В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Открытый урок по обществознанию в 6-ом классе по теме: «Семья – ячейка общества»

Кунслу Жингалиева Кунслу Жингалиева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 9807    комментариев: 1
Краткое описание
познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формированию у учащихся представления о семье и её функциях, психологическом климате в семье.
• Способствовать воспитанию культуры толерантности в семье.

Описание
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Проверка домашнего задания (беседа)
Что такое семья?
Какие вы знаете поговорки и пословицы о семье?
Что является основой объединения семейного коллектива?
Кто защищает интересы любой семьи?
Какая государственная программа работает сейчас по семье?
Как оказывают помощь молодым семьям?
Каких видов бывают семьи?
Почему когда семья не выполняет своих обязанностей по отношению к детям, то вмешивается государство?
А какие права ребёнка мы уже знаем?
В каком документе записаны эти права? Когда она была принята? Что такое кодекс?

СЛАЙД №1.

В нашей стране существует уголовный кодекс, семейный, гражданский, конституционный, налоговый, трудовой и другие кодексы.
— Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей?

Ответ: В Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года. Слайд №2

4. Работа с учебником.
Давайте прочитаем отрывок из произведения В.Белова «ЛАД» (СЛАЙД №3).
В книге «Лад» писатель В. Белов описывает сельскую семью северных губерний России.
«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Иногда таким авторитетом был наделен дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, отцу, родителю.
доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха — женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке и заспе (овсяной крупе). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д. Само собой, все эти работы она делала не одна. дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное».
БЕСЕДА:
Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбою? Кто являлся главой семьи? А кто такая «большуха»? Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?
5. Ребята, вы тоже живёте, растёте и воспитываетесь в своих семьях. (звучит музыка, идёт просмотр презентации «Я и моя семья», СЛАЙДЫ №4-16)
6. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжаем изучать тему «Семья- ячейка общества». (СЛАЙД №17)
Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.
Запишите эпиграф к уроку — цитату Л.Н. Толстого
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (запись в тетради) (СЛАЙД №18)
— Почему СЕМЬЯ –ячейка общества?
ОТВЕТ: СЕМЬЯ – обязательная часть любого общества, государства.
— Из набора слов на доске составьте определение понятию СЕМЬЯ и запишите в тетради.
Слова на слайде №20: Группа, это, людей, родством, связанных.
7. Практическая работа:
У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи и ответить на вопросы. Вопросы буду задавать я.
1 парта работает по гл.3. Условия и порядок заключения брака.
2 парта работает по ст.11. Права несовершеннолетних детей.
3 парта работает с гл. 12. Права и обязанности родителей. (7 минут)
1 парта.
Из Семейного кодекса РФ (от 29 декабря 1995 г.).
Ст. 10 Брак заключается в органах записи актов Права и обязанности супругов возникают со дня заключения брака.
Ст. 11 Порядок заключения брака.
Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих со дня подачи ими заявления.
Ст. 12 Условия заключения брака.
-добровольное согласие мужчины и женщины;
— достижение брачного возраста.
Ст.1З. Брачный возраст.
-Устанавливается в 18 лет.
— По уважительным причинам в 16 лет.
Ст. 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака:
-Если лицо состоит в другом браке;
-Близкими родственниками;
-Усыновителями и усыновлёнными;
-Если лицо недееспособное (психическое расстройство)

ВЫВОДЫ. Мы с вами видим, что ст. 10, 11, 12, 13, 14 – чётко нам объясняют порядок вступления в брак, т. е. создание семьи.
Путешествие в Третьяковскую галерею.
-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. Закройте глаза, расправьте руки как крылья и представьте, что вы птицы и совершаете полёт. 1,2,3 – откройте глаза. Посмотрите, перед нами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году. (СЛАЙД №21)
Какой это век? (19)
В те времена в российском обществе очень остро стояла проблема бесправия женщины. В российском обществе всё чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Сюжет картины – нередкая по тем временам жизненная драма: НЕРАВНЫЙ брак. Юную девушку выдают за богатого старика.
Беседа: как выглядит невеста?
Как выглядит жених?
Можно ли сказать, что невеста счастлива?
А может кто и протестует против такой брака?
Как вы думаете мог бы современный закон о заключении брака защитить эту девушку от такого брака?
2 парта.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
Ст.54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье;
— право знать своих родителей;
-право на заботу; на совместное проживание.
— уважение человеческого достоинства;
-в случаях утраты родителей, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки.
-ребенок имеет право на имя отчество и фамилию;
-с 14 лет может поменять свое имя и фамилию.

ВЫВОДЫ. Гл.11 и ст. 54. чётко определяют круг прав несовершеннолетних детей.
3 парта.
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
-Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, развитии своих детей.
Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Дедушка, бабушка, братья, сестры имеют право на общение с ребенком.
Лишение родительских прав: жестокое обращение с детьми, больные алкоголизмом и наркоманией.

ВЫВОДЫ. Из гл. 12 нам ясно, что у родителей и родственников есть права и обязанности перед своими же детьми и их они должны выполнять, потому что за невыполнение последует наказание.
Обобщение: Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра.
Заключение: Наш урок подходит к концу и я хотела бы закончить его на поэтической ноте.
Стихотворение В. Берестова (СЛАЙД №22):
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты – сын.
За то, что малыш.
За то, что растёшь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

— Я обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Думаю, ребята, что вы полностью согласны с этой цитатой. Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. Желаю счастья вам и вашим семьям!

Домашнее задание: §6

Пожаловаться 27 октября 2012
Файлы
Семья- ячейка общества .docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение «Садовская СОШ» Быковского муниципального района Волгоградской области









Открытый урок

по обществознанию в 6-ом классе

по теме:

«Семьяячейка общества»











Подготовила:

учитель истории Жингалиева К.И.
















Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формированию у учащихся представления о семье и её функциях, психологическом климате в семье.

Способствовать развитию умения выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

Способствовать воспитанию культуры толерантности в семье.


Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.


Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.


Форма урока: работа со статьями Семейного кодекса РФ.


Формы организации познавательной деятельности урока: групповая, фронтальная.


Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, Конституция РФ, раздаточный материал, учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Проверка домашнего задания (беседа)

Что такое семья?

Какие вы знаете поговорки и пословицы о семье?

Что является основой объединения семейного коллектива?

Кто защищает интересы любой семьи?

Какая государственная программа работает сейчас по семье?

Как оказывают помощь молодым семьям?

Каких видов бывают семьи?

Почему когда семья не выполняет своих обязанностей по отношению к детям, то вмешивается государство?

А какие права ребёнка мы уже знаем?

В каком документе записаны эти права? Когда она была принята? Что такое кодекс?



СЛАЙД №1.



В нашей стране существует уголовный кодекс, семейный, гражданский, конституционный, налоговый, трудовой и другие кодексы.

- Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей?


Ответ: В Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года. Слайд №2


  1. Работа с учебником.

Давайте прочитаем отрывок из произведения В.Белова «ЛАД» (СЛАЙД №3).

В книге «Лад» писатель В. Белов описывает сельскую семью северных губерний России.

«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Иногда таким авторитетом был наделен дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, отцу, родителю.

доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха — женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке и заспе (овсяной крупе). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д. Само собой, все эти работы она делала не одна. дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное».

БЕСЕДА:

Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбою? Кто являлся главой семьи? А кто такая «большуха»? Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?

  1. Ребята, вы тоже живёте, растёте и воспитываетесь в своих семьях. (звучит музыка, идёт просмотр презентации «Я и моя семья», СЛАЙДЫ №4-16)

  2. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Семья- ячейка общества». (СЛАЙД №17)

Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

Запишите эпиграф к уроку - цитату Л.Н. Толстого

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (запись в тетради) (СЛАЙД №18)

- Почему СЕМЬЯ –ячейка общества?

ОТВЕТ: СЕМЬЯ – обязательная часть любого общества, государства.

- Из набора слов на доске составьте определение понятию СЕМЬЯ и запишите в тетради.

Слова на слайде №20 : Группа, это, людей, родством, связанных.

  1. Практическая работа:

У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи и ответить на вопросы. Вопросы буду задавать я.

1 парта работает по гл.3. Условия и порядок заключения брака.

2 парта работает по ст.11. Права несовершеннолетних детей.

3 парта работает с гл. 12. Права и обязанности родителей. (7 минут)

1 парта.

Из Семейного кодекса РФ (от 29 декабря 1995 г.).

Ст. 10 Брак заключается в органах записи актов Права и обязанности супругов возникают со дня заключения брака.

Ст. 11 Порядок заключения брака.

Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих со дня подачи ими заявления.

Ст. 12 Условия заключения брака.

-добровольное согласие мужчины и женщины;

- достижение брачного возраста.

Ст.1З. Брачный возраст.

-Устанавливается в 18 лет.

- По уважительным причинам в 16 лет.

Ст. 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака:

-Если лицо состоит в другом браке;

-Близкими родственниками;

-Усыновителями и усыновлёнными;

-Если лицо недееспособное (психическое расстройство)


ВЫВОДЫ. Мы с вами видим, что ст. 10, 11, 12, 13, 14 – чётко нам объясняют порядок вступления в брак, т. е. создание семьи.

Путешествие в Третьяковскую галерею.

-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. Закройте глаза, расправьте руки как крылья и представьте, что вы птицы и совершаете полёт. 1,2,3 – откройте глаза. Посмотрите, перед нами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году. (СЛАЙД №21)

Какой это век? (19)

В те времена в российском обществе очень остро стояла проблема бесправия женщины. В российском обществе всё чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Сюжет картины – нередкая по тем временам жизненная драма: НЕРАВНЫЙ брак. Юную девушку выдают за богатого старика.

Беседа: как выглядит невеста?

Как выглядит жених?

Можно ли сказать, что невеста счастлива?

А может кто и протестует против такой брака?

Как вы думаете мог бы современный закон о заключении брака защитить эту девушку от такого брака?

2 парта.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Ст.54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1 .Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье;

- право знать своих родителей;

-право на заботу; на совместное проживание.

- уважение человеческого достоинства;

-в случаях утраты родителей, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки.

-ребенок имеет право на имя отчество и фамилию;

-с 14 лет может поменять свое имя и фамилию.


ВЫВОДЫ. Гл.11 и ст. 54. чётко определяют круг прав несовершеннолетних детей.

3 парта.

Глава 12 . Права и обязанности родителей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

-Обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, развитии своих детей.

Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Дедушка, бабушка, братья, сестры имеют право на общение с ребенком.

Лишение родительских прав: жестокое обращение с детьми, больные алкоголизмом и наркоманией.


ВЫВОДЫ. Из гл. 12 нам ясно, что у родителей и родственников есть права и обязанности перед своими же детьми и их они должны выполнять, потому что за невыполнение последует наказание.

Обобщение: Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра.

Заключение: Наш урок подходит к концу и я хотела бы закончить его на поэтической ноте.

Стихотворение В. Берестова (СЛАЙД №22):

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что малыш.

За то, что растёшь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.



- Я обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Думаю, ребята, что вы полностью согласны с этой цитатой. Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения. Желаю счастья вам и вашим семьям!



Домашнее задание: §6



презентация к уроку .zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    29 октября 201216:44
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Кунслу Имашевна!
    Ознакомьтесь, пожалуйста с Требованиями к размещаемым на портале работам, которые Вы можете найти в разделе Справка.
    В частности, оформление титульного листа как в работе так и в презентации, список используемой литературы и ссылки на интернет-ресурсы, являются обязательным условием публикации. Внесите, пожалуйста, дополнения в ближайшие дни.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru