В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома

Ирина Михеева Ирина Михеева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 2377
Краткое описание
обобщение опыта по сохранению психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.

Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6») 653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Михеева И.В.
директор МКОУ «Детский дом № 6»,
высшая квалификационная категория

Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» существует 15 лет, был открыт в декабре 1997 года. В детском доме воспитываются 115 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет. Хочется отметить, что к нам поступают разные дети. Разные по возрасту и характеру, по уровню развития и подготовленности к жизни, по темпераменту и поведению. Основная часть детей – сирот — это сироты при живых родителях. «Социальное» сиротство приобретает все более широкие масштабы, увеличивая количество детей из неблагополучных семей, направляемых в детские дома. Наши дети были лишены в раннем детстве материнской любви и ласки, родительского внимания и заботы; некоторые проживали длительное время в семьях алкоголиков, наркоманов, испытывали оскорбления и унижения, моральное и физическое насилие, потери и предательство близких людей, в результате этого стали замкнутыми, тревожными, раздражительными, вспыльчивыми, обиженными на «весь мир» и агрессивными. Несомненно, все это оказало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии; на соматическое здоровье; на развитие социально — психических функций и свойств. В последнее время наиболее актуальной задачей современной системы образования в условиях модернизации является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Исходя из вышесказанного, одной из основных целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является создание в данном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, формирования навыков здорового образа жизни и навыков регуляции психоэмоциональных состояний. На наш взгляд, понятие «психологическое здоровье» органически включено в «личность» и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между ребенком и средой, сверстниками, обществом, а также между различными аспектами внутреннего мира ребенка, человеческого «Я», его ценностями и личностным ростом в процессе жизнедеятельности. В соответствии с этим, исходя из опыта работы,- сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развития здоровой личности в условиях детского дома складывается из определенных взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие личности растущего ребенка: Во-первых, создание развивающей среды как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления и психологической защищенности ребенка. На наш взгляд, непременным компонентом развивающей среды являются необычные, эстетически оформленные интерьеры групп, спален, игровых и учебных комнат, в обстановку внесены элементы домашнего уюта, что способствует эмоциональному раскрепощению детей. В каждой группе созданы зоны с визуальной и пространственной изоляцией, в которых ребенок может уединиться и побыть наедине с самим собой. Зеленые зоны, «живые» уголки представляют собой уголки эмоционально психологической разгрузки. Создание развивающей среды способствует сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников. Во-вторых, создание и поддержание благоприятного для развития ребенка психологического климата в группах, детском доме, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе повседневной жизни, трудовой, игровой и учебной деятельности; а с другой стороны – созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Психологический климат основан на внимании, одобрении, поддержке воспитанников педагогами и направлен на укрепление психологического здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни, укрепление социально одобряемого поведения, человеческого достоинства, самоуважения, развития способностей социальной адаптации. В-третьих, организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом возрастном этапе /находится рядом с ребенком на его жизненном пути, помогая ему ответственно и осознанно делать собственный выбор /для позитивного развития личности, индивидуальности, максимально успешного обучения, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению. Сопровождение основывается на следующих принципах: · индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса; · гибкость воспитательной среды; · следование за естественным развитием ребенка, преобладающее значение – его интересам; · приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития/; · оказание своевременной психологической помощи и поддержки. В-четвертых, коррекционно- развивающая работа строится исходя из результатов обследования детей, учета индивидуальных и возрастных особенностей, уровня сформированности психических процессов, интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития и мотивационной зрелости. Воспитатели, специалисты детского дома, медицинские работники, педагоги дополнительного образования работают в тесном контакте и взаимосвязи, добиваясь положительных результатов. Коррекционная работа ориентирована на коррекцию и развитие, строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его жизненных повседневных отношений. Именно поэтому коррекционная работа не заканчивается в кабинете логопеда, дефектолога, психолога, а продолжается непосредственно в группе с воспитателем и специалистами дополнительного образования. Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья строится по следующим направлениям: 1. Формирование гигиенических навыков /Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена вещей и предметов обихода. Гигиена труда и отдыха. Профилактика заболеваний. Половое воспитание,/ 2. Познание себя как личности. Самопознание. /Знание о строении тела и назначении органов. Мое тело. Мои эмоции… Я личность. Я – человек… Психоэмоциональная устойчивость/. 3. Формирование навыков здорового образа жизни. /Здоровье. Вредные привычки. Формирование здоровых привычек. Половое воспитание. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; школьного и дорожного травматизма; употребление ПАВ. Развитие навыков саморегуляции и управления поведением/ 4. Общение. Развитие коммуникативных навыков. /Этика общения. Семья как основа общества. Дружба. Коммуникативная инициативность и активность/. 5. Оздоровительная работа: лечебно-оздоровительные мероприятия; развитие физических способностей, профилактика соматических заболеваний; закаливание. /Например, утренняя гимнастика; гимнастика после сна; прогулки; физминутки; гигиена режимов; витаминотерапия; фитотерапия, массаж и т. д./ 6. Адаптивное физическое воспитание. / Двигательный режим, прогулки, ближний туризм, походы, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, бассейн; психогимнастика, логоритмика, ЛФК; спортивно-массовые мероприятия; релаксация. ./ Каждое из этих направлений имеет свои задачи и пути реализации. Исходя из опыта работы полагаем, что все перечисленные выше факторы позитивно влияют на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.
Пожаловаться 27 октября 2012
Файлы
Сохранение психологическогоздоровья воспитанников в условиях детского дома.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)


653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1

Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru

ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001


Автор: Михеева И.В.

директор МКОУ «Детский дом № 6»,

высшая квалификационная категория



Сохранение психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома


Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» существует 15 лет, был открыт в декабре 1997 года.


В детском доме воспитываются 115 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет.


Хочется отметить, что к нам поступают разные дети. Разные по возрасту и характеру, по уровню развития и подготовленности к жизни, по темпераменту и поведению. Основная часть детей – сирот - это сироты при живых родителях. «Социальное» сиротство приобретает все более широкие масштабы, увеличивая количество детей из неблагополучных семей, направляемых в детские дома.


Наши дети были лишены в раннем детстве материнской любви и ласки, родительского внимания и заботы; некоторые проживали длительное время в семьях алкоголиков, наркоманов, испытывали оскорбления и унижения, моральное и физическое насилие, потери и предательство близких людей, в результате этого стали замкнутыми, тревожными, раздражительными, вспыльчивыми, обиженными на «весь мир» и агрессивными.


Несомненно, все это оказало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии; на соматическое здоровье; на развитие социально - психических функций и свойств.


В последнее время наиболее актуальной задачей современной системы образования в условиях модернизации является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.


Исходя из вышесказанного, одной из основных целей, стоящих перед педагогическим коллективом, является создание в данном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, формирования навыков здорового образа жизни и навыков регуляции психоэмоциональных состояний.


На наш взгляд, понятие «психологическое здоровье» органически включено в «личность» и составляет одну из ее важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между ребенком и средой, сверстниками, обществом, а также между различными аспектами внутреннего мира ребенка, человеческого «Я», его ценностями и личностным ростом в процессе жизнедеятельности.


В соответствии с этим, исходя из опыта работы,- сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развития здоровой личности в условиях детского дома складывается из определенных взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие личности растущего ребенка:


Во-первых, создание развивающей среды как фактора эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления и психологической защищенности ребенка.

На наш взгляд, непременным компонентом развивающей среды являются необычные, эстетически оформленные интерьеры групп, спален, игровых и учебных комнат, в обстановку внесены элементы домашнего уюта, что способствует эмоциональному раскрепощению детей.

В каждой группе созданы зоны с визуальной и пространственной изоляцией, в которых ребенок может уединиться и побыть наедине с самим собой. Зеленые зоны, «живые» уголки представляют собой уголки эмоционально психологической разгрузки.

Создание развивающей среды способствует сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников.


Во-вторых, создание и поддержание благоприятного для развития ребенка психологического климата в группах, детском доме, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе повседневной жизни, трудовой, игровой и учебной деятельности; а с другой стороны – созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Психологический климат основан на внимании, одобрении, поддержке воспитанников педагогами и направлен на укрепление психологического здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни, укрепление социально одобряемого поведения, человеческого достоинства, самоуважения, развития способностей социальной адаптации.


В-третьих, организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом возрастном этапе /находится рядом с ребенком на его жизненном пути, помогая ему ответственно и осознанно делать собственный выбор /для позитивного развития личности, индивидуальности, максимально успешного обучения, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.


Сопровождение основывается на следующих принципах:

  • индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса;

  • гибкость воспитательной среды;

  • следование за естественным развитием ребенка, преобладающее значение – его интересам;

  • приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития/;

  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки.

В-четвертых, коррекционно- развивающая работа строится исходя из результатов обследования детей, учета индивидуальных и возрастных особенностей, уровня сформированности психических процессов, интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития и мотивационной зрелости.


Воспитатели, специалисты детского дома, медицинские работники, педагоги дополнительного образования работают в тесном контакте и взаимосвязи, добиваясь положительных результатов.


Коррекционная работа ориентирована на коррекцию и развитие, строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его жизненных повседневных отношений.


Именно поэтому коррекционная работа не заканчивается в кабинете логопеда, дефектолога, психолога, а продолжается непосредственно в группе с воспитателем и специалистами дополнительного образования.


Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья строится по следующим направлениям:


  1. Формирование гигиенических навыков

/Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена вещей и предметов обихода. Гигиена труда и отдыха. Профилактика заболеваний. Половое воспитание,/


  1. Познание себя как личности. Самопознание.

/Знание о строении тела и назначении органов. Мое тело. Мои эмоции..Я личность. Я – человек… Психоэмоциональная устойчивость/.

  1. Формирование навыков здорового образа жизни.

/Здоровье. Вредные привычки. Формирование здоровых привычек. Половое воспитание. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; школьного и дорожного травматизма; употребление ПАВ. Развитие навыков саморегуляции и управления поведением/


  1. Общение. Развитие коммуникативных навыков.

/Этика общения. Семья как основа общества. Дружба. Коммуникативная инициативность и активность/.

  1. Оздоровительная работа: лечебно-оздоровительные мероприятия; развитие физических способностей, профилактика соматических заболеваний; закаливание.

/Например, утренняя гимнастика; гимнастика после сна; прогулки; физминутки; гигиена режимов; витаминотерапия; фитотерапия, массаж и т. д./


  1. Адаптивное физическое воспитание.

/ Двигательный режим, прогулки, ближний туризм, походы, физические упражнения, танцы, подвижные игры, закаливание, бассейн; психогимнастика, логоритмика, ЛФК; спортивно-массовые мероприятия; релаксация../


Каждое из этих направлений имеет свои задачи и пути реализации.


Исходя из опыта работы полагаем, что все перечисленные выше факторы позитивно влияют на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в условиях детского дома.








Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru