В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в старших классах

Любовь Смирнова Любовь Смирнова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 1691    комментариев: 1
Краткое описание
ЦЕЛИ:  указать на те  обстоятельства и явления , которые мешают  нашим обучающимся становиться  порядочными людьми, заставить  их задуматься над  происходящими  событиями  и  своём месте  в  этом меняющемся мире.  Как  сказал В.А.Сухомлинский, «…слово -  тончайшее  прикосновение к  сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру  в добро,   и острым ножом, ковырнувшим нежную  ткань души, и раскалённым железом, и комьями  грязи»

Описание
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ АСОШ №1 г. АНДРЕАПОЛЯ СМИРНОВОЙ Л. И. ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХЛИТЕРАТУРЫ».
БАЗА: Андреапольская средняя школа №1. Общее количество учащихся с 2009 года — около 300 обучающихся. Дети в основной массе из семей рабочих и служащих. Школа расположена в центре города, где находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них -28 лет работаю в школе. Имею три выпуска учащихся. За годы работы накоплен определённый опыт по нравственному воспитанию обучающихся, которым хочется поделиться с коллегами.
В работе столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между пониманием важности и необходимости нравственного становления личности, её духовного обогащения и утратой тех должных незыблемых ценностей, на которые следует ориентироваться молодому человеку в современном обществе. Погоня за материальными благами без одновременного развития духовности опасна.
Люди разучатся общаться, любить, наслаждаться красотами родной природы, будут равнодушны к классикам русской литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому .
Современный качественный школьный урок может спасти наших детей от надвигающейся духовной катастрофы.
ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления, которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово — тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».
ЗАДАЧИ: формировать оценочное, личностное отношение к прочитанному, увиденному на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую позицию школьников средствами литературы на современном историческом этапе; учить школьников быть сопричастными времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Включение (из опыта работы) в школьную программу произведений таких авторов, как В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин, А.Астафьев, способствует выявлению у учащихся оценочного, личностного отношения к прочитанному. Произведения этих авторов отражают своё непростое, драматическое, а порой и трагическое время, утверждают непоколебимые человеческие ценности: чувства долга, добра, справедливости, милосердия, памяти.
2.Современные дети – это дети эпохи телевидения, Интернета, к сожалению, многие из них увлекаются играми и кинофильмами, пропагандирующими культ силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю учащихся к использованию компьютера в качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает проводить интересные уроки — откровения, уроки – диспуты, что формирует у них правила нравственного поведения в обществе, умение давать оценку низкопробным передачам на ТВ, произведениям литературы и искусства.
3.При подготовке к уроку использую методические требования доктора педагогических наук профессора М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования к современному уроку» — М., ООО центр педагогического образования, 2007г.) Комплексно планирую задачи урока по трём группам: а) педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности; б) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); в) цели саморазвития учителя (профессиональные, личностные). Литература и воспитание всегда были едины, хотя в последнее время появилась тенденция к их разделению. Воспитание стремятся перевести только в область педагогики и психологии. С этим трудно полностью согласиться. Великий писатель Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир» наполнил педагогическими мыслями о воспитании детей. »Высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одном стремлении к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше», — писал педагог С.Соловейчик. При комментированном чтении ряда эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и других писателей учащиеся извлекают опыт нравственных исканий лучшими героями произведений, поэтому при планировании уроков большое внимание уделяю его воспитательной функции.
4.Связь изучаемого на уроке материала с краеведческим материалом. В нашем городе один из лучших музеев Тверской области (директор В.В.Линкевич). Залы музея, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны, природе родного края как нельзя лучше помогают учителю в воспитании активной гражданской позиции обучающихся.Поэтому в цикле уроков по теме «Человек и природа» поднимается не только экологическая проблема человечества, но и местная, связанная с вырубкой лесов, загрязнением рек и озёр. «Истинным человеком, — говорит В.Астафьев, — будет лишь тот, кто видит красоту окружающего мира, кто не перестанет этой красоте радоваться и удивляться». А это и есть высшая степень нравственного прозрения.
5. Специально планирую работу по формированию надпредметных способов учебной деятельности (М.М.Поташник «Требования к современному уроку»), которая развивает у старшеклассников умение создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, а также умение вести дебаты, дискуссию, полемику. Различного рода творческие работы ( сочинения, рефераты, эссе, рецензии, интерпретации, презентации) выявляют зрелость суждений учащихся, их гражданскую позицию, понимание ими норм морали общества, в котором они живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная вышеизложенная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия.
Пожаловаться 30 октября 2012
Файлы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ по теме Нравственное воспитание учащихся старших классов.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ АСОШ №1 г. АНДРЕАПОЛЯ СМИРНОВОЙ Л. И.

ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ».



БАЗА: Андреапольская средняя школа №1 . Общее количество учащихся с 2009 года - около 300 обучающихся. Дети в основной массе из семей рабочих и служащих. Школа расположена в центре города, где находится Дом детского творчества.
Педагогический стаж 35 лет; из них -28 лет работаю в школе. Имею три выпуска учащихся. За годы работы накоплен определённый опыт по нравственному воспитанию обучающихся, которым хочется поделиться с коллегами.
В работе столкнулась с ПРОТИВОРЕЧИЯМИ между пониманием важности и необходимости нравственного становления личности, её духовного обогащения и утратой тех должных незыблемых ценностей, на которые следует ориентироваться молодому человеку в современном обществе. Погоня за материальными благами без одновременного развития духовности опасна.
Люди разучатся общаться, любить, наслаждаться красотами родной природы, будут равнодушны к классикам русской литературы Пушкину, Тургеневу, Толстому .
Современный качественный школьный урок может спасти наших детей от надвигающейся духовной катастрофы.

ЦЕЛИ: указать на те обстоятельства и явления , которые мешают нашим обучающимся становиться порядочными людьми, заставить их задуматься над происходящими событиями и своём месте в этом меняющемся мире. Как сказал В.А.Сухомлинский, «…слово - тончайшее прикосновение к сердцу ребёнка; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи».

ЗАДАЧИ: формировать оценочное, личностное отношение к прочитанному, увиденному на ТВ, в Интернете; воспитывать гражданскую позицию школьников средствами литературы на современном историческом этапе; учить школьников быть сопричастными времени.
ТЕХНОЛОГИЯ:
1.Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Стремлюсь помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Включение (из опыта работы) в школьную программу произведений таких авторов, как В.Распутин, К.Воробьёв, Л.Бородин, А.Астафьев , способствует выявлению у учащихся оценочного, личностного отношения к прочитанному. Произведения этих авторов отражают своё непростое, драматическое, а порой и трагическое время, утверждают непоколебимые человеческие ценности: чувства долга, добра, справедливости, милосердия, памяти.
2.Современные дети – это дети эпохи телевидения, Интернета, к сожалению, многие из них увлекаются играми и кинофильмами, пропагандирующими культ силы, цинизма и агрессии.
Привлекаю учащихся к использованию компьютера в качестве интеллектуального помощника.
Совместная работа с учащимися помогает проводить интересные уроки - откровения , уроки – диспуты, что формирует у них правила нравственного поведения в обществе, умение давать оценку низкопробным передачам на ТВ, произведениям литературы и искусства.
3.При подготовке к уроку использую методические требования доктора педагогических наук профессора М.М Поташника (М, М.Поташник «Требования к современному уроку» - М.,ООО центр педагогического образования, 2007г.) Комплексно планирую задачи урока по трём группам: а) педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности; б) цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские); в) цели саморазвития учителя (профессиональные, личностные). Литература и воспитание всегда были едины, хотя в последнее время появилась тенденция к их разделению. Воспитание стремятся перевести только в область педагогики и психологии. С этим трудно полностью согласиться. Великий писатель Л.Н. Толстой свой роман «Война и мир» наполнил педагогическими мыслями о воспитании детей. »Высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одном стремлении к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше», - писал педагог С.Соловейчик. При комментированном чтении ряда эпизодов из романов «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и других писателей учащиеся извлекают опыт нравственных исканий лучшими героями произведений, поэтому при планировании уроков большое внимание уделяю его воспитательной функции.
4.Связь изучаемого на уроке материала с краеведческим материалом. В нашем городе один из лучших музеев Тверской области (директор В.В.Линкевич). Залы музея, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны, природе родного края как нельзя лучше помогают учителю в воспитании активной гражданской позиции обучающихся.Поэтому в цикле уроков по теме «Человек и природа» поднимается не только экологическая проблема человечества, но и местная, связанная с вырубкой лесов, загрязнением рек и озёр. «Истинным человеком, - говорит В.Астафьев, - будет лишь тот, кто видит красоту окружающего мира, кто не перестанет этой красоте радоваться и удивляться». А это и есть высшая степень нравственного прозрения.
5. Специально планирую работу по формированию надпредметных способов учебной деятельности (М.М.Поташник «Требования к современному уроку»), которая развивает у старшеклассников умение создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, а также умение вести дебаты, дискуссию, полемику. Различного рода творческие работы ( сочинения, рефераты, эссе, рецензии, интерпретации, презентации) выявляют зрелость суждений учащихся, их гражданскую позицию, понимание ими норм морали общества, в котором они живут.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: разработанная вышеизложенная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия.
















Обсуждение материала
  • Нонна Беляева
    29 ноября 201219:27
    Нонна Беляева

    Уважаемая Любовь Ивановна, у Вас действительно уникальный опыт работы с учащимися старшей школы и тема над которой Вы работаете на сегодняшний день в нашей стране очень актуальна и необходима не только для учащихся наших школ, но и для всего нашего общества. У Вас есть чему поучиться, спасибо Вам большое!

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru