В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Выступление на педагогическом совете на тему "Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия."

Выступление на педагогическом совете на тему "Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия."

Наталья Гавриленко
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 3137
Краткое описание
Цель; психологическое просвещение педагогов в области психологических причин школьной неуспеваемости
Описание
Казенное учреждение «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIIIвида»
Выступление на педагогическом совете на тему: Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия.
Подготовила:
педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»
Гавриленко Н.А.
г. Нижневартовск, Тюменской обл., ХМАО-Югра Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия в ходе урока. Выделяют три группы трудностей в обучении, в зависимости от причин данных трудностей: Первая группа трудностей связана с недостатками интеллектуального развития, вызванных задержкой психического развития, дефектами головного мозга, неврологическими особенностями.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями личности учащегося, недостаточной мотивацией к учебной деятельности, наличием акцентуированных черт личности, особенностями темперамента.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формирова­нии регуляторного компонента Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Вне зависимости от психологических причин трудностей в обучении педагогу приходится обращать внимание на особенности восприятия учащимися учебного материала, ведущие каналы восприятия. В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде все­го видит предмет, событие или явление, «аудиалов» -люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции. Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения «Визуалы» «Кинестетики» «Аудиалы»
Слова
Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу
Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий
Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих
Поза
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты
Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены
Голова наклонена вбок
Телодвижения
Движения скованы, судорожны
Движения свободные, плавные
Движения то скованы, то свободны
Дыхание
Высокое, грудное
Низкое, брюшное
В полном объеме
Тембр, сила, темп голоса
Высокий, чистый, быстрый, громкий
Низкий, медленный, мягкий
Мелодичный, ритмичный, меняющийся
Направление взгляда
Над окружающими
Под окружающими (снизу вверх)
Глаза опущены
Особенности взгляда
Посмотрит, чтобы услышать
Скорее прикоснется, нежели посмотрит
Чтобы услышать, не смотрит
Поведение в конфликте (категории В. Сатир)
Обвинитель, принимает агрессивную позу, пока­зывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным
Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным
Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела
Возможности воздействия на различные каналы восприятия в ходе урока. Аудиальный канал. Подача информации путем стимуляции аудиального канала восприятия осуществляется при традиционном подходе к организации урока. Учитель выступает в роли транслятора информации, использует для ее передачи речь. Для эффективного усвоения программного материала АУДИАЛАМИ педагогу необходимо учитывать: 1. Особенности собственной речи: интонацию, звучание речи, тембр, темп. 2. Грамотность собственной речи, культура речи: отсутствие жаргонизмов, «слов паразитов». 3. Использование голосовых, интонационных и эмоциональных акцентов в речи. 4. Доступность информации для категории слушателей: длина предложений, их структура, обоснованность использования различных речевых оборотов и терминологии. Визуальный канал. Стимуляция визуального канала восприятия учащихся на уроке происходит в большей степени по средствам использования наглядности в дополнение к речи. Наглядность может быть представлена в виде таблиц, изображений, мультимедийных презентаций, отрывков документальных и художественных фильмов. Для эффективного усвоения программного материала ВИЗУАЛАМИ педагогу необходимо учитывать: 1. Допустимый объем визуальной и ауидиовизуальной информации на уроке 2. Нормативы использования технических средств во время урока 3. Правила составления мультимедийных презентаций · Объем одновременно подаваемой информации не более 5-7 объектов · Использовать цветовые и звуковые акценты, графически выделять главные слова и фразы · При демонстрации текста, выделять ключевую мысль, не вставлять в презентацию весь текст · Использовать не более 2-3 предложений на одном слайде · При необходимости демонстрации большого текста, использовать анимационные выходы текста по ходу выступления Кинестетический канал. Стимуляция кинестетического канала восприятия возможна только при использовании активных форм и методов обучения, при этом педагог занимает роль организатора, куратора, наблюдателя, а основная активность передается учащимся. Активные методы обучения
 Неимитационные Имитационные
Неигровые Игровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Работа в группах по заданной проблематике
Занятие на производстве.
Экскурсия (при досрочной подготовке может быть проведена учеником для учителя)
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации (книг, статей, информации из интернета, словарей и т.д.).
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Урок – игра
Круглый стол (с назначением ролей)
Упражнения и элементы социально-психологического тренинга

При использовании активных методов обучения с учащимися специальной (коррекционной) школы НЕОБХОДИМО:
· При построении взаимодействия учитывать уровень развития учащихся, их интересы, способности и возможности
· Опираться на принцип поэтапного формирования навыков (подготовить детей, вооружить знаниями и умениями необходимыми для решения той или иной задачи самостоятельно)
· Использовать выбранный метод систематически, для обеспечения адаптации учащихся к новой форме обучения

При подготовке использованы материалы книги Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Активные методы обучения.doc Скачать

Казенное учреждение «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида»












Выступление на педагогическом совете

на тему:

Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия.




Подготовила:

педагог-психолог КУ «НКОШ VIII вида»

Гавриленко Н.А.








г. Нижневартовск,

Тюменской обл., ХМАО-Югра



Проблемы успеваемости. О необходимости смены каналов восприятия в ходе урока.


Выделяют три группы трудностей в обучении, в зависимости от причин данных трудностей:

Первая группа трудностей связана с недостатками интеллектуального развития, вызванных задержкой психического развития, дефектами головного мозга, неврологическими особенностями.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями личности учащегося, недостаточной мотивацией к учебной деятельности, наличием акцентуированных черт личности, особенностями темперамента.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формирова­нии регуляторного компонента Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Вне зависимости от психологических причин трудностей в обучении педагогу приходится обращать внимание на особенности восприятия учащимися учебного материала, ведущие каналы восприятия.

В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов» — это те, кто прежде все­го видит предмет, событие или явление, «аудиалов» -люди, которым важно слушать, «кинестетиков» — это люди чувств, и они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через свои эмоции.

Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия

Внешние проявления поведения

«Визуалы»

«Кинестетики»

«Аудиалы»

Слова

Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу

Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий

Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих

Поза

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

Голова наклонена вбок

Телодвижения

Движения скованы, судорожны

Движения свободные, плавные

Движения то скованы, то свободны

Дыхание

Высокое, грудное

Низкое, брюшное

В полном объеме

Тембр, сила, темп голоса

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий, медленный, мягкий

Мелодичный, ритмичный, меняющийся

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими (снизу вверх)

Глаза опущены

Особенности взгляда

Посмотрит, чтобы услышать

Скорее прикоснется, нежели посмотрит

Чтобы услышать, не смотрит

Поведение в конфликте (категории В. Сатир)

Обвинитель, принимает агрессивную позу, пока­зывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным

Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным

Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела


Возможности воздействия на различные каналы восприятия в ходе урока.

Аудиальный канал. Подача информации путем стимуляции аудиального канала восприятия осуществляется при традиционном подходе к организации урока. Учитель выступает в роли транслятора информации, использует для ее передачи речь.

Для эффективного усвоения программного материала АУДИАЛАМИ педагогу необходимо учитывать:

  1. Особенности собственной речи: интонацию, звучание речи, тембр, темп.

  2. Грамотность собственной речи, культура речи: отсутствие жаргонизмов, «слов паразитов».

  3. Использование голосовых, интонационных и эмоциональных акцентов в речи.

  4. Доступность информации для категории слушателей: длина предложений, их структура, обоснованность использования различных речевых оборотов и терминологии.

Визуальный канал. Стимуляция визуального канала восприятия учащихся на уроке происходит в большей степени по средствам использования наглядности в дополнение к речи. Наглядность может быть представлена в виде таблиц, изображений, мультимедийных презентаций, отрывков документальных и художественных фильмов.

Для эффективного усвоения программного материала ВИЗУАЛАМИ педагогу необходимо учитывать:

  1. Допустимый объем визуальной и ауидиовизуальной информации на уроке

  2. Нормативы использования технических средств во время урока

  3. Правила составления мультимедийных презентаций

  • Объем одновременно подаваемой информации не более 5-7 объектов

  • Использовать цветовые и звуковые акценты, графически выделять главные слова и фразы

  • При демонстрации текста, выделять ключевую мысль, не вставлять в презентацию весь текст

  • Использовать не более 2-3 предложений на одном слайде

  • При необходимости демонстрации большого текста, использовать анимационные выходы текста по ходу выступления

Кинестетический канал. Стимуляция кинестетического канала восприятия возможна только при использовании активных форм и методов обучения, при этом педагог занимает роль организатора, куратора, наблюдателя, а основная активность передается учащимся.


Активные методы обучения

 Неимитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.

Работа в группах по заданной проблематике
Занятие на производстве.
Экскурсия (при досрочной подготовке может быть проведена учеником для учителя)

Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации (книг, статей, информации из интернета, словарей и т.д.).

Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Урок – игра

Круглый стол (с назначением ролей)

Упражнения и элементы социально-психологического тренинга


При использовании активных методов обучения с учащимися специальной (коррекционной) школы НЕОБХОДИМО:

  • При построении взаимодействия учитывать уровень развития учащихся, их интересы, способности и возможности

  • Опираться на принцип поэтапного формирования навыков (подготовить детей, вооружить знаниями и умениями необходимыми для решения той или иной задачи самостоятельно)

  • Использовать выбранный метод систематически, для обеспечения адаптации учащихся к новой форме обучения


При подготовке использованы материалы книги Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007.



Активные методы обучения.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров