В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в старших классах

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в старших классах

Любовь Смирнова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 3005 комментариев: 1
Краткое описание
ЦЕЛИ:  указать на те  обстоятельства и явления , которые мешают  нашим обучающимся становиться  порядочными людьми, заставить  их задуматься над  происходящими  событиями  и  своём месте  в  этом меняющемся мире.  Как  сказал В.А.Сухомлинский, «…слово -  тончайшее  прикосновение к  сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру  в добро,   и острым ножом, ковырнувшим нежную  ткань души, и раскалённым железом, и комьями  грязи»
Описание
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ АСОШ №1 г. АНДРЕАПОЛЯ СМИРНОВОЙ Л. И. ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХЛИТЕРАТУРЫ».
БАЗА: Андреапольская средняя школа №1. Общее количество учащихся с 2009 года — около 300 обучающихся. Дети в основной массе из семей рабочих и служащих. Школа расположена в центре города, где находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них -28 лет работаю в школе. Имею три выпуска учащихся. За годы работы накоплен определённый опыт по нравственному воспитанию обучающихся, которым хочется поделиться с коллегами.
В работе столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между пониманием важности и необходимости нравственного становления личности, её духовного обогащения и утратой тех должных незыблемых ценностей, на которые следует ориентироваться молодому человеку в современном обществе. Погоня за материальными благами без одновременного развития духовности опасна.
Люди разучатся общаться, любить, наслаждаться красотами родной природы, будут равнодушны к классикам русской литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому .
Современный качественный школьный урок может спасти наших детей от надвигающейся духовной катастрофы.
ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления, которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово — тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».
ЗАДАЧИ: формировать оценочное, личностное отношение к прочитанному, увиденному на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую позицию школьников средствами литературы на современном историческом этапе; учить школьников быть сопричастными времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Включение (из опыта работы) в школьную программу произведений таких авторов, как В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин, А.Астафьев, способствует выявлению у учащихся оценочного, личностного отношения к прочитанному. Произведения этих авторов отражают своё непростое, драматическое, а порой и трагическое время, утверждают непоколебимые человеческие ценности: чувства долга, добра, справедливости, милосердия, памяти.
2.Современные дети – это дети эпохи телевидения, Интернета, к сожалению, многие из них увлекаются играми и кинофильмами, пропагандирующими культ силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю учащихся к использованию компьютера в качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает проводить интересные уроки — откровения, уроки – диспуты, что формирует у них правила нравственного поведения в обществе, умение давать оценку низкопробным передачам на ТВ, произведениям литературы и искусства.
3.При подготовке к уроку использую методические требования доктора педагогических наук профессора М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования к современному уроку» — М., ООО центр педагогического образования, 2007г.) Комплексно планирую задачи урока по трём группам: а) педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности; б) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); в) цели саморазвития учителя (профессиональные, личностные). Литература и воспитание всегда были едины, хотя в последнее время появилась тенденция к их разделению. Воспитание стремятся перевести только в область педагогики и психологии. С этим трудно полностью согласиться. Великий писатель Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир» наполнил педагогическими мыслями о воспитании детей. »Высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одном стремлении к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше», — писал педагог С.Соловейчик. При комментированном чтении ряда эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и других писателей учащиеся извлекают опыт нравственных исканий лучшими героями произведений, поэтому при планировании уроков большое внимание уделяю его воспитательной функции.
4.Связь изучаемого на уроке материала с краеведческим материалом. В нашем городе один из лучших музеев Тверской области (директор В.В.Линкевич). Залы музея, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны, природе родного края как нельзя лучше помогают учителю в воспитании активной гражданской позиции обучающихся.Поэтому в цикле уроков по теме «Человек и природа» поднимается не только экологическая проблема человечества, но и местная, связанная с вырубкой лесов, загрязнением рек и озёр. «Истинным человеком, — говорит В.Астафьев, — будет лишь тот, кто видит красоту окружающего мира, кто не перестанет этой красоте радоваться и удивляться». А это и есть высшая степень нравственного прозрения.
5. Специально планирую работу по формированию надпредметных способов учебной деятельности (М.М.Поташник «Требования к современному уроку»), которая развивает у старшеклассников умение создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, а также умение вести дебаты, дискуссию, полемику. Различного рода творческие работы ( сочинения, рефераты, эссе, рецензии, интерпретации, презентации) выявляют зрелость суждений учащихся, их гражданскую позицию, понимание ими норм морали общества, в котором они живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная вышеизложенная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ по теме Нравственное воспитание учащихся старших классов.docx Скачать

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ АСОШ №1 г. АНДРЕАПОЛЯ СМИРНОВОЙ Л. И.

ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ».



БАЗА: Андреапольская средняя школа №1 . Общее количество учащихся с 2009 года - около 300 обучающихся. Дети в основной массе из семей рабочих и служащих. Школа расположена в центре города, где находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них -28 лет работаю в школе. Имею три выпуска учащихся. За годы работы накоплен определённый опыт по нравственному воспитанию обучающихся, которым хочется поделиться с коллегами.
В работе столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между пониманием важности и необходимости нравственного становления личности, её духовного обогащения и утратой тех должных незыблемых ценностей, на которые следует ориентироваться молодому человеку в современном обществе. Погоня за материальными благами без одновременного развития духовности опасна.
Люди разучатся общаться, любить, наслаждаться красотами родной природы, будут равнодушны к классикам русской литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому .
Современный качественный школьный урок может спасти наших детей от надвигающейся духовной катастрофы.

ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления , которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово - тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».

ЗАДАЧИ: формировать оценочное, личностное отношение к прочитанному, увиденному на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую позицию школьников средствами литературы на современном историческом этапе; учить школьников быть сопричастными времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Включение (из опыта работы) в школьную программу произведений таких авторов, как В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин, А.Астафьев , способствует выявлению у учащихся оценочного, личностного отношения к прочитанному. Произведения этих авторов отражают своё непростое, драматическое, а порой и трагическое время, утверждают непоколебимые человеческие ценности: чувства долга, добра, справедливости, милосердия, памяти.
2.Современные дети – это дети эпохи телевидения, Интернета, к сожалению, многие из них увлекаются играми и кинофильмами, пропагандирующими культ силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю учащихся к использованию компьютера в качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает проводить интересные уроки - откровения , уроки – диспуты, что формирует у них правила нравственного поведения в обществе, умение давать оценку низкопробным передачам на ТВ, произведениям литературы и искусства.
3.При подготовке к уроку использую методические требования доктора педагогических наук профессора М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования к современному уроку» - М.,ООО центр педагогического образования, 2007г.) Комплексно планирую задачи урока по трём группам: а) педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности; б) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); в) цели саморазвития учителя (профессиональные, личностные). Литература и воспитание всегда были едины, хотя в последнее время появилась тенденция к их разделению. Воспитание стремятся перевести только в область педагогики и психологии. С этим трудно полностью согласиться. Великий писатель Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир» наполнил педагогическими мыслями о воспитании детей. »Высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одном стремлении к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше», - писал педагог С.Соловейчик. При комментированном чтении ряда эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и других писателей учащиеся извлекают опыт нравственных исканий лучшими героями произведений, поэтому при планировании уроков большое внимание уделяю его воспитательной функции.
4.Связь изучаемого на уроке материала с краеведческим материалом. В нашем городе один из лучших музеев Тверской области (директор В.В.Линкевич). Залы музея, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны, природе родного края как нельзя лучше помогают учителю в воспитании активной гражданской позиции обучающихся.Поэтому в цикле уроков по теме «Человек и природа» поднимается не только экологическая проблема человечества, но и местная, связанная с вырубкой лесов, загрязнением рек и озёр. «Истинным человеком, - говорит В.Астафьев, - будет лишь тот, кто видит красоту окружающего мира, кто не перестанет этой красоте радоваться и удивляться». А это и есть высшая степень нравственного прозрения.
5. Специально планирую работу по формированию надпредметных способов учебной деятельности (М.М.Поташник «Требования к современному уроку»), которая развивает у старшеклассников умение создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, а также умение вести дебаты, дискуссию, полемику. Различного рода творческие работы ( сочинения, рефераты, эссе, рецензии, интерпретации, презентации) выявляют зрелость суждений учащихся, их гражданскую позицию, понимание ими норм морали общества, в котором они живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная вышеизложенная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия.
















Обсуждение материала
Нонна Беляева
29.11.2012 19:27
Уважаемая Любовь Ивановна, у Вас действительно уникальный опыт работы с учащимися старшей школы и тема над которой Вы работаете на сегодняшний день в нашей стране очень актуальна и необходима не только для учащихся наших школ, но и для всего нашего общества. У Вас есть чему поучиться,  спасибо Вам большое!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров