В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Элективный курс "Литераторы России-лауреаты Нобелевской премии"

Элективный курс "Литераторы России-лауреаты Нобелевской премии"

Людмила Витохина
Тип материала: другое
просмотров: 3983
Краткое описание
Расширить представление школьников о русской литературе 20 века
Описание
Литераторы России – лауреаты Нобелевской премии

Элективный курс

Учитель русского языка и литературы

Л.А.Витохина

МОАУ «Юкталинская СОШ» Тындинского района

Амурской области

Элективный курс «Литераторы России — лауреаты Нобелевской премии» впервые был предложен старшеклассникам в 2010 году.

Цель состояла в том, чтобы в течение одного учебного года (35 часов) в рамках элективного курса расширить представление школьников о русской литературе XX века, о природе художественного творчества, о возможностях искусства слова воссоздавать прекрасное, о рождении таланта, о формировании его в условиях семьи и общества. Хотелось делать это на примере творчества писателей и поэтов, которые вошли в историю мировой литературы, не сковывая себя хронологическими рамками, не идя по пути расширения объема и имея какой-то стержень, объединяющий избранных авторов.

Нобелевская тема открыла такие возможности, а драматические судьбы русских писателей, удостоенных этой награды, позволили говорить не только об их творчестве, но и о проблемах политических, о реализме критическом и социалистическом, о фашизме и сталинских репрессиях, о ГУЛАГЕ, о том, что даже самые, на первый взгляд, удачливые и благополучные писатели (А.М.Горький, М.А.Шолохов) были травмированы «веком-волкодавом» и не смогли сполна послужить человечеству своим великим талантом, дарованным Богом. Да и на саму Нобелевскую премию век неоднократно оказывал давление и не случайно звучат обвинения в ее необъективности и политизированности, в присуждении премии не тем и не за то. Практика показала, что вопросы, вынесенные на обсуждение, вызывают интерес, привлекают внимание учащихся к произведениям нобелевских лауреатов, расширяют кругозор, углубляют знания по литературе XX века.

За сто с лишним лет премию получили 104 литератора. По странам это распределилось так: во Франции — 12, в США — 10, в Великобритании — 9, в Германии — 8, в Италии и в Швеции—по 6, в Испании — 5, в Ирландии — 4, в Норвегии и Дании — по 3, в Израиле, Швейцарии, Греции, Японии, Чили, ЮАР — по 2, в Австралии, Бельгии, Венгрии, Гватемале, Египте, Исландии, Индии, Колумбии, Китае, Мексике, Нигерии, Португалии, Сент-Люсии, Финляндии, Чехословакии, Югославии, Японии — по 1.

В России премии были удостоены И.А.Бунин, Б.Л.Пастернак, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын, И.А.Бродский. Творчество каждого изучается в школе. Для более углубленного изучения можно предложить рассмотреть их художественное наследие и его общественную значимость «в оценочных критериях шведской академии».

И.А.Бунин был награжден премией «… за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», Б.Л.Пастернак — «… за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии, за продолжение традиций великого русского романа», М.А.Шолохов — «за художественную силу и эпическую широту романа о донском казачестве в переломное для России время». У А.И.Солженицына отмечена «… нравственная сила, с которой он продолжает великую традицию русской литературы», а у И.А.Бродского — «… всеобъемлющее творчество, пронизанное ясностью мысли и высокой поэтичностью».

Есть сведения о том, что Нобелевским комитетом рассматривались и другие кандидатуры: Горький, Шмелев, Мережковский, Набоков, можно сожалеть, что среди лауреатов нет Толстого, Чехова, Ахматовой и многих других. Но их имена звучат в Нобелевских лекциях и выступлениях лауреатов из Франции, Италии, Испании, США, что свидетельствует о высоком авторитете русской литературы в мире. Высоко ценил русскую литературу и сам Альфред Нобель.

На занятия выносится 8 больших тем:

Нобелевская литературная премия и ее лауреаты — 3 ч.

Художественный мир И. А.Бунина (1870-1953) —6 ч.

Художественный мир Б. Л.Пастернака (1890-1980)—6 ч.

Художественный мир М. А.Шолохова (1905-1983) —6 ч.

Художественный мир А. И. Солженицына (1918) —6 ч.

Художественный мир И. АБродского (1940-1996) —6 ч.

Нобелевская лекция как жанр. Ее смысл и значение — 2 ч.

Все российские избранники отмечены высоким талантом, и в их творчестве есть произведения, которым суждено было покорить мир, произведения, которые богаты идеями и совершенны в художественном отношении.

М.А.Шолохов был увенчан наградой за роман «Тихий Дон» спустя 25 лет после окончания публикации «Тихого Дона». И это единственное награждение из пяти, которое благосклонно было встречено властями в Советском Союзе.

И.А.Бунин, который принял весть о своем награждении с восторгом и считал, что это «высшее увенчание писательского труда», с горечью писал о том, что поздравления в его адрес пришли отовсюду, кроме России. Советское правительство не признавало Бунина как эмигранта и «отщепенца», увидевшего в русской революции кровь и разрушения, и это отразилось на реакции советских людей.

Для Б.Л.Пастернака и А.И.Солженицына даже участие в торжественном акте вручения премии в Стокгольме стало невозможным по политическим мотивам. Пастернака исключили из Союза писателей СССР, травили, и он вынужден был отказаться от премии вообще (всего в истории Нобелевских награждений два таких случая, в 1964 году от премии отказался Ж.П.Сартр).

Пятый и самый молодой в мире Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в 1972 году был судим и отбывал ссылку на севере России как «тунеядец», а после эмигрировал, так и не издав ни одной книги на родине, а получив у нас широкую известность по самиздату.

Негативное отношение советского правительства было не только к своим писателям. Представители других литератур, увенчанные лаврами Нобеля, тоже печатались мало. Достаточно указать на тот факт, что «Библиотека лауреатов Нобелевской премии» стала выходить лишь в 1989 году, хотя, например, в Польше такая серия издавалась еще до войны. Далеко не все произведения печатались, многие из них были подвержены цензуре, необоснованным сокращениям без авторского согласия, умолчаниям или просто запрещены.

Спецкурс построен так, чтобы обучающиеся смогли глубже познакомиться с творчеством каждого русского писателя-лауреата в контексте времени, в которое он жил, и составить мнение о значении его творчества для отечественной и мировой культуры.

В предлагаемой программе приводится тематика лекций с учетом самостоятельной работы учащихся, включающей работу над текстами произведений лауреатов, знакомство с литературой об их творчестве и написание реферата на одну из предложенных тем по выбору.

Одна из центральных тем курса должна быть посвящена основателю премии и истории ее создания.

Уже второй век, начиная с 1901 года и по сей день, каждую осень с 10 октября и до середины ноября, мир замирает в ожидании решений о присуждении Нобелевских премий. Премии по физике, химии, физиологии или медицине, по литературе и экономике (последняя существует с 1968 года) утверждаются в Стокгольме, а премия мира — в Норвежском комитете в Осло.

Больше ста лет прошло, как ушел из жизни их учредитель Альфред Нобель (1833 — 1896), но каждый год 10 декабря, в день его смерти, лауреаты съезжаются в столицу Швеции, где проходит торжественная церемония вручения наград. Всемирно известная премия состоит из диплома, золотой медали и денежного чека с указанием размера премии, сумма которой ежегодно меняется.

Знаки отличия вручают в Королевском дворце, в обстановке особой торжественности: в присутствии королевской семьи, дипломатов, корреспондентов, многочисленных именитых гостей, и этот день в Швеции объявлен национальным праздником. Можно ли лучше увековечить земную память о себе, чем сделал это шведский миллионер?

Альфред Нобель вообще личность уникальная. Изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, обладатель 350 патентов на изобретения, инженер, доктор философии, академик, кавалер ордена Полярной звезды и многих других наград, кавалер Ордена Почетного легиона, к концу XIX века стал одним из самых богатых людей Европы. Будучи твердо убежден, что к благополучию человечество могло бы прийти, достигнув успехов в науке и технике, в развитии культуры, при условии мира во всем мире, он решил распорядиться своим богатством особым образом. 27 ноября 1895 года в Париже, где тогда жил, он подписал завещание, в котором выразил свою волю:

«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, после размышлений, настоящим объявляю мое окончательное завещание относительно имущества, которое я нажил к моменту смерти:

… Все мое остающееся реализуемое имущество необходимо разделить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны превратить в ценные бумаги и создать фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в виде премий тем, кто в течение прошедшего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное изобретение или открытие в области физики, другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины, четвертая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение; пятая — тому, кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов.

… Мое особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет».

Париж, 27 ноября 1895 г.

Путь от завещания к его исполнению был долгим и нелегким. Душеприказчикам пришлось устранять некоторые несоответствия завещания с существующими нотариальными правилами, собирать состояние, рассеянное по различным странам мира, улаживать судебные иски протестующих родственников… К счастью, все это удалось и воля завещателя неукоснительно выполняется. И хотя именные премии не редкость, ни одна из учрежденных другими не стала столь долговечной.

Альфред был третьим сыном Иммануэля Нобеля (1801 — 1872) и Каролины Ан-дриетты Алселл (1803-1889). Отец его был талантливым самоучкой, который, несмотря на почти полное отсутствие образования, сумел не только добиться успеха, но и, пережив дважды банкротство, снова вставать на ноги с помощью сыновей и особенно Альфреда.

Судьба тесно связала Нобелей с Россией. Один из самых счастливых периодов в их жизни — петербургский. В российскую столицу старший Нобель приехал в 1837 году по договоренности с царским правительством и открыл механические мастерские с литейным цехом, которые быстро разрослись. Когда через несколько лет сюда переехала семья, это были уже мощные предприятия. На машиностроительном заводе, а также на литейном и колесном «Огарева и Нобеля» работало свыше тысячи человек. Выполнялись военные заказы на разработку подводных мин, постройку кораблей, вагонных колес, паровых молотов. Производились также токарные станки и линейные лафеты, изделия для Николаевской железной дороги, скорострельные винтовки, орудийные установки и машины для первого в России винтового корабля. По некоторым сведениям, первые в России установки для центрального отопления с горячей водой также придуманы Иммануэлем Нобелем. Понятно, что такая обширная и плодотворная деятельность не только приносила большие прибыли, но и была оценена правительством, которое в 1853 году наградило старшего Нобеля золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности», наградой чрезвычайно редкой для иностранцев.

Мать Альфреда происходила из добропорядочной трудолюбивой крестьянской семьи. Она была жизнерадостной и жизнестойкой. Ей пришлось пережить многие невзгоды: долги, переезды, разорения, болезни мужа, гибель младшего сына. Она всегда была опорой для семьи и оказала большое влияние на формирование мировоззрения и нравственность Альфреда.

Дети занимались с частными преподавателями, так как в Петербурге шведской школы не было. По всей вероятности, систематическому образованию в семье предпочитали самообразование. Альфред ни в какие учебные заведения не поступал, хотя в шестнадцатилетнем возрасте на средства отца предпринял путешествие в Европу и Америку с образовательными целями. Он рос болезненным и мало общался со сверстниками, но много читал, проявляя во всем, за что брался, необыкновенную талантливость. Природная одаренность и целеустремленность позволили ему без специального систематического образования познать многое как в гуманитарных, так и в естественных науках. Он знал языки: английский, французский, немецкий, итальянский, в дополнение к шведскому и русскому, который считал родным.

Его личная библиотека складывалась годами, была обширна и свидетельствовала о хорошем вкусе и разносторонних интересах: здесь были Вольтер, Шекспир, Байрон, Шелли, Бальзак, Гюго, Мопассан. Особое место занимали книги скандинавских авторов — Ибсена, Сельмы Лагер-лёф, Бьёрнстерна Бьёрнсона, которые впоследствии стали лауреатами премии, носящей его имя. Он высоко ценил русских классиков — Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского. Время от времени сочинял сам. Чаще всего писал на английском и шведском. Некоторые наброски сохранились в его архиве, например, новелла «В солнечной Африке», и более поздний роман, правда, незавершенный, «Сестры». Биографы приводят отрывки из этого произведения, которые говорят о том, что автор склонен был к иронии и сатире. Вот как он описывает Париж:

«В столице все шло как обычно. Бедные вздыхали о хлебе, богатые — об аппетите, дочери и матери — о новых платьях, мужья и отцы — о деньгах, чтобы платить за них. Духовенство грешило против одиннадцатой заповеди («не будь лицемером»), народ — против двенадцатой («не терпи тирана над собой»), оборванцы — против тринадцатой («не имей детей, которых не можешь прокормить»). Но все эти грехи искупались прилежным посещением молелен. Более того, Господь был необычайно доволен людьми, которые построили ему церковь, обошедшуюся в три миллиона, не говоря о восковых свечах для его любимых святых».

В архиве Нобеля сохранилась поэма «Загадка», в которой много автобиографичного. Написанная по-английски, она была переведена на несколько языков. В последние годы жизни увлекся мрачной легендой из эпохи Возрождения и создал трагедию «Немезида», эту пьесу он очень ценил и даже издал ее небольшим тиражом. Уцелело лишь несколько экземпляров. О личности Нобеля можно судить и по его письмам, которые свидетельствуют о замкнутости характера, пессимизме, скромности.

Его брат Людвиг не раз просил его написать автобиографию для семейного архива, предлагал позировать их общему знакомому — художнику Владимиру Маковскому, но Альфред всегда деликатно отказывался. Юбилеи проходили без пышных торжеств и поздравлений.

Наверное, увлечение литературой могло бы перерасти во что-то большее, но в семье господствовали другие интересы, а в химии и физике он тоже преуспевал. Всю жизнь он занимался взрывчатыми веществами — порохом, динамитом, баллиститом. Во время проведения опытов по производству нитроглицерина произошел взрыв, во время которого погибли пять человек и среди них брат Эмиль. Такие несчастья не могут покрыть никакие богатства. И глубоко страдая, Альфред с головой уходил в работу. К праздности и лени он всегда испытывал отвращение. Как истинный ученый, он проводил время в трудах и заботах, порой забывая даже поесть. Современники отмечали его спартанский образ жизни. Он соблюдал диету, не курил, не любил спиртное, не играл в азартные игры, но атмосфера праздничности, культуры всегда отличала его холостяцкий дом. Семейная жизнь его, к сожалению, не сложилась.

В 1875 году он разместил в нескольких газетах объявление: «Весьма состоятельный, высокообразованный пожилой господин, живущий в Париже, ищет владеющую языками даму зрелого возраста для выполнения секретарской работы и управления домашним хозяйством». Рассмотрев все предложения, он пригласил 32-летнюю Берту Кински, представительницу известной австрийской аристократической семьи. Когда они познакомились поближе, Альфред увлекся ею и готов был сделать предложение, но Берта была влюблена в барона фон Зутнера и, честно сказав Альфреду, что ее сердце несвободно, вскоре даже против воли своей семьи тайно вышла за барона замуж. Берта была талантлива, ее пацифистские романы очень известны. В 1905 году она стала лауреатом Нобелевской премии Мира. Позже Альфред познакомился с молодой очаровательной девушкой Софией Гесс, но, как писал ей позже в одном из писем: «Наши представления о жизни, о ее целях, о необходимости духовной культуры, о наших обязанностях как высокообразованных людей с нашим положением в обществе так колоссально различаются, что мы напрасно пытаемся понять друг друга». И снова надежды на семейное счастье рухнули. Детей у него не было и некому было продолжать его дело. Он долго думал, как лучше распорядиться своими капиталами и, наконец, нашел им применение.

Один из исследователей, занимающихся жизнью и деятельностью Нобеля, инженер по образованию, Аскольд Михайлович Илюкович, очень точно охарактеризовал мотивы, по которым Нобель принял свое эпохальное решение.

«Естественно, что одна из премий оказалась связанной с химией, бывшей главной сферой научных и инженерных интересов Нобеля. С разнообразными проблемами физики он тоже постоянно имел дело в своей изобретательской жизни и прекрасно ее знал. Мысль награждать открытия в области физиологии и медицины основывалась на неизменном внимании, которое Нобель проявлял к этим наукам, особенно в последние годы жизни, что отчасти объясняют его слабым здоровьем.

Иногда задаются вопросом, почему внимание завещателя ограничилось этими сферами знаний, а не распространилось, скажем, на математику, астрономию, комплекс наук о Земле или комплекс наук о живых организмах. Думается, дело не только в том, что физика, химия и медицина были близки ему лично, — Нобеля не могло не привлекать тяготение этих наук к практическим результатам.

Желание Нобеля поощрять литературу связано с его постоянным и пристальным вниманием к искусству слова, с той ролью, которую он отводил ему в совершенствовании человека.

Наибольший резонанс вызвало учреждение премий Мира. Проблемы мира в человеческом обществе занимали существенное место во взглядах Нобеля, всю жизнь считавшего, что войны между народами недопустимы. В 1889 году он, невзирая на занятость, счел необходимым присутствовать на Всемирном конгрессе мира»3.

Вводные лекции посвящены теме «Нобелевская литературная премия и ее лауреаты». В них можно рассмотреть такие вопросы, как:

История рода Нобелей и их связь с Россией. Альфред Нобель и Нобелевские премии. Учреждение, процесс выдвижения кандидатов и присуждения премий. Торжественный акт вручения.

Нобелевская премия по литературе как феномен культуры. Ее место и значение среди культурных, литературных и общественных событий XX века.

Нобелевская премия литераторам России как признание их выдающихся заслуг: И.А.Бунин (1933), Б.Л.Пастернак (1958), МЛ.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

Русские писатели, не вошедшие в число лауреатов.

* * *

Каждое следующее занятие посвящено одному лауреату, его творчеству и истории его награждения. Большое значение имеет тема «Нобелевские лекции и речи». (В соответствии с уставом каждый лауреат имеет право в течение 6 месяцев после вручения премии выступить в Стокгольме с Нобелевской лекцией, в которой высказывает свои мысли о творчестве, о своей деятельности, о роли писателя в обществе. Об этом мы продолжим разговор в следующем номере.)

Рекомендованная литература
Бунин И. Речь при получении Нобелевской премии // Собр. соч.: В 9 т. — М, 1967. — Т. 9.— С. 330-331.
Шолохов М. Живая сила реализма. Речь при получении Нобелевской премии // Шолохов М. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1975. — Т. 8. — С. 343 — 346.
Солженицын А. Нобелевская лекция // Новый мир. — 1989. — № 7. — С. 135— 144 и др. издания.

4.Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. — Таллин, 1989 и др. издания.
Илюкович А.М. Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. — М., 1992.
Балютавичюте Э.-Б., Тютюн-ник В.М. Лауреаты Нобелевской премии по литературе (1901 — 1990). — Би-огр. справочник. — Тамбов, 1991.
Тютюнник В.М. Альфред Нобель и Нобелевские премии. Библиографический указатель. — Тамбов, 1991.
Сульман Р. Завещание А.Нобеля: история Нобелевских премий: Пер. с англ. — М., 1993.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
элективный курс лауреаты.doc Скачать


Литераторы России – лауреаты Нобелевской премии

Элективный курс

Учитель русского языка и литературы

Л.А.Витохина

МОАУ «Юкталинская СОШ» Тындинского района

Амурской области

Элективный курс «Литераторы России — лауреаты Нобелевской премии» впервые был предложен старшеклассникам в 2010 году.

Цель состояла в том, чтобы в течение одного учебного года (35 часов) в рамках элективного курса расширить представление школьников о русской литературе XX века, о природе художественного творчества, о возможностях искусства слова воссоздавать прекрасное, о рождении таланта, о формировании его в условиях семьи и общества. Хотелось делать это на примере творчества писателей и поэтов, которые вошли в историю мировой литературы, не сковывая себя хронологическими рамками, не идя по пути расширения объема и имея какой-то стержень, объединяющий избранных авторов.

Нобелевская тема открыла такие возможности, а драматические судьбы русских писателей, удостоенных этой награды, позволили говорить не только об их творчестве, но и о проблемах политических, о реализме критическом и социалистическом, о фашизме и сталинских репрессиях, о ГУЛАГЕ, о том, что даже самые, на первый взгляд, удачливые и благополучные писатели (А.М.Горький, М.А.Шолохов) были травмированы «веком-волкодавом» и не смогли сполна послужить человечеству своим великим талантом, дарованным Богом. Да и на саму Нобелевскую премию век неоднократно оказывал давление и не случайно звучат обвинения в ее необъективности и политизированности, в присуждении премии не тем и не за то. Практика показала, что вопросы, вынесенные на обсуждение, вызывают интерес, привлекают внимание учащихся к произведениям нобелевских лауреатов, расширяют кругозор, углубляют знания по литературе XX века.

За сто с лишним лет премию получили 104 литератора. По странам это распределилось так: во Франции — 12, в США — 10, в Великобритании — 9, в Германии — 8, в Италии и в Швеции—по 6, в Испании — 5, в Ирландии — 4, в Норвегии и Дании — по 3, в Израиле, Швейцарии, Греции, Японии, Чили, ЮАР — по 2, в Австралии, Бельгии, Венгрии, Гватемале, Египте, Исландии, Индии, Колумбии, Китае, Мексике, Нигерии, Португалии, Сент-Люсии, Финляндии, Чехословакии, Югославии, Японии — по 1.

В России премии были удостоены И.А.Бунин, Б.Л.Пастернак, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын, И.А.Бродский. Творчество каждого изучается в школе. Для более углубленного изучения можно предложить рассмотреть их художественное наследие и его общественную значимость «в оценочных критериях шведской академии».

И.А.Бунин был награжден премией «...за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», Б.Л.Пастернак — «...за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии, за продолжение традиций великого русского романа», М.А.Шолохов — «за художественную силу и эпическую широту романа о донском казачестве в переломное для России время». У А.И.Солженицына отмечена «...нравственная сила, с которой он продолжает великую традицию русской литературы», а у И.А.Бродского — «...всеобъемлющее творчество, пронизанное ясностью мысли и высокой поэтичностью».

Есть сведения о том, что Нобелевским комитетом рассматривались и другие кандидатуры: Горький, Шмелев, Мережковский, Набоков, можно сожалеть, что среди лауреатов нет Толстого, Чехова, Ахматовой и многих других. Но их имена звучат в Нобелевских лекциях и выступлениях лауреатов из Франции, Италии, Испании, США, что свидетельствует о высоком авторитете русской литературы в мире. Высоко ценил русскую литературу и сам Альфред Нобель.

На занятия выносится 8 больших тем:

Нобелевская литературная премия и ее лауреаты — 3 ч.

Художественный мир И. А.Бунина (1870-1953) —6 ч.

Художественный мир Б. Л.Пастернака (1890-1980)—6 ч.

Художественный мир М. А.Шолохова (1905-1983) —6 ч.

Художественный мир А. И. Солженицына (1918) —6 ч.

Художественный мир И. АБродского (1940-1996) —6 ч.

Нобелевская лекция как жанр. Ее смысл и значение — 2 ч.

Все российские избранники отмечены высоким талантом, и в их творчестве есть произведения, которым суждено было покорить мир, произведения, которые богаты идеями и совершенны в художественном отношении.

М.А.Шолохов был увенчан наградой за роман «Тихий Дон» спустя 25 лет после окончания публикации «Тихого Дона». И это единственное награждение из пяти, которое благосклонно было встречено властями в Советском Союзе.

И.А.Бунин, который принял весть о своем награждении с восторгом и считал, что это «высшее увенчание писательского труда», с горечью писал о том, что поздравления в его адрес пришли отовсюду, кроме России. Советское правительство не признавало Бунина как эмигранта и «отщепенца», увидевшего в русской революции кровь и разрушения, и это отразилось на реакции советских людей.

Для Б.Л.Пастернака и А.И.Солженицына даже участие в торжественном акте вручения премии в Стокгольме стало невозможным по политическим мотивам. Пастернака исключили из Союза писателей СССР, травили, и он вынужден был отказаться от премии вообще (всего в истории Нобелевских награждений два таких случая, в 1964 году от премии отказался Ж.П.Сартр).

Пятый и самый молодой в мире Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в 1972 году был судим и отбывал ссылку на севере России как «тунеядец», а после эмигрировал, так и не издав ни одной книги на родине, а получив у нас широкую известность по самиздату.

Негативное отношение советского правительства было не только к своим писателям. Представители других литератур, увенчанные лаврами Нобеля, тоже печатались мало. Достаточно указать на тот факт, что «Библиотека лауреатов Нобелевской премии» стала выходить лишь в 1989 году, хотя, например, в Польше такая серия издавалась еще до войны. Далеко не все произведения печатались, многие из них были подвержены цензуре, необоснованным сокращениям без авторского согласия, умолчаниям или просто запрещены.

Спецкурс построен так, чтобы обучающиеся смогли глубже познакомиться с творчеством каждого русского писателя-лауреата в контексте времени, в которое он жил, и составить мнение о значении его творчества для отечественной и мировой культуры.

В предлагаемой программе приводится тематика лекций с учетом самостоятельной работы учащихся, включающей работу над текстами произведений лауреатов, знакомство с литературой об их творчестве и написание реферата на одну из предложенных тем по выбору.

Одна из центральных тем курса должна быть посвящена основателю премии и истории ее создания.

Уже второй век, начиная с 1901 года и по сей день, каждую осень с 10 октября и до середины ноября, мир замирает в ожидании решений о присуждении Нобелевских премий. Премии по физике, химии, физиологии или медицине, по литературе и экономике (последняя существует с 1968 года) утверждаются в Стокгольме, а премия мира — в Норвежском комитете в Осло.

Больше ста лет прошло, как ушел из жизни их учредитель Альфред Нобель (1833 — 1896), но каждый год 10 декабря, в день его смерти, лауреаты съезжаются в столицу Швеции, где проходит торжественная церемония вручения наград. Всемирно известная премия состоит из диплома, золотой медали и денежного чека с указанием размера премии, сумма которой ежегодно меняется.

Знаки отличия вручают в Королевском дворце, в обстановке особой торжественности: в присутствии королевской семьи, дипломатов, корреспондентов, многочисленных именитых гостей, и этот день в Швеции объявлен национальным праздником. Можно ли лучше увековечить земную память о себе, чем сделал это шведский миллионер?

Альфред Нобель вообще личность уникальная. Изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, обладатель 350 патентов на изобретения, инженер, доктор философии, академик, кавалер ордена Полярной звезды и многих других наград, кавалер Ордена Почетного легиона, к концу XIX века стал одним из самых богатых людей Европы. Будучи твердо убежден, что к благополучию человечество могло бы прийти, достигнув успехов в науке и технике, в развитии культуры, при условии мира во всем мире, он решил распорядиться своим богатством особым образом. 27 ноября 1895 года в Париже, где тогда жил, он подписал завещание, в котором выразил свою волю:

«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, после размышлений, настоящим объявляю мое окончательное завещание относительно имущества, которое я нажил к моменту смерти:

...Все мое остающееся реализуемое имущество необходимо разделить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны превратить в ценные бумаги и создать фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в виде премий тем, кто в течение прошедшего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное изобретение или открытие в области физики, другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины, четвертая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение; пятая — тому, кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов.

...Мое особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет».

Париж, 27 ноября 1895 г.

Путь от завещания к его исполнению был долгим и нелегким. Душеприказчикам пришлось устранять некоторые несоответствия завещания с существующими нотариальными правилами, собирать состояние, рассеянное по различным странам мира, улаживать судебные иски протестующих родственников... К счастью, все это удалось и воля завещателя неукоснительно выполняется. И хотя именные премии не редкость, ни одна из учрежденных другими не стала столь долговечной.

Альфред был третьим сыном Иммануэля Нобеля (1801 - 1872) и Каролины Ан-дриетты Алселл (1803-1889). Отец его был талантливым самоучкой, который, несмотря на почти полное отсутствие образования, сумел не только добиться успеха, но и, пережив дважды банкротство, снова вставать на ноги с помощью сыновей и особенно Альфреда.

Судьба тесно связала Нобелей с Россией. Один из самых счастливых периодов в их жизни — петербургский. В российскую столицу старший Нобель приехал в 1837 году по договоренности с царским правительством и открыл механические мастерские с литейным цехом, которые быстро разрослись. Когда через несколько лет сюда переехала семья, это были уже мощные предприятия. На машиностроительном заводе, а также на литейном и колесном «Огарева и Нобеля» работало свыше тысячи человек. Выполнялись военные заказы на разработку подводных мин, постройку кораблей, вагонных колес, паровых молотов. Производились также токарные станки и линейные лафеты, изделия для Николаевской железной дороги, скорострельные винтовки, орудийные установки и машины для первого в России винтового корабля. По некоторым сведениям, первые в России установки для центрального отопления с горячей водой также придуманы Иммануэлем Нобелем. Понятно, что такая обширная и плодотворная деятельность не только приносила большие прибыли, но и была оценена правительством, которое в 1853 году наградило старшего Нобеля золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности», наградой чрезвычайно редкой для иностранцев.

Мать Альфреда происходила из добропорядочной трудолюбивой крестьянской семьи. Она была жизнерадостной и жизнестойкой. Ей пришлось пережить многие невзгоды: долги, переезды, разорения, болезни мужа, гибель младшего сына. Она всегда была опорой для семьи и оказала большое влияние на формирование мировоззрения и нравственность Альфреда.

Дети занимались с частными преподавателями, так как в Петербурге шведской школы не было. По всей вероятности, систематическому образованию в семье предпочитали самообразование. Альфред ни в какие учебные заведения не поступал, хотя в шестнадцатилетнем возрасте на средства отца предпринял путешествие в Европу и Америку с образовательными целями. Он рос болезненным и мало общался со сверстниками, но много читал, проявляя во всем, за что брался, необыкновенную талантливость. Природная одаренность и целеустремленность позволили ему без специального систематического образования познать многое как в гуманитарных, так и в естественных науках. Он знал языки: английский, французский, немецкий, итальянский, в дополнение к шведскому и русскому, который считал родным.

Его личная библиотека складывалась годами, была обширна и свидетельствовала о хорошем вкусе и разносторонних интересах: здесь были Вольтер, Шекспир, Байрон, Шелли, Бальзак, Гюго, Мопассан. Особое место занимали книги скандинавских авторов — Ибсена, Сельмы Лагер-лёф, Бьёрнстерна Бьёрнсона, которые впоследствии стали лауреатами премии, носящей его имя. Он высоко ценил русских классиков — Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского. Время от времени сочинял сам. Чаще всего писал на английском и шведском. Некоторые наброски сохранились в его архиве, например, новелла «В солнечной Африке», и более поздний роман, правда, незавершенный, «Сестры». Биографы приводят отрывки из этого произведения, которые говорят о том, что автор склонен был к иронии и сатире. Вот как он описывает Париж:

«В столице все шло как обычно. Бедные вздыхали о хлебе, богатые — об аппетите, дочери и матери — о новых платьях, мужья и отцы — о деньгах, чтобы платить за них. Духовенство грешило против одиннадцатой заповеди («не будь лицемером»), народ — против двенадцатой («не терпи тирана над собой»), оборванцы — против тринадцатой («не имей детей, которых не можешь прокормить»). Но все эти грехи искупались прилежным посещением молелен. Более того, Господь был необычайно доволен людьми, которые построили ему церковь, обошедшуюся в три миллиона, не говоря о восковых свечах для его любимых святых».

В архиве Нобеля сохранилась поэма «Загадка», в которой много автобиографичного. Написанная по-английски, она была переведена на несколько языков. В последние годы жизни увлекся мрачной легендой из эпохи Возрождения и создал трагедию «Немезида», эту пьесу он очень ценил и даже издал ее небольшим тиражом. Уцелело лишь несколько экземпляров. О личности Нобеля можно судить и по его письмам, которые свидетельствуют о замкнутости характера, пессимизме, скромности.

Его брат Людвиг не раз просил его написать автобиографию для семейного архива, предлагал позировать их общему знакомому — художнику Владимиру Маковскому, но Альфред всегда деликатно отказывался. Юбилеи проходили без пышных торжеств и поздравлений.

Наверное, увлечение литературой могло бы перерасти во что-то большее, но в семье господствовали другие интересы, а в химии и физике он тоже преуспевал. Всю жизнь он занимался взрывчатыми веществами — порохом, динамитом, баллиститом. Во время проведения опытов по производству нитроглицерина произошел взрыв, во время которого погибли пять человек и среди них брат Эмиль. Такие несчастья не могут покрыть никакие богатства. И глубоко страдая, Альфред с головой уходил в работу. К праздности и лени он всегда испытывал отвращение. Как истинный ученый, он проводил время в трудах и заботах, порой забывая даже поесть. Современники отмечали его спартанский образ жизни. Он соблюдал диету, не курил, не любил спиртное, не играл в азартные игры, но атмосфера праздничности, культуры всегда отличала его холостяцкий дом. Семейная жизнь его, к сожалению, не сложилась.

В 1875 году он разместил в нескольких газетах объявление: «Весьма состоятельный, высокообразованный пожилой господин, живущий в Париже, ищет владеющую языками даму зрелого возраста для выполнения секретарской работы и управления домашним хозяйством». Рассмотрев все предложения, он пригласил 32-летнюю Берту Кински, представительницу известной австрийской аристократической семьи. Когда они познакомились поближе, Альфред увлекся ею и готов был сделать предложение, но Берта была влюблена в барона фон Зутнера и, честно сказав Альфреду, что ее сердце несвободно, вскоре даже против воли своей семьи тайно вышла за барона замуж. Берта была талантлива, ее пацифистские романы очень известны. В 1905 году она стала лауреатом Нобелевской премии Мира. Позже Альфред познакомился с молодой очаровательной девушкой Софией Гесс, но, как писал ей позже в одном из писем: «Наши представления о жизни, о ее целях, о необходимости духовной культуры, о наших обязанностях как высокообразованных людей с нашим положением в обществе так колоссально различаются, что мы напрасно пытаемся понять друг друга». И снова надежды на семейное счастье рухнули. Детей у него не было и некому было продолжать его дело. Он долго думал, как лучше распорядиться своими капиталами и ,наконец, нашел им применение.

Один из исследователей, занимающихся жизнью и деятельностью Нобеля, инженер по образованию, Аскольд Михайлович Илюкович, очень точно охарактеризовал мотивы, по которым Нобель принял свое эпохальное решение.

«Естественно, что одна из премий оказалась связанной с химией, бывшей главной сферой научных и инженерных интересов Нобеля. С разнообразными проблемами физики он тоже постоянно имел дело в своей изобретательской жизни и прекрасно ее знал. Мысль награждать открытия в области физиологии и медицины основывалась на неизменном внимании, которое Нобель проявлял к этим наукам, особенно в последние годы жизни, что отчасти объясняют его слабым здоровьем.

Иногда задаются вопросом, почему внимание завещателя ограничилось этими сферами знаний, а не распространилось, скажем, на математику, астрономию, комплекс наук о Земле или комплекс наук о живых организмах. Думается, дело не только в том, что физика, химия и медицина были близки ему лично, — Нобеля не могло не привлекать тяготение этих наук к практическим результатам.

Желание Нобеля поощрять литературу связано с его постоянным и пристальным вниманием к искусству слова, с той ролью, которую он отводил ему в совершенствовании человека.

Наибольший резонанс вызвало учреждение премий Мира. Проблемы мира в человеческом обществе занимали существенное место во взглядах Нобеля, всю жизнь считавшего, что войны между народами недопустимы. В 1889 году он, невзирая на занятость, счел необходимым присутствовать на Всемирном конгрессе мира»3.

Вводные лекции посвящены теме «Нобелевская литературная премия и ее лауреаты». В них можно рассмотреть такие вопросы, как:

История рода Нобелей и их связь с Россией. Альфред Нобель и Нобелевские премии. Учреждение, процесс выдвижения кандидатов и присуждения премий. Торжественный акт вручения.

Нобелевская премия по литературе как феномен культуры. Ее место и значение среди культурных, литературных и общественных событий XX века.

Нобелевская премия литераторам России как признание их выдающихся заслуг: И.А.Бунин (1933), Б.Л.Пастернак (1958), МЛ.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

Русские писатели, не вошедшие в число лауреатов.

* * *

Каждое следующее занятие посвящено одному лауреату, его творчеству и истории его награждения. Большое значение имеет тема «Нобелевские лекции и речи». (В соответствии с уставом каждый лауреат имеет право в течение 6 месяцев после вручения премии выступить в Стокгольме с Нобелевской лекцией, в которой высказывает свои мысли о творчестве, о своей деятельности, о роли писателя в обществе. Об этом мы продолжим разговор в следующем номере.)

Рекомендованная литература

  1. Бунин И. Речь при получении Нобелевской премии // Собр. соч.: В 9 т. — М, 1967. — Т. 9.— С. 330-331.

  2. Шолохов М. Живая сила реализма. Речь при получении Нобелевской премии // Шолохов М. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1975. — Т. 8. — С. 343 - 346.

  3. Солженицын А. Нобелевская лекция // Новый мир. — 1989. — № 7. — С. 135— 144 и др. издания.

4.Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. — Таллин, 1989 и др. издания.

  1. Илюкович А.М. Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. — М., 1992.

  2. Балютавичюте Э.-Б., Тютюн-ник В.М. Лауреаты Нобелевской премии по литературе (1901 — 1990). — Би-огр. справочник. — Тамбов, 1991.

  3. Тютюнник В.М. Альфред Нобель и Нобелевские премии. Библиографический указатель. — Тамбов, 1991.

  4. Сульман Р. Завещание А.Нобеля: история Нобелевских премий: Пер. с англ. — М., 1993.


элективный курс лауреаты.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров