В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ № 167

от « 31 » августа 2012 г.




Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Русский язык»

4 «б» класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)



2012-2013 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы Иванова С.В. «Русский язык», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008).

Тематическое планирование составлено с учетом методического пособия «Беседы с учителем»: 4 класс общеобразовательных учреждений /Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи:

обучение чтению, письму, обогащение и развитие речи учащихся;

получение знаний о языке;

системное изучение знаний, умений, навыков;

получение знаний по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике, орфоэпии,

формирование орфографических знаний.

В авторскую программу изменений не внесено.

Учебно – методический комплект:

  1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.].- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010. – (Начальная школа XXI века)

  2. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.: ил.

  3. Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил.


Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (175 часов, 5 учебных часов в неделю), в том числе 14 контрольных работ). Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года во 3 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.




Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Контроль знаний, умений, навыков по курсу осуществляется в форме текущих и итоговых контрольных работ.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель - проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3-я учебные четверти и за год).

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  • диктантов;

  • грамматических заданий;

  • контрольных списываний;

  • изложений;

  • сочинений (только обучающие);

  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Подбираются тексты диктантов средней сложности, рассчитанные на выполнение всеми учащимися и содержащие примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. В тексте не должны быть слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.

Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т. п.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированное умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Также данная программа предусматривает обязательное проведение педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных навыков и умений. Результаты данной диагностики позволяют учителю корректировать свою дальнейшую работу.



Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;

  • предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении)

  • пользоваться словарями;

  • использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

      • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:

      • прописная буква в начале предложения, в именах собственных

      • звонкие и глухие согласные в корнях

      • непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;

      • удвоенные согласные;

      • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

      • разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

      • не с глаголами;

      • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

      • правописание безударных личных окончаний глаголов;

      • словарные слова, определенные программой;

      • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

      Блок «Развитие речи»

      Учащиеся должны решать практические и учебные задачи:

      • отвечать на вопросы к тексту;

      • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

      Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность1:различать, сравнивать:

      Блок «Как устроен наш язык»

      • слово и предложение;

      • многозначные слова, синонимы, антонимы;

      • наречие, имя числительное;

      • простое и сложное предложения;

      Блок «Развитие речи»

      • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

      • находить лексическое значение слова в толковом словаре;

      • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);

      • разбирать простое предложение по членам;

      Блок «Правописание»

      • суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);

      • наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;

      • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

      Блок «Развитие речи»

      • выделять основную мысль текста;

      • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание re кета;

      • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

      • составлять план текста (при помощи учителя);

      • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

      • писать изложения различных видов (обучающего характера).

















      Русский язык (175 часов - 5 раз в неделю)

      п/п

      Количество часов

      Общая тема

      (блок)


      Тема

      урока

      Характеристика

      основной деятельности ученика

      Плановые сроки прохождения

      Примечания

      По плану

      Фактически

      1

      1

      Повторение «Развитие речи»

      Повторение. Виды текста. Пишем письма

      Применять умения составлять текст письма




      2

      1

      Фонетика и словообразование «Как устроен наш язык»

      Повторяем фонетику и словообразование


      Применять знания и умения анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук




      3

      1

      Повторение орфографии «Правописание»

      Вспоминаем изученные орфограммы

      Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова, разными способами проверять правописание слов (изменяя формы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии




      4

      1

      Повторение орфографии «Правописание»

      Вспоминаем изученные орфограммы Диагностическое обследование №1

      Произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными




      5

      1

      Повторение

      «Развитие речи»

      Развитие речи. Повторение. Пишем письма

      Создавать текст письма




      6

      1

      Морфология.

      Имя существительное

      «Как устроен наш язык»

      Повторяем признаки имени существительного.


      Различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения




      7

      1

      Окончания имен существительных.

      «Правописание»

      Повторяем

      правописание

      окончания имен существительных 1 склонения.

      Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения




      8

      1

      Окончания имен существительных.

      «Правописание»



      Повторяем

      правописание

      окончания имен существительных 2 склонения.

      Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения




      9

      1

      Окончания имен существительных.

      «Правописание»


      Повторяем

      правописание

      окончания имен существительных 3 склонения.

      Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения




      10

      1

      Письмо «Развитие речи»


      Письмо. Постскриптум и его роль в письме

      Выявлять особенности письма. Уметь писать и редактировать письма.




      11,12

      2

      Морфология.

      Имя существительное

      «Как устроен наш язык»

      Морфологический разбор имени существительного


      Выполнять морфологический разбор имени существительного




      13,14

      2

      Окончания имен существительных

      «Правописание»

      Правописание безударных

      падежных окончаний имен существительных





      15

      1

      Проверка «Правописание»

      Текущий диктант по теме: «Повторение изученных в 3 – м классе орфограмм»

      Применять умения писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами




      16

      1

      Резервный урок


      Коррекция знаний. Развитие речи. Виды текстов. Текст–рассуждение.

      Выявлять в тексте тему, основную мысль; распознавать текст - рассуждение, описание, повествование




      17

      1

      Морфология

      Имя прилагательное

      «Как устроен наш

      язык»

      Повторяем признаки имени прилагательного

      Определять род, число и падеж имен прилагательных




      18

      1

      Окончания имен прилагательных «Правописание».

      Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

      Применять изученные правила правописания имен прилагательных




      19

      1

      Морфология. Имя прилагательное «Как устроен наш язык»

      Морфологический разбор имени прилагательного


      Применять порядок морфологического разбора имени прилагательного.




      20

      1

      Проверка «Правописание»

      Текущая контрольная работа (тест) по теме: «Повторение фонетики, морфологии, словообразования»

      Применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных




      21

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Типы текста

      Различать тип текста, выделять основную мысль текста, подбирать заголовок




      22

      1

      Орфограммы в словах «Правописание»

      Текущий словарный диктант

      Буквы О – Ё после шипящих и Ц

      Применять изученные правила правописания словарных слов Выявлять особенности правописания о-ё после шипящих и ц




      23

      1

      Орфограммы в словах «Правописание»

      Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов

      после шипящих»

      Применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных




      24

      1

      Морфология.

      Местоимение

      «Как устроен наш язык»

      Повторяем местоимение

      Различать местоимение как часть речи




      25

      1

      Приставка «Правописание»

      Орфограммы приставок

      Применять правила правописания приставок




      26

      1

      Твердый и мягкий знак «Правописание»

      Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки

      Применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков




      27

      1

      Работа над изложением «Развитие речи»

      Обучающее

      изложение по зрительному восприятию «Кошки»

      Анализировать, пересказывать текст, составлять план текста




      28

      1

      Орфограммы в словах «Правописание»

      Контрольный словарный диктант №1

      Применять изученные правила правописания словарных слов




      29,30

      2

      Синтаксис.

      Простое предложение

      «Как устроен наш язык»

      Синтаксический анализ предложения

      Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов







      31

      1

      Синтаксис.

      Простое предложение. «Как устроен наш язык»

      Синтаксический анализ предложения

      Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре




      32

      1

      Проверка

      «Как устроен наш язык»

      Итоговая контрольная работа № 1

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности




      33, 34

      1

      Предложение с одно-

      родными членами «Правописание»)

      Знаки препинания при однородных членах предложения

      Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения




      35

      1

      Проверка «Правописание»

      Итоговый диктант №1

      Применять умения писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами




      36

      1

      Синтаксис.

      Простое предложение. «Как устроен наш язык»

      Коррекция знаний. Синтаксический анализ предложения

      Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре




      37

      1

      Текст «Развитие речи»

      Деление текста на абзацы

      Выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок




      38(2)

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Глагол

      Характеризовать глагол как часть речи




      39

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Глагол как часть речи

      Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида




      40, 41

      1

      Правописание глаголов

      «Правописание»

      Правописание приставок в глаголах

      Применять правила правописания приставок в глаголах




      42

      1

      Правописание глаголов

      «Правописание»

      Правописание не с глаголам

      Применять правила правописания не с глаголами




      43

      1

      Работа над изложением «Развитие речи»

      Обучающее изложение на основе слухового восприятия «Осенью»

      Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать




      44

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Несовершенный и совершенный виды глаголов

      Сравнивать вид глагола




      45

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»


      Начальная форма глагола; вопросы что делать? и что сделать?

      Сравнивать начальную форму глагола




      46

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Личные формы глагола

      Выявлять личные формы глагола




      47

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Лицо и число глаголов


      Образовывать личные формы глаголов, определять лицо и число глаголов




      48, 49

      2

      Правописание глаголов

      Мягкий знак после шипящих в глаголах

      Применять правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах




      50

      1

      Текст «Развитие речи»

      Текст-описание

      Создавать текст-описание




      51, 52

      2

      Правописание глаголов

      Правописания
      -
      ться и -тся в глаголах

      Применять правила правописания -ться и -тся в глаголах




      53

      1

      Резервный урок

      Мягкий знак после шипящих в глаголах

      Применять правила правописания мягкого знака после шипящих




      54

      1

      Работа над изложением

      «Развитие речи»

      Обучающее изложение с элементами сочинения на основе зрительного восприятия «Елочка»

      Получить навыки и умения письменно пересказывать текст




      55

      1

      Текст «Развитие речи»

      Связь абзацев в тексте

      Составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст




      56 -58

      3

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Спряжение глаголов

      Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов




      59

      1

      Правописание глаголов «Правописание»

      Правописание глаголов

      Применять правила написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих




      60

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Приём противопоставления в тексте

      Создавать небольшой текст по заданной тематике




      61- 64

      4

      Правописание глаголов «Правописание»

      Безударные окончания глаголов

      Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)




      65

      1

      Проверка «Правописание»

      Тест №1

      Тема: орфограммы, изученные в I и II четвертях

      Работать самостоятельно




      66

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Роль слов в тексте

      Находить языковые средства, делающие текст выразительным




      67

      1

      Резервный урок

      Диагностическое обследование

      2

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности




      68 -70

      3

      Правописание глаголов «Правописание

      Работа над ошибками

      Правописание глаголов

      Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов




      71

      1

      Резервный урок.
      Проверка «Правописание»

      Закрепление изученных орфограмм.

      Контрольный словарный диктант №2

      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




      72

      1

      Морфология. Глагол

      «Как устроен наш язык»

      Глагольное время.

      Настоящее время


      Изменять глаголы по временам




      73

      1

      Правописание глаголов. «Правописание»

      Правописание суффиксов глаголов

      Применять правила правописания суффиксов глаголов




      74

      1

      Проверка. «Правописание»

      Итоговый диктант №2


      Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами




      75, 76

      2

      Морфология.

      Глагол.
      «Как устроен наш язык»

      Прошедшее время глаголов

      Изменять глаголы по временам




      77

      1

      Проверка «Как устроен наш язык»

      Итоговая контрольная работа № 2

      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




      78

      1

      Правописание глаголов

      «Правописание»

      Правописание суффиксов глаголов

      Сопоставлять правописание безударных суффиксов глаголов




      79

      1

      Морфология. Глагол «Как устроен наш язык»

      Будущее время

      Распознавать простую и составную форму будущего времени глагола




      80 (3)

      1

      Правописание глаголов.
      «Правописание»

      Правописание суффиксов глаголов

      Определять спряжение глаголов




      81

      1

      Морфология.

      Глагол.

      «Как устроен наш язык»

      Время глагола, изменение глаголов по временам

      Различать время глагола, изменять глаголы по времена




      82

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Р.р.Обучающее изложение с элементами сочинения «Дед Мороз»

      Выявлять умения письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение)




      83

      1

      Морфология.

      Глагол.
      «Как устроен наш язы»

      Изъявительное наклонение

      Понимать наклонение глагола, изъявительное наклонение




      84

      1

      Морфология.

      Глагол.
      «Как устроен наш язык»

      Условное наклонение

      Понимать наклонение глагола, условное наклонение




      85, 86

      2

      Правописание глаголов «Правописание»

      Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

      Применять правила правописания

      окончаний глаголов в прошедшем времени




      87

      1

      Текст

      Уметь создавать текст

      Различать признаки текста




      88, 89

      2

      Морфология. Глагол

      «Как устроен наш язык»

      Повелительное наклонение

      Выявлять образование форм повелительного наклонения глагола




      90

      1

      Глагол

      «Как устроен наш язык»

      Словообразование глаголов

      Различать способы образования глаголов




      91

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Работа с текстом. Обучающее сочинение

      Создавать небольшой текст на заданную тему




      92, 93

      2

      Глагол «Как устроен наш язык»

      Глагол в предложении

      Определять значение глагола в предложении




      94, 95

      2

      Правописание глаголов. «Правописание»

      Правописание глаголов

      Применять правила правописания глаголов




      96

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Работа с текстом

      Редактировать текст. Практически овладеть диалогической речью.




      97

      1

      Проверка «Правописание»

      Диктант (текущий)

      Тема: «Окончание глаголов в прошедшем времени»

      Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами




      98

      1

      Морфология.

      Глагол

      «Как устроен наш язык»

      Морфологический разбор глагола

      Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки)




      99

      1

      Повторение пройденного
      «Как устроен наш язык»

      Повторение (проверь себя) Контрольный словарный диктант №3

      Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, парные – непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук




      100


      Текст.

      «Развитие речи»

      Работа с текстом

      Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения




      101

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Учимся писать краткое изложение

      Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста




      102 –

      104


      3

      Морфология. Наречие

      «Как устроен наш язык»

      Наречие


      Различать наречие как часть речи




      105

      1

      Морфология.

      Наречие

      «Как устроен наш язык»

      Как образуется наречия


      Различать способы образования наречий




      106

      107


      2

      Правописание наречий «Правописание»

      Правописание

      гласных на конце наречий


      Применять правила правописания гласных на конце наречий




      108

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинения

      Создавать текст (сочинение) на заданную тему




      109

      1

      Морфология.

      Наречие

      «Как устроен наш язык»

      Морфологический разбор наречий

      Характеризовать наречие как часть речи




      110

      1

      Правописание наречий.

      «Правописание»

      Учимся писать наречия на шипящую

      Применять правила правописания наречий на шипящую




      111,

      112

      2


      Мягкий знак после шипящих.
      «Правописание»

      Мягкий знак на конце слов после шипящих

      Применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих




      113

      1

      Проверка «Правописание»

      Итоговый диктант №3


      Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами




      114

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинения

      Создавать окончание текста




      115,

      116

      2


      Морфология. Имя числительное. «Как устроен наш язык»

      Имя числительное

      Различать имя числительное как часть речи




      117, 118

      1

      Морфология. Имя числительное. «Как устроен наш язык»

      Изменение имён числительных

      Изменять имена числительные по падежам




      119

      1

      Правописание числительных.
      «Правописание»

      Слитное и раздельное написание числительных

      Применять правила слитного и раздельного написания числительного




      120

      1

      Правописание числительных.
      «Правописание»

      Правописание мягкого знака в именах числительных

      Применять правила правописания мягкого знака в именах числительных




      121

      1

      Правописание числительных.
      «Правописание»

      Правописание числительных.

      Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных




      122

      1

      Текст.

      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинение

      Создавать текст на заданную тему




      123

      1

      Правописание мягкого знака.
      «Правописание»

      Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

      Применять правила правописания мягкого знака в словах




      124

      1

      Проверка

      «Как устроен наш язык»

      Итоговая контрольная работа № 3

      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




      125

      1

      Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

      Связь слов в предложении. Словосочетание

      Различать словосочетания




      126 (4)

      1

      Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

      Словосочетание

      Различать словосочетания




      127

      1

      Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

      Слово. Словосочетание. Предложение

      Различать слово, словосочетание и предложение




      128

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Учимся писать

      сочинение-рассуждение

      Создавать текст-рассуждение на заданную тему




      129

      1

      Правописание словосочетаний «Правописание»

      Правописание слов в словосочетаниях

      Применять правила правописания словосочетаний




      130

      1

      Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

      Связь слов в словосочетании. Согласование

      Находить словосочетания с согласованием




      131

      1

      Правописание словосочетаний

      Правописание слов в словосочетаниях

      Применять правила правописания словосочетаний




      132

      1

      Синтаксис. Словосочетание.

      «Как устроен наш язык»

      Связь слов в словосочетании. Управление

      Находить словосочетания с управлением




      133

      1

      Правописание словосочетаний. «Правописание»

      Правописание слов в словосочетаниях.

      Применять правила правописания словосочетаний

      12.04



      134

      1

      Текст
      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинение

      Создавать текст на заданную тему




      135

      1

      Синтаксис Словосочетание. «Как устроен наш язык»

      Связь слов в словосочетании; тип связи – примыкание

      Находить словосочетания с типом связи – примыкание




      136


      Правописание словосочетаний. Проверка. «Правописание»

      Правописание слов в словосочетаниях.

      Словарный диктант №4

      Составлять и писать словосочетания




      137

      1

      Словосочетание «Как устроен наш язык»

      Словосочетание в предложении

      Выявлять роль словосочетаний в предложении




      138

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Учимся писать текст-рассуждение

      Создавать текст-рассуждение на заданную тему




      139

      1

      Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык»

      Сложное предложение

      Выделять грамматические основы в предложении




      140

      1

      Проверка

      «Как устроен наш язык»

      Текущая контрольная работа

      Тема: «Словосочетание, слово, предложение; связь слов в словосочетании

      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




      141

      1

      Синтаксис Сложное предложение

      «Как устроен наш язык»

      Как связаны части сложносочинённо-го предложения

      Различать сложносочинённое предложение




      142

      1

      Знаки препинания в сложном предложении.

      «Правописание»

      Знаки препинания в сложном предложении

      Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении




      143

      1

      Резервный урок.

      Диагностическое обследование №3

      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




      144

      1

      Знаки препинания в сложном предложении.

      «Правописание»

      Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

      Применять правила в практической деятельности




      145

      1

      Текст.
      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинение

      Создавать текст на заданную тему.




      146

      1

      Синтаксис. Сложное предложение.
      «Как устроен наш язык»

      Как связанны части сложноподчинённого предложения

      Различать связь частей сложноподчинённого предложения




      147

      1

      Синтаксис. Сложное предложение
      «Как устроен наш язык»

      Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения

      Различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения




      148

      1

      Проверка «Правописание»

      Диктант (текущий)

      Тема: «Правописание слов в словосочетаниях»

      Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами




      149,

      150


      2

      Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

      Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

      Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения




      151

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Учимся писать сочинение

      Создавать начало и конец к заданному тексту (истории)




      152

      1

      Синтаксис.

      Сложное предложение «Как устроен наш язык»

      Сложное предложение.


      Различать сложное предложение




      153

      1

      Проверка

      «Развитие речи»

      Контрольное изложение на основе слухового восприятия «Сказка об осени»

      Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать




      154

      1

      Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

      Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

      Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения




      155

      1

      Текст «Развитие речи»

      Работа с текстом

      Составлять начало и концовку заданного текста




      156

      1

      Проверка «Правописание»

      Итоговый диктант № 4

      Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами




      157

      1

      Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

      «Правописание»

      Знаки препинания в сложном

      предложении

      Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения




      158

      1

      Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

      Знаки препинания в сложном

      предложении

      Ставить запятые между частями сложного предложения




      159

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Закрепление. Работа с текстом.

      Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста




      160

      1

      Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

      Повторение изученного в 4 классе.

      Обобщающие уроки

      Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения




      161

      1

      Текст

      «Развитие речи»

      Учимся писать

      сочинение

      Применять изученные знания




      162

      1

      Повторение. Проверка.

      Итоговая контрольная работа № 4

      Выявлять умения применять изученные знания




      163-164

      2

      Повторение

      Имя существительное и имя прилагательное

      Применять изученные орфограммы при письме




      165

      1

      Повторение

      Местоимение

      Применять изученные орфограммы при письме

      Выявлять умения применять изученные знания





      166

      1

      Повторение

      Наречие




      167

      1

      Повторение

      Числительное




      168

      1

      Повторение

      Имя прилагательное




      169

      1

      Повторение

      Имя существительное




      170

      1

      Повторение

      Глагол




      171 - 175

      5

      Резервные уроки

      Повторение














      Содержание программы

      4 класс (175 ч)

      «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

      Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова (1 ч).

      Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа(1 ч).

      Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч).

      Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов ни числам. Спряжение глаголов.

      Словообразование глаголов щи других частей речи (22 ч).

      Наречие как часть речи (5 ч).

      Имя числительное: общее значение (3 ч).

      Синтаксис

      Синтаксический анализ простого предложения (4 ч).

      Словосочетание (7 ч).

      Сложное предложение (5 ч).

      «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

      Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

      Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

      Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

      Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

      «Развитие речи» (29 ч)

      Совершенствование речевых умений.

      Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

      Резервные уроки (35 ч)















      Формы и средства контроля по русскому языку

      В течение учебного года планирование предусматривает различные формы контроля. С целью выявления степени усвоения программного материала проводится следующее количество письменных контрольных работ:

      Контрольные диктанты - 4

      Словарные диктанты - 4

      Контрольные работы - 4

      Контрольное тестирование – 1

      Контрольное изложение - 1

      Всего – 14 Контрольные работы представлены в Приложении










      Перечень учебно – методических средства обучения:

      п/п

      Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

      Количество учащихся

      Необходимое количество

      Фактическое

      количество

      % оснащённости


      1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


      Основная литература

      1.1

      Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентена – Граф, 2009. – 176с.

      27

      1 Д

      1

      100%

      1.2

      С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2010г.

      27

      27 К

      27

      100%

      1.3

      М. И. Кузнецова. Пишем грамотно: рабочие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

      27

      27К

      27

      100%

      1.4

      Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе. Оценка знаний. Методическое пособие. Класс: 2-4. - М.: Вентана-Граф, 2005 г.

      27

      1

      100%

      1.5

      Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. - М.: Вентана-Граф,2009 г.

      27

      1

      100%

      1.6

      М. И. Кузнецова. Учусь писать без ошибок: рабочие тетради. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

      27

      27 К

      27

      100%


      Дополнительная литература

      1.4

      Карточки по русскому языку:3 - 4 кл./О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель: АСТ,2006.-111,с.

      27

      1

      100%

      1.5

      Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку: 3 - 4-й кл. / О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова.- М.:АСТ: Астрель,2007.-188с.

      27

      1

      100%

      1.6

      Диктанты повышенной сложности: 3-4 кл. О.В.Узорова.-М.:Астрель: АСТ,2007.

      27

      1

      100%


      2.Печатные пособия

      2.1

      Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

      27

      Д

      -

      0%

      2.2

      Касса букв и сочетаний (по возможности)

      27

      Ф

      -

      0%

      2.3

      Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

      27

      Д

      -

      0%

      2.4

      Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

      27

      Д

      -

      0%


      Словари всех типов по русскому языку

      2.5

      Габучан К.В. Учебно-толковый словарь русского языка.- М.: Рус. яз., 1988.-441с., ил.

      27

      1Д

      1

      100%

      2.6

      Габучан К.В. Учебно-толковый словарь русского языка.- М.: Рус. яз., 1988.-441с., ил.

      27

      1Д

      1

      100%

      2.7

      Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар./ Под ред. Л.А.Новикова.-4-е изд., стер. –

      М.: Рус. яз. ,1988.-384с.

      27

      1Д

      1

      100%

      2.8

      Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.А.Еськова ; Под ред. Р.А.Аванесова. -4-е изд., стер. - М. :Рус. яз., 1988.-704с.

      27

      1Д

      1

      100%

      2.9

      Грушников П.А. Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. Изд.14-е.М., «Просвещение», 1979. 80с.

      27

      16 Ф

      16

      100 %


      3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

      3.1

      Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

      25

      1Д

      -

      0%

      3.2

      Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

      27

      1Д

      -

      0%

      3.3

      Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

      27

      1Д

      -

      0%


      3.4


      3.5

      Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

      Русский язык 3-4 классы: поурочные планы по программе «Начальная школа XXI века» (компакт – диск) – издательство «Учитель 2010»



      27




      1





      1




      100%




      4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

      4.1

      Телевизор

      27

      Д

      -

      0%

      4.2

      Видеомагнитофон/ видеоплейер

      27

      Д

      -

      0%

      4.3

      CD / DVD-проигрыватели

      27

      Д

      -

      0%

      4.4

      Музыкальный центр

      27

      Д

      -

      0%

      4.5

      Слайд-проектор

      27

      Д

      -

      0%

      4.6

      Мультимедийный проектор

      27

      1 Д

      1

      100%

      4.7

      Экран для мультимедийного проектора

      27

      1 Д

      1

      100%

      4.8

      Экран для оверхед-проектора

      27

      Д

      -

      0%

      4.9

      Экран для слайд-проектора

      27

      Д

      -

      0%

      4.10

      Столик для слайд-проектора

      27

      Д

      -

      0%

      4.11

      Столик для оверхед-проектора

      27

      Д

      -

      0%

      4.12

      Столик для мультимедийного проектора

      27

      Д

      -

      100%

      4.13

      Мультимедийный компьютер

      27

      1 Д

      1

      100%

      4.14

      Оверхед-проектор

      27

      Д

      -

      0%

      4.15

      Сканер

      27

      Д

      -

      0%

      4.16

      Принтер лазерный А4

      27

      1 Д

      1

      100%

      4.17

      Принтер струйный цветной А4

      27

      Д

      -

      0%

      4.18

      Фотокамера цифровая

      27

      Д

      -

      0%

      4.19

      Видеокамера цифровая со штативом

      27

      Д

      -

      0%


      5. ИГРЫ И ИГРУШКИ

      5.1

      Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.


      Д

      -

      0%

      5.2

      Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

      27

      П

      -

      0%

      5.3

      Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

      27

      Ф


      0%

      Примечание

      Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

      • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

      • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

      • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

      • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)















      Диктант №1 Приложение № 1

      Ночная радуга

      Однажды я ночью увидел радугу!

      В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошёл мелкий , но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

      Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

      Я не спал и любовался светящей в темноте радугой. (70 слов)

      Грамматическое задание

      Вариант 1

      1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

      2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.

      а) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

      б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

      в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

      Вариант 2

      1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный Ь» и напиши ещё два слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

      2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.

      а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лёг в новую нору уложил на спине уши и заснул.

      б) Искры костра взвивались падали шипели.

      в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.


      Диктант № 2

      Ёжик

      По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

      Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны. (75 слов)

      Грамматическое задание

      Вариант 1

      1. Запиши глаголы в 2 столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

      тян..м, корм..м, вар..м, зна..м, пиш..м, смотр..м, ход..м, стира..м

      1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах»

      Вариант 2

      1. Поставь глаголы в формы 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

      Варить, вертеть, начинать, читать

      1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак»






      Диктант № 3

      Ночь в лесу

      Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

      Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зелёные огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

      Скоро проснутся птицы. вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч. (73 слова)

      Грамматическое задание

      Вариант 1

      1. Спиши, вставь, где это необходимо, мягкий знак.

      береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, колюч…, вещ…, стоиш…, могуч… .

      1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», определи их род, склонение и падеж.


      Вариант 2

      1. Сделай буквенную запись слов.

      Любит купа [ца] , учится кувырка [ца] , низко нагибае [ца] , редко улыбае [ца] , хочет познакоми [ца] .

      1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные

      окончания имён существительных», определи их склонение и падеж, отметь окончания.





      Диктант № 4

      Липа

      Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

      Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.

      Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья. (76 слов)

      Грамматическое задание

      Вариант 1

      1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

      Досыт…, занов…, начерн…, изредк…, направ… .

      1. Письменно объясни, почему в записанных словах на конце пишется Ь.

      Горечь, настежь, беречь, вскачь, приедешь.


      Вариант 2

      1. Спиши слова. Вставь , где это необходимо , мягкий знак.

      Проч…, замуж…, поёш…, плющ…, отреж… .

      1. Спиши, графически объясни написание выделенных букв.

      Насухо, засветло, дочиста, запросто, сначала.


      Контрольная работа №1

      Тема: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения»

      Вариант 1

      1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

      Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

      2. Выполни морфологический разбор выделенного существительного.

      Охотник нашёл в горах орлиное гнездо.

      3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

      Листья и корни

      Листья говорили:

      Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.

      А корни сказали листьям:

      Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

      4. Разбери предложение по членам.

      В ночном небе загорелись яркие звёзды.

      5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

      Мы купили в магазине печенье и фрукты. (Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространённое, есть однородные члены.)

      6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. Мы с нетерпением ждём гостей. Подружки набрали целые корзины ягод. В саду распустились поздние астры. Они часто гуляют около реки.


      Вариант 2

      1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор.

      Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

      2. Запиши предложение и выполни морфологический разбор выделенного слова.
      У нашей Жучки появились забавные щенки.

      3. Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

      Листья и корни

      Листья говорили:

      Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они
      поют и вьют гнёзда.

      А корни сказали листьям:

      Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и
      вас, листьев.

      4. Разбери предложение по членам.
      Моя сестра шьёт и вяжет.

      5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

      Мы украсили ёлку разноцветными шарами, серебряным дождём и душистыми мандаринами.

      (Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространённое, есть однородные члены.)

      6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. Мы с нетерпением ждём гостей. Подружки набрали целые корзины ягод. В саду распустились поздние астры. Они часто гуляют около реки.









      Контрольная работа № 2

      Тема: «Глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)»

      Вариант 1

      1. Подбери к глаголам антонимы

      чернеть—...

      находить—..

      2 Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

      На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

      Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

      Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

      3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

      игра, соль, мечта

      Образец: обед - обедать.

      4.Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы -ть, -ти, -чь.

      прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

      5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.

      Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.


      6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

      Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идёшь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.






      Вариант 2

      1. Подбери к глаголам антонимы:

      радовать—...

      проснуться—...

      2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения. Укажи вид выбранных тобой глаголов.

      На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

      Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

      Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

      3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

      встреча, победа, светлый

      Образец: обед - обедать.

      4. Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.

      прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

      5. Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным.

      Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.


      6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.

      Друзья идут в поход. Я рисую пейзаж. Водитель объявляет остановку. Идёшь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печёт вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.












      Контрольная работа №3

      Тема: «Времена глагола»

      Вариант 1

      1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания. В скобках запиши вид и лицо глаголов. Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем.

      2. Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши число и род глаголов. Девочка игра… . Яблоня росл… . Небо сиял… . Молния сверкал… . Облако плыл… . Шары летал… .

      3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют форм настоящего времени. Определи их вид.

      Скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить

      1. Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложения.

      Папа недавно ( подарит, подарил) Сереже аквариум с рыбками.

      Мишка все воскресенье ( выучит, учил) стихотворение.

      Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы.

      Завтра вечером мы (ходим, пойдем) в цирк.

      1. Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.

      1. Работает, закроем, пишут, копают

      2. Мыли, сажала, узнает, дрожал

      3. Узнаем, буду спать, построю, унесли

      1. Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания.

      По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. От легкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Все лето будут цвести эти милые цветы.



      Вариант 2

      1. Данные глаголы запиши в форме настоящего времени 2 лица единственного числа. Отметь личные окончания.

      Гулять, спать, танцевать.

      1. Спиши предложения, употребив глаголы в форме прошедшего времени. Отметь основы и суффикс -Л-

      К нам (идти) весна. (Засиять) небо. (Зазвенеть ) ручейки. (Загудеть) шмели. (Вырасти) трава.

      ( Запеть) птицы.

      1. Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы будущего времени несовершенного вида; 2) глаголы будущего времени совершенного вида.

      Заплыву. Буду пилить, помирим, буду говорить, наговоришь, буду плыть.

      1. Подбери нужные глаголы и запиши предложения.

      Папа недавно … Сереже аквариум с рыбками.

      Мишка все воскресенье … стихотворение.

      Возле самого дома … старые липы.

      Завтра вечером мы … в цирк.

      1. Определи и запиши, по какому признаку объединены глаголы в группе ( вид, лицо, число, время, спряжение)

      Подарю, буду рисовать, плыли, украшаем.

      1. Запиши первое предложение текста, поставив глаголы в форме будущего времени.

      По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. От легкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Все лето будут цвести эти милые цветы.






      Контрольная работа № 4

      Тема: «Глагол, наречие, имя числительное»

      Вариант 1

      1. Объедини глаголы в группы по значению:

      1. начало действия;

      2. окончание действия;

      3. неполное действие.

      приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопать

      2. Спиши 2-й абзац текста. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов.

      Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

      Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

      Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

      3. Образуй от глагола играть по одному глаголу в формах настоящего, прошедшего, будущего времени.

      4. Выполни морфологический разбор слова растёт.

      У крыльца растёт куст жасмина.

      5. От данных прилагательных образуй наречия при помощи суффикса - О. Отметь суффикс.

      свежий, низкий, дорогой, прохладный, радостный

      6 (дополнительное). Распредели письменно имена числительные на три группы: простые, сложные, составные,

      пятнадцать, пятьдесят, двадцать, семь, тридцать пять, восемьсот, сто сорок два




      Вариант 2

      1. Запиши глаголы, значения которых даны,
      становится спелым, делать варёным, есть завтрак, мазать краской

      2. Спиши 2-й абзац текста. В скобках укажи формы (наклонение, время, лицо, число) трёх любых глаголов.

      Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

      Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

      Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

      3. Образуй от глагола прочитать все возможные формы времени (по два примера).

      4. Выполни морфологический разбор слова запел.
      В саду запел соловей.

      5. Из данных слов составь и запиши словосочетания, в которых наречие будет зависимым словом.

      работать, пальто, дружно, гулять, слишком, дотемна, испортить, трудный, нарочно, нараспашку

      6 (дополнительное). Распредели имена числительные на три группы: простые, сложные, составные. Отметь, при помощи каких частей слова они образованы.

      пятнадцать, пятьдесят, двадцать, семь, тридцать пять, восемьсот, сто сорок два







      Тестирование

      Тема: «Орфограммы, изученные в I и II четвертях»

      Вариант 1

      1. Отметь все слова, в которых пропущена буква з

      кра…ка повя….ка подска...ка поло..ка бере…ка

      2. Отметь все слова с окончанием и.

      стоять у дорог… увидеть на картин… средство от бол… поётся в песн… распустились на берёз…

      3.Отметь сочетание слов с ошибкой.

      маленькие капли весенние дни верхние этажи последние событие вечерние новости

      4. Отметь все слова в которых пропущена буква ё .

      ж….луди друж…..к прич…ска пч…лы зайч…нок

      5.Отметь все слова, на конце которых нужно писать ь.

      кирич… не плач.. прилеч… могуч… ноч…

      6. Отметь все слова, в которых пропущен разделительный ь.

      солов..и ош…ёт с… ёмка в…юга раз…ярённый

      7. Отметь все предложения, в которых необходимо поставить запятую

      Два братца в воду глядятся ввек не сойдутся (берега) Мир и лад для семьи клад. Старое дерево скрипит но не ломается.

      В пути и в горе людей узнают. Добро помни а зло не забывай.

      8. Отметь все раздельные написания.

      (за)кладка (за)поворотом (за)летать (не)находить (не)навидеть

      9. Отметь все слова, в которых пропущен ь.

      улыбат..ся двигает…ся удивляет…ся нагибает…ся радует…ся

      10. Отметь все глаголы, в которых пропущена буква е.

      готов..м жела..м вер…м бре..м чита…м

      11. Отметь все слова с ошибкой

      Лаит видит вяжит строит клеит

      12.Отметь все слова, в которых пропущено мм.

      килогра… ка…ыш су…а (результат сложения) кило…етр телегра..

      Вариант 2

      1. Отметь все слова, в которых пропущена буква д.

      сла…кий лопа…ка гла..кий гря..ка ша..кий

      2.Отметь все слова с окончанием и.

      бежать по лестниц… чертить без линейк… живёт в озер… пятно на скатерт… в первом вагон…

      3. Отметь сочетание слов с ошибкой

      маленькие деревья строгие учителя зимние утро высокие волны летние облака

      4.Отметь все слова , в которых пропущена буква о.

      камыш…вый ш..лк щ…ки ш…рты врач…м

      5. Отметь все слова, на конце которых нужно писать ь.

      съеш… зажеч… карандаш… лож… колюч…

      6. Отметь все слова, в которых пропущен разделительный ъ

      в..юга под..ём раз…ехались ноч…ю трёх…ярусный

      7. Отметь все предложение, в которых необходимо поставить запятую.

      Заворчал живой замок лёг у дверей поперёк. Месяц светит, но не горит. Правда в огне не горит в воде не тонет.

      Терпенье и труд всё перетрут. Мал ёрш а колюч.

      8. Отметь все раздельные написания

      (на) окне (на)клеить (на)рисовать (не)придумал (не)годовать

      9. Отметь все слова ,в которых пропущен ь.

      купат..ся волноват..ся спускат..ся любует..ся приземлят..ся

      10. Отметь все глаголы , в которых пропущена буква и.

      держ..м уч..м лета..м люб…м скач..м

      11.Отметь все слова с ошибкой.

      Гонит верит пишит варит читаит

      12. Отметь все слова , в которых пропущена СС

      и..кусство ба..ейн кро..ворд шо..е происше..твие


      Словарный диктант № 1

      Недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, железо, негодовать, представление, акварель, волшебник, телеграмма, металл, надежда, пейзаж, аппетит, экипаж, двенадцать.

      (15 слов)

      Словарный диктант № 2

      Район, совсем, революция, решать, снизу, сверкать, ситуация, сверху, секунда, свитер, секрет, свобода.

      (12 слов)

      Словарный диктант № 3

      Капитан, секунда, коридор, корабль, иногда, кабинет, изложение, матч, конверт, комета, свобода, диалог, директор, аромат.

      (14 слов)

      Словарный диктант № 4

      Электричество, кабинет, экипаж, фиолетовый, сверкать, якорь, ситуация, комета, секрет, свитер, диалог, директор, федерация, хозяин, электростанция, портрет.

      (16 слов)








      Контрольное изложение

      Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

      В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

      Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

      Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

      Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

      (По К.Паустовскому)

      Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.

      1. Ответить на вопросы.

      1. О чём эта сказка? Чему она учит?

      2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку?

      3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

      4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?


      1. Составить примерный план.

      1. Первый выстрел.

      2. Как было раньше.

      3. Загрустила земля.

      3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

      1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался: крепко беречь.

      2. Обратить внимание на строение предложений.

      А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

      Убил человек первую птицу – и загрустила земля.

      Выходит, что мы себе навредили.

      А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь

      1. Обратить внимание на правописание следующих слов: сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь.

      4. Выбрать из текста опорные слова и выражения (записать на доске или в черновики)

      1. Сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья.

      2. Птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы.

      3. Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.




      1

      Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

      Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос