В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа факультативного курса для младших школьников «Основы исследовательской деятельности»

Программа факультативного курса для младших школьников «Основы исследовательской деятельности»

Татьяна Кудрявцева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 2219
Краткое описание
Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит  полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.
Описание
Программа факультативного курса для младших школьников «Основы исследовательской деятельности» Пояснительная записка
Современное общество характеризуется высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических, культурных и духовных условий жизни. Современность требует включать в процесс обучения научные знания таким образом, чтобы они воспринимались как часть лично значимого опыта, чтобы их расширение становилось ценностной ориентацией и стимулом к активному поиску источников новых научных знаний.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. « Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…» (Авгусманова Т.В. Программа курса «Методика исследовательской деятельности учащихся»)
И с педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское иссле­дование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследователь­ского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важ­ным приобретением ребёнка. Педагогические принципы Программа курса соответствует следующим педагогическим принципам: § соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся; § обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; § гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; § единство развития творческого сотрудничества в коллективе и личной индивидуальности каждого ребёнка. Направленность курса Курс «Основы исследовательской деятельности» ориентирован на развитие навыков исследовательской деятельности. Данная программа помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, обучить наблюдению, экспериментированию и, что особо ценно, содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов. Цель программы: § развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной научной работы. Задачи программы: § выявление и развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся; § обучение детей методам исследования, их применением в собственном исследовании; § формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; § знакомство с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; § формирование опыта публичного выступления, речевой компетенции учащихся; § воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам. В соответствии с общей направленностью курса, целью и задачами программы выслеживаются следующие содержательные линии: § тренинговые занятия: овладение специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска § исследовательская практика: проведение учащимися самостоятельных исследований, выполнение проектов § презентация результатов собственных исследований: конференции, защиты исследовательских работ, проектов и др. Основные группы умений: § Исследовательские умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, обобщать, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. § Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций. § Оценочные умения: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. § Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию § Презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать культуру речи. Основные понятия курса: § Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. § Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. § Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. § Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. § Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. § Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. § Гипотеза(от древнегреческого hypothesis– основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
§ игры;
§ экскурсии;
§ интеллектуальные марафоны;
§ практические занятия, тренинги;
§ дискуссии;
§ беседы;
§ работа в библиотеке с каталогами;
§ работа в компьютерном классе.
Объём курса Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов из расчёта 0,5 часа в неделю. 1 класс (со II полугодия) – 9 часов, 2-4 классы — по 17 часов в год. Итого: 60 ч. Требования к уровню освоения содержания программы: § в ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьни­ков; § в ходе тренингов будут развиваться специальные умения и навыки, необходимые в ис­следовательском поиске, а, следовательно, и мышление; § собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, развить умение работать с инфор­мацией, развить навыки самостоятельной научной работы; § учащиеся получат опыт публичного выступления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа факультативного курса.docx Скачать
Программа факультативного курса.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос