В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

2. Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» В.В.Алеева (Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе за­ключается в формировании основ духовно-нравст­венного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компо­ненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в сле­дующем:

- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • способствовать формированию отзывчивости, любви к окружающему миру;

  • воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям;

  • привить основы художественного вкуса;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь лите­ратурой и изобразительным искусством);

  • обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

  • научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;

  • сформировать потребность в общении с музыкой.

Для реализации программы используется учебно- методический комплект:

  • Музыка. 1 кл. В 2 ч.: учебник/ В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.-8-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2011.-79 с.

  • Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели по 1 часу в неделю)


3.Общая характеристика учебного предмета

Музыкальную основу программы составляют про­изведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также зна­чительно обновленный репертуар композиторов-пе­сенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстратив­ную» функцию, сколько играет самоценную смысло­вую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразитель­ности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответст­вии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в рас­ширенном варианте с целью его вариативного исполь­зования.

Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух ми­нут в 1 классе.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полно­стью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, оп­ределенное инвариантной частью, обеспечивает при­общение обучающихся к общекультурным ценнос­тям, формирует систему предметных навыков и лич­ностных качеств, соответствующих требованиям стандарта».

В соответствии с Базисным учебным планом пред­мет «Музыка» в начальной школе изучается в тече­ние четырех лет — с I по 4 класс. Количество часов в неделю — в 1 классе курс рассчитан на 33 учеб­ные недели.


5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании и воспитании чувства пат­риотизма и гражданской солидарности;

-в формировании и воспитании эстетического вкуса;

- в формировании основ музыкальной культуры;

-в воспитании эмоционально-ценностного отно­шения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В области личностных результатов:

  • наличие широкой мотивационной основы учеб­ной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учеб­ной деятельности;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;"

  • позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих способностей.

В области метапредметных результатов:

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в со­ответствии с требованиями учебника для 1 класса);

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведе­ниями музыки и изобразительного искусства по за­данным в учебнике критериям;

  • умение устанавливать простые аналогии (образ­ные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • наличие стремления находить продуктивное со­трудничество (общение, взаимодействие) со сверст­никами при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровиза­ции, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

  • владение некоторыми основами нотной грамо­ты: названия нот, темпов (быстро — медленно), ди­намики (громко — тихо);

  • узнавание по изображениям некоторых музы­кальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов гармонь, баян, балалайка);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятель­ности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить сло­ва при исполнении, понимать дирижерский жест).


К концу обучения в 1 классе ученик научится:

Эмоционально воспринимать музыку различных образных сфер и жанров, ценить народные музыкальные традиции Отечества для:

  • обогащения индивидуального музыкального опыта;

  • развития интереса к музыке и музыкальным занятиям, потребности видеть и чувствовать красоту (природа, человек, жизнь, искусство);

  • понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

  • формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

  • воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

  • организации культурного досуга, самостоятельной музыкально-творческой деятельности, домашнего музицирования и музыкальных игр с использованием ИКТ

Ученик получит возможность научиться:

Исследовать природу музыкального искусства, выявлять его общие закономерности для:

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

  • развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса в процессе реализации творческих замыслов;

  • получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;

  • понимания художественно- образного содержания произведений и его обобщенного выражения в собственном исполнении;

  • углубленного понимания музыкальной речи как способа передачи информации, выраженной в звуках, общения со сверстниками;

  • передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;

  • моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;

  • получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства

7. Содержание учебного предмета

Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»

«Нас в школу приглашают задорные звонки...».

«Музыка, музыка всюду нам слышна...».

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать му­зыку...».

Краски осени.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».

Музыкальное эхо.

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

«Встанем скорей с друзьями в круг — пора тан­цевать...».

Ноги сами в пляс пустились.

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инстру­ментов.

Марш деревяв'.ных солдатиков.

«Детский альбом» П. И. Чайковского.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...».

Зимние игры.

«Водят ноты хоровод...».

«Кто-кто в теремочке живет?».

Веселый праздник Масленица.

Где живут ноты?

Весенний вальс.

Природа просыпается.

В детском музыкальном театре.

Мелодии и краски весны.

Мелодии дня,

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

На концерте.

«Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах).

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная ис­тория про Чиполлино и его друзей.



8. Календарно тематическое планирование

урока

Наименование

раздела/темы урока

Часы учебного времени

Дата

Характеристика учебной деятельности

План

Факт

Тема года: «Музыка, Музыка всюду нам слышна…»


1.

«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

1

3.09


1.Наблюдать за музыкой в жизни человека.

2. Разучивать и исполнять песенный репертуар

2.

Музыка, музыка всюду нам слышна…»

1

10.09


Рассуждать об истоках возникновения музыки

Наблюдать за звучанием природы

1.Наблюдать за звучанием осенней природы.

2. Осуществлять первые опыты музыкально – ритмических, игровых движений

3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

1

17.09


4

Краски осени

1

24.09


5

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

1

1.10


Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке

6

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

1

8.10


Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния

7

Музыкальное эхо

1

15.10


1.Распознавать динамические отличия в музыке

2. Выражать динамические противопоставления в исполнении (пении)

8

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»

1

22.10


1. Различать темповые отличия в музыке (быстро-медленно).

2. Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения

9

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».

1

12.11


1. Различать темповые отличия в музыке (быстро-медленно).

2. Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения

10

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

1

19.11


1. Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров – вальса, польки.

2. Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений

11

Ноги сами в пляс пустились.

1

26.11


1. Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. 2. Воплощать первые опыты творческой деятельности- в игре на детских музыкальных инструментах

12

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

1

3.12


1. Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух. 2. Осуществлять первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах

13

Марш деревянных солдатиков.

1

10.12


1.Выявлять первичные характерные особенности жанра марша.2. Воплощать характер музыки в музыкально-ритмическом движении

14

«Детский альбом» П.И. Чайковского.

1

17.12


1. Сравнивать настроения музыкальных произведений. 2. Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни)

15

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

1

24.12


1. Соотносить художествен­но-образное содержание между образами литера­турного и музыкального произведений.

2. Соотносить характеры образов живописного и му­зыкального произведений.

3. Разучивать заклички и прибаутки.

4. Осуществлять музыкаль­но-ритмические движения

16

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

1

11.01


1. Эмоционально откли­каться на выразительные и изобразительные свойства музыки.

2. Определять выразитель­ные и изобразительные свойства тембра челесты.

3. Выражать свое эмоцио­нальное отношение к произведению в музы­кально-ритмическом дви­жении

17

Зимние игры.

1

14.01


1. Устанавливать простые музыкально-изобразитель­ные ассоциации в процессе слушания.

2. Передавать в музыкаль­но-пластическом движении впечатления от музыкаль­ных образов

18

Зимние игры.

1

21.01


19

«Водят ноты хоровод».

1

28.01


Приобретать опыт в пости­жении нотной грамоты

20

«Кто-кто в теремочке живёт?»

1

4.02


Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах)

21

Весёлый праздник Масленица.

1

18.02



1. Соотносить характеры образов между музыкаль­ными и живописными произведениями.

2. Осуществлять первые опыты по созданию рит­мического аккомпанемента к песне(попевке)

22

Весёлый праздник Масленица.

1

25.02



23

Где живут ноты?

1

4.03


1. Приобретать опыт в по­стижении нотной грамоты.

2. Играть на детских музы­кальных инструментах

24

Весенний вальс.

1

11.03


Различать настроения, чувства и характер музыки

25

Природа просыпается.

1



18.03


1. Соотносить настроения. чувства и характеры между музыкальными и живопис­ными произведениями.

2. Играть на детских музы­кальных инструментах

26


В детском музыкальном театре.

1

1.04


1. Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра.

2. Соблюдать важнейшие правила поведения в театре.

3. Играть на детских музы­кальных инструментах

27

Мелодии и краски весны.

1

8.04


1. Сравнивать настроения и чувства, выраженные

в различных музыкальных произведениях.

2. Выражать в жесте настро­ение музыкального произ­ведения.

3. Выражать в цвете (раскра­шивание «музыкального» рисунка) эмоциональное отношение к музыкальному образу

28

Мелодии дня.

1

15.04


1. Соотносить настроения музыкальных и живопис­ных произведений.

2. Находить ассоциации между настроениями челове­ка и настроениями музыки

29

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

1

22.04


1. Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрип­ку, а также узнавать на слух их тембровую окраску.

2. Определять по тембру голоса своих товарищей в процессе пения.

3. Играть на детских музы­кальных инструментах

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

29.04


1. Определять и понимать важные качества, необхо­димые для музыкального исполнителя.

2. Разыгрывать песню

31

На концерте.

1

6.05


1. Определять по изображе­нию участников концерта -исполнителей, дирижера.

2. Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте

32

«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах).

1

13.05


Иметь представления о выразительных и изобразительных возмож­ностях музыки в мульт­фильмах

33

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чипполино и его друзей.

1

20.05


1. Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный, образ.

2. Инсценировать фрагмен­ты из произведений музы­кально-театральных жанров


9.Формы и средства контроля

Основными формами и средствами контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, устный опрос, выполнение практических заданий, исполнение музыкальных произведений.

1. Индивидуальные форма работы.

Работа с картиной, рассказ учащихся по тексту учебника, составление самостоятельных рассказов (по источникам: текст и иллюстрации учебника, сведения из прочитанных книг, фильмов).

2.Групповая.

Парная работа, работа с иллюстрацией.

3.Фронтальная.

Работа с книгой, беседа по теме, слушание.

В 1 классе безотметочное обучение. Словесная оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

  • Качество выполнения изученных на уроке приёмов.

  • Степень самостоятельности.

  • Уровень творческой деятельности.


10. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе)

Кол-во

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (в наличии)

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа по музыке

Учебно-методические комплекты для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические матери­алы и пр.).

Д


К

1.Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с.

2.Музыка. 1 кл. В 2 ч.: учебник/ В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.-8-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2011.-79 с.




Печатные пособия




Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образо вательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Д

1.Уроки музыки 1-8 классы

http://www.qlobuskniqa/ru

2.Фонограммы - и + для прослушивания

audio@vest -tda.ru

3.Произведения П.И.Чайковского

alex- records@ mtu- het.ru

4.Фонохрестоматия 1 класс

ASH@ audio- school.ru

5.«Музыка к урокам»fclass1 pro-uroki.ru

6.Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала

http://music.edu.ru/

7Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Экранно-звуковые пособия




Технические средства обучения

Аудио/видеомагнитофон. CD/DVD-проигрыватели. Компьютер с программным обеспечением. Телевизор.

Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая со штативом

Д

1. персональный компьютер,

2. мультимедийный проектор,

3. экран

4. МФУ.




Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Нотная тетрадь.

2. Цветные фломастеры.

3. Цветные мелки.

4. Фонохрестоматия, 1 класс

К



Д

1. Нотная тетрадь.

2. Цветные фломастеры.

3. Цветные мелки.

4. Фонохрестоматия, 1 класс
























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос