В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»



«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ №

от « » августа 2012 г.




Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Православная культура»

4 «б» класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по православной культуре для 3 - 4 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно- исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.

Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4.  Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщать детей к освоению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.









Учебно - методический комплект:

  1. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

  2. Л.Л. Шевченко. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 2 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008-2009.

  3. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4) годы обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 4 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005-2007.

  4. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4) годы обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005-2007.

  5. Наглядное пособие "Иллюстрации" (иллюстрации произведений светской и религиозной живописи, иконописи, зодчества и др.)

  6. Музыкальное пособие "Звуковая палитра"



Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (35часов, 1 учебный час в неделю), в том числе 2 контрольных работы.

Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.


Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Основной формой организации учебного процесса является урок. Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.


Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускники 4 класса должны:

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему.

2. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя. Грех Хама. Столпотворение. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде Трех Странников. Принесение Исаака в жертву. Видение Иаковом таинственной лествицы. История Иосифа. Иов многострадальный. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю. Помазание на царство Давида. Победа его над Голиафом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Разделение царств. Падение царства Израильского, разрушение Иудейского. Пророки царства Иудейского. Возвращение из плена иудеев. Построение второго храма. Мученики за веру. Маккавеи.

3. По содержательной линии: «История православной религии и Церкви». Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о Промысле Божием. О неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа ученикам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец.

4. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа». Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов. Православная Церковь в наши дни. Жизнь современной церкви. Церковь как община верующих людей. Что или кто объединяет людей.

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

7. По содержательной линии: «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

8. По содержательной линии: «Региональный компонент». Храмы Белгородской области.

9. По содержательной линии: «Православный образ жизни». Православная община. Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним. 

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).











Православная культура 4 класс

35 часов (1 час в неделю)

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика

основной деятельности ученика

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

По плану

Факти-чески

1четверть «Отечество Небесное. Бог» (7 часов)

1.

Бог – просвещающий

Дифференцировать понятия «красота рукотворная» и «нерукотворная»

1




2.

Что говорит о Боге православная культура?

Получить представление о главном христианском догмате

1




3.

Свет на горе Фавор

Расширить понятия «Богородица», «Спаситель», «Рождество»

1




4.

Бог спасающий

Раскрыть понятия «милость», «жалость», «любовь» в христианстве

1




5.

Что говорит о человеке православная культура?

1




6.

Христиане в православном храме

Получить понятие об устройстве православного храма

1




7.

Золотое правило жизни

Осмыслить значение главной заповеди христианства

1




2четверть «Добродетели в жизни христианина» (8 часов)

8.

Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.

Наблюдать над дифференциацией понятий «воля Божия и воля человеческая»

1




9.

Воеводы сил любви. Добродетели

1




10.

Непобедимое оружие христиан

Определить понятие «любовь» как главное понятие православия

1




11.

Защита святынь. Силы тьмы

Расширить знания о понятиях «верность», «честь», «предательство»

1




12.

Небесные помощники

1




13.

Увенчанные венцами. Христианская семья

Познакомиться с традициями отношений поколений в православной культуре

1




14.

Добрый ответ

1




15.

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина»

Показать уровень сформированности знаний по изученным темам

1




3четверть «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые» (10 часов)

16.

Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Систематизировать знания о моральных качествах христианина

1




17.

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

1




18.

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

1




19.

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

1




20

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

Расширить представление о понятиях «пророк», «пророчество», получить представление о понятии «креститель»

1




21.

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

1




22.

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

Определить понятие «любовь» как главное понятие православия

1




23.

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

1




24.

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

Познакомиться с традициями отношений поколений в православной культуре

1




25.

Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

Систематизировать знания, полученные во III четверти

1




4 четверть «Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои» (9 часов)

26.

Принявший венец победы

Получить представление о понятиях «защитник веры», «мученик»

1




27.

Доброе имя - в славе моего Отечества

1




28.

Россия помнит. Святыни родного края. Храм п.Майского.

Познакомиться с устройством храма п. Майский

1




29.

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

Получить представление о понятиях «мученик», «венец славы»

1




30.

Священный долг

1




31.

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

Расширить знания о понятиях «Спаситель», «Милосердие Божие», «Господь просвещающий»

1




32.

Благословение

1




33.

Богомудрые учители веры и благочестия

1




34.

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса

Показать уровень сформированности знаний по изученным темам

1




35.

Резервный урок


1






Содержание программы

Раздел 1.Отечество Небесное. Бог

1. Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой.

2. Что говорит о Боге православная культура?

Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва.

3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей.

4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос – Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Вера и примирение с ближним как условия получения помощи. О Царствии Небесном.

5. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие.

6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение.

7.Золотое правило жизни.

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.

Раздел 2. Добродетели в жизни христианина.

8. Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного.

9.Воеводы сил любви. Добродетели.

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.

10.Непобедимое оружие христиан.

Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.

11. Защита святынь. Силы тьмы.

Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.

12.Небесные помощники.

Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.

13.Увенчанные венцами. Христианская семья.

Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.

14. Добрый ответ.

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.

Раздел 3.Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Святые.

15. Повторительно-обобщающий урок.

Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина».

16. Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.

17. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.

Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.

18. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.

19. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.

20. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.


21. Ступенька « Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.

22. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь.

23. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.

24. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.

Раздел 4.Отечество земное и Небесное.

25. Принявший венец Победы.

Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.

26. Повторительно-обобщающий урок.

Творческая работа по теме «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

27. Доброе имя – в славе моего Отечества.

Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.

28. Россия помнит. Святыни родного края.

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храм п.Майского.

29. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские.

30.Священный долг.

Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

31. Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

32. Благословение.

Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.

33.Богомудрые учителя веры и благочестия.

Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.

34. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.


Формы и средства контроля

Результатами изучения православной культуры школьниками являются:

- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и

- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными, включая

- анкетирование,

- тестирование,

- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:

16.Контрольная работа № 1 по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина».

27. №2. Творческая работа по теме «Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые».

34.№3. Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

Тексты контрольных работ даны в Приложении








Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-176 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-027-1.

  3. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-128 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.

  4. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0.

  5. Я иду на урок в начальную школу[Текст] : Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.:Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с. - 15000 экз. - ISBN 5-8246-0058-9.

  6. Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0.

  7. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

  8. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

  9. http://www.eroshka.ru

  10. http://www.skaz.ru

  11. http://www.radostmoya.ru

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.







Приложение

Контрольная работа № 1

по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина».

( после 1 полугодия)

Вариант 1

  1. Что такое Священное Предание?

А) знание Бога, переданное святыми людьми (устно)

Б) знания о Боге, переданное в письменной форме

2) Кто такой Моисей?

А) пророк

Б) апостол

3) Что такое фреска?

А) изображение, созданное из кусочков камней или цветного стекла

Б) живопись красками на сырой штукатурке

4) Какой праздник называют Днем Рождения Церкви Христовой?

А) Преображение Господне

Б) Вознесение Господне

В) День Святой Троицы

5) Назовите дату православного праздника Преображение Господне?

А) 19 августа

Б) 14 августа

Задание №2

Объясни пословицы: « Сначала аз да буки, а потом науки», « Божьей волей свет стоит, наукой люди живут».

____________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Внемлет -…….…, чадо-……..…., риза -……….., радеть -…………, богослужение -………., елей-…….. .

Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: чревоугодие-жадность-скупость.

____________________________________________________________________________________________________

Задание№5

Догадайся, какие из слов характеризуют богатства духовные, а какие материальные. Запиши в 2 колонки.

Духовные богатства

Материальные богатства

















Миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость, книги, иконы, церковные песнопения, физическая сила, золото, серебро, деньги, земля, драгоценные камни.

Задание №6

Подумай и напиши, как называются слова, которыми, по обычаю, начинали каждое дело благочестивые христиане.

____________________________________________________________________________________________________

Задание №7

Прочитай и объясни, почему на Руси почитание детьми родителей являлось одной из высших христианских добродетелей.

____________________________________________________________________________________________________

Задание № 8

Дается изображение иконы и ребенок должен догадаться, кто это изображен, и вспомнить что-нибудь о его жизни.

Пример: Икона Святителя Григория Паламы



Контрольная работа № 1

по теме «Отечество Небесное. Бог», «Добродетели в жизни христианина».

( после 1 полугодия)

Вариант 2

1)Что такое риза?

А) повседневная одежда

Б) праздничная одежда

2)Что такое лампада?

А) свеча

Б) масленичный светильник

В) настольная лампа

3)Что такое набат?

А) колокольный звон в один колокол, призывающий к молитве

Б) звон в большой колокол, возвещающий о бедствии

В) Колокольный звон в праздники

4)Через что Бог подает благодать христианам?

А) через обряды

Б) обычаи

В) таинства

5) Кого на иконе изображают в виде голубя?

А) Иисуса Христа

Б) Божью Матерь

В )Святого Духа

Задание №2

Объясни пословицы:

« С Богом пойдешь, верный путь найдешь», « Не хвались родителями - хвались добродетелями».

_________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Объясни, что означают следующие слова:

Приемлет-…………., богомольцы-…………, узреть-………….., амвон-…………,добродетель- …….грех-…….. .

Задание №4

Прочитай и объясни, почему связаны эти слова: умеренность-милосердие-смирение.



Задание № 5

Догадайся, выбери, запиши в т 2 колонки: Что хорошо? Что плохо?

Трудолюбие, гордость, лень, прилежание, милосердие, зависть, ложь, доброта, щедрость, злость, кротость, упрямство, скупость, честность, благодарность, скука, радость, горе, послушание, любовь к ближним, умеренность.

Что хорошо?

Что плохо?

















Задание №6

Прочитай и объясни, почему Христос учил о том, что христиане, не должны откладывать выполнение добрых дел и намерений? ___________________________________________________________________

Задание №7

Вспомни и запиши христианскую заповедь, в которой говорится об отношениях детей и родителей.

___________________________________________________________________

Задание №8

Соотнесите название иконы и изображением

  1. «Спас в силах»

  2. «Спас Нерукотворный»

  3. «Троица»









Итоговая контрольная работа за курс 4 класса

Вариант 1

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Покаяние- ___________________________________________________________________

Святые- ___________________________________________________________________

Подвижники- ___________________________________________________________________

Крестное знамение- ___________________________________________________________________

Житие- ___________________________________________________________________

Мощи- ___________________________________________________________________

Хоругвь- ___________________________________________________________________

Молебен- ___________________________________________________________________

Задание 2

Напиши известные тебе имена учеников Преподобного Сергия Радонежского.

___________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Назови Лица Святой Троицы.

___________________________________________________________________________________________________

Задание №4

Как называется главное богослужение Православной Церкви?

____________________________________________________________________________________________________

Задание №5

Что значит, у христианина просить у Бога милости:

а) богатства, б) удачи, в) прощения грехов, г) Царствия Небесного

Задание №6

Объясни пословицы: « Не стоит город без святого, селение - без праведника»

___________________________________________________________________________________________________

« С Богом пойдешь, путь к добру найдешь».

___________________________________________________________________________________________________

Задание № 7

Прочитай слова и сравни их, что у них общего: «отец», « отечество».

____________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Богородице.

____________________________________________________________________________________________________

Задание 9

Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. Нарисуй храм, основание которого похоже на базилику (корабль), крест, ротонду (круг).

____________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Объясните, почему Христа называют Вседержителем?

______________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса

Вариант 2 ( 2 полугодие)

Задание 1.

Объясни, что означают следующие слова:

Подвижники- ___________________________________________________________________

Мученики- ___________________________________________________________________

Инок- ___________________________________________________________________

Великий Пост- ___________________________________________________________________

Обедня – ___________________________________________________________________

Рака- ___________________________________________________________________

Кадило- ___________________________________________________________________

Игуменья- ___________________________________________________________________

Задание №2

В песнопениях посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, поются слова: «Молитвенная помощь православному воинству». Приведи пример такой помощи из жития Преподобного.

__________________________________________________________________________________________________

Задание №3

В память о каком событии был сооружен храм Христа Спасителя?

___________________________________________________________________________________________________

Задание №4

Как называется праздничные песнопения, посвященные Спасителю, Богородице, Святым?

____________________________________________________________________________________________________

Задание №5

В чем проявляется любовь человека к людям. Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних:

а) временем б) лакомством в) деньгами г) трудом д) ничем

Задание №6

Объясни пословицы:« Бог терпел и нам велел», « Терпенье, и труд все перетрут».

________________________________________________________________________________________________

Задание № 7

Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма: притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.

_______________________________________________________________________________________________________

Задание № 8

Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Спасителю.

______________________________________________________________________________________________________

Задание 9

Перечисли символы православной иконы.

______________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Допиши предложения:

На Руси для обучения грамоте использовалась 1 из книг Священного Писания _________________________________





38



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров