В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочие программы по ОБЖ для 10 - 11 класса.

Татьяна Московская Татьяна Московская
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12  голосов:7    просмотров: 57639
Краткое описание
воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Описание
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  10-11 КЛАСС Пояснительная записка Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 – 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1809). При составлении программы была использована программа под общей редакцией А.Т. Смирнова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом. Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
п/п Нормативные документы
1 Закон РФ «Об образовании» от 10 июля <metricconverter productid=«1992 г» w:st=«on»>1992 г.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3 Обязательный минимум содержания основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности
4 Программы для общеобразовательных учреждений: Примерная программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учреждений
5 Региональный компонент стандарта общего образования.
6 Школьный компонент стандарта общего образования.

Рабочая программа по ОБЖсоставлена на основе авторской программы Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2011);
Обоснованием выбораданной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области «Основ безопасности жизнедеятельности» в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения образовательном процессе.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном учреждении за счет часов регионального компонента вводится изучение в 10-11 классах предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программапо ОБЖ для 10-11 классов в соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения контрольным и практических работ) рассчитана на 2 час в неделю (68 часов в год) в 10 классе
На 1 час в 11 классе(34 часа)
Формой организации учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется тестирование (практические работы).
Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов. Предмет ОБЖ, как и любой другой предмет, жестко завязан на аудиторный фонд, взаимосвязан по расписанию с другими предметами, поэтому основной технологией обучения является традиционная (классно-урочная система). Также и существующие учебники по информатике (т.е. орга­низация материала) ориентированы на ис­пользование их в рамках традиционного обучения.
Наиболее распространенной технологией обучения ОБЖ, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Для развития индивидуальности ученика в обучении ОБЖ применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно- ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Типология ключевых компетенций Формирование ключевых компетенций
Учебно-познавательные

организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.
Информационные

получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач
Коммуникативные

Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Ценностно-смысловые
Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.).
Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Общекультурные

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя,
Социально-трудовые

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,).
Личностное самосовершенствование
Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, по опросному листу
Итоговыйконтроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, теста по опросному листу, творческой работы.(Реферат или экзамен в 9 классе)

  • Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года(в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы):
  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебник:
Смирнов А.С., Хренников О.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы»

Содержание рабочей программы Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Задачи: освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма; формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных ситуациях; Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности. В целях изучения положений Концепции национальной безопасности России, введена тема «Современный комплекс проблем безопасности» (, 10 класс – 3 часа, 11 класс — 6 часов). Структурно в программе представлены четыре раздела и одиннадцать тем. Раздел I«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных си­туациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых, в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем. Раздел II«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем. Раздел III«Основы военной службы» предусматривает изучение основ­ных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молоде­жи к военной службе и основы её безопасности. Раздел состоит из одиннадцати тем. Раздел IV«Современный комплекс проблем безопасности» предназначен для формирования знаний проблем безопасности новой эпохи. Раздел состоит из шести тем. МБОУ СОШ №5 в этом учебном году работает над темой «Личностно-ориентированный подход в обучении как средства развития школы и саморазвития личности» Программа предусматривает использование учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2011. Для реализации программы на её изучение предусматривается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах – 34 часа в год.: ОВС в 10 класс -34 часа(военные боры 40 часов) Методы, технологии и формы контроля. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: — использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; — выделение характерных причинно-следственных связей; — творческое решение учебных и практических задач; — сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; — самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; — использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; — самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; — соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; — использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие: — учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; — семинары и круглые столы; — индивидуальные консультации; — учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися — юношами 10 классов; — внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др. Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования. Содержание рабочей программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1  (10 КЛАСС)
№ раздела и
темы

Наименование раздела и темы
Количество часов
Раздел
Тема
I
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
23

1
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения

7
2
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

3
3
Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3
4
Гражданская оборона — составная часть оборо­носпособности страны

9
II
Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни
11

5
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3
6
Основы здорового образа жизни

8
Всего часов
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (10 КЛАСС) Раздел I. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседнев­ной жизни, и правила безопасного поведения 1.1.Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных
условиях.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. 1.2. Подготовка к проведению турпохода. Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профи­лактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного суще­ствования. 1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах. 1.4.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возмож­ных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспор­те, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др. 1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористи­ческого акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. 1.6. Уголовная ответственность за участие в террорис­тической деятельности Уголовная ответственность за подготовку и совершение тер­рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от­ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен­ного формирования или участие в нем. 1.7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответствен­ность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение пра­вил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — правила безопасности при автономном существовании в природной среде; — правила подготовки и обеспечения безопасности в походах; — правила поведения при захвате в заложники или похищении. Уметь: — устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций; назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях. 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению. Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз­ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло­гического происхождения. 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при­чины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас­ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах. 2.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.
Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования к уровню усвоения знаний: Знать:
— причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области; — потенциально опасные объекты в районе проживания. Уметь: -различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения; — различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией. 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера. 3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных кон­фликтов Военные угрозы национальной безопасности России. Нацио­нальные интересы России в военной сфере, защита ее независи­мости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война. 3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осу­ществления. Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна­родный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный тер­роризм. 3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в
области безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, по­ложения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Феде­ральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безо­пасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии тер­роризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан. РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решае­мые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Требования к уровню усвоения знаний: Знать:
— правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
— основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
— особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
— общие черты международного терроризма.
Уметь:
— работать с правовыми документами.
4. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 4.1.Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес­кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи­мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб­ность общества. 4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм пере­дачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. 4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний. Понятие об имму­нитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных забо­леваний. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — основные понятия, функции и показатели здоровья; — признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции; — наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики. Уметь: — в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены; — обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний. 5. Основы здорового образа жизни
5.1.Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. 5.2.Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности. 5.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. 5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. 5.5.-5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социаль­ные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его со­ставные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. 5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — основные понятия и структуру ЗОЖ; — роль питания как составляющей ЗОЖ; — влияние двигательной активности на здоровье человека; — социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики. Уметь: вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию 6. Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны 6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи граж­данской обороны. Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении бое­вых действий или вследствие этих действий. 6.2.-6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения. 6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвы­чайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой ин­формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си­туациях. 6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных си­туаций военного и мирного времени Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред­назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооруже<line id="_x0000_s1026" st yle=«position: absolute; left: 0px; text-align: left; z-index: 1; » from="-43.9pt,141.6pt" to="-43.9pt,179.05pt" o:allowincell=«f» strokeweight=".25pt">ниях. 6.6.-6.7. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за­щиты и профилактики. 6.8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. 6.9. Организация гражданской обороны в общеобразова­тельном учреждении. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — основные понятия ГО; — современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения; — организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени; — организацию гражданской обороны в школе. Уметь: — определить вид применённого оружия; — пользоваться убежищем; — подобрать противогаз и пользоваться им; — действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАСС
раздела и темы

Наименование раздела и темы
Количество часов
Раздел
Тема
I
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10

1
Основы здорового образа жизни

6
2
Основы медицинских знаний и правила ока­зания первой медицинской помощи

4
II
Основы военной службы
19

3
Воинская обязанность

6
4
Особенности военной службы

7
5
Военнослужащий — защитник своего отече­ства. Честь и достоинство воина Вооружен­ных Сил

6
III
Современный комплекс проблем безопас­ности
4

6
Глобальные проблемы современности

4
Всего часов 33
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  (11 КЛАСС) Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 1. Основы здорового образа жизни
1.1Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. 1.2Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоот­ношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе моло­дому человеку для создания прочной семьи. 1.3Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины,

способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответст­венность за заражение венерической болезнью.
1.4СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. 1.5Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок за­ключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. 1.6Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовер­шеннолетних детей. Права и обязанности детей. Защита государства.
Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — правила личной гигиены; — связь гигиены и физической культуры; — роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём; — основные положения законодательства о семье и браке. 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой меди­цинской помощи 2.1.Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте (практические занятия) Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская по­мощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте. 2.2.Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью. 2.3.Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппара­та. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах гру­ди, живота, позвоночника. 2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия) Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клини­ческой смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности; — правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах; — признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации. Уметь: — оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания. Раздел II. Основы военной службы 3 Воинская обязанность 3.1Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержа­ния. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на во­енную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. 3.2 Профессионально-психологический отбор в вооруженных силах РФ. 3.3 Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессио­нальным качествам молодежи призывного возраста для комплектования раз­личных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). 3.4Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 3.5Организация медицинского освидетельствования и медицинского
обследования граждан при постановке на воинский учет
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обсле­дования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к во­енной службе. 3.6Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Фе­дерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — порядок определения годности к военной службе; — цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе; — назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе; — порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.

4 Особенности военной службы
4.1Правовые основы военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Рос­сийской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляе­мые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные ас­пекты международного права. 4.2Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации -
закон воинской жизни
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Ус­тав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федера­ции, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строе­вой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и ос­новные положения. 4.3Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. Исто­рия принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок при­ведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для
выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.4Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, органи­зация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предос­тавления отсрочек. Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Раз­мещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военно­служащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Феде­рации. Военная форма одежды. 4.5Прохождение военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требова­ния, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу но кон­тракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые военнослу­жащим, проходящим военную службу по контракту. 4.6Права и ответственность военнослужащих
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыска­ния, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (не­выполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между во­еннослужащими, самовольное оставление части и др.). 4.7Альтернативная гражданская служба
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтер­нативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интере­сах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — структуру и содержание общевоинских уставов; — условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге; — организацию призыва на военную службу; — порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения; особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой Уметь: — работать с правовыми документами. 5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и досто­инство воина Вооруженных Сил 5.1Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий зва­ние защитника Отечества Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и дос­тоинством носить своё воинское звание — защитник Отечества; любовь к Роди­не, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готов­ность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституци­онного строя России, народа и Отечества. 5.2Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием
и военной техникой.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вве­ренного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, по­нимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. 5.3Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы во­инской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необхо­димость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к воен­ной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам при­зывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинско­го коллектива (экипажа, боевого расчета). 5.4Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конститу­цию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских ус­тавов, приказы командиров и начальников Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе по­рядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполне­нии воинского долга проявлять разумную инициативу. 5.5Как стать офицером Российской армии
Основные виды военных образовательных учреждений профессионально­го образования. Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения про­фессионального образования. Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. 5.6Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих опера­циях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — требования к воину-специалисту; — порядок подготовки по воинским специальностям; — понятие и значение психологической готовности, способы её формирования; — требования, предъявляемые к офицеру военной службой; — важнейшие положения международного права войны. Раздел III. Современный комплекс проблем безопасности
6. Глобальные проблемы современности
6.1 Безопасность человека как результат его жизнедеятельности. Безопасность — коренная потребность человека. Способы обеспечения безопасности. Уровень безопасности. 6.2Появление глобальных угроз от жизнедеятельности
Неизбежность наступления новой эпохи развития человечества. Появле­ние атомной бомбы — первый признак новой эпохи.
Демографическая проблема.
6.3Обеспечение безопасности жизнедеятельности на глобальном уровне
Безопасность жизнедеятельности как основной принцип устойчивого раз­вития.
Повестка дня на XXIвек. Хартия Земли.
6.4 Мировое сообщество и Россия в новой эпохе
Формирование мирового сообщества в результате жизнедеятельности, развития информационного и экономического пространства мира. Влияние особенностей новой эпохи на международные отношения. Две тенденции в международных отношениях; позиция России. 6.5Особенности России и угрозы её национальной безопасности в со­временном мире. Особенности природы России. Особенности российской цивилизации. Особенности развития России. Сферы национальных интересов России. Внутренние угрозы националь­ной безопасности России. Внешние угрозы национальной безопасности России.
Виды национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности. Участие народа в обеспечении национальной безопасности России. Требования к уровню усвоения знаний: Знать: — основные положения современного комплекса проблем безопасности;
основные положения Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства; — что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека. Уметь: доступно объяснять основные положения Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучаю­щийся должен знать: определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасно­сти жизнедеятельности населения; основы российского законодательства об обороне государства, о воин­ской обязанности и военной службе граждан; состав и предназначение Вооруженных сил РФ;
права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе: особенности прохождения военной службы по призыву, контракту. Особенности альтернативной гражданской службы; основы безопасности военной службы;
предназначение, структуру и задачи РСЧС и ГО;
основные положения современного комплекса проблем безопасности;
уметь:
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания; объяснить элементарные способы защиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях; показать порядок использования средств индивидуальной защиты, рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; использовать приобретенные знания и умения на практике для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
полготовки граждан к военной службе;
соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
подготовки к профессиональной деятельности. Литература и средства обучения: 1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009. 2. «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2010. 3. Альтшулер В. Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учите­лей и родителей / В. Б. Альтшулер, А. В. Надеждин. — М., 2000. 4. Военно – патриотическое воспитание в школе. –изд. 2 – е, испр./ авт. – сост. М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006. 5. Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001. 6. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005. 7. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуаци­ях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001. 8. Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997. 9. Конституция Российской Федерации (действующая редакция) 10. Концепция национальной безопасности Российской Феде­рации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2. 11. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профи­лактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Ма­кеева. — М., 2005. 12. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М., 2005. 13. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодо­ления / под общ. ред. А. Н. Гаранского. — М., 2003. 14. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – М.: Военное издательство, 1994. 15. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007. 16. Основы безопасности жизнедеятельности. — Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО, 1995. 17. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 – 11 кл.: Пособие для преподавателей – организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2002. 18. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис – пресс,2006.
19. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск, 2004. 20. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, раз­работанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. — М, 2000. 21. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Россий­ской Федерации: Официальное издание. — М., 2006. — № 11. 22. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М., 2002. 23. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДМЕТА
Федеральные Законы Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации.http://www.constitution.ru/2.
2. «О гражданской обороне» (1996 год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4426
3. «О безопасности» (1992год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8251
4. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 год ).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4433
5. « О пожарной безопасности» (1994 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4432
6. «О безопасности дорожного движения» (1995 год). http://www.gibdd.ru/documents/
7. «О радиационной безопасности населения» (1996 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8496
8. «Об обороне» (1996 год ). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4430
9. «О воинской обязанности и военной службе» (1998 год ).
http://www.old.mil.ru/articles/article3718.shtml
10. «О статусе военнослужащих» (1998 год). http://www.old.mil.ru/articles/article3648.shtml
11. «Об образовании» (1992 год ). http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
12. «О противодействии терроризму» от 6 марта <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г. N 35-ФЗ; http://www.consultant.ru/popular/terror/73_1.html
Постановления Правительства Российской Федерации.
1. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 547 2003 год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4283
2. «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к службе в Вооруженных Силах» (№1441 1999 год). http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5966&ob_no=4350&oll.ob_no_to
3. «О внесении изменений в Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№100-ФЗ 2005 год).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» ( №422 от 11 июля 2005г.). http://krstur.cross-edu.ru/gos%20programma.htm
Программно — методическое обеспечение предмета.
1.Приказ Министра Обороны Российской Федерации №203 и Министерства образования Российской Федерации №1936 от 3 мая 2001 года « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». http://www.uraledu.ru/node/4500
2. Региональная учебная программа по курсу ОБЖ ( Информационный бюллетень Департамента образования администрации Владимирской области №7 2007год).
3.Региональный базисный учебный план (Приказ Директора департамента образования администрации Владимирской области №528 от 25. 07. 2007 года»
4.Методическое письмо управления общего среднего образования Минобраза России №811.14-12 от 22.05.1998 год «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России». http://infopravo.by.ru/fed1998/ch04/akt17969.shtm
5. Постановление Министерства труда РФ «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» от 17 августа 1995 года №46. http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=9013548&nh=0&ssect=0
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312». (Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 11 ноябрь 2008г.). http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_08/m241.html
7.Проект БУПа второй ступени общего образования. (Журнал. «ОБЖ.Основы безопасности жизни» № 6 июнь 2008 года). http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=12&id=6

Мероприятия по основным направлениям деятельности школы и организации учебного процесса по ОБЖ:
· учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)

· внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);

· работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методического оборудования и имущества).
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ используются:
· все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);

· все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);

· информационные стенды по всем разделам предмета ОБЖ

· учебно-методические видео-пособия

· «Основы безопасности жизнедеятельности» журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.

· информационные образовательные ресурсы, презентации

· памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,

· образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

· средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы ГП-5);

· интернет ресурсы

· энциклопедии

· словари

· кроссворды, ребусы, загадки.

· видеомагнитофон, телевизор , компьютер, мультимедийная установка.
Пожаловаться 01 октября 2012
Файлы
Рабочая программа 5 ГОСТшколы 10-11.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru