2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012.- 192с.- «Начальная школа 21 века»
Цели и задачи курса
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относится: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур пародов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
3. Общая характеристика учебного предмета
В основе построения курса «Окружающий мир»- 1 класс лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип при изучении природы и социальных явлений широко использует местное окружение. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник учитывается следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
-
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
-
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
-
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
-
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
-
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Данная программа ориентирована на использование УМК:
– Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: –4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. –96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
УМК допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
В программу изменения не внесены.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На реализацию данной программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 классе 66 часов, (33 учебные недели по 2 часа в неделю). В том числе на проведение
-
экскурсий – 6
-
практических работ - 5
5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
6. Результаты изучения учебного предмета
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
-
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
-
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
-
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
-
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
-
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определяются его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
7. Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
-описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1классе учащиеся смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
8. Содержание программы учебного предмета
Введение. Этот удивительный мир. Нас окружает удивительный мир: неживая и « иная природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники. Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа, домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др.
Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведении па уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа .
Описывать назначение различных школьных помещений.
Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовыватъ в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей. Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна — Россия. Родной край
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...».
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Анализироватъ дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии.
Сезонные экскурсии «Bpeмeнa года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
9. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
|
план |
факт |
||||
1 |
Этот удивительный мир Нас окружает удивительный мир |
1 |
04.09 |
|
Предметные: различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), предметы живой и неживой природы (выделять главное) Метапредметные: Познавательные:
классифицировать объекты окружающего
мира. Различать: прошлое — настоящее
— будущее. Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
2 |
Мы – школьники Давайте познакомимся |
1 |
07.09 |
|
Предметные: научаться воспроизводить свое полное имя, домашний адрес. Метапредметные: Регулятивные: выполнять задание в соответствии сопоставленной целью. Познавательные: выделять и формулировать поставленную цель, знакомится с одноклассниками, рассказывать о себе. Коммуникативные: строить сообщения в соответствии с учебной задачей: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач |
3 |
Мы – школьники (экскурсия по школе) |
1 |
11.09 |
|
Предметные: научиться ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении. Метапредметные: Регулятивные: организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем. Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу, соблюдать морально – этические нормы поведения в школе. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач |
4 |
Родная природа Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия в лес) |
1 |
14.09 |
|
Предметные: научиться различать понятия живая и неживая природа, определять понятия листопад, золотая осень. Метапредметные: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания |
5 |
Что нам осень подарила |
1 |
18.09 |
|
Предметные: определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека. Метапредметные: Регулятивные: принимать учебно -познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания |
6 |
Грибная пора |
1 |
21.09 |
|
Предметные: научиться различать понятия живая природа, неживая природа Метапредметные: Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Познавательные: использовать знаково- символические средства представления информации. Коммуникативные: выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове. |
7 |
Семья Твоя семья |
1 |
25.09 |
|
Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья», осознавать свою роль в семье Метапредметные: Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению |
8 |
Любимые занятия |
1 |
28.09 |
|
Предметные: составлять рассказы о любимых занятиях, о досуге своей семьи Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: использовать общие приемы решения задач, иметь представление о семейных традициях. Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости |
9 |
Труд людей Как из зерна получилась булка |
1 |
2.10 |
|
Предметные: характеризовать деятельность людей, занятых на производстве Метапредметные: Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задач, строить рассуждать Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей |
10 |
Человек и домашние животные |
1 |
05.10 |
|
Предметные: рассматривать разнообразие животных. Метапредметные: Познавательные: характеризовать роль животных в природе и жизни человека. Анализ текста, поиск информации. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. |
11 |
Родная природа Октябрь уж наступил (экскурсия в лес) |
1 |
9.10 |
|
Предметные: различать понятия живая и неживая природа Метапредметные: Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
12 |
Явления природы |
1 |
12.10 |
|
Предметные: выделять и обобщать признаки Метапредметные: Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: адекватно использовать средства устной речи Личностные: выражать внутреннюю позицию школьника |
13 |
Наша Родина. Родной край Где ты живешь? |
1 |
16.10 |
|
Предметные: различать понятия живая и неживая природа Метапредметные: Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
14 |
Правила поведения на дорогах |
1 |
19.10 |
|
Предметные: различать дорожные знаки Метапредметные: Познавательные: выполнять учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу.. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
15 |
Труд людей Ты и вещи |
1 |
23.10 |
|
Предметные: различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Метапредметные: Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: соблюдать правила бережного отношения км вещам и предметам. |
16 |
Кто работает ночью |
1 |
26.10 |
|
Предметные: различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Метапредметные: Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию |
17 |
Твоё здоровье Твои помощники- органы чувств |
1 |
9.11 |
|
Предметные: проявлять заботу о своем здоровье и хорошем настроении. Метапредметные: Познавательные: осуществлять смысловое чтение Регулятивные: планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке. Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие. |
18 |
Правила гигиены (практическая работа) |
1 |
13.11 |
|
. Предметные: составлять и соблюдать режим дня, понимть его необходимость Метапредметные: Познавательные: использовать общие приемы решения задач Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе Коммуникативные: реализовать в процессе парной работы правила совместной деятельности. Личностные: принимать образ « хорошего ученика». |
19 |
О режиме дня |
1 |
16.11 |
|
|
20 |
Урок в спортивном зале |
1 |
20.11 |
|
Предметные: соблюдать правила закаливания Метапредметные: Познавательные: использовать общие приемы решения задач Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве Личностные: следуют нормам здоровье- сберегающего поведения |
21-22 |
Родная природа Ноябрь - зиме родной брат |
2 |
23.11 27.11 |
|
Предметные: наблюдать явления наступавшей осени Метапредметные: Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Регулятивные: выполнять задания с поставленной целью Коммуникативные: формулировать собственное мнение ипозицию Личностные: следуют нормам здоровье- сберегающего поведения |
23 |
Дикие животные |
1 |
30.11 |
|
Предметные: рассматривать разнообразие животных. Метапредметные: Познавательные: характеризовать роль животных в природе и жизни человека. Анализ текста, поиск информации. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
24 |
Звери – млекопитающие |
1 |
4.12 |
|
Предметные: рассматривать разнообразие животных., выделять общие признаки Метапредметные: Познавательные: использовать общие приемы решения задач Регулятивные: принимать исохранять учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
25 |
Что мы знаем о птицах |
1 |
7.12 |
|
Предметные: определять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других. Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию |
26 |
Наша Родина. Родной край Родной край |
1 |
11.12 |
|
Предметные различать понятие город, село, называть, чем похожи и чем отличаются эти населенные пункты Метапредметные: Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию |
27 |
Дом, в котором ты живешь |
1 |
14.12 |
|
Предметные: характеризовать жилищные постройки Метапредметные: Познавательные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других. Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию, выполнять самооценку |
28-29 |
Труд людей Зачем люди трудятся |
1 1 |
18.12 21.12 |
|
Предметные понимать значения труда в жизни людей. Метапредметные: Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
30 |
Родная природа В декабре, в декабре все деревья в серебре (экскурсия) |
1 |
25.12 |
|
Предметные определять последовательность времен года Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру. |
31 |
Какая бывает вода |
1 |
28.12 |
|
Предметные различать естественнонаучные понятия тело, вещество, состояния воды Метапредметные: Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, Регулятивные: составлять план и последовательность действий Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру. |
32 |
Я и другие люди О дружбе |
1 |
11.01 |
|
Предметные определять понятие друг, дружба., оценивать поступки людей Метапредметные: Познавательные: осознано и произвольно строить сообщения в устной форме. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами Личностные: проявляют этические чувства |
33 |
Идем в гости |
1 |
15.01 |
|
Предметные определять понятие друг, дружба., оценивать поступки людей Метапредметные: Познавательные: осознано и произвольно строить сообщения в устной форме. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами Личностные: проявляют этические чувства |
34 |
С Новым годом! |
1 |
18.01 |
|
Предметные рассказывать о семейной традиции встречи Нового года Метапредметные: Познавательные: осуществлять смысловое чтение, знакомиться с историей праздника Новый год. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей Личностные: проявляют уважительное отношение к культуре других народов |
35-36 |
Родная природа Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия) |
2 |
22.01 25.01 |
|
Предметные определять понятия лиственные, хвойные деревья Метапредметные: Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию |
37 |
Хвойные деревья |
1 |
29.01 |
|
Предметные определять понятия лиственные, хвойные деревья Метапредметные: Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Коммуникативные: вести устный диалоги в соответствии с грамматическими синтетическими нормами Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию |
38-39 |
Жизнь птиц |
2 |
1.02 5.02 |
|
Предметные назвать птиц обитающих в зимнем лесу Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия Личностные: осознают необходимость саморазвитию |
40-41 |
Наша Родина. Родной край Наша страна - Россия |
2 |
8.02 19.02 |
|
Предметные: называть права и обязанности граждан России. Метапредметные: Познавательные: анализировать и работать с текстами и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
42-43 |
Богата природа России |
1 |
22.02 26.02 |
|
Предметные: строить сообщения в устной форме о разнообразии и богатства природы России. Метапредметные: Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме Регулятивные: предвосхищать результат, владеть способами самооценки выполнения действия. Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих Личностные: проявляют ценностное отношение к природе |
44 |
Мы - россияне |
1 |
1.03 |
|
Предметные: называть права и обязанности граждан России. Метапредметные: Познавательные: знакомиться с государственными символами России (герба, флага). Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
45 |
Родная природа Февраль – месяц метелей и вьюг (экскурсия в лес) |
1 |
5.03 |
|
Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой. Метапредметные: Познавательные: проверить свои знания по теме. анализ, построение доказательств. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
46-47 |
Звери- млекопитающие |
2 |
07.03 12.03 |
|
Предметные: характеризовать зверей по внешнему признаку, распределять на группы по способу питания Метапредметные: Познавательные: использовать общие приемы решения задач
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
48-49 |
Наш уголок природы (практическая работа) |
2 |
15.03 19.03 |
|
Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой. Метапредметные: Познавательные: проверить свои знания по теме. анализ, построение доказательств.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
50 |
Наша Родина. Родной край Мы – граждане России |
1 |
22.03 |
|
Предметные: называть права и обязанности граждан России. Метапредметные: Познавательные:
сравнивать,
обобщать, классифицировать.
Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
51 |
Правила поведения |
1 |
2.04 |
|
Предметные: составлять правила поведения разговора по телефону Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других. Личностные: осознают и применяют социальные нормы поведения |
52 |
23 февраля – День защитника Отечества |
1 |
5.04 |
|
Предметные: составлять правила организации домашнего праздника 23 февраля Метапредметные: Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
53 |
8 марта – праздник всех женщин |
1 |
9.04 |
|
Предметные: составлять правила организации домашнего пращника 8 Марта Метапредметные: Познавательные: рассказать как можно встретить праздник 8 Марта Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
54- 55 |
Родная природа Март – капельник Март – капельник (экскурсия) |
1 1 |
12.04 16.04 |
|
Предметные: рассказывать об изменениях в природе ранней весной. Метапредметные: Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватности ретроспективной оценки. Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение Личностные: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
56 |
Твоё здоровье Если хочешь быть здоров, закаляйся |
1 |
19.04 |
|
Предметные: составлять памятку по закаливанию. Метапредметные: Познавательные: наблюдать и делать простые выводы. Регулятивные: самоконтроль, выполнения учебной деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать других Личностные: положительное отношение к физической культуре. |
57 |
Здоровая пища |
1 |
23.04 |
|
Предметные: соблюдать правила здорового образа жизни. Метапредметные: Познавательные: анализировать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: осознавать необходимость беречь свое здоровье. |
58- 59 |
Родная природа Апрель – водолей Апрель – водолей (экскурсия) |
1 1 |
26.04 30.04 |
|
Предметные: рассматривать явления природы, связанные с водой. Метапредметные: Познавательные:
сравнивать и различать разные формы
водоема, обобщать,
классифицировать.
Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
60 |
Труд людей Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте |
1 |
03.05 |
|
Предметные понимать значения труда в жизни людей. Метапредметные: Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
61 |
День космонавтики |
1 |
7.05 |
|
Предметные научатся объяснять понятия спутник Земли, космонавт, анализировать иллюстрации Метапредметные: Познавательные: знать понятия спутник Земли космонавт, полет в космос Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
62 |
Родная природа Май весну завершает |
1 |
10.05 |
|
Предметные наблюдать за изменением в природе Метапредметные: Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы. Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
63 |
Жизнь земноводных весной |
1 |
14.05 |
|
Предметные: объяснить понятие земноводные, головастики, развитие, выделять общие черты Метапредметные: Познавательные: характеризовать водоем своей местности. Сравнение, обобщение; использование накопленных знаний для решения логических задач. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности. |
64 |
Животное – живое существо |
1 |
17.05 |
|
Предметные: обобщать полученные представления о животных, уточнить представления о том, что любое животное живет Метапредметные: Познавательные: проверить свои знания по теме. анализ, построение доказательств.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности |
65 |
Природе нужны все! |
1 |
21.05 |
|
Предметные: рассматривать правила взаимодействия с природой. Метапредметные: Познавательные: проверить свои знания по теме. анализ, построение доказательств. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: мотивация учебной деятельности |
66 |
Наша Родина. Родной край Ты – пешеход (практическая работа). Скоро лето |
1 |
24.05 |
|
предметные: соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов Метапредметные: Познавательные: выполнять учебные действия, принимать и сохранять учебную задачу.. Регулятивные:
организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения заданий
на уроке. Личностные: следовать в поведении моральным и этическим требованиям. |
10.Формы и средства контроля
Основными формами и средствами контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, дидактические игры, портфель учебных достижений, устный опрос, наблюдение, беседа.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
11.Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
-
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
-
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
-
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
-
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
-
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе)
Кол-во
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (в наличии)
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программа окружающему миру
Учебно-методические комплекты для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.).
Д
К
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова - М: Вентана- Граф.2012
Учебно – методический комплект:
Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. –96 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Печатные пособия
Комплект таблиц. «Государственные символы России»
Комплект таблиц "Окружающий мир
1 кл." (14 таблиц)
Комплект таблиц "Летние и осенние изменения в природе" (13 таблиц+32 карт.)
Комплект таблиц "Окружающий мир" (8 таблиц)
Д
Комплект таблиц. «Государственные символы России»
Комплект таблиц "Окружающий мир" (8 таблиц)
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Д
Уроки Кирилла и Мефодия
Времена года
Экранно-звуковые пособия
Технические средства обучения
Аудио/видеомагнитофон. CD/DVD-проигрыватели. Компьютер с программным обеспечением. Телевизор.
Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая со штативом
Д
1. персональный компьютер,
2. мультимедийный проектор,
3. экран
4. МФУ.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Гербарий "Для начальной школы"
Д
Гербарий "Для начальной школы"
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО