Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Тема |
Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д д, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к окружающему миру |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические - характеризуют звуки [д], [д'] и буквы Д д. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы Д д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова; рассказ, пословица, предложение, загадка. |
Образовательные ресурсы |
Итерактивная доска SMART. Счетные палочки. Предметные картинки с изображением дудочки, колокольчика, гвоздя, цифры 2, подводного мира. Видеоролик «Мудрая сова». – Режим доступа: http://alphabook.ru. Мультфильм «Доктор Айболит». – Режим доступа: http://filmiki.arjlover.net/ Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока.
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вид и форма контроля |
Презентация, интерактивная доска |
|
|
|
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, Мы – старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! - Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный, Наблюдение учителя |
|
П. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
- Как дудят в дудочку? - Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? |
-Ду-ду-ду... - Динь-динь-динь... |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
- Какой первый звук вы сейчас произнесли? - Давайте сформулируем учебную задачу урока |
-[д],[д']. - Познакомимся со звуками [д], [д'] и буквой, обозначающей их на письме |
Вместе с учителем формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов |
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов |
Предметные картинки с изображением гвоздей и цифры «2», под которыми начерчены схемы к этим словам. - Рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы, звуки [д], [д']. - Выполните слого-звуковой анализ слов «гвозди», «два» |
Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. - В слове гвозди звук [д'] -согласный, звонкий, мягкий, а в слове два - звук [д] - согласный, звонкий, твердый |
Выделяют звуки [д], [д'] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов |
Фронтальный. Устные ответы |
|
2. Игра «Узнай звук» |
Коллективная. Словесный. Игра |
- Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д'], хлопайте в ладоши. - Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым |
Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д'] |
Распознают звуки [д], [д'] в словах |
Коллективный. Игра |
|
3. Знакомство с буквой Д |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
- Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д'] на письме? - На что похожа буква (дэ) Д? Этот домик буква Д. В домике - окошко. Из трубы идет дымок, А в окошке - кошка.
- Выложите букву Д из палочек |
Находят букву Д на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из счетных палочек выкладывают буквуД |
Находят букву Д на «ленте букв», определяют ее место среди других букв.
Моделируют ее из счетных полочек |
Фронтальный. Устные ответы. Моделирование |
!
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Сначала буду маленьким (присаживаются), К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим (встают, поднимают руки вверх и потягиваются), До лампы дотянусь |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
|
4. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение |
- Прочитайте слоги. - В каких слогах звук [д'] - мягкий, а в каких слогах [д] - твердый? |
Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [д'] и твердым звуком [д]. Читают слова |
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д'], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука |
Коллективный. Чтение |
|
5. Родственные слова (учебник, с. 105) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
- Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего? |
Читают слова. - Одинаковая часть слова, слова родственные |
Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова- родственные |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
6. Просмотр видеоролика «Мудрая сова» |
Коллективная. Словесный. |
-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Сова.) - Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’] |
Смотрят. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. |
На слух различают звуки |
Фронтальный. Устные ответы |
|
7. Работа с текстом (учебник, с. 105) |
Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа |
- Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова. - Кем работает папа у Димы и Нади? - Какую работу они выполнили? - Где теперь идут поезда? |
Читают текст. Отвечают на вопросы |
Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
8. Работа с иллюстрацией |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа |
- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке. - Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир |
- Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад. Рассматривают рисунок. Составляют рассказ |
Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
|
Физкультминутка под музыку |
Коллективная. Практический |
Поработали, ребятки, А теперь все на зарядку! Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 104) |
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение |
- Прочитайте пословицы нас. 104. - Объясните смысл пословиц. - Найдите в них букву Д |
Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Д |
Анализируют пословицы, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
|
2. Работа со скороговорками (учебник, с. 106) |
Групповая. Словесный. Беседа, чтение, рассказ скороговорок |
- Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. - Какие звуки повторяются? |
Читают в медленном и быстром темпе. Называют повторяющиеся звуки |
На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их |
Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок |
|
3. Многозначные слова (учебник, с. 106) |
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение |
- Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения? |
Читают, рассматривают рисунки, находят слово -звезда. - Звезда: небесная, морская, символ |
Понимают смысл прочитанного. Определяют значение слова, опираясь на текст и рисунки |
Фронтальный. Устные ответы |
|
4. Отгадывание загадок (учебник, с. 106) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Отгадайте загадки в «Азбуке». - Найдите отгадку на рисунке |
Слушают загадки, находят отгадки на рисунке |
Анализируют загадки, определяют, о чем идет речь. Соотносят загадку с рисунками |
Фронтальный. Устные ответы |
|
5. Просмотр отрывка из мультфильма «Доктор Айболит». |
Коллективная. Словесный. |
- Посмотрите отрывок из мультфильма про Доктора Айболита и подумайте, как он связан с темой урока |
Смотрят мультфильм. Извлечение необходимой информации |
Анализируют, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
|
5. Работа с текстом (учебник, с. 106) |
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение |
- Прочитайте текст. - Что сделал Тима? - Что после обеда делает Лида? - Что она ставит на полку? |
Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы |
Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО