В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дидактические материалы для учащихся. Совершенствование техники чтения младших школьников.

Татьяна Кудрявцева Татьяна Кудрявцева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 2901
Краткое описание
Данные дидактические материалы направлены на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

Описание
Введение. Совершенствование техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, коллективу класса, к самому себе. Жизнь показывает, что если ученик научился хорошо читать в начальной школе, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться, и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то, положительное, что в нём заложено. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных усло­вий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испыты­вая к ней тихую ненависть. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудно­стей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существу­ют разные. Данные дидактические материалы направлены на устранение од­ной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров). Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находят­ся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пони­манию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается бы­стрее и без ошибок. Комментарии и пояснения к дидактическим материалам для учащихся
Данные дидактические материалы предназначены для совершенствования технической стороны чтения младших школьников в букварный, послебукварный период, а также на уроках литературного чтения в 1-2 классах. Дидактические материалы распределены по 4 группам. 1 группа Дидактический материал 1 группы является вспомогательным дидактическим материалом к урокам обучения грамоте в букварный период по программе «Школа России» (Горецкий В.Г. Русская азбука). Также может служить дополнительным материалом для совершенствования техники чтения и по другим общеобразовательным программам. Карточки разработаны в соответствии с последовательностью изучения букв по «Русской азбуке» В.Г.Горецкого. Дидактический материал каждой карточки состоит из слогов разных типов, слов, предложений, небольших текстов, заданий на развитие осмысленности прочитанного. Дидактический материал данной группы может использован учителем, как в урочное, так и в неурочное время, как для фронтальной работы, так и для индивидуальных занятий с учащимися. 2 группаВ дидактических карточках 2 группы содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприя­тия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое пони­мание смысла читаемых слов.Слова, представленные в данной группе, объединены по степени слож­ности слоговой структуры в 14 подгрупп. Каждая подгруппа даётся учащимся «порциями».


В 1-й подгруппе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика.
Во 2-й подгруппе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, велосипед.
В 3-й подгруппе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом ока­зываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: вед­ро, доброта, пословица.
Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец.
Обязательным методическим требованием к работе с дидактическим материалом 2 группы является постепенное движение от подгруппы к подгруппе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо подгруппу или менять их местами. Дидактический материал может быть использован как для индивидуальной работы с плохо читающим ребёнком во внеурочное время, так и для работы на уро­ках чтения. 1-й вариант индивидуальная работа во внеурочное время. Заня­тие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут. 2-й вариант работа с дидактическим материалом в классе. Виды заданий к столбикам слов любой подгруппы: 1) Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.).
2) Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.
3) Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой -о (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.
4) Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.
5) Взрослый выбирает столбик слов с нечётным количеством букв, на­пример, лук, комар, акробат. Затем он (или ребёнок) берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву. Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.
3 группа Понимая значимость обучения чтению в образовании детей и в связи с особенностями речевого развития обучающихся большую роль имеет использование речевых разминок на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-2 классах. Речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд. Дидактический материал 3 группы предлагает серию упражнений, направленных на развитие нервно-психических процессов, артикуляционного аппарата, голоса, дикции, избирательности, переключаемости, комплексного, масштабного внимания, оперативной памяти, мышления, орфографической зоркости, ритма чтения.

Особое внимание уделяется артикуляции и произношению звуков, работе с чистоговорками и скороговорками, упражнениям для интонации, дикции, упражнениям развивающим скорость чтения вслух и молча, а также развитию умения угадывать текст, подбирать рифмы.
4 группа
Дидактический материал 4 группы содержит специально подобранные тексты и задания к ним, которые представляют собой систему для совершенствования технической стороны чтения и осмысления прочитанного у младших школьников.
Дидактический материал 4 группы предназначен для работы в послебукварный период 1 класса и во 2 классе.
Пожаловаться 10 октября 2012
Файлы
дидактические материалы для учащихся Кудрявцева Т.В..doc
Войдите для скачивания файлов
дидактические материалы для учащихся Кудрявцева Т.В..rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru