать, если…

  1. Вас посадили в лужу.

  2. Вам суют палки в колёса.

  3. Вас прибрали к рукам.

  4. На ваших глазах делают их мухи слона.

  5. Негде иголку воткнуть.

  6. Вы попали пальцем в небо.

Конкурс №2 «Знаешь ли ты?»

Задание: команды должны объяснить значение фразеологизмов.

  1. Водой не разольёшь

  2. Как в воду опущенный

  3. Толочь воду в ступе

  4. Носить воду решетом

  5. Седьмая вода на киселе

  6. Воды не замутит

  7. Набрал в рот воды

  8. Как в воду глядел

  9. Как две капли воды

  10. Прошли огонь и воду

Конкурс №3 «Живые картинки»

При выполнении этого конкурса будет оцениваться артистизм, юмор, умение «сыграть» тему.

Задание: Используя приёмы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы. (Команды выбирают карточки с заданиями).

  1. Куры денег не клюют.

  2. Галопом по Европе.

  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  4. Ученье свет, а неученье тьма.

Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги трёх конкурсов.

1 ведущий:

Оценки обсуждать не будем,

Судья, ты прав – так мы рассудим.

Заявим конкурс капитанов

Мы их на сцену приглашаем.

Все знают, как мы уважаем

Их силу, ум, да, в общем, всё.

Всё то, что, может быть, спасёт

Команды их от пораженья.

Уменье принимать решенья

Понадобится им сейчас.

Конкурс капитанов

Капитаны выбирают себе конверт. Они должны исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

(Капитаны готовятся, в это время объявляется игра с болельщиками).

2 ведущий:

Болельщик, знай, мы не забыли

И про тебя и сотворим

Весёлый конкурс, чтобы ты

Мог воплотить свои мечты

В знании слов и выражений.

Немало нужно тут умений,

Чтоб разгадать загадку эту.

И я скажу вам по секрету:

Сам чёрт тут ногу поломал,

А вот ответа не узнал.

Конкурс №5 «Игра с болельщиками»

Задание:

В каждом ответе должен быть фразеологизм. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

1)Есть ли ноги у газеты, книги?

(Есть, когда их держат вверх ногами).

2)Есть ли у Земли лицо?

(Стереть с лица земли).

3)Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?

(Смотреть в глаза правде, опасности, смерти).

4)Может ли вопрос заболеть?

(Больной вопрос).

5)Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(Бежать со всех ног).

Выступление капитанов.

Конкурс №6 «А теперь чёрный ящик».

Задание: Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике?

Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава

Ответ: вода

Фразеологизмы с этими словами:

1)Седьмая вода на киселе.

2)Как с гуся вода.

3)Как рыба в воде.

4)Сидеть на хлебе и воде.

5)В ложке воды утонуть.

6)Тише воды, ниже травы.

1 ведущий:

А как заслужить награду,

Не сделать брак, не провалиться?

Нельзя сфальшивит, оступиться

В такой опасный миг, пока

Победа кажется близка.

И для последнего рывка

Нужна всем твёрдая рука.

Когда нужны стальные нервы,

И кажется – вот будешь первым.

Как тут победу удержать

Как тут руке не задрожать?

Конкурс №7 «Кто быстрее?»

Задание

На экран выведены слова, на карточках синонимы к ним. Какая команда быстрее подберёт эти синонимы?

  1. Поминай, как звали (и след простыл)

  2. Куры не клюют (хоть пруд пруди)

  3. Водить за нос (морочит голову)

  4. Глядеть в оба (держать ухо востро)

  5. Закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы)

  6. Пальчики оближешь (язык проглотишь)

Задание:

Назовите антонимы к фразеологизмам.

  1. Жить душа в душу (как кошка с собакой)

  2. Чуть свет (на ночь глядя)

  3. Хоть пруд пруди (кот наплакал)

  4. Рукой подать (куда Макар телят не гонял)

  5. Дать волю языку (держать язык за зубами)

Конкурс №8 «Собрать из отдельных слов фразеологизмы»

  1. В, палец, небо, попасть, вы

  2. Рукавицы, держать, ежовые, вы, в.

Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги.

1 ведущий:

Итак, закончилась игра

Закончилась. Увы, пора

Прощаться. Наступил финал.

И, может быть, не каждый ждал

Такой концовки. И не всех

Ужасно радует развязка.

Но главным здесь был всё же смех.

Такая вам от нас присказка.

2 ведущий:

Мы будем рады видеть вас

Вновь в этом зале и в тот час,

Когда мы снова соберёмся

И снова славно посмеёмся.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров