В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ №

от « » августа 2012 г.




Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Технология»

4 «б» класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)



2012-2013 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего, общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- авторская программа курса «Технология. Ступени к мастерству» 4 класс Е. А. Лутцева 2010 г..

Цель:

развитие личностных качеств (активности, инициа­тивности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (вни­мания, памяти, восприятия, образного и образно-логическо­го мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности)

Задачи:

  • обобщение представлений о современной технико-технологической картине мира и закономерностях ее развития;

  • - формирование у учащихся преобразующего мышления, творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности;

  • формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-конструкторской деятельности.

  • формирование экологического мышления.


Учебно - методический комплект:

    1. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2008.

    2. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (70 часов, 2 учебных часа в неделю).

Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.

Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Основной формой организации учебного процесса является урок. Все познавательные темы и развивающие линии, фрагментарно-пропедевтически заложенные в предыдущих классах, получают свое развитие и обобщение в четвертом классе, как бы завершая первичный цикл технологического образования и подводя к изучению естественно-математических наук. В теме “Открытия ХХ века. Наука и техника” дается информация об основных открытиях и изобретениях ХХ-го века. На примере некоторых технических машин, сооружений учащиеся получают общее представление об основах технического и художественного дизайна. Знакомство с дизайном одежды строится на разнообразии конструктивных решений, цветовых сочетаний, способах отделки, в частности петельной и крестообразной строчками и их вариантами. Изучение современных информационных технологии акцентируют внимание учащихся на процессе компьютеризации, охватившем все области практической деятельности человека. Раскрываются преимущества компьютерных технологий в целом и проблемы здоровья в частности, связанные с неправильной организацией работы на компьютерах. Проблема экологии стала наиболее острой, начиная с середины ХХ века и по сегодняшний момент, и не только в нашей стране. Она демонстрируется на примерах побочных результатов, возникающих в связи с разработкой новых технологий в различных сферах производства, добычи полезных ископаемых и т.д. В том числе затрагиваются проблемы получения новых видов энергии и развития энергетики, то есть проблем, характерных для большинства стран мира. Курс предлагает учащимся “заглянуть” в будущее, представить технику будущего, жилище, одежду.

Изучение общих основ агротехнических знаний построено на примере групп растений с луковичным и клубневым способами размножения. Дается элементарное представление о селекции и селекционировании как о науке и технологии, связанной с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и животных.







Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны иметь представление:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;

  • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;

  • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;

  • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);

  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;

знать:

  • современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;

  • технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);

  • название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;

  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);

  • названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;

  • петельную, крестообразную строчки и их варианты;

  • луковичный и клубневый способ размножения растений;

уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном случае;

  • эстетично изготовлять изделия;

  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;

  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);

  • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)

самостоятельно:

  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

при помощи учителя:

  • выбирать темы для практических и проектных работ;

  • искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.













Технология

70часов (2 часа в неделю)

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения программы

Примечания

По плану

Фактически

1,2

Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства


Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек

2

Работать по инструкционной карте, соединять объемные детали.




3,4

От мастерской ремесленника –

к промышленному комбинату. Чеканка.

2

Применять приемы получения точек, линий, выпуклостей, вогнутостей.




5-

8

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство.

Как люди совершают открытия. Электрическая цепь.

4

Различать элементы электрической цепи. Собирать простую модель электрической цепи.




9- 14

Как работает современный завод.

Какие бывают двигатели. Модель телефона.

6

Изготовлять простейшую модель телефона.




. 15

Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья


Чёрное золото.

Как добывают нефть и газ. Свойства материала.

1

Характеризовать организацию работы предприятия.

Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты.




16- 21

Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки.


6

Изучать и сравнивать свойства материалов.





Проблемы экологии.

Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок.




22, 23, 24

Новые технологии в земледелии и животноводстве.

Природоохранные сельскохозяйственные технологии.

3

Выполнять изделия из вторсырья.




Чудеса в саду и огороде.

Чем питаются космонавты.




25, 26, 27

Цветочная сказка

3




28,

29

Жилище человека

О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома.


2

Выявлять условия выращивания клубневых или луковичных растений.

Вести дневник наблюдений за выращиванием.




30- 33

Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий.


4

Читать схематические рисунки.

Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома.




34,

35

Как дом стал небоскребом.


2

Разрабатывать схемы, эскизы, изготавливать модель.




36- 39

Какие бывают города.

Города будущего.

4

Реализовывать коллективный проект.




40,

41

Дизайн.

Художественное конструирование

Что такое дизайн. Дизайн упаковки.


2

Работать по разверткам, выполнять объемную аппликацию.




42 - 45

Дизайн в технике. Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.

4

Разрабатывать технологическую документацию, оформлять инструкционную карту.




46, 47

Дизайн рекламной продукции. Дизайнерский коллективный проект в области техники

2

Разрабатывать новую модель передвижения.




48 - 51

Дизайн интерьера и ландшафта. Макет технического устройства

4

Использовать алгоритм последовательности проектирования, соблюдать требования дизайна.




52- 57

Дизайн одежды. Проект «Дизайн в одежде»

6

Работать по инструктивной карте.




58

Компьютерный мир. Информационные технологи

Зачем человеку нужна информация.

Что такое компьютер. От абака до ЭВМ. Практикум овладения компьютером.

1

Знакомиться с основными частями компьютера.




59, 60

Как устроен компьютер. Включение компьютера.

2

Различать рабочие элементы компьютера.




61, 62

Как работают компьютерные программы. Работа Windows.

2

Выполнять команды «Закрыть», «Сохранить как…», «Выделить».




63 - 67

Что умеют компьютеры. Создание документа.

5

Набирать текст в Windows.





68



Будущее начинается сегодня. Сохранение документа.

1

Различать шрифт и основные начертания.




69

Приложение (для тех, у кого нет компьютера). Создание таблиц. Обобщение по теме.

1

Назначать шрифт, выравнивать текст, добавлять рисунки. Самостоятельно выполнять задания.




70

Повторение

Обобщающий урок

1

Показать уровень знаний














Содержание программы (70 часов)

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

Основы технико-технологических знаний и умений.

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника XX-XXI веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

Из истории технологии

Преобразовательная деятельность человека в XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.) их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энер­гоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.

Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века — телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX-XXI веков — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.



Перечень учебно – методических средств обучения

п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

обучающихся

в классе

Необходимое

количество

Фактическое количество

Оснащённость

(%)


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

27

Д

1

100

 1.2.

Примерная программа по технологии (труду)

27

Д

1

100

 1.3.

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.):

Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2010.

27



27

К



27




11




40

 1.4.

Методические пособия и книги для учителя: Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал)


Д (1)

1

100

 1.5.

Предметные журналы


Д (1)

0

0


2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения


Д (1)

0

0

 2.2.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала


Д/П (1)

0

0


3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)


Д(1)

0

0


4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы)


Д (1)

0

0

 4.2.

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса


Д(1)

0

0


5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

27

К (23)

27

100

 5.2.

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов

27

Ф/П (8 – 12)

0

0

 5.3.

Объемные модели геометрических фигур.

27

П(12)

0

0



14


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос