В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Основные направления инновационной работы на уроке СБО.

Светлана Львова Светлана Львова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 3271    комментариев: 2
Краткое описание
Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть ознакомлены с этим направлением в социальной сфере. Эту работу имеет возможность осуществлять на своем уроке учитель СБО.
Пожаловаться 09 октября 2012
Файлы
Инновации на уроках СБО.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ГКСОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида г. Коврова.







Опыт работы.




Тема: «Основные направления инновационной работы

на уроке СБО».




Учитель: Львова С.А.


Определение инновации как педагогической категории встречается в работах ряда авторов и сводится к понятию новшества, введения нового (идеи или организации) в учебно-воспитательный процесс.

Инновация в точном переводе с латинского языка не "новое", а "в новое" (in – в, nuvus – новый, обновление, новинка, изменение).

Старые и новые элементы, соединившись, могут дать как конкретизацию и дополнение, так и принципиально новую картину знания.

Любая инновация относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно не новым для другого.

Новое в педагогике — это не только идеи, подходы, методы и технологии, которые раньше не использовались.

Специфика образовательных инноваций состоит в том, что, сохраняя все характерные особенности инновационных процессов, образовательные нововведения отличаются от аналогичных процессов в других сферах тем, что и объект, подлежащий инновации, и предмет деятельности связан с личностью ученика и учителя.

Если это не учитывать, то из образовательной инновации выпадает все собственно образовательное, связанное с ребенком, самим педагогом, вся гуманистическая, гуманитарная составляющая инновационной деятельности, которая относится, в частности, и к формированию инновационного сознания учителя.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.

Понятие "нововведение" считается синонимом понятия "инновация".


Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение и есть инновационная деятельность.

Типы инноваций: инновации-модернизации, инновации-трансформации. Инновационные образовательные технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач.


Основные направления, по которым идет инновационная работа.
1 направление – применение заданий с элементами программированного обучения:

  • Перфоконверт

  • Перфокарта

  • Тестирование, анкетирование

  • Цифровые и буквенные задания

  • Дидактическая запрограммированная игра


2 направление – применение ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности учителя СБО

  • Подготовка презентаций для демонстрации слайдов во время урока

  • Разработка компьютерных заданий и дидактических игр

  • Применение обучающих компьютерных игр

3 направление – подходы к содержанию и организации контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности школьников. Это формой безотметочного обучения на уроках СБО.

  • Самопроверка

  • Взаимопроверка

  • Система поощрения правильных ответов в виде значков и фишек

  • Диаграммное или пороговое отслеживание результатов деятельности учащихся на уроке


4 направление – интегрированное обучение

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Проведение урока совместно с предметником

  • Подготовка базы для ступенчатой интеграции учебных предметов в рамках изучаемой темы (например, практическое изучение способа вычисления процентов на уроке в 9 классе по теме: «Подоходный налог»)

  • Диагностика интеграции знаний учебных предметов на уроке СБО ( разработана карта с выдвижными стрелками ля проведения анализа знаний предметов на данном уроке)


5 направление – интерактивное обучение

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


6 направление – здоровьесберегающие технологии

7 направление - нетрадиционные уроки

Опыт проведения нетрадиционных форм урока СБО показал, что они поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения, дают возможность развивать творческую самостоятельность учеников, обучать работе с различными источниками знаний.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;

- с помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Такие уроки можно проводить в классах с различным уровнем развития учащихся.

Учащимся интересны такие уроки. Они развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако, слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


8 направление – исследовательская работа по теме: «Роль нетрадиционного урока в повышении познавательной активности учащихся на уроках СБО»

Цель исследования: применение нетрадиционных форм обучения на уроках СБО для повышения учебной мотивации.

Задачи:

Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;

Разработка нетрадиционных уроков.


Опытно-экспериментальная рабо­та 2007-2009гг.

Диагностика уровня владения навыками в социально-бытовой сфере и уровня мотивации к обучению.

Изучение мотивационной сферы учащихся.

Изучение состава учащихся в соответствии с клинико-психолого-педагогической классификацией Певзнер М.С.


9 направление – разработка, составление и апробация авторской программы факультативных занятий по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов вязанию.

Авторская программа как нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, отражает содержание знаний и умений. Это динамичная по своему характеру концепция и описание содержания и технологии деятельности субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагога) в определенной образовательной области. Является одновременно стратегическим направлением дополнительного образования и проектированием профессионального маршрута учащегося.

Программа факультативных занятий «Волшебная нить» участвовала в областном конкурсе авторских программ, реализующихся в специальных (коррекционных) школах.

Программа разработана педагогом-дефектологом Львовой Светланой Алексеевной в 2004/ 2005 учебном году. Актуальность и новизна программы связана с необходимостью обучения детей со сложной структурой дефекта. Содержание программы органично входит в систему факультативных занятий, образующих школьный компонент, и оказывает положительное влияние на обучение и воспитание детей, которые ранее считались необучаемыми. Данная категория учащихся, занимаясь по программе факультатива «Волшебная нить» получают своевременную и квалифицированную помощь в коррекции своего психофизиологического развития и получении конкретного ремесла, которое поможет им в будущем найти своё место в жизни.

При разработке программы педагог учитывал реальные и резервные возможности детей со сложной структурой дефекта. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность. Программа факультатива прошла апробацию в течение двух лет. Первыми положительными результатами являются:

участие коллективных и индивидуальных работ воспитанников факультатива в общешкольных и городских, Российских выставках детского творчества;

заметно возросший интерес детей к рукоделию;

положительная динамика уровня знаний и умений учащихся.

Анализ инновационных технологий, применяемых на уроках СБО показывает, что работа ведется в комплексе, носит системный характер, "завязывается" не на отдельном учебном предмете, одном методе обучения или форме работы, а охватывают систему обучения в целом (осуществляется перенос с одного учебного предмета на другой).

Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Урок СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащегося. Политика правительства направлена на внедрение в жизнь различных инноваций. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть ознакомлены с этим направлением в социальной сфере. Эту работу имеет возможность осуществлять на своем уроке учитель СБО. Предлагаемые мной формы работы направлены на дальнейшую успешную адаптацию и интеграцию учащихся школы VIII вида в современное общество.









Литература.


1. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. - Спб, 1997. - с. 8.
2. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., Педагогика, 1989. - с. 258.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - с. 255 - 256.
4. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста. / Психологическая наука и образование. № 2, 2000. - с. 45 - 67.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. - 184 с.
Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск. - 1997. - 31 с.
6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига, Эксперимент, 2000. - 223.
7. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки. - Рига, Эксперимент, 1999. - 133 с.
8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология действий контроля и оценки на разных этапах становления и развития учебной деятельности учащихся (рукопись) - 380 с.
9. Горбов С.Ф.,Чудинова Е.В.
10. Подростковая школа развивающего обучения (цели, содержание, оргформы)./ Под ред. Б.Д. Эльконина. - М, 1999. - с. 13 (на правах рукописи).
11. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., МоиПК, 2000. - с. 15.


Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    13 октября 201223:05
    Марина Гилярова

    Представлен опыт о различных направлениях работы на занятиях социально – бытовой ориентировки. Документ имеет четкую структурированность, выделяя основные направления в соответствующую часть текста. Автор использует современные инновационные технологии, что, безусловно, добавляет ценности данному опыту работы. Прослеживается длительная систематизация комплексного подхода к изучению данного предмета. Автор понимает, что воспитать нравственного человека можно только всем педагогическим коллективом, а не отдельно взятым преподавателем.
    Данный опыт интересен многообразием форм деятельности на учебных и внеаудиторных занятиях, несет в себе актуальный и позитивный взгляд на природу формирования школьников. При условии реализации учит адекватному поведению в обществе, толерантности, здоровому образу жизни и способствует формированию общих компетенций современного нормального человека.
    Опыт можно использовать в методической работе преподавателей и воспитателей образовательных учреждений.

  • Надежда Бандурова
    6 января 201510:31
    Надежда Бандурова

    Спасибо за материал. Проведена большая работа!

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru