В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Однозначные и многозначные слова" (5 класс)

Светлана Сумина Светлана Сумина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 23581
Краткое описание
) знать об однозначных и многозначных словах, о способах размещения лексических значений многозначного слова в толковом словаре;
       2) уметь  различать однозначные и многозначные слова, различать значения многозначных слов, правильно употреблять многозначные слова; находить  справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова;
       3) пополнять словарный запас, развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Описание
Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
1) формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
2) пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;
3) прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения:

Учебник под редакцией Н. М. Шанского, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
Школьные толковые словари русского языка под редакцией Ф. П. Филина
компьютер
мультимедийный проектор
презентация в программе PowerPoint
карточки
рисунки
памятки «Однозначные и многозначные слова»
Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать... Былина об Илье Муромце Ход урока
I. Орг. момент
II. Побудительная мотивация
.
Звучит запись песни «Дружат дети на планете» (Музыка Ю. Чичкова, стихи М. Пляцковского) Слайд № 1 — О чём песня? Цель:привлечь внимание к теме урока «Однозначные и многозначные слова», к изучению нового материала, реализовать воспитательную задачу.
III. Актуализация
-ЛЗ слова? Что такое мир? ЛЗ слова??
Слайд № 2
Мир-это всё, что нас окружает.
Мир-это состояние покоя и благополучия.
Мир-это Земля, люди, животные, растения…
Мир-это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.
Мир-это отсутствие войны.
— Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали! Определим тему нашего урока.
Цель: повторение ранее полученных знаний и навыков, необходимых для приобретения новых знаний Запись темы: Однозначные и многозначные слова.Слайд № 3
Выведение целей урока.Слайд № 4
IV. Познавательная мотивация.

Работа с эпиграфом. Слайд № 5

— Вдумайтесь в смысл этого предложения. Проблемный вопрос: почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Цель:подготовка обучающихся к активному, сознательному изучению нового материала. Расширение целей учителем. V. Объяснение нового материала. Слайд № 6 -Первичное осознание материала. Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7 1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам. 2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы). 3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное. Вывод: многозначное – слова, имеющие несколько ЛЗ, однозначные – одно.Слайд № 8

Цель: на этапе первичного осознания материала ввести понятие «многозначные слова» -Осознание и осмысление материала. Слайд № 9
Задание:Отгадай словечко!

1.То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2.То, что мы называем началом колонны.
3. Единица счета скота.
4. То, что можно сложить в неравном бою.

Общее между предметами?

Слайд № 10
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Цель:
отработка понятия «многозначные слова» (сходство предметов)
Осознание и осмысление материала проходит в форме эвристической беседы.

Работа со схемой. Слайд № 11 Каково общее значение слова ножка во всех словосочетаниях? Во всех случаях это «опора»: ножка гриба — опора для шляпки, на ножках держится стол, ножками топает ребёнок, да и циркуль и некоторые другие инструменты снабжены ножками, чтобы иметь точку опоры.
-Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст) Слайд №12 Вывод: понять значение многозначного слова помогают слова-соседи многозначного слова – контекст Цель: отработка понятия «многозначные слова» (значение контекста в определении значения многозначного слова) <shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CAdmin%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.png» o:title=""> Осознание и осмысление учебного материала проходит в виде работы с Толковым словарём

Фронтальная устная работа

-Как можно узнать, является ли слово
однозначным или многозначным? (по Толковому словарю) Слайд № 13

Сообщение дополнительной информации
из рубрики «Это интересно!
Слайд № 14

Цель: повышение познавательной активности, развитие интереса к изучению русского языка.
Индивидуальная работа с Толковым словарём. Слайд № 15
— Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье?
— Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.
Слайд № 16
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч.Колючки на теле животных. Иглы ежа.

Слайд № 17
Вывод:
1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.

Цель:развитие умения находить справки в Толковом словаре (расположение значений многозначного слова)
Вывод по теме урока «Однозначные и многозначные слова»

Индивидуальная работа. Создание памятки. Слайд № 18,19
Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
Например, слово …. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется …. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .
Слова, которые имеют несколько значений, называются …… …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.
Значение многозначного слова нам помогают определить …. .
Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .

Цель: развитие умения самостоятельно делать выводы, обобщать материал, выявление уровня осознания и осмысления материала
IV. Применение в новой ситуации
Дифференцированная работа Слайд № 20

Форма организации деятельности обучающихся: групповая

1) Выполнение упражнения 329
Задание:найти в словаре 3многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово. Форма проверки выполнения
задания:
— фронтальная

Цель: выявление уровня усвоения материала (на уровне восприятия, понимания, запоминания) 2) Работа с Толковым словарём и карточками.
Задание: найти в Толковом словаре Ожегова С. И. слово «спросить» и рядом с каждым предложением выписать то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.
Форма проверки выполнения задания: самопроверка Слайд № 21
Цель:выявление уровня усвоения знаний (применение в аналогичной и сходной ситуации)
3) Написание мини-сочинение на тему «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»
Форма проверки выполнения задания: фронтальная
Цель:выявление уровня усвоения знаний (применение в новой ситуации, творческий)
4) Индивидуализированная работа: упр. 330 ( работа у доски)

Задание: распределить слова по двум группам – однозначные и многозначные слова (в случае затруднений обращайтесь к словарю), составить распространённое предложение Цель: вовлечение в активную, сознательную работу слабоуспевающего обучающегося.
V. Рефлексия Слайд № 22 Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное: «с одного боку – зеленое», а «с другого – румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать». Вывод: нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно может быть многозначно. Цель:осмысление результатов работы, их оценка; возвращение к записанному на доске эпиграфу даёт возможность оценить его соответствие изученной теме и качество предположений обучающихся. Использование сигнальных карточекСлайд № 23

Цель:
выявить уровень первичного усвоения и применения материала
Я понял тему урока – розовая карточка. Я понял тему урока частично — зелёная карточка. Я не понял тему урока – синяя карточка . VI. Домашнее задание. Слайд №24 Чтобы упрочить знания, даю домашнее задание. -П. 65; По выбору: 1. упр. 333. Задание: определить лексические значения слова свежий. 2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК — однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4), запишите в тетрадь, выучите наизусть. Дополнительно: упр. 335. Задание: придумать 2-3 юмористических рисунка с многозначными словами. VII. Оценки за урок.
Пожаловаться 06 ноября 2012
Файлы
Тема.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема: Однозначные и многозначные слова.


Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.

Задачи:

  • 1) формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;

  • 2) пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • 3) прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.


Тип урока: изучение нового материала


Средства обучения:


  • Учебник под редакцией Н. М. Шанского, авторы:Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова

  • Школьные толковые словари русского языка под редакцией Ф. П. Филина

  • компьютер

  • мультимедийный проектор

  • презентация в программе PowerPoint

  • карточки

  • рисунки

  • памятки «Однозначные и многозначные слова»




Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать...

Былина об Илье Муромце

Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Побудительная мотивация

.

- Звучит запись песни «Дружат дети на планете» (Музыка Ю. Чичкова, стихи М. Пляцковского) Слайд № 1

- О чём песня?

Цель: привлечь внимание к теме урока «Однозначные и многозначные слова», к изучению нового материала, реализовать воспитательную задачу.


  1. Актуализация

-ЛЗ слова? Что такое мир? ЛЗ слова??

Слайд № 2

Мир-это всё, что нас окружает.

Мир-это состояние покоя и благополучия.

Мир-это Земля, люди, животные, растения…

Мир-это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.

Мир-это отсутствие войны.

- Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали! Определим тему нашего урока.

Цель: повторение ранее полученных знаний и навыков, необходимых для приобретения новых знаний


Запись темы: Однозначные и многозначные слова. Слайд № 3


Выведение целей урока. Слайд № 4



  1. Познавательная мотивация.


Работа с эпиграфом. Слайд № 5


- Вдумайтесь в смысл этого предложения.

Проблемный вопрос: почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку?

На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Цель: подготовка обучающихся к активному, сознательному изучению нового материала.


Расширение целей учителем.

  1. Объяснение нового материала. Слайд № 6

-Первичное осознание материала.

Рассмотрим рисунки (иллюстрации на доске). Слайд № 7

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слова, имеющие несколько ЛЗ, однозначные – одно. Слайд № 8

Цель: на этапе первичного осознания материала ввести понятие «многозначные слова»


-Осознание и осмысление материала. Слайд № 9
Задание: Отгадай словечко!

1.То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2.То, что мы называем началом колонны.
3. Единица счета скота.
4. То, что можно сложить в неравном бою.

- Общее между предметами?

Слайд № 10
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Цель: отработка понятия «многозначные слова» (сходство предметов)
Осознание и осмысление материала проходит в форме эвристической беседы.


  • Работа со схемой. Слайд № 11

  • Каково общее значение слова ножка во всех словосочетаниях? Во всех случаях это «опора»: ножка гриба — опора для шляпки, на ножках держится стол, ножками топает ребёнок, да и циркуль и некоторые другие инструменты снабжены ножками, чтобы иметь точку опоры.


  • -Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово?

(В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова – контекст)

Слайд №12

  • Вывод: понять значение многозначного слова помогают слова-соседи многозначного слова – контекст

Цель: отработка понятия «многозначные слова» (значение контекста в определении значения многозначного слова)





Осознание и осмысление учебного материала проходит в виде работы с Толковым словарём

Фронтальная устная работа

-Как можно узнать, является ли слово
однозначным или многозначным? (по Толковому словарю) Слайд № 13

Сообщение дополнительной информации
из рубрики «Это интересно!
Слайд № 14

Цель: повышение познавательной активности, развитие интереса к изучению русского языка.

Индивидуальная работа с Толковым словарём. Слайд № 15

- Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье?
- Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.

Слайд № 16
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных. Иглы ежа.

Слайд № 17
Вывод: 1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.

Цель: развитие умения находить справки в Толковом словаре (расположение значений многозначного слова)

Вывод по теме урока «Однозначные и многозначные слова»

Индивидуальная работа. Создание памятки. Слайд № 18,19

Памятка

«Однозначные и многозначные слова»

  • В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.

  • Например, слово … . Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется … . То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .

  • Слова, которые имеют несколько значений, называются …. . …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.

  • Значение многозначного слова нам помогают определить …. .

  • Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .


Цель: развитие умения самостоятельно делать выводы, обобщать материал, выявление уровня осознания и осмысления материала

IV. Применение в новой ситуации

Дифференцированная работа Слайд № 20


Форма организации деятельности обучающихся: групповая


1) Выполнение упражнения 329

Задание: найти в словаре 3многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.


Форма проверки выполнения

задания:

- фронтальная


Цель: выявление уровня усвоения материала (на уровне восприятия, понимания, запоминания)


2) Работа с Толковым словарём и карточками.

Задание: найти в Толковом словаре Ожегова С. И. слово «спросить» и рядом с каждым предложением выписать то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.

Форма проверки выполнения задания: самопроверка Слайд № 21

Цель: выявление уровня усвоения знаний (применение в аналогичной и сходной ситуации)

3) Написание мини-сочинение на тему «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»

  • Форма проверки выполнения задания: фронтальная

  • Цель: выявление уровня усвоения знаний (применение в новой ситуации, творческий)

4) Индивидуализированная работа: упр. 330 ( работа у доски)


Задание: распределить слова по двум группам – однозначные и многозначные слова (в случае затруднений обращайтесь к словарю), составить распространённое предложение


Цель: вовлечение в активную, сознательную работу слабоуспевающего обучающегося.



  1. Рефлексия Слайд № 22

- Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное: «с одного боку – зеленое», а «с другого – румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать».

Вывод: нужно уметь владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно может быть многозначно.

Цель: осмысление результатов работы, их оценка; возвращение к записанному на доске эпиграфу даёт возможность оценить его соответствие изученной теме и качество предположений обучающихся.


Использование сигнальных карточек Слайд № 23

Цель:
выявить уровень первичного усвоения и применения материала


  • Я понял тему урока – розовая карточка.

  • Я понял тему урока частично - зелёная карточка.

  • Я не понял тему урока – синяя карточка



.

  1. Домашнее задание. Слайд №24

Чтобы упрочить знания, даю домашнее задание.


  • -П. 65;

  • По выбору:

  • 1. упр. 333. Задание: определить лексические значения слова свежий.

  • 2.Определите по толковому словарю слово ЯЗЫК - однозначное или многозначное, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке(3-4),запишите в тетрадь, выучите наизусть.

  • Дополнительно: упр. 335. Задание: придумать 2-3 юмористических рисунка с многозначными словами.


  1. Оценки за урок.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»














Урок русского языка в 5 в классе




Тема: Однозначные и многозначные слова








Подготовил: учитель русского языка и литературы Сумина Светлана Юрьевна














г. Мегион, 2011



Архив ZIP - WinRAR.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru