Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель м/о учителей начальных классов Р.А.Сафонова Протокол № 5 от «29»июня 2012 г. |
«Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР МОУ «Майская гимназия» Шукшина Л.С. «29»июня 2012 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «Майская гимназия» Манохин А.Н. Приказ № от « » августа 2012 г. |
Рабочая программа
Дубровиной Натальи Валерьевны
по учебному предмету «Технология»
4 «б» класс
(УМК «Начальная школа XXI века»)
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего, общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа курса «Технология. Ступени к мастерству» 4 класс Е. А. Лутцева 2010 г..
Цель:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности)
Задачи:
-
обобщение представлений о современной технико-технологической картине мира и закономерностях ее развития;
-
- формирование у учащихся преобразующего мышления, творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности;
-
формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-конструкторской деятельности.
-
формирование экологического мышления.
Учебно - методический комплект:
-
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2008.
-
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 35 недель (70 часов, 2 учебных часа в неделю).
Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.
Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Основной формой организации учебного процесса является урок. Все познавательные темы и развивающие линии, фрагментарно-пропедевтически заложенные в предыдущих классах, получают свое развитие и обобщение в четвертом классе, как бы завершая первичный цикл технологического образования и подводя к изучению естественно-математических наук. В теме “Открытия ХХ века. Наука и техника” дается информация об основных открытиях и изобретениях ХХ-го века. На примере некоторых технических машин, сооружений учащиеся получают общее представление об основах технического и художественного дизайна. Знакомство с дизайном одежды строится на разнообразии конструктивных решений, цветовых сочетаний, способах отделки, в частности петельной и крестообразной строчками и их вариантами. Изучение современных информационных технологии акцентируют внимание учащихся на процессе компьютеризации, охватившем все области практической деятельности человека. Раскрываются преимущества компьютерных технологий в целом и проблемы здоровья в частности, связанные с неправильной организацией работы на компьютерах. Проблема экологии стала наиболее острой, начиная с середины ХХ века и по сегодняшний момент, и не только в нашей стране. Она демонстрируется на примерах побочных результатов, возникающих в связи с разработкой новых технологий в различных сферах производства, добычи полезных ископаемых и т.д. В том числе затрагиваются проблемы получения новых видов энергии и развития энергетики, то есть проблем, характерных для большинства стран мира. Курс предлагает учащимся “заглянуть” в будущее, представить технику будущего, жилище, одежду.
Изучение общих основ агротехнических знаний построено на примере групп растений с луковичным и клубневым способами размножения. Дается элементарное представление о селекции и селекционировании как о науке и технологии, связанной с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и животных.
Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны иметь представление:
-
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
-
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
-
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
-
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
-
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
знать:
-
современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;
-
технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
-
название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
-
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
-
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
-
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
-
луковичный и клубневый способ размножения растений;
уметь:
-
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
-
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном случае;
-
эстетично изготовлять изделия;
-
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
-
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
-
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
-
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)
самостоятельно:
-
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
-
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
-
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
при помощи учителя:
-
выбирать темы для практических и проектных работ;
-
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Технология
70часов (2 часа в неделю)
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика основной деятельности ученика |
Плановые сроки прохождения программы |
Примечания |
|
По плану |
Фактически |
||||||
1,2 |
Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства
|
Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек |
2 |
Работать по инструкционной карте, соединять объемные детали. |
|
|
|
3,4 |
От мастерской ремесленника – к промышленному комбинату. Чеканка. |
2 |
Применять приемы получения точек, линий, выпуклостей, вогнутостей. |
|
|
|
|
5- 8 |
Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Как люди совершают открытия. Электрическая цепь. |
4 |
Различать элементы электрической цепи. Собирать простую модель электрической цепи. |
|
|
|
|
9- 14 |
Как работает современный завод. Какие бывают двигатели. Модель телефона. |
6 |
Изготовлять простейшую модель телефона. |
|
|
|
|
. 15 |
Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья
|
Чёрное золото. Как добывают нефть и газ. Свойства материала. |
1 |
Характеризовать организацию работы предприятия. Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты. |
|
|
|
16- 21 |
Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки. |
6 |
Изучать и сравнивать свойства материалов. |
|
|
|
|
Проблемы экологии. Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок. |
|
|
|
||||
22, 23, 24 |
Новые технологии в земледелии и животноводстве. Природоохранные сельскохозяйственные технологии. |
3 |
Выполнять изделия из вторсырья. |
|
|
|
|
Чудеса в саду и огороде. Чем питаются космонавты. |
|
|
|
||||
25, 26, 27 |
Цветочная сказка |
3 |
|
|
|
||
28, 29 |
Жилище человека |
О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома. |
2 |
Выявлять условия выращивания клубневых или луковичных растений. Вести дневник наблюдений за выращиванием. |
|
|
|
30- 33 |
Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий. |
4 |
Читать схематические рисунки. Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома. |
|
|
|
|
34, 35 |
Как дом стал небоскребом. |
2 |
Разрабатывать схемы, эскизы, изготавливать модель. |
|
|
|
|
36- 39 |
Какие бывают города. Города будущего. |
4 |
Реализовывать коллективный проект. |
|
|
|
|
40, 41 |
Дизайн. Художественное конструирование |
Что такое дизайн. Дизайн упаковки. |
2 |
Работать по разверткам, выполнять объемную аппликацию. |
|
|
|
42 - 45 |
Дизайн в технике. Технологическая документация для выполнения упаковки изделия. |
4 |
Разрабатывать технологическую документацию, оформлять инструкционную карту. |
|
|
|
|
46, 47 |
Дизайн рекламной продукции. Дизайнерский коллективный проект в области техники |
2 |
Разрабатывать новую модель передвижения. |
|
|
|
|
48 - 51 |
Дизайн интерьера и ландшафта. Макет технического устройства |
4 |
Использовать алгоритм последовательности проектирования, соблюдать требования дизайна. |
|
|
|
|
52- 57 |
Дизайн одежды. Проект «Дизайн в одежде» |
6 |
Работать по инструктивной карте. |
|
|
|
|
58 |
Компьютерный мир. Информационные технологи |
Зачем человеку нужна информация. Что такое компьютер. От абака до ЭВМ. Практикум овладения компьютером. |
1 |
Знакомиться с основными частями компьютера. |
|
|
|
59, 60 |
Как устроен компьютер. Включение компьютера. |
2 |
Различать рабочие элементы компьютера. |
|
|
|
|
61, 62 |
Как работают компьютерные программы. Работа Windows. |
2 |
Выполнять команды «Закрыть», «Сохранить как…», «Выделить». |
|
|
|
|
63 - 67 |
Что умеют компьютеры. Создание документа. |
5 |
Набирать текст в Windows. |
|
|
|
|
68 |
|
Будущее начинается сегодня. Сохранение документа. |
1 |
Различать шрифт и основные начертания. |
|
|
|
69 |
Приложение (для тех, у кого нет компьютера). Создание таблиц. Обобщение по теме. |
1 |
Назначать шрифт, выравнивать текст, добавлять рисунки. Самостоятельно выполнять задания. |
|
|
|
|
70 |
Повторение |
Обобщающий урок |
1 |
Показать уровень знаний |
|
|
|
Содержание программы (70 часов)
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы технико-технологических знаний и умений.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника XX-XXI веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии
Преобразовательная деятельность человека в XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.) их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века — телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX-XXI веков — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Перечень учебно – методических средств обучения
№ п/п |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество обучающихся в классе |
Необходимое количество |
Фактическое количество |
Оснащённость (%) |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||
1.1. |
Стандарт начального образования по технологии (труду) |
27 |
Д |
1 |
100 |
1.2. |
Примерная программа по технологии (труду) |
27 |
Д |
1 |
100 |
1.3. |
Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.): Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2009. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2010. |
27 27 |
К 27 |
11 |
40 |
1.4. |
Методические пособия и книги для учителя: Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал) |
|
Д (1) |
1 |
100 |
1.5. |
Предметные журналы |
|
Д (1) |
0 |
0 |
|
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
2.1. |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения |
|
Д (1) |
0 |
0 |
2.2. |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала |
|
Д/П (1) |
0 |
0 |
|
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
||||
3.1. |
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности) |
|
Д(1) |
0 |
0 |
|
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
||||
4.1. |
Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы) |
|
Д (1) |
0 |
0 |
4.2. |
Слайды (диапозитивы) по основным темам курса |
|
Д(1) |
0 |
0 |
|
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||||
5.1. |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения |
27 |
К (23) |
27 |
100 |
5.2. |
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов |
27 |
Ф/П (8 – 12) |
0 |
0 |
5.3. |
Объемные модели геометрических фигур. |
27 |
П(12) |
0 |
0 |
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО