В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Технологическое сопровождение урока «Опера великого сказочника»

Технологическое сопровождение урока «Опера великого сказочника»

Галина Давыдова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 5116 комментариев: 3
Краткое описание
Открытое занятие в старшем хоре  «Опера великого  сказочника» с подробным методическим сопровождением. Может пригодиться в подготовке к аттестации.
Описание

Технологическое сопровождение урока «Опера великого сказочника» I. Цель – закрепить знания о строении оперы на примере оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
II. Задачи:
1. Обучающие:
осознать понятия: опера, увертюра, пролог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор;
познакомить с детством Римского-Корсакова;
познакомить с историей создания оперы «Снегурочка;
разучить в трехголосном изложении часть хора «Прощай, Масленица».
2. Развивающие:
активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие;
формировать мотивацию к получению новых знаний;
развивать навыки многоголосного пения.
3. Воспитательные:
побуждать интерес к оперному искусству;
расширить кругозор учащихся;
способствовать освоить вызвать;
воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее великое искусство.

III. Оборудование: кабинет для занятий хором, рояль, мультимедийное устройство, компьютер, экран.
IV. Наглядно-дидактический материал: презентация «Строение оперы», диск с записями фрагментов из оперы «Снегурочка», изготовленная книга «Летопись моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова, портрет Римского-Корсакова, нотные партитуры хора «Прощай, Масленица», результаты исследовательской работы учащихся, конверты с цветами и заготовка для раздела рефлексии.
V. Подготовительная работа: переложение смешанного хора на детский, написание сценария урока, проведение исследовательской работы обучающихся в общеобразовательных школах, работа с книгой Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной биографии», создание презентации, запись диска с музыкальными фрагментами.
VI. Форма урока – комбинированная, модульная.
VII. Используемый материал:
http://lib.rus.ec/b/245924/read http://www.belcanto.ru/rimsky.html http://www.belcanto.ru/snegurochka.html http://nsportal.ru/ap/muzykalnoe-tvorchestvo/library/istoriya-sozdaniya-opery-snegurochk Ход урока 1. Организационный момент. Мотивационная беседа. Формулирование темы обучающимися. 2 мин. Звучит увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» 40. Все встают. Педагог (поет по звукам тонического трезвучия вниз) – Здравствуйте!
Дети (поют четырехголосно по звукам тонического трезвучия вверх) – Здравствуйте!
Педагог – Наш урок открыла прекрасная, стремительная музыка. Мне бы хотелось, что бы на нашем занятии было такое же бодрое настроение. Пожалуйста, садитесь.
Педагог – Назовите, что за произведение сейчас прозвучало?
Дети – Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Педагог – Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Помогите мне, назовите эти виды.
Дети – Вокальная и инструментальная музыка, поэзия и драматическое искусство, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Педагог – Спасибо. Опера многогранна. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд. Поэтому настройтесь на работу. И темой нашего занятия будет?
Дети – Опера!
Педагог – Да, вы совершенно правы. Мы продолжаем работать над жанром «опера» и сегодня подводим итог работы над разделом «Строение оперы». Я хочу немного уточнить тему нашего занятия. Она будет звучать так — «Опера великого сказочника». Кто же он, этот великий сказочник? Пусть это пока останется тайной. А сейчас, я всех приглашаю в театр.
Методика. Цель– настроить обучающихся на активную работу.
Задачи:
собрать внимание;
настроить на активную деятельность;
дать мотивацию изучения темы урока.
Организациявнимания посредством бодрого музыкального приветствия и примером стремительной музыки увертюры. «Мне бы хотелось, что бы на нашем занятии было такое же бодрое настроение».
Мотивация — процесс побуждения обучающихся к познавательной деятельности. Авторитет педагога высок для детей. Если, он так говорит об опере «Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то...», может и нам она понравится?
Личностно-ориентированная. Педагог специально создает ситуацию успеха. Он в восторженной манере повторяет слово «опера», тем самым подводит к теме занятия «Опера великого сказочника».
Побуждение как главное звено мотивации. Педагог побуждает, подготавливает обучающихся самим сформулировать тему урока.

Мотив сохранения интереса к занятию — тайна, загадка. «Кто же он, этот великий сказочник? Пусть это пока останется тайной».

2. Закрепление темы «Строение оперы». 2.1. Презентация «Строение оперы». Слушание музыки. 9.30 мин Слайд 1.Сцена Фонограмма «Оркестр разыгрывается» Педагог – Гаснут люстры. Аплодисменты нетерпеливых слушателей. Последние звуки настраивающихся инструментов в оркестре. Я очень люблю эти минуты какофонии в театре. Люблю этот момент предвкушения…
Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка.
Звучит фрагмент пролога из «Снегурочки» 22. Педагог – Очень выразительная музыка. Я даже немножечко замерзла. С чего же опера начинается?
Дети – С увертюры или с пролога.
Педагог – Правильно. Сейчас мы слышали пролог из «Снегурочки», а в начале урока увертюру.
Подумайте, в чем различие между увертюрой и прологом?
Дети – В увертюре мы слышим темы главных героев, а в прологе не только слышим темы главных героев, но и видим самих героев.
Педагог – Молодцы. Вы смогли проанализировать и сделать самостоятельный вывод. Когда звучит увертюра занавес…
Дети – Закрыт. Оркестр находится в оркестровой яме.
Педагог – А когда звучит пролог, занавес…?
Дети – Открыт. И мы видим на сцене героев оперы.
Педагог – И что же делают на сцене герои?
Дети – Они исполняют арии.
Педагог – Продолжите, ария – это …?
Дети – Это сольный вокальный номер в опере. В арии раскрывается характер героя, его мысли и чувства.
Педагог – Ария – это портрет героя. Мы слушаем фрагмент прекрасной арии Снегурочки.
Слайд 2. Снегурочка Звучит «Ария Снегурочки» 58 Педагог – В музыке мы слышим трепетность души главной героини и ее мечты «с подружками по ягоды ходить». Какие еще части оперы вы знаете?
Дети – Ариозо, ариетта, каватина.
Педагог – Ариетта — маленькая ария. Ариетта отличается более песенным складом мелодии. Кавати́на — небольшая, очень лирическая оперная ария. Ариозо – это тоже небольшая ария, в основе которой лежит певучий речитатив. И мы слушаем «Ариозо Мизгиря» в прекрасном исполнении Муслима Магамаева из оперы «Снегурочка». Как вы помните, Мизгирь, сначала был женихом Купавы, а потом влюбился в Снегурочку и в своем ариозо он старается очаровать Снегурочку.
Слайд 3. Мизгирь со Снегурочкой Звучит «Ариозо Мизгиря» 1.34 Педагог – Очень лирическая тема. Восток, нега… «Возьми ж бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Такие горячие песни поет Мизгирь Снегурочке, а она все равно остается снежной, холодной. Но мы с вами забыли еще одного важного героя, такого большого и сильного.
Дети – Это хор.
Слайд 4. Хор Педагог – Конечно. Какое место в опере занимает хор?
Дети – Он может быть просто участником действия. Создавать фон. Быть главным героем. Вот хор мы будем слушать в живом исполнении.
Хор исполняет фрагмент «Прощай, Масленица». Педагог – Спасибо. А на слайде хор из оперы «Снегурочка». Все фотографии из оперной постановки, которая идет сейчас в театре «Новая опера».
Слайд 5.Опера В этом театре поет наша выпускница Вера Аверина-Сучкова. Я всем очень рекомендую этот театр. Там идут прекрасные постановки.
И повторяем, из каких же номеров строится опера?
Дети – Увертюра, пролог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор.
Педагог – Правильно. Вы хорошо работали все прошлые занятия. Все старались, искали информацию по частям оперы в интернете, а на уроке дополняли друг друга, уже не глядя в свои листочки, поэтому и запомнили.
Надеюсь, что скоро нам дооборудуют кабинет, и мы сможем более активно использовать информационные технологии.
Хочу обратить внимание, что мы разобрали главные вокальные номера. Они нам, как хору, более интересны. Но есть еще и различные ансамбли, танец и балет. И, если в опере есть пролог, то будет и эпилог. Это мы с вами разбирали.
Вот, что у нас получилось.
Слайд 6. Педагог – А теперь продолжите фразу: опера – это…
Дети – Самый сложный вокальный жанр. Вершина вокального искусства. Синтез различных видов искусств: музыки, пения, театра, живописи, литературы, танца (обобщение).
Педагог – Вы знаете об опере уже много. Методика. Цель– обобщить и закрепить знания по разделу «Строение оперы».
Задачи:
дать развернутые определения частям оперы: увертюра, пролог, эпилог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор, опера;
слушать фрагменты из оперы «Снегурочка»: пролог, ария Снегурочки, ариозо Мизгиря;
спеть хором фрагмент сцены «Прощай, Масленица».

Форма проведенияэтапа – перенос в театр. «Гаснут люстры (действительно гаснет свет), Последние звуки настраивающихся инструментов в оркестре. Аплодисменты нетерпеливых зрителей».
Интегрированное погружение в тему (технология концентрированного обучения):
музыка, слайды, артистическая подача материала способствуют открытию всех каналов восприятия.
Развитие мыслительных способности учеников, совершенствование чувственных формы восприятия. «…мы слышим трепетность души главной героини», «Восток, нега… «Возьми ж бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Такие горячие песни поет Мизгирь Снегурочке».
Компьютерная технологияизготовление презентации. Без слайдов дети не смогли бы так глубоко проникнуть в тайны строения музыки.
Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Педагог предлагает проанализировать и сделать свой вывод, в чем различие между увертюрой и оперой. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. Чтобы сделать сравнение надо знать, что говорилось об увертюре и прологе на прошлых занятиях.
Частично-поисковый.Дети, используя наличные знания, анализируют и сопоставляют. «В увертюре мы слышим темы главных героев, а в прологе не только слышим темы главных героев, но и видим самих героев».
Технология музыкальной психологии — слышу, чувствую, общаюсь.
Эмоциональная отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.
Информационные технологии привлекают детей к самостоятельному изучению предмета, развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное. Дети самостоятельно через интернет добывали знания о частях оперы, а затем на уроке дополняли друг друга.
Педагогическая поддержка. Поощрение. «Молодцы. Правильно. Вы хорошо поработали».
Психолого-педагогические представленияоб основных особенностях современных детей. Дети старшего школьного возраста менее активны на занятиях. Вернее они активны, но «не вслух». У них боязнь неправильного ответа. Педагог из урока в урок дает понять, что все их ответы ценны, все будут приняты.
Ситуация успеха.Педагог не требует энциклопедической формулировки, главное понимание и объяснение своими словами.
Педагог понимаетличностно ориентированное обучение как обучение, на первом месте которого стоит личность ребенка, уважение и любовь к нему, принятие его субъективного опыта.
2.2. Сообщение по работе исследовательской группы в рамках образовательного проекта «Сказка в опере». 2 мин. А что же знают о ней ваши одноклассники? В рамках образовательного проекта «Сказка в опере», мы провели исследование в школах нашего города. Об этом расскажет руководитель исследовательской группы Аня Шевченко.
Аня — Всего в исследовании приняли участие 50 человек, обучающихся с 4 по 9 классов. Всем было предложено ответить на три вопроса:
Что такое опера?
Назови любые три оперы?
Слушал ли ты оперу в театре?
Мы представили результаты ответов в виде диаграмм.
Ø Оранжевый цвет — ответы на первый вопрос «Что такое опера?». Учитывалось, сколько человек смогло дать более-менее правильный ответ.
Ø Фиолетовый — «Назови любые три оперы? Учитывалось, сколько человек смогло назвать не менее трех опер.
Ø Зеленый — «Слушал ли ты оперу в театре?».
Учитывалось, сколько человек слушали оперу в театре.
Промежуточные результаты сообщили на занятиях хора ответственные по параллелям.
Педагог – Спасибо. Работа проделана большая. И какой же мы сделаем вывод?
Дети —
Педагог – Раньше на наших классных часах были разделы «политинформации». Может вам предложить педагогу, выделять на классных собраниях 5 минут для «ликвидации безграмотности по музыке»?
Вы непременно должны нести свои знания своим друзьям-одноклассникам. Это тоже важная задача хора. Методика. Цель– мотивация общественно-просветительской деятельности.
Задачи:
узнать, насколько учащиеся нашего города интересуются оперой; найти способ повышения этого интереса; повысить в обучающихся уверенность в своих силах. Формаэтапа – доклад о результатах исследования руководителя группы.
Метод проектов– ориентирован на применение фактических знаний и приобретение новых.
Мотивация на активную позицию обучающегося, развитие коммуникативных способностей,
повышение уверенности в себе. Обучающиеся самостоятельно провели исследовательскую работу по теме «Опера».
Мотивацияобщественно-просветительской деятельности. «Вы непременно должны нести свои знания своим друзьям-одноклассникам. Это тоже важная задача хора». 2.3. Игра в «Перевертыши». Оперы «Римского-Корсакова. 2 мин.
Педагог – После хорошей работы нужен отдых. Сегодня мы слушали отрывки из оперы «Снегурочка». Вы знаете, кто написал эту оперу?
Дети – Римский-Корсаков.
Педагог – Правильно. Римский-Корсаков написал 15 опер. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них, но не совсем обычным способом. Мы поиграем в «Перевертыши», а заодно отдохнем. Условия вы знаете. Готовы?

Ноябрьский день — Майская ночь.
День перед Пасхой — Ночь перед Рождеством.
Слуга жениха — Царская невеста.
Быль о слуге Иване — Сказка о царе Салтане.
Толстяк умирающий — Кощей Бессмертный.
Ржавая курочка — Золотой петушок.

Педагог – Прекрасно! И еще раз дружно скажем, кто написал эти оперы?
Дети – Римский-Корсаков.

Методика
Цель– назвать оперы «Римского-Корсакова.
Задачи:
развивать интеллектуальные способности обучающихся;
устроить разрядку-отдых.
Форма этапа – игра.
Здоровьесберегающая технология -эмоциональная разгрузка. «После хорошей работы нужен отдых»
Игра «Перевертыши»- направлена на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Нестандартный метод повторения. Дети играя, вспоминают оперы Римского-Корсакова. Идет выброс положительной энергии.

3. Детство Римского-Корсакова. История создания оперы „Снегурочка“. 10 мин. Стук в дверь. Входит ученик, играющий роль Римского-Корсакова
Римский-Корсаков — Вы меня звали?
Педагог – (удивленно) Мы?
Римский-Корсаков — Вы только что назвали мое имя.
Педагог – Мы?
Римский-Корсаков – Я – Римский-Корсаков.
Педагог – Вы?
Римский-Корсаков – (с раздражением) Да что вы заладили: «Вы да мы, вы да мы»! Да, мне должно быть уже 168 лет. Но на хоровых занятиях все возможно.
Педагог – Вот с этим я спокойно соглашусь. Сегодня я собиралась рассказать о вашем детстве. Может, так сказать, из первых уст?
Римский-Корсаков – С удовольствием, тем более я удачно захватил свою летопись.
Педагог – Можно посмотреть
Римский-Корсаков – Пожалуйста.
Педагог – А ее можно где-то купить?
Римский-Корсаков – Безусловно.
Педагог – В интернете точно можно найти. Присаживайтесь, Николай Андреевич.
Римский-Корсаков – (Садиться и слегка ворчит) Что ж нам остается, старикам. Только воспоминания…
(Читает). Я родился в городе Тихвине 6 марта 1844 года.
(Отрывается от книги и, как бы вспоминая, говорит) Когда я родился, моему отцу было уже шестьдесят.

(Возвращаясь к чтению)Я с раннего детства выказывал музыкальные способности. У нас было старое фортепиано; отец мой играл по слуху довольно порядочно, хотя и не особенно бегло. Вокальными пьесами его были большею частью какие-то нравоучительные стихи; так, например, я помню следующие:

О, вы, которые хотите
Читаньем просвещать умы,
Без пользы многих книг не чтите,
Остерегайтесь большей тьмы.

Педагог – У нас сейчас так говорят об интернете.
Римский-Корсаков – (тихо, себе под нос) Ничего не понял. Видно не расслышал. (Продолжая) Подобные стихи пелись им на мелодии из разных старых опер.
У матери моей слух был тоже очень хороший.
Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Лет шести меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете. (Детям) Так что, не отчаивайтесь, если что не так.
По части вокальной музыки я слыхал только одну тихвинскую барышню — Баранову, певшую романс «Что ты спишь, мужичок»; затем, кроме пения моего отца, оставалась духовная музыка, т. е. пение в женском и мужском монастырях. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно. Я любил некоторые пьесы Бортнянского: «Слава в вышних», «Благослови душе моя, Господа».
Педагог – Николай Андреевич, наш хор сейчас разучивает духовное произведение Бортнянского «Тебе поем». Может, послушаете?
Спеть «Тебе поем» Римский-Корсаков – Я же говорил, женский хор поет неважно.
Педагог – Но, Николай Андреевич, сейчас только начало учебного года. Мы еще поработаем.
Римский-Корсаков – Ладно. Это уж я так, по-стариковски.
(Возвращаясь к чтению) В конце июля 1856 года я впервые расстался с матерью и дядей: отец повез меня в Петербург, в Морской корпус. Музыкальные уроки продолжались и шли так себе, но у меня проявилась любовь к музыке. Я был два раза в опере: в русской (давали «Индру» Флотова) и в итальянской (давали «Лучию»). Последняя произвела на меня большое впечатление.
В учебный 1858/59 год я учился совсем неважно, вел себя сносно. Слышал на сцене «Роберта», «Марту», «Ломбарды», «Травиату». В тот же год я слышал «Жизнь за царя» Глинки. Опера эта меня привела в совершенный восторг.
Педагог – Дорогой Николай Андреевич, большое Вам спасибо. Позвольте я, прерву Вас на этом этапе Вашей биографии.
Римский-Корсаков – Если, честно, я и сам притомился. Не посчитайте за нескромность, но я хочу в память о нашей встрече подарить вам свой портрет.
Педагог – О, это дорогой подарок. Спасибо. (Вешает портрет) Вы очень похожи. Прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость. Умное, одухотворённое лицо. Живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, — всё это говорит о человеке большой воли и требовательности к себе.
Педагог – (к Римскому-Корсакову) Сегодня, дорогой Николай Андреевич, нам достаточно вашего рассказа о детских и юношеских годах. Именно впечатления этого периода помогли впоследствии определить основное направление в Вашем творчестве. Это Ваши замечательные оперы.
Педагог – (к детям, по секрету) Его детские впечатления мальчика, выросшего среди русской природы, слышавшего песни и сказки своего народа, видевшего красивые народные обряды — стали тем фундаментом, на котором произросли оперы-сказки. Так Римский — Корсаков стал великим сказочником.
Римский — Корсаков – Да. Я написал 15 опер, 9 из них – сказки.
Педагог – А, какая самая любимая? Знаете, чтобы так, на одном дыхании написалась.
Римский — Корсаков – Есть! Только позвольте, я обращусь к своей летописи. Память, знаете ли, стала подводить.
Педагог – Понимаю.
Римский — Корсаков – (Читает)Весной 1880 г. я с семьей переехал на дачу в имение Стелёво.
Звучит фрагмент «Шехерезады» Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним настроением и с влюбленностью в сюжет Снегурочки.
Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ.
Педагог – Простите, поэтическую сказку «Снегурочка» написал Александр Николаевич Островский. Вы спрашивали у него разрешение?
Островский – (С места поднимается ученик, исполняющий роль А. Островского). Об этом я расскажу сам. (Островский направляется к Римскому-Корсакову. Обнимаются).
Римский — Корсаков – Не ожидал, не ожидал.
Педагог – Простите, вы кто?
Островский – (рука вперед, педагогу) Извините. Это моя ошибка.
(Детям)— Я – и есть великий драматург Александр Николаевич Островский. (Оба смотрят на ошеломленного педагога).
Педагог – Я помню. На хоре все возможно.
Островский – Если бы не ваш хор, мы могли бы не встретиться. Так вот. Николай Андреевич приехал ко мне в Москву испросить у меня разрешения воспользоваться моим произведением как либретто. (Поворачиваясь к Римскому-Корсакову) Вы, дорогой друг, были в таком приподнятом настроении, что я не смог Вам отказать. И даже подарил экземпляр своей сказки и разрешил внести в драму некоторые изменения.
Римский — Корсаков – Так получилось же! Ваша сказка приобрела новую жизнь!
Островский – Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Педагог – Спасибо, господа, за ваш удивительный рассказ из первых уст.
Методика Цель– познакомить с детством Римского-Корсакова и историей создания оперы «Снегурочка»
Задача:
развивать любовь к великим людям России.
Форма этапа – миниспектакль. Нестандартность подачи материала. Удивление, сюрприз. «Стук в дверь. Входит ученик, играющий роль Римского-Корсакова
Римский-Корсаков — Вы меня звали?
Педагог– (удивленно) Мы?»
Прием театрализации. Участвуют два героя: композитор Н. Римский-Корсаков и драматург А. Островский. Рассказ о детстве композитора и истории создания оперы «Снегурочки» ведется из «первых уст». Обучающиеся осознают правдивость всех фактов.
Интерес -один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Детям интересно не только слушать, но и наблюдать за игрой друзей. Этап подготовки этого раздела урока держался в тайне.
Юмор.Разрядка, отдых. Эмоциональность восприятия. Слова на фоне музыки помогают открывать каналы для восприятия, собирают внимание детей, вносят элемент театральности, создают нужное настроение. 4. Работа над фрагментом хора „Прощай, Масленица“. Педагог – А сказка уже идет к нам.
Звучит пролог 2.25 Педагог – Зима и холод сковали природу, тихо и неуютно в лесу. Дед Мороз и Весна спорят, идти Снегурочке к людям или нет. Снегурочку давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Лешему оберегать дочку. Леший вылезает из сухого дупла, лениво потягиваясь и зевая. Неужели уже весна?
Наступает утро.
Потихоньку музыку убрать Приближаются берендеи; они везут чучело Масленицы и радостно встречают Весну.
Звучит хор «Ой, честная Масленица» Педагог – Именно этот хор будет нам сегодня интересен.

Работа над фрагментом «Веселенько нам»

Педагог – Почему такая грустная музыка и такие веселые слова? Методика
Цель– разучить фрагмент «Веселенько нам» из хора «Прощай, Масленица».
Задача:
развитие мелодического и гармонического слуха;
формирование красивого опертого звука.
Эмоциональное погружение. Музыка, артистичный голос педагога переносят обучающихся в лес, к красной горке, где происходит сцена «Проводы Масленицы».
Эмоциональность вхождения в новый раздел. Активизация внимания.
Технология творческой деятельнос­ти
развивает творческие способности обучающихся.
Вызов положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата.
Групповая технология.Общий рабочий настрой создает атмосферу, когда стыдно не работать. Так же и эмоциональное состояние передается каждому. В группе легче раскрыться любому ребенку, потому что снимаются элементы страха и стеснительности. Коллективная формаобучения на хоре создает ситуацию успеха.
Здоровьесбережение.Охрана голоса. Педагог требует от обучающихся следить за правильной певческой посадкой, не форсировать звук, беречь голосовой аппарат
Проблемное обучение. Педагог ставит вопрос «Почему такая грустная, даже тоскливая мелодия и такие веселые слова?».
Опора на выявление жизненных связей музыки. В данном контексте занятие старшего хоране просто урок развития музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание. 4. Подведение итогов занятия. 7 мин.
Что ж, давайте проанализируем результаты нашей работы над разделом «Строение оперы». Чтобы анализировать, нужно иметь какие-то данные.
Так вот, в начале года дети получили три конверта: розовый, синий и зеленый. В них находились:
в розовом утверждение «Я много знаю о строении оперы» и цветы красно-розовых оттенков;
в синем утверждение «Я знаю о строении оперы совсем мало» и цветы сине-фиолетовых оттенков;
в зеленомутверждение «Я не знаю об опере ничего» и зеленые бутоны.
Каждый выбрал себе конверт по уровню своих знаний. Мы сделали из цветов букет. Вот что из этого вышло. Как видите, букет состоял из цветов сине-фиолетовых оттенков и даже присутствовали бутоны. Знания на уровне – знаю мало или не знаю ничего.Несмотря на это, я горжусь вами, своими учениками, потому что вы прошли эту процедуру с честью. Наверно, не просто было признаться в своих далеко не блестящих знаниях.
Напоминаю, что сегодня мы подводим итоги по разделу «Строение оперы». Сейчас мы быстро разбираем содержимое конвертов, а оно тоже, что и на начало работы:
розовый — «Я много знаю о строении оперы»
синий — «Я знаю о строении оперы совсем мало»
зеленый -«Я не знаю об опере ничего»
( Приклеить цветочки на лист-шаблон, на котором изображена ваза и листочки в ней) И, пока наша староста будет обрабатывать информацию, мы преподнесем подарок гостям. Это песня «Дарите радость людям».
Звучит «Дарите радость людям» Давайте сравнивать наши букеты. А сегодняшний букет намного краснее. Он, как бы «созрел». Что ж, можно сделать вывод, что ваш кругозор расширился. Это, конечно, приятно. Но в конце года я хотела бы увидеть вашу мотивацию, ваше желание посещать театры и слушать оперы.
Её Величество Опера – дама щедрая. Она может дать богатую пищу уму и сердцу, возвысить над повседневностью.
И мой вам совет — начните с опер великого сказочника Римского-Корсакова.
Спасибо за внимание!

Методика
Цель– подвести итоги работы над разделом «Строение оперы»
Задача:
оценить каждому свои знания.

Форма этапа – игра.
Рефлексия.Игра в составление букета дает возможность каждому ребенку оценить свои знания. Радость от совместного достижения успехаподкрепляет мотив познавательной деятельности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок!!!Схема конспекта урока.doc Скачать

Схема конспекта урока


Давыдова Галина Владимировна



Старший хор музыкально-хоровой студии «Вдохновение»

Педагог (ФИО) ____________________________________________________________________

Объединение ____________________________________________________________________

Т

Опера великого сказочника


ема урока _________________________
___________________________________________


  1. Цель – закрепить знания о строении оперы на примере оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

  2. Задачи:

  1. Обучающие:

  • осознать понятия: опера, увертюра, пролог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор;

  • познакомить с детством Римского-Корсакова;

  • познакомить с историей создания оперы «Снегурочка;

  • разучить в трехголосном изложении часть хора «Прощай, Масленица».

  1. Развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

  • развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие;

  • формировать мотивацию к получению новых знаний;

  • развивать навыки многоголосного пения.

  1. Воспитательные:

  • побуждать интерес к оперному искусству;

  • расширить кругозор учащихся;

  • способствовать освоить вызвать;

  • воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее великое искусство.


III. Оборудование: кабинет для занятий хором, рояль, мультимедийное устройство, компьютер, экран.

IV. Наглядно-дидактический материал: презентация «Строение оперы», диск с записями фрагментов из оперы «Снегурочка», изготовленная книга «Летопись моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова, портрет Римского-Корсакова, нотные партитуры хора «Прощай, Масленица», результаты исследовательской работы учащихся, конверты с цветами и заготовка для раздела рефлексии.

V. Подготовительная работа: переложение смешанного хора на детский, написание сценария урока, проведение исследовательской работы обучающихся в общеобразовательных школах, работа с книгой Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной биографии», создание презентации, запись диска с музыкальными фрагментами.

VI. Форма урока – комбинированная, модульная.

VII. Используемый материал:

http://lib.rus.ec/b/245924/read

http://www.belcanto.ru/rimsky.html

http://www.belcanto.ru/snegurochka.html

http://nsportal.ru/ap/muzykalnoe-tvorchestvo/library/istoriya-sozdaniya-opery-snegurochka


Ход урока

п/п

Методическое оснащение занятия

Содержание занятия

1.

Цель – настроить обучающихся на активную работу.

Задачи:

  • собрать внимание;

  • настроить на активную деятельность;

  • дать мотивацию изучения темы урока.

Организация внимания посредством бодрого музыкального приветствия и примером стремительной музыки увертюры. «Мне бы хотелось, что бы на нашем занятии было такое же бодрое настроение».

Мотивация - процесс побуждения обучающихся к познавательной деятельности. Авторитет педагога высок для детей. Если, он так говорит об опере «Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то...», может и нам она понравится?

Личностно-ориентированная. Педагог специально создает ситуацию успеха. Он в восторженной манере повторяет слово «опера», тем самым подводит к теме занятия «Опера великого сказочника».

Побуждение как главное звено мотивации. Педагог побуждает, подготавливает обучающихся самим сформулировать тему урока.


Мотив сохранения интереса к занятию - тайна, загадка. «Кто же он, этот великий сказочник? Пусть это пока останется тайной».


1. Организационный момент. Мотивационная беседа.

Формулирование темы обучающимися. 2 мин.


Звучит увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила» 40.

Все встают.

Педагог (поет по звукам тонического трезвучия вниз) – Здравствуйте!

Дети (поют четырехголосно по звукам тонического трезвучия вверх) – Здравствуйте!

Педагог – Наш урок открыла прекрасная, стремительная музыка. Мне бы хотелось, что бы на нашем занятии было такое же бодрое настроение. Пожалуйста, садитесь.

Педагог – Назовите, что за произведение сейчас прозвучало?

Дети – Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Педагог – Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Помогите мне, назовите эти виды.

Дети – Вокальная и инструментальная музыка, поэзия и драматическое искусство, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Педагог – Спасибо. Опера многогранна. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд. Поэтому настройтесь на работу. И темой нашего занятия будет?

Дети – Опера!

Педагог – Да, вы совершенно правы. Мы продолжаем работать над жанром «опера» и сегодня подводим итог работы над разделом «Строение оперы». Я хочу немного уточнить тему нашего занятия. Она будет звучать так - «Опера великого сказочника». Кто же он, этот великий сказочник? Пусть это пока останется тайной. А сейчас, я всех приглашаю в театр.


2.

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Строение оперы».

Задачи:

  • дать развернутые определения частям оперы: увертюра, пролог, эпилог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор, опера;

  • слушать фрагменты из оперы «Снегурочка»: пролог, ария Снегурочки, ариозо Мизгиря;

  • спеть хором фрагмент сцены «Прощай, Масленица».


Форма проведения этапа – перенос в театр. «Гаснут люстры (действительно гаснет свет), Последние звуки настраивающихся инструментов в оркестре. Аплодисменты нетерпеливых зрителей».

Интегрированное погружение в тему (технология концентрированного обучения):

музыка, слайды, артистическая подача материала способствуют открытию всех каналов восприятия.

Развитие мыслительных способности учеников, совершенствование чувственных формы восприятия. «…мы слышим трепетность души главной героини», «Восток, нега.. «Возьми ж бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Такие горячие песни поет Мизгирь Снегурочке».

Компьютерная технология изготовление презентации. Без слайдов дети не смогли бы так глубоко проникнуть в тайны строения музыки.

Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Педагог предлагает проанализировать и сделать свой вывод, в чем различие между увертюрой и оперой. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. Чтобы сделать сравнение надо знать, что говорилось об увертюре и прологе на прошлых занятиях.

Частично-поисковый. Дети, используя наличные знания, анализируют и сопоставляют. «В увертюре мы слышим темы главных героев, а в прологе не только слышим темы главных героев, но и видим самих героев».

Технология музыкальной психологии - слышу, чувствую, общаюсь.

Эмоциональная отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.

Информационные технологии привлекают детей к самостоятельному изучению предмета, развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное. Дети самостоятельно через интернет добывали знания о частях оперы, а затем на уроке дополняли друг друга.

Педагогическая поддержка. Поощрение. «Молодцы. Правильно. Вы хорошо поработали».

Психолого-педагогические представления об основных особенностях современных детей. Дети старшего школьного возраста менее активны на занятиях. Вернее они активны, но «не вслух». У них боязнь неправильного ответа. Педагог из урока в урок дает понять, что все их ответы ценны, все будут приняты.

Ситуация успеха. Педагог не требует энциклопедической формулировки, главное понимание и объяснение своими словами.

Педагог понимает личностно ориентированное обучение как обучение, на первом месте которого стоит личность ребенка, уважение и любовь к нему, принятие его субъективного опыта.




2. Закрепление темы «Строение оперы».

2.1. Презентация «Строение оперы». Слушание музыки. 9.30 мин

Слайд 1.Сцена

Фонограмма «Оркестр разыгрывается»

Педагог – Гаснут люстры. Аплодисменты нетерпеливых слушателей. Последние звуки настраивающихся инструментов в оркестре. Я очень люблю эти минуты какофонии в театре. Люблю этот момент предвкушения…

Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка.

Звучит фрагмент пролога из «Снегурочки» 22.

Педагог – Очень выразительная музыка. Я даже немножечко замерзла. С чего же опера начинается?

Дети – С увертюры или с пролога.

Педагог – Правильно. Сейчас мы слышали пролог из «Снегурочки», а в начале урока увертюру.

Подумайте, в чем различие между увертюрой и прологом?

Дети – В увертюре мы слышим темы главных героев, а в прологе не только слышим темы главных героев, но и видим самих героев.

Педагог – Молодцы. Вы смогли проанализировать и сделать самостоятельный вывод. Когда звучит увертюра занавес…

Дети – Закрыт. Оркестр находится в оркестровой яме.

Педагог – А когда звучит пролог, занавес…?

Дети – Открыт. И мы видим на сцене героев оперы.

Педагог – И что же делают на сцене герои?

Дети – Они исполняют арии.

Педагог – Продолжите, ария – это …?

Дети – Это сольный вокальный номер в опере. В арии раскрывается характер героя, его мысли и чувства.

Педагог – Ария – это портрет героя. Мы слушаем фрагмент прекрасной арии Снегурочки.

Слайд 2. Снегурочка

Звучит «Ария Снегурочки» 58

Педагог – В музыке мы слышим трепетность души главной героини и ее мечты «с подружками по ягоды ходить». Какие еще части оперы вы знаете?

Дети – Ариозо, ариетта, каватина.

Педагог – Ариетта — маленькая ария. Ариетта отличается более песенным складом мелодии. Кавати́на — небольшая, очень лирическая оперная ария. Ариозо – это тоже небольшая ария, в основе которой лежит певучий речитатив. И мы слушаем «Ариозо Мизгиря» в прекрасном исполнении Муслима Магамаева из оперы «Снегурочка». Как вы помните, Мизгирь, сначала был женихом Купавы, а потом влюбился в Снегурочку и в своем ариозо он старается очаровать Снегурочку.


Слайд 3. Мизгирь со Снегурочкой

Звучит «Ариозо Мизгиря» 1.34

Педагог – Очень лирическая тема. Восток, нега.. «Возьми ж бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Такие горячие песни поет Мизгирь Снегурочке, а она все равно остается снежной, холодной. Но мы с вами забыли еще одного важного героя, такого большого и сильного.

Дети – Это хор.

Слайд 4. Хор

Педагог – Конечно. Какое место в опере занимает хор?

Дети – Он может быть просто участником действия. Создавать фон. Быть главным героем. Вот хор мы будем слушать в живом исполнении.

Хор исполняет фрагмент «Прощай, Масленица».

Педагог – Спасибо. А на слайде хор из оперы «Снегурочка». Все фотографии из оперной постановки, которая идет сейчас в театре «Новая опера».

Слайд 5.Опера

В этом театре поет наша выпускница Вера Аверина-Сучкова. Я всем очень рекомендую этот театр. Там идут прекрасные постановки.

И повторяем, из каких же номеров строится опера?

Дети – Увертюра, пролог, ария, ариетта, ариозо, каватина, хор.

Педагог – Правильно. Вы хорошо работали все прошлые занятия. Все старались, искали информацию по частям оперы в интернете, а на уроке дополняли друг друга, уже не глядя в свои листочки, поэтому и запомнили.

Надеюсь, что скоро нам дооборудуют кабинет, и мы сможем более активно использовать информационные технологии.

Хочу обратить внимание, что мы разобрали главные вокальные номера. Они нам, как хору, более интересны. Но есть еще и различные ансамбли, танец и балет. И, если в опере есть пролог, то будет и эпилог. Это мы с вами разбирали.

Вот, что у нас получилось.

Слайд 6.

Педагог – А теперь продолжите фразу: опера – это…

Дети – Самый сложный вокальный жанр. Вершина вокального искусства. Синтез различных видов искусств: музыки, пения, театра, живописи, литературы, танца (обобщение).

Педагог – Вы знаете об опере уже много.



Цель – мотивация общественно-просветительской деятельности.

Задачи:

  • узнать, насколько учащиеся нашего города интересуются оперой;

  • найти способ повышения этого интереса;

  • повысить в обучающихся уверенность в своих силах.

Форма этапа – доклад о результатах исследования руководителя группы.

Метод проектов – ориентирован на применение фактических знаний и приобретение новых.

Мотивация на активную позицию обучающегося, развитие коммуникативных способностей,

повышение уверенности в себе. Обучающиеся самостоятельно провели исследовательскую работу по теме «Опера».

Мотивация общественно-просветительской деятельности. «Вы непременно должны нести свои знания своим друзьям-одноклассникам. Это тоже важная задача хора».

    1. . Сообщение по работе исследовательской группы в рамках образовательного проекта «Сказка в опере». 2 мин.


А что же знают о ней ваши одноклассники? В рамках образовательного проекта «Сказка в опере», мы провели исследование в школах нашего города. Об этом расскажет руководитель исследовательской группы Аня Шевченко.

Аня - Всего в исследовании приняли участие 50 человек, обучающихся с 4 по 9 классов. Всем было предложено ответить на три вопроса:

  • Что такое опера?

  • Назови любые три оперы?

  • Слушал ли ты оперу в театре?

Мы представили результаты ответов в виде диаграмм.

  • Оранжевый цвет - ответы на первый вопрос «Что такое опера?». Учитывалось, сколько человек смогло дать более-менее правильный ответ.

  • Фиолетовый - «Назови любые три оперы? Учитывалось, сколько человек смогло назвать не менее трех опер.

  • Зеленый - «Слушал ли ты оперу в театре?».

Учитывалось, сколько человек слушали оперу в театре.

Промежуточные результаты сообщили на занятиях хора ответственные по параллелям.

Педагог – Спасибо. Работа проделана большая. И какой же мы сделаем вывод?

Дети -

Педагог – Раньше на наших классных часах были разделы «политинформации». Может вам предложить педагогу, выделять на классных собраниях 5 минут для «ликвидации безграмотности по музыке»?

Вы непременно должны нести свои знания своим друзьям-одноклассникам. Это тоже важная задача хора.


Цель – назвать оперы «Римского-Корсакова.

Задачи:

  • развивать интеллектуальные способности обучающихся;

  • устроить разрядку-отдых.


Форма этапа – игра.

Здоровьесберегающая технология - эмоциональная разгрузка. «После хорошей работы нужен отдых»

Игра «Перевертыши»- направлена на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Нестандартный метод повторения. Дети играя, вспоминают оперы Римского-Корсакова. Идет выброс положительной энергии.


2.3. Игра в "Перевертыши". Оперы "Римского-Корсакова. 2 мин.


Педагог – После хорошей работы нужен отдых. Сегодня мы слушали отрывки из оперы «Снегурочка». Вы знаете, кто написал эту оперу?

Дети – Римский-Корсаков.

Педагог – Правильно. Римский-Корсаков написал 15 опер. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них, но не совсем обычным способом. Мы поиграем в «Перевертыши», а заодно отдохнем. Условия вы знаете. Готовы?


  • Ноябрьский день - Майская ночь.

  • День перед Пасхой - Ночь перед Рождеством.

  • Слуга жениха - Царская невеста.

  • Быль о слуге Иване - Сказка о царе Салтане.

  • Толстяк умирающий - Кощей Бессмертный.

  • Ржавая курочка - Золотой петушок.


Педагог – Прекрасно! И еще раз дружно скажем, кто написал эти оперы?

Дети – Римский-Корсаков.



3.


Цель – познакомить с детством Римского-Корсакова и историей создания оперы «Снегурочка»

Задача:

  • развивать любовь к великим людям России.


Форма этапа – миниспектакль.


Нестандартность подачи материала.

Удивление, сюрприз.

«Стук в дверь. Входит ученик, играющий роль Римского-Корсакова

Римский-Корсаков - Вы меня звали?

Педагог (удивленно) Мы?»

Прием театрализации. Участвуют два героя: композитор Н. Римский-Корсаков и драматург А. Островский. Рассказ о детстве композитора и истории создания оперы «Снегурочки» ведется из «первых уст». Обучающиеся осознают правдивость всех фактов.


Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Детям интересно не только слушать, но и наблюдать за игрой друзей. Этап подготовки этого раздела урока держался в тайне.


Юмор. Разрядка, отдых.



Эмоциональность восприятия. Слова на фоне музыки помогают открывать каналы для восприятия, собирают внимание детей, вносят элемент театральности, создают нужное настроение.






































  1. Детство Римского-Корсакова.

История создания оперы "Снегурочка". 10 мин.


Стук в дверь. Входит ученик, играющий роль Римского-Корсакова

Римский-Корсаков - Вы меня звали?

Педагог – (удивленно) Мы?

Римский-Корсаков - Вы только что назвали мое имя.

Педагог – Мы?

Римский-Корсаков – Я – Римский-Корсаков.

Педагог – Вы?

Римский-Корсаков – (с раздражением) Да что вы заладили: «Вы да мы, вы да мы»! Да, мне должно быть уже 168 лет. Но на хоровых занятиях все возможно.


Педагог – Вот с этим я спокойно соглашусь. Сегодня я собиралась рассказать о вашем детстве. Может, так сказать, из первых уст?...

Римский-Корсаков – С удовольствием, тем более я удачно захватил свою летопись.

Педагог – Можно посмотреть

Римский-Корсаков – Пожалуйста.

Педагог – А ее можно где-то купить?

Римский-Корсаков – Безусловно.

Педагог – В интернете точно можно найти. Присаживайтесь, Николай Андреевич.

Римский-Корсаков – (Садиться и слегка ворчит) Что ж нам остается, старикам. Только воспоминания…

(Читает). Я родился в городе Тихвине 6 марта 1844 года.

(Отрывается от книги и, как бы вспоминая, говорит) Когда я родился, моему отцу было уже шестьдесят.


(Возвращаясь к чтению) Я с раннего детства выказывал музыкальные способности. У нас было старое фортепиано; отец мой играл по слуху довольно порядочно, хотя и не особенно бегло. Вокальными пьесами его были большею частью какие-то нравоучительные стихи; так, например, я помню следующие:


О, вы, которые хотите

Читаньем просвещать умы,

Без пользы многих книг не чтите,

Остерегайтесь большей тьмы.


Педагог – У нас сейчас так говорят об интернете.

Римский-Корсаков – (тихо, себе под нос) Ничего не понял. Видно не расслышал. (Продолжая) Подобные стихи пелись им на мелодии из разных старых опер.

У матери моей слух был тоже очень хороший.

Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Лет шести меня начали учить игре на фортепиано. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете. (Детям) Так что, не отчаивайтесь, если что не так.

По части вокальной музыки я слыхал только одну тихвинскую барышню — Баранову, певшую романс «Что ты спишь, мужичок»; затем, кроме пения моего отца, оставалась духовная музыка, т. е. пение в женском и мужском монастырях. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно. Я любил некоторые пьесы Бортнянского: «Слава в вышних», «Благослови душе моя, Господа».

Педагог – Николай Андреевич, наш хор сейчас разучивает духовное произведение Бортнянского «Тебе поем». Может, послушаете?

Спеть «Тебе поем»

Римский-Корсаков – Я же говорил, женский хор поет неважно.

Педагог – Но, Николай Андреевич, сейчас только начало учебного года. Мы еще поработаем.

Римский-Корсаков – Ладно. Это уж я так, по-стариковски.

(Возвращаясь к чтению) В конце июля 1856 года я впервые расстался с матерью и дядей: отец повез меня в Петербург, в Морской корпус. Музыкальные уроки продолжались и шли так себе, но у меня проявилась любовь к музыке. Я был два раза в опере: в русской (давали «Индру» Флотова) и в итальянской (давали «Лучию»). Последняя произвела на меня большое впечатление.

В учебный 1858/59 год я учился совсем неважно, вел себя сносно. Слышал на сцене «Роберта», «Марту», «Ломбарды», «Травиату». В тот же год я слышал «Жизнь за царя» Глинки. Опера эта меня привела в совершенный восторг.

Педагог – Дорогой Николай Андреевич, большое Вам спасибо. Позвольте я, прерву Вас на этом этапе Вашей биографии.

Римский-Корсаков – Если, честно, я и сам притомился. Не посчитайте за нескромность, но я хочу в память о нашей встрече подарить вам свой портрет.

Педагог – О, это дорогой подарок. Спасибо. (Вешает портрет) Вы очень похожи. Прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость. Умное, одухотворённое лицо. Живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорит о человеке большой воли и требовательности к себе.

Педагог – (к Римскому-Корсакову) Сегодня, дорогой Николай Андреевич, нам достаточно вашего рассказа о детских и юношеских годах. Именно впечатления этого периода помогли впоследствии определить основное направление в Вашем творчестве. Это Ваши замечательные оперы.

Педагог – (к детям, по секрету) Его детские впечатления мальчика, выросшего среди русской природы, слышавшего песни и сказки своего народа, видевшего красивые народные обряды - стали тем фундаментом, на котором произросли оперы-сказки. Так Римский - Корсаков стал великим сказочником.

Римский - Корсаков – Да. Я написал 15 опер, 9 из них – сказки.

Педагог – А, какая самая любимая? Знаете, чтобы так, на одном дыхании написалась.

Римский - Корсаков – Есть! Только позвольте, я обращусь к своей летописи. Память, знаете ли, стала подводить.

Педагог – Понимаю.







Римский - Корсаков – (Читает) Весной 1880 г. я с семьей переехал на дачу в имение Стелёво.

Звучит фрагмент «Шехерезады»

Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним настроением и с влюбленностью в сюжет Снегурочки.

Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ.

Педагог – Простите, поэтическую сказку «Снегурочка» написал Александр Николаевич Островский. Вы спрашивали у него разрешение?

Островский – (С места поднимается ученик, исполняющий роль А. Островского). Об этом я расскажу сам. (Островский направляется к Римскому-Корсакову. Обнимаются).

Римский - Корсаков – Не ожидал, не ожидал.

Педагог – Простите, вы кто?

Островский – (рука вперед, педагогу) Извините. Это моя ошибка.

(Детям) - Я – и есть великий драматург Александр Николаевич Островский. (Оба смотрят на ошеломленного педагога).

Педагог – Я помню. На хоре все возможно.

Островский – Если бы не ваш хор, мы могли бы не встретиться. Так вот. Николай Андреевич приехал ко мне в Москву испросить у меня разрешения воспользоваться моим произведением как либретто. (Поворачиваясь к Римскому-Корсакову) Вы, дорогой друг, были в таком приподнятом настроении, что я не смог Вам отказать. И даже подарил экземпляр своей сказки и разрешил внести в драму некоторые изменения.

Римский - Корсаков – Так получилось же! Ваша сказка приобрела новую жизнь!

Островский – Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Педагог – Спасибо, господа, за ваш удивительный рассказ из первых уст.

4.

Цель – разучить фрагмент «Веселенько нам» из хора «Прощай, Масленица».

Задача:

  • развитие мелодического и гармонического слуха;

  • формирование красивого опертого звука.

Эмоциональное погружение.

Музыка, артистичный голос педагога переносят обучающихся в лес, к красной горке, где происходит сцена «Проводы Масленицы».


Эмоциональность вхождения в новый раздел. Активизация внимания.

Технология творческой деятельнос­ти

развивает творческие способности обучающихся.

Вызов положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата.

Групповая технология. Общий рабочий настрой создает атмосферу, когда стыдно не работать. Так же и эмоциональное состояние передается каждому. В группе легче раскрыться любому ребенку, потому что снимаются элементы страха и стеснительности.

Коллективная форма обучения на хоре создает ситуацию успеха.

Здоровьесбережение. Охрана голоса. Педагог требует от обучающихся следить за правильной певческой посадкой, не форсировать звук, беречь голосовой аппарат

Проблемное обучение. Педагог ставит вопрос «Почему такая грустная, даже тоскливая мелодия и такие веселые слова?».

Опора на выявление жизненных связей музыки. В данном контексте занятие старшего хора не просто урок развития музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание.


4. Работа над фрагментом хора "Прощай, Масленица".


А сказка уже идет к нам.

Звучит пролог 2.25

Педагог – Зима и холод сковали природу, тихо и неуютно в лесу. Дед Мороз и Весна спорят, идти Снегурочке к людям или нет. Снегурочку давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Лешему оберегать дочку. Леший вылезает из сухого дупла, лениво потягиваясь и зевая. Неужели уже весна?

Наступает утро.

Потихоньку музыку убрать

Приближаются берендеи; они везут чучело Масленицы и радостно встречают Весну.

Звучит хор «Ой, честная Масленица»

Педагог – Именно этот хор будет нам сегодня интересен.


Работа над фрагментом «Веселенько нам»


Педагог – Почему такая грустная музыка и такие веселые слова?

5.

Цель – подвести итоги работы над разделом «Строение оперы»

Задача:

  • оценить каждому свои знания.


Форма этапа – игра.


Рефлексия. Игра в составление букета дает возможность каждому ребенку оценить свои знания.


Радость от совместного достижения успеха подкрепляет мотив познавательной деятельности.


  1. Подведение итогов занятия. 7 мин.


Что ж, давайте проанализируем результаты нашей работы над разделом «Строение оперы». Чтобы анализировать, нужно иметь какие-то данные.

Так вот, в начале года дети получили три конверта: розовый, синий и зеленый. В них находились:

  • в розовом утверждение «Я много знаю о строении оперы» и цветы красно-розовых оттенков;

  • в синем утверждение «Я знаю о строении оперы совсем мало» и цветы сине-фиолетовых оттенков;

  • в зеленом утверждение «Я не знаю об опере ничего» и зеленые бутоны.

Каждый выбрал себе конверт по уровню своих знаний. Мы сделали из цветов букет. Вот что из этого вышло. Как видите, букет состоял из цветов сине-фиолетовых оттенков и даже присутствовали бутоны. Знания на уровне – знаю мало или не знаю ничего. Несмотря на это, я горжусь вами, своими учениками, потому что вы прошли эту процедуру с честью. Наверно, не просто было признаться в своих далеко не блестящих знаниях.

Напоминаю, что сегодня мы подводим итоги по разделу «Строение оперы». Сейчас мы быстро разбираем содержимое конвертов, а оно тоже, что и на начало работы:

розовый - «Я много знаю о строении оперы»

синий - «Я знаю о строении оперы совсем мало»

зеленый - «Я не знаю об опере ничего»

( Приклеить цветочки на лист-шаблон,

на котором изображена ваза и листочки в ней)

И, пока наша староста будет обрабатывать информацию, мы преподнесем подарок гостям. Это песня «Дарите радость людям».

Звучит «Дарите радость людям»

Давайте сравнивать наши букеты. А сегодняшний букет намного краснее. Он, как бы «созрел». Что ж, можно сделать вывод, что ваш кругозор расширился. Это, конечно, приятно. Но в конце года я хотела бы увидеть вашу мотивацию, ваше желание посещать театры и слушать оперы.

Её Величество Опера – дама щедрая. Она может дать богатую пищу уму и сердцу, возвысить над повседневностью.

И мой вам совет - начните с опер великого сказочника Римского-Корсакова.

Спасибо за внимание!








Презентация Строение оперы.rar Скачать
Урок!!!Схема конспекта урока.rar Скачать
Обсуждение материала
Надежда Люстрицкая
23.10.2012 22:07
Галина! Большое спасибо за Ваш материал!!! Успехов!!! С уважением, Надежда Николаевна. :)
Надежда Люстрицкая
23.10.2012 22:07
Была рада с Вами познакомиться!:D
Елена Шестакова
18.11.2013 20:48
презентация не загружается. а урок классный!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров