2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» В.В.Алеева (Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
-
способствовать формированию отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям;
-
привить основы художественного вкуса;
-
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
-
обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
-
научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
-
сформировать потребность в общении с музыкой.
Для реализации программы используется учебно- методический комплект:
-
Музыка. 1 кл. В 2 ч.: учебник/ В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.-8-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2011.-79 с.
-
Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели по 1 часу в неделю)
3.Общая характеристика учебного предмета
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.
Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух минут в 1 классе.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта».
В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с I по 4 класс. Количество часов в неделю — в 1 классе курс рассчитан на 33 учебные недели.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
-в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В области личностных результатов:
-
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;"
-
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
-
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
-
умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-
умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
-
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
-
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
-
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
-
умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
-
владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро — медленно), динамики (громко — тихо);
-
узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов гармонь, баян, балалайка);
-
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
К концу обучения в 1 классе ученик научится:
Эмоционально воспринимать музыку различных образных сфер и жанров, ценить народные музыкальные традиции Отечества для:
-
обогащения индивидуального музыкального опыта;
-
развития интереса к музыке и музыкальным занятиям, потребности видеть и чувствовать красоту (природа, человек, жизнь, искусство);
-
понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
-
формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
-
воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
-
организации культурного досуга, самостоятельной музыкально-творческой деятельности, домашнего музицирования и музыкальных игр с использованием ИКТ
Ученик получит возможность научиться:
Исследовать природу музыкального искусства, выявлять его общие закономерности для:
-
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
-
развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса в процессе реализации творческих замыслов;
-
получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
-
понимания художественно- образного содержания произведений и его обобщенного выражения в собственном исполнении;
-
углубленного понимания музыкальной речи как способа передачи информации, выраженной в звуках, общения со сверстниками;
-
передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
-
моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;
-
получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства
7. Содержание учебного предмета
Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»
«Нас в школу приглашают задорные звонки...».
«Музыка, музыка всюду нам слышна...».
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...».
Краски осени.
«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».
Музыкальное эхо.
Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!
«Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...».
Ноги сами в пляс пустились.
Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Марш деревяв'.ных солдатиков.
«Детский альбом» П. И. Чайковского.
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...».
Зимние игры.
«Водят ноты хоровод...».
«Кто-кто в теремочке живет?».
Веселый праздник Масленица.
Где живут ноты?
Весенний вальс.
Природа просыпается.
В детском музыкальном театре.
Мелодии и краски весны.
Мелодии дня,
Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
На концерте.
«Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах).
«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
8. Календарно тематическое планирование
№ урока |
Наименование раздела/темы урока |
Часы учебного времени |
Дата |
Характеристика учебной деятельности |
|
План |
Факт |
||||
Тема года: «Музыка, Музыка всюду нам слышна…» |
|||||
1. |
«Нас в школу приглашают задорные звонки…» |
1 |
3.09 |
|
1.Наблюдать за музыкой в жизни человека. 2. Разучивать и исполнять песенный репертуар |
2. |
Музыка, музыка всюду нам слышна…» |
1 |
10.09 |
|
Рассуждать об истоках возникновения музыки Наблюдать за звучанием природы 1.Наблюдать за звучанием осенней природы. 2. Осуществлять первые опыты музыкально – ритмических, игровых движений |
3 |
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Краски осени |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?» |
1 |
1.10 |
|
Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке |
6 |
«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?» |
1 |
8.10 |
|
Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния |
7 |
Музыкальное эхо |
1 |
15.10 |
|
1.Распознавать динамические отличия в музыке 2. Выражать динамические противопоставления в исполнении (пении) |
8 |
«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться» |
1 |
22.10 |
|
1. Различать темповые отличия в музыке (быстро-медленно). 2. Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения |
9 |
«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». |
1 |
12.11 |
|
1. Различать темповые отличия в музыке (быстро-медленно). 2. Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения |
10 |
«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» |
1 |
19.11 |
|
1. Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров – вальса, польки. 2. Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений |
11 |
Ноги сами в пляс пустились. |
1 |
26.11 |
|
1. Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. 2. Воплощать первые опыты творческой деятельности- в игре на детских музыкальных инструментах |
12 |
Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. |
1 |
3.12 |
|
1. Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух. 2. Осуществлять первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах |
13 |
Марш деревянных солдатиков. |
1 |
10.12 |
|
1.Выявлять первичные характерные особенности жанра марша.2. Воплощать характер музыки в музыкально-ритмическом движении |
14 |
«Детский альбом» П.И. Чайковского. |
1 |
17.12 |
|
1. Сравнивать настроения музыкальных произведений. 2. Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни) |
15 |
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. |
1 |
24.12 |
|
1. Соотносить художественно-образное содержание между образами литературного и музыкального произведений. 2. Соотносить характеры образов живописного и музыкального произведений. 3. Разучивать заклички и прибаутки. 4. Осуществлять музыкально-ритмические движения |
16 |
«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…» |
1 |
11.01 |
|
1. Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки. 2. Определять выразительные и изобразительные свойства тембра челесты. 3. Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении |
17 |
Зимние игры. |
1 |
14.01 |
|
1. Устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания. 2. Передавать в музыкально-пластическом движении впечатления от музыкальных образов |
18 |
Зимние игры. |
1 |
21.01 |
|
|
19 |
«Водят ноты хоровод». |
1 |
28.01 |
|
Приобретать опыт в постижении нотной грамоты |
20 |
«Кто-кто в теремочке живёт?» |
1 |
4.02 |
|
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах) |
21 |
Весёлый праздник Масленица. |
1 |
18.02 |
|
1. Соотносить характеры образов между музыкальными и живописными произведениями. 2. Осуществлять первые опыты по созданию ритмического аккомпанемента к песне(попевке) |
22 |
Весёлый праздник Масленица. |
1 |
25.02 |
|
|
23 |
Где живут ноты? |
1 |
4.03 |
|
1. Приобретать опыт в постижении нотной грамоты. 2. Играть на детских музыкальных инструментах |
24 |
Весенний вальс. |
1 |
11.03 |
|
Различать настроения, чувства и характер музыки |
25 |
Природа просыпается. |
1 |
18.03 |
|
1. Соотносить настроения. чувства и характеры между музыкальными и живописными произведениями. 2. Играть на детских музыкальных инструментах |
26 |
В детском музыкальном театре. |
1 |
1.04 |
|
1. Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра. 2. Соблюдать важнейшие правила поведения в театре. 3. Играть на детских музыкальных инструментах |
27 |
Мелодии и краски весны. |
1 |
8.04 |
|
1. Сравнивать настроения и чувства, выраженные в различных музыкальных произведениях. 2. Выражать в жесте настроение музыкального произведения. 3. Выражать в цвете (раскрашивание «музыкального» рисунка) эмоциональное отношение к музыкальному образу |
28 |
Мелодии дня. |
1 |
15.04 |
|
1. Соотносить настроения музыкальных и живописных произведений. 2. Находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки |
29 |
Музыкальные инструменты. Тембры-краски. |
1 |
22.04 |
|
1. Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрипку, а также узнавать на слух их тембровую окраску. 2. Определять по тембру голоса своих товарищей в процессе пения. 3. Играть на детских музыкальных инструментах |
30 |
Легко ли стать музыкальным исполнителем? |
1 |
29.04 |
|
1. Определять и понимать важные качества, необходимые для музыкального исполнителя. 2. Разыгрывать песню |
31 |
На концерте. |
1 |
6.05 |
|
1. Определять по изображению участников концерта -исполнителей, дирижера. 2. Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте |
32 |
«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах). |
1 |
13.05 |
|
Иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах |
33 |
«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чипполино и его друзей. |
1 |
20.05 |
|
1. Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный, образ. 2. Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров |
9.Формы и средства контроля
Основными формами и средствами контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, устный опрос, выполнение практических заданий, исполнение музыкальных произведений.
1. Индивидуальные форма работы.
Работа с картиной, рассказ учащихся по тексту учебника, составление самостоятельных рассказов (по источникам: текст и иллюстрации учебника, сведения из прочитанных книг, фильмов).
2.Групповая.
Парная работа, работа с иллюстрацией.
3.Фронтальная.
Работа с книгой, беседа по теме, слушание.
В 1 классе безотметочное обучение. Словесная оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
-
Качество выполнения изученных на уроке приёмов.
-
Степень самостоятельности.
-
Уровень творческой деятельности.
10. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе) |
Кол-во |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (в наличии) |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
Программа по музыке Учебно-методические комплекты для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.). |
Д К |
1.Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-2-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2012.-107 с. 2.Музыка. 1 кл. В 2 ч.: учебник/ В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.-8-е изд., дораб.-М.: Дрофа, 2011.-79 с. |
Печатные пособия |
||
|
|
|
Информационно-коммуникативные средства |
||
Мультимедийные (цифровые) образо вательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. |
Д |
1.Уроки музыки 1-8 классы http://www.qlobus –kniqa/ru 2.Фонограммы - и + для прослушивания audio@vest -tda.ru 3.Произведения П.И.Чайковского alex- records@ mtu- het.ru 4.Фонохрестоматия 1 класс ASH@ audio- school.ru 5.«Музыка к урокам»fclass1 pro-uroki.ru 6.Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru/ 7Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru |
Экранно-звуковые пособия |
||
|
|
|
Технические средства обучения |
||
Аудио/видеомагнитофон. CD/DVD-проигрыватели. Компьютер с программным обеспечением. Телевизор. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая со штативом |
Д |
1. персональный компьютер, 2. мультимедийный проектор, 3. экран 4. МФУ. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
1. Нотная тетрадь. 2. Цветные фломастеры. 3. Цветные мелки. 4. Фонохрестоматия, 1 класс |
К Д |
1. Нотная тетрадь. 2. Цветные фломастеры. 3. Цветные мелки. 4. Фонохрестоматия, 1 класс |
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО