В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Педагогическая технология «Интегрированное погружение в тему»

Галина Давыдова Галина Давыдова
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1250
Краткое описание
Обеспечение реализации целей обучения с наивысшей эффективностью.

Описание
Педагогическая технология «Интегрированное погружение в тему» Когда в репертуарном требовании детского областного хорового конкурса появилось исполнение духовного произведения, сразу встало множество вопросов. «Проблем при ее исполнении возникает много, — говорит профессор Академии музыки В.О. Семенюк, — и много мы еще не можем решить. Нужно время и другая исполнительская культура. Другая – в смысле более совершенная, основанная на знании истории жанра, этической и эстетической чистоте его». Работая над музыкальными произведениями духовного содержания, сразу понимаешь, как не хватает специальных знаний по этому направлению. Зачастую хормейстер не знает, в каком контексте исполняется то или иное произведение, в какой части литургической службы оно звучит, какое имеет символическое значение в ее ходе, не знаком с правилами исполнения церковных произведений (фонетика церковно-славянского языка, на котором ведется православная служба, динамика, агогика, темп и пр.) Глубина исполнения, стилевая точность церковного произведения во многом зависят от глубины осмысления содержания словесного текста. Пойте разумно – одно из главных требований к исполнению духовной музыки. Чтобы петь разумно, нужны специальные знания и педагогу, и детям. Возникла необходимость разработки специального интегрированного (музыка и изобразительное искусство) курса по русской духовной культуре. Основной задачей стал поиск такой педагогической технологии, которая обеспечивала бы реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью, способствовала бы включению каждого ребенка в разные виды деятельности. Наиболее приемлемой для решения проблемы целостного восприятия предмета обучающимися стала технология«Интегрированное погружение в тему». Методика преподавания основана на воспитании эмоционального отношения к произведениям православной культуры. Методические приемы опираются на специфику искусства и возможности эстетического воспитания. Основная форма урока – занятие-путешествие, занятие-праздник. Рассмотрим технологическое построение учебного процесса Слайд 1 · Интеграция. Большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Интеграция на занятии делает возможным создание благоприятной среды для формирования у обучающихся целостного восприятия темы занятия. Знакомство с Покровительницей земли русской Девой Марией происходит на линии, выстроенной из нескольких сюжетов: пересказ педагогом предания о Деве Марии, икона «Пресвятая Дева Мария», картина Васнецова, изображение Марии на иконе «Введение во храм пресвятой девы Марии», звучание и исполнение произведения хором. Слайд 2 · Эмоциональность восприятия.Это главный компонент технологии. Он дает ключ к эффективности обучения. Изображение на большом экране, приглушенный свет, слова педагога на фоне музыки помогают открывать каналы для восприятия, собирают внимание детей, вносят элемент театральности, стимулируют интерес, создают нужное настроение. Например: начало урока «А Русь всегда была святая» («Свете тихий» и фрагмент урока «Святая Дева Назарета» (Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»). Слайд 3 · Визуальное восприятие и визуальное мышление.Мышление начинается с восприятия. Визуальное восприятие оперирует образами. Образ обладает свойством открытости. Он открыт для притока новых впечатлений, для расширения, углубления и детализации. «Визуальное мышление – человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» (Зинченко В.П.). Визуальное мышление рассматривается как психический организм, ответственный за повторяющуюся обработку поступающей через зрение информации. В конце урока «Здесь русский дух…» дети, увидев изображение церкви, сами говорят, что купол похож на шлем русского богатыря, потому что на этом уроке уже были рассмотрены и шлемы на картине Васнецова «Богатыри» и на иконе «Святой Илья». Им помогло их визуальное мышление. А педагог подытожит словами: «И, кажется, что это русский богатырь стоит на страже земель российских». Слайд 4 · Проблемные ситуации.Методические приемы создания проблемной ситуации: прежде всего, сталкивают противоречия и предлагают найти способ разрешения, излагают несколько точек зрения на один и тот же вопрос, предлагают рассмотреть данную проблему с разных позиций, побуждают делать сравнение, обобщение, аргументирование. А всплеск эмоций (негодование, возмущение, удивление), собственные знания, слуховой опыт и художественный вкус растормошат самого скучного или молчаливого. Педагог предлагает послушать «Святый Боже» в исполнении Православной группы «Византия» с сопровождением и без него. Слайд 5 · Психолого-педагогические представления об основных особенностях современных детей. «Компьютерная логика» мышления, ассоциативность, мотивационная установка на «нравиться – не нравиться». Некоторые понятия уже были проиллюстрированы в предыдущих разделах. Я бы хотела добавить, что мы пользуемся правилами современных игр, которых так много на экранах. Например, говоря о характере прослушанного произведения, мы даем варианты эпитетов, а выбрать нужно только три самых точных. Для детей это знакомая игра, которую они не ожидали на таком уроке, а для педагога – повышение активности в работе детей. Слайд 6 · Усиление запоминания. Работа в творческом альбоме. Дети любят что-то делать своими руками. Здесь мы преследуем две цели: повысить заинтересованность детей и закрепить полученные знания. Рассказ педагога о Царских Вратах, рассматривание их на слайдах, подкрепляется их зарисовкой в творческих альбомах. Слайд 7 · Ясность, точность, доступность, образность и эмоциональность языка.Работая в светском учреждении, нам приходится обрабатывать некоторые выражения, понятия не искажая смысла содержания. Детям важно понимать каждое слово и каждое предложение. Степень ясности и точности изложения воздействует на детские эмоции, повышает интерес к предмету. · Эффективное использование образовательных технологий требует и современной техники. Используем мультимедийное устройство, музыкальный центр. Готовим презентации. · Сценарий урока.Сценарий урока разрабатывается очень подробно. Занятие всегда комбинированное, модульное. Все части логично переходят из одной в другую. Такой урок требует от педагогов большой подготовительной работы, артистизма и большой самоотдачи.

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 02 октября 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru