В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по предмету "Психология. Развивающие игры" (1 класс)

Ксения Лебедева Ксения Лебедева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 11125
Краткое описание
Развитие познавательной и эмоциональной сферы

Описание
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 71»
«Рассмотрено»Руководитель ГМО СО
_____/________/Анчикова Г.Г.
Протокол №____ от
«___»___________2012 г.
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор МОБУ «СОШ №71»
по УВР МОБУ «СОШ № 71» ____/________/Бодина Т.М.
____/_________/Патока Л.Г. Приказ № ______ от
«___» ____________2012 г. «___»____________2012 г.

«Утверждаю»
Директор МОБУ
«СОШ№ 71»
_________/Бодина Т.М./
Приказ № ______ от
«___» ____________200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Психология. Развивающие занятия, 1 классы Разработчик программы Педагог-психолог Лебедева К.А.

2012 — 2013 учебный год Пояснительная записка С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «… явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития...» (В. В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе. Но в настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к обучению в школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной, знаньевой готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращается должное внимание. Это все вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках необходимо решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т. е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компонентов школьной готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Данная программа выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. Предлагаемые занятия призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно. Программа занятий состоит из общеизвестных упражнений, описанных в педагогической и психологической литературе, упражнений авторов, предлагающих свои развивающие программы, и авторских, оригинальных упражнений. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям. Занятия логически выстроены по двум направлениям: 1. От простого к сложному. 2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе. Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30-40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса. Как уже было сказано выше, начиная обучение ребенка в 1-м классе, учитель сталкивается, прежде всего, не с проблемой интеллектуального развития, а с проблемами личностной незрелости учеников. Понимание подготовки к школе часто ограничивается работой с интеллектом, этим занимается множество подготовительных учреждений, вопрос развития эмоционально-волевой сферы остается открытым. Поэтому в структуру занятий включенымотивационные беседы. Период адаптации в 1-м классе обнаруживает неспособность некоторых детей справляться с первыми трудностями, выполнять выдвигаемые им требования по усвоению учебных навыков, норм и правил поведения и общения. Обнаруживается зависимость деятельности ребенка от взрослого, преобладание игрового мотива над учебным мотивом, как следствие — снижение мотивации или развитие мотивации избегания неудач. Перед психологической службой встает задача постепенного, поэтапного решения этих и других с ними связанных проблем периода адаптации. Известно множество приемов, методов адаптационной работы в школе, в которые могут входить: · адаптационные тренинги; · игры на школьные темы; · совместная выработка правил и норм в классе; · экскурсии в старшие классы; · система благодарностей и поощрений и т.д. Актуальностьданной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование таких умений и навыков, которые важны для любого человека, независимо от характера его дальнейшей профессиональной деятельности. Это умение быть самим собой, понимать свои истинные намерения, предъявлять себя. Работа по программе основывается не на теоретизировании, а на непосредственное формирование навыков и способностей коммуникабельности, на накоплении личностной содержательности. Цели программы: — развитие познавательных процессов, повышение познавательной активности; — развитие эмоционально – волевой сферы; — развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения; — профилактика и коррекция уровня школьнойдезадаптации. Задачи программы: — развивать мышление, память, произвольность внимания, восприятия, ориентацию в пространстве, воображение; — развивать коммуникативность ребенка; — познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции; — развивать навыки совместной деятельности в коллективе; — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу (формировать способность выражать словом свои чувства, понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра). Принципы реализации программы: В коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста мы руководствуемся следующими принципами: 1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка. 3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. 5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста. 6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. Сроки реализации и возраст детей: Данная программа рассчитана на продолжительность в один год. Занятия проводятся с октября по май включительно с детьми младшего школьного возраста, сразу после диагностики актуального развития познавательных процессов, мышления, эмоционально – волевой сферы. Режим занятий составляется в начале сентября с учетом школьно – урочного расписания занятости детей в других объединениях и кружках дополнительного образования. Продолжительность занятий 30 — 40 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основные формы работы: — Имитационные игры; — Беседы; — поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера; — психологические игры; — чтение обсуждение художественных произведений; — дискуссии; — просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; — диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; — обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них. Методологической основой программыявляются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Развитие познавательных способностей осуществляется на основе материалов И.В. Дубровиной, И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина, Г.И. Вергелис, Е.Н. Корнеева, Л.Ф. Тихомирова. Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной. Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги и В. В. Столина, Г. Т. Хоментаускас. Ожидаемые результаты программы: По окончании проведения курса развивающих занятий предполагается, что учащиеся: 1. Сформируют знания об эмоциональном мире человека и способах управления им; осознают свои характерные особенности и предпочтения. 2. Поверят в свою уникальность и неповторимость; преодолеют эмоциональные проблемы; 3. Разовьют познавательную активность; навыки когнитивной сферы будут развиты соответственно возрасту; 3. Разовьют коммуникативные навыки, научатся замечать индивидуальные особенности других людей, 4. Сформируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу. Список литературы 1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе. – 2-е изд., — М.: Генезис, 2008 г. – 344 с. 2. Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Шпаргалка для родителей. – СПб,: Речь, 2007. – 224 с. 3. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – М. АРКТИ, 2005 г.- 72 с. 4. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей. – М: АРКТИ, 2005 г. – 80 с. 5. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2 – е изд.; — М.: Глобус, 2007.- 189 с. 6. Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт. – сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. – М.Глобус, 2009.- 332с. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 2005 г.
Учебно-тематический план Количество часов:всего — 31, в неделю — 1 ч. Классы: 1а, 1б, 1в, 1г, 1з.
четверть
1 2 3 4 год
месяцы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Количество часов по предмету
4 5 3 4 3 3 3 4 2 31
Календарно-тематический план
№ урока
Наименование разделов и тем уроков
Всего часов Календарная дата Фактическая дата
1 Занятие №1
1 05.09.12
2 Занятие №2
1 12.09.12
3 Занятие №3
1 19.09.12
4 Занятие №4
1 26.09.12
5 Занятие №5
1 03.10.12
6 Занятие №6
1 10.10.12
7 Занятие №7
1 17.10.12
8 Занятие №8
1 24.10.12
9 Занятие №9
1 31.10.12
10 Занятие №10
1 14.11.12
11 Занятие №11
1 21.11.12
12 Занятие №12
1 28.11.12
13 Занятие №13
1 05.12.12
14 Занятие №14
1 12.12.12
15 Занятие №15
1 19.12.12
16 Занятие №16
1 26.12.12
17 Занятие №17
1 11.01.13
18 Занятие №18
1 18.01.13
19 Занятие №19
1 25.01.13
20 Занятие №20
1 01.02.13
21 Занятие №21
1 08.02.13
22 Занятие №22
1 22.02.13
23 Занятие №23
1 07.03.13
24 Занятие №24
1 14.03.13
25 Занятие №25
1 21.03.13
26 Занятие №26
1 04.04.13
27 Занятие №27
1 11.04.13
28 Занятие №28
1 18.04.13
39 Занятие №29
1 25.04.13
30 Занятие №30
1 16.05.13
31 Занятие №31
1 23.05.13
Пожаловаться 02 октября 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru