В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»



«Согласовано»


Руководитель м/о учителей

начальных классов

Р.А.Сафонова


Протокол № 5

от «29»июня 2012 г.


«Согласовано»


Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

Шукшина Л.С.


«29»июня 2012 г.


«Утверждаю»


Директор

МОУ «Майская гимназия»

Манохин А.Н.


Приказ №

от « » августа 2012 г.




Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Окружающий мир»

4 «б» класс

(УМК «Начальная школа XXI века»)



2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы Виноградовой Н.Ф., (Сборник программ для начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» /Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2008)

Цели:

  • формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия, в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;

  • понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  • формирование широкой целостной картины мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подведение учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообра­зия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач развитие логичности и са­мостоятельности мышления, развитие исторического мышления, формирование экологической культуры;

  • формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формирование умения работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и пись­менную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, прак­тические работы;

  • воздействие на развитие эмоционально-волевых, нрав­ственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствование эстети­ческому воспитанию; на ознакомительном уровне представление наук, помогающих познавать окружающий мир.


Учебно – методический комплект

  1. Беседы с учителем: 4 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010

  3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – В 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2012

  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2004




Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 35 недель (70 часов, 2 учебных часа в неделю), в том числе 4 контрольных работы. Изменения внесены в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 4 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала скорректировано в соответствии с данными изменениями.

Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использование нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке или игровом зале и пр.). С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

Фронтальный опрос.

Проводится как беседа-полилог, в которой участвуют учащиеся всего класса.

Основная цель таких бесед - проверка осознанности усвое­ния учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, ко­торые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, срав­нить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

Индивидуальный опрос:

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логиче­ское описание объекта или явления окружающего мира, раскры­вающее их существенные свойства и признаки.

При оценке этого вида рассказа учитываются полнота рас­крытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.

Положительной оценки заслуживает желание ученика от­ступить от текста учебника, не повторить его дословно, а выска­зать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополни­тельной литературы и иллюстративного материала, самостоя­тельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение. Проверяет умение учащегося само­стоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.

Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ логического мышления, вообра­жения, связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний.

Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

-тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказы­вания и пр.;

-индивидуальные карточки-задания (дети заполняют табли­цы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают пра­вильную дату и т. п.).

Эти задания целесообразно строить как дифференцирован­ные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе ин­дивидуальный темп продвижения детей;

-графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение пере­
дать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным обору­дованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, гак и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно прак­тическую работу.







Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;

  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию.

Различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;

  • искусственные тела (изделия) и тела природы;

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Требования к уровню подготовки детей, оканчивающих начальную школу по окружающему миру

знать/понимать:

  • название нашей планеты,

  • родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России; государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу,

  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.























Окружающий мир 4 класс

70 часов (2 часа в неделю)

п/п


Наименование

раздела программы

Тема

урока


Количество

часов


Характеристика

основной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Примеча-ния

По плану

Фактически

Человек – живое существо (организм).

Как устроен организм человека

Организм человека. Нервная система

1

Применять знание об:

общем представлении строения организма человека;

основных органах и системе органов человека

и их функции.

Различать признаки живого организма;

признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

Раскрывать значение нервной,

опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих




Головной и спинной мозг

1




Двигательная система нашего организма.

Скелет – опора тела

1




Кости и мышцы необходимо укреплять

1




Пищеварительная система

1




Берегите зубы с детства

1




Дыхательная система

1




Кровеносная система. Кровь и её значение

1




Сердце – главный орган кровеносной системы

П/р №1: «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок»

1




Органы выделения.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1




Кожа. Строение кожи.

Как «работает» кожа

1




Как человек воспринимает окружающий мир

Зрение. Береги глаза

1

Выявлять правила гигиены органов зрения




Слух. Береги слух



1

Выявлять правила гигиены органов слуха




Обоняние. Как мы чувствуем запахи.

Береги обоняние

1

Узнавать о роли органов обоняния в жизни человека




Вкус


1

Узнавать о роли органов вкуса в жизни человека




Проверка

Осязание.

Контрольная работа № 1 «Как устроен организм человека»

1

Узнавать о роли органов осязания в жизни человека.

Применять самостоятельно знания




Мир чувств

От эмоции к чувствам

1

Выявлять значения эмоций в общении людей




Чувства


1

Видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии




Обрати внимание

на внимание

Что такое внимание?

1

Получать знания о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах.

Выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти




Помни о памяти


Зачем человеку память

1




Ты и твоё здоровье.

Правила здоровой жизни

Здоровье человека.

Режим дня школьника.

П/р № 2«Составление режима дня школьника для будней и выходных»

1

Сопоставлять понятия: здоровье, компоненты, его составляющие, о влиянии вредных привычек

на организм человека.

Выполнять правила здорового образа жизни




Поговорим о вредных привычках

Курение опасно для здоровья.

Осторожно – спиртное!

1




Человек – часть природы.

Чем человек отличается от животных

Человек умеет думать

и говорить

1

Находить различие между человеком и животным




От рождения

до старости

Счастливая пора детства.

Почему старикам нужна твоя помощь

1

Узнавать права гражданина в России

Составлять связный рассказ на темы раздела;

Применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым)




Родная страна:

от края до края

Гражданин должен знать свою Родину

1

Использовать умение работать с дополнительной литературой





Природные зоны России. Арктика

П/р № 3 «Работа с картой»

1

Распознавать природные зоны;

называть их отличительные особенности; называть растения и животных природных зон





Тундра

1




Тайга

1




Смешанные леса

1




Степь

1




Пустыня

1




Влажные субтропики

1




Проверка

Контрольная работа № 2 «Природные зоны России»

1





Почва – среда обитания растений и животных П/р № 4 «Свойства почвы и её состав»


1

Проводить простые опыты




Рельеф России

П/р № 5 «Работа с картой»

1

Работать с картой




Как возникали и строились города

1

Рассказывать о возникновении и строительстве городов




Россия и её соседи

П/р № 6 «Работа с картой»


1

Выявлять знания о соседях России.

Показывать на карте соседние страны




Обобщение по теме: «Родная страна:

от края до края»

1

Работать самостоятельно с учебником




Человек – творец культурных ценностей

Что такое культура.

Как возникла письменность

1

Характеризовать понятие «культура»




Образование – часть культуры общества

Когда появились первые школы?

Экскурсия в краеведческий музей

1

Составлять связный рассказ на темы раздела (о первых школах и книгах)





Первая азбука

1




Чему и как учились в России при Петре I

1




Как развивалось образование после

Петра I. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов

1




Школа в XIX веке

1




Русское искусство

до XVIII века

Иконопись. Художественные ремёсла в Древней Руси

Экскурсия в музей народного творчества

1

Называть достопримечательности России до XVI




Музыка в Древней Руси

1




Искусство России

XVIII века

Поговорим

об архитектуре

1

Находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет;

Участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения




О художниках России XVIII века. Государственный публичный театр

Экскурсия в художественный музей

1

Выявлять знания о театральном искусстве XVIII в.




Искусство России

XIX века.

«Золотой век» русской культуры

Писатели и поэты

XIX века.

Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин

1

Раскрывать представление о «золотом веке» культуры.

Запоминать имена великих отечественных писателей

и поэтов





«Он чувствовал чужие страдания». Творчество Н.А. Некрасова

1




Лев Николаевич Толстой

1




Композиторы XIX века


Михаил Иванович Глинка

1

Запоминать имена выдающихся музыкантов

и композиторов XIX в.




Петр Ильич Чайковский

1




Художники XIX века


Художники XIX века


2

Запоминать имена выдающихся художников, архитекторов, их произведения.

Оценивать произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники




Искусство России

XX века



Рассматриваем картины художников ХХ века

1

Иметь представление о поэзии XX в., известных поэтах и их произведениях





Читаем и слушаем стихи поэтов ХХ века

1




Проверка

Контрольная работа № 3 «Человек – творец культурных ценностей»

1

Показать уровень сформировнности знаний по изученной теме




Человек – защитник своего Отечества.

Героические страницы истории нашей Родины

Как славяне боролись

с половцами

1

Раскрывать причины отдельных событий

в жизни страны и даты основных войн в истории России;

Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела;

Работать с географической и исторической картами;

Выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Иметь представление о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость.

Рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды.




Как русские люди победили шведских рыцарей

1




Битва на Чудском озере


1




Как Русь воевала

с войском Золотой Орды

1




Отечественная война

1812 года

1




Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

1




Все – для фронта, все для победы!

Экскурсия в Музей – диораму г. Белгорода

1




Проверка

Контрольная работа № 4 «Человек – защитник своего Отечества»

1

Показать уровень сформировнности знаний по данной теме




Гражданин и государство.

Мы живём в Российском государстве


Права и обязанности граждан

1

Называть права и обязанности гражданина России;

Составлять связный рассказ на темы раздела;

Работать с географической картой.





Символы государства

1




Урок - обобщение

Урок - обобщение

1

Обобщить знания, полученные в 4 классе




Резервный урок

Резервный урок

1





























Содержание программы

4 класс (70 ч)

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Человек и общество, в котором он живет (38 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия, и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страни­цы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения coветского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХIX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, I) Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти и России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и др.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).







Формы и средства контроля по окружающему миру

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос

Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний

Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.

Используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.



Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Количество контрольных работ по окружающему миру – 4.

  1. Как устроен организм человека

  2. Природные зоны России

  3. Человек – творец культурных ценностей

  4. Человек – защитник своего Отечества

Практические работы:

  1. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок

  2. Составление режима дня школьника для будней и выходных

  3. Работа с картой

  4. Свойства почвы и её состав

  5. Работа с картой

  6. Работа с картой

Экскурсии:

  1. Экскурсия в краеведческий музей

  2. Экскурсия в музей народного творчества

  3. Экскурсия в художественный музей

  4. Экскурсия в Музей – диораму г. Белгород

Тексты контрольных работ приведены в Приложении

Перечень учебно – методических средств обучения

п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли

чество

учащихся

Необходимое

количество

Фактическое количество

%

оснащённости

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентена – Граф, 2009. – 176с.

27

27

100

1.2

Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2010 («Начальная школа XXI века»);

27

27К

27

100

1.3

Н.Ф.Виноградова. 4 класс: Окружающий мир. Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф , 2012(«Начальная школа XXI века»);

27

27К

27

100

1.4

Н.Ф.Виноградова. 4 класс: Окружающий мир: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007 («Начальная школа XXI века»)

27

27К

27

100

2

Печатные пособия

2.1

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

27

1

100

2.2

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

27

1

100

2.3

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

27

1

100

2.4

Географические настенные карты «Физическая карта России», «Природные зоны», «Карта полушарий».

27

1

100

2.5

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). Репродукции картин.

27

1

100

3

Цифровые образовательные ресурсы

3.1

Начальная школа. Олимпиадные задания. 3 – 4 классы (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2010

27

1

100

3.2

Уроки Кирилла и Мефодия.Окружающий мир, 4 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

27

1

100

4

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1

Видеофильмы по предмету

27

-

0

4.2

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

27

-

0

5

Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.1

Мультимедийный проектор

27

1

100

5.2

Экран для мультимедийного проектора

27

1

100

5.3

Столик для мультимедийного проектора

27

1

100

5.4

Мультимедийный компьютер

27

1

100

5.5

Принтер лазерный А4

27

1

100

6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

27

27К

-

0

6.2

Термометр медицинский

27

1

0

6.3

Лупа

27

27К

-

0

6.4

Компас

27

27К

-

0

6.5

Часы с синхронизированными стрелками

27

-

0

6.6

Микроскоп (цифровой по возможности)

27

-

0

6.7

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

27

К/Ф/

-

0




















Приложение



Контрольная работа №1

Тема: «Как устроен организм человека»

1 вариант

1.Что отличает живой организм от тела неживой природы?



2. Заполни таблицу:

Название органа

Какую работу выполняет

Глаз


Ухо


Мышцы


Легкие


Сердце



3. Подчеркни лишнее: сердце, кишечник, глаз, рука, спина, ухо, легкие



4.Какую работу выполняет головной мозг?_______________________________________________________

5.Какую работу выполняет спинной мозг?_______________________________________________________

6. Что входит в пищеварительную систему?_______________________________________________________

7. Что такое обоняние?________________________________________________________________________

8. Способность человека чувствовать прикосновение, тепло, холод, боль называется ______________________________________________________

9. Какие органы чувств ты знаешь? __________________________________________________________________________________________________________

10. Какую роль выполняет кровь в организме?



Контрольная работа №1

Тема: «Как устроен организм человека»

2 вариант

  1. Заполни таблицу:

Название органа

Какую работу выполняет

Глаз


Ухо


Мышцы


Легкие


Сердце


2.Что такое скелет? Из каких костей состоит скелет?



3.Какое значение имеют мышцы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перечисли органы пищеварения. ______________________________________________________________________

5. Назови одним словом: пищевод, желудок, кишечник – это _______________________________________________

6. Какую работу выполняет сердце?

__________________________________________________________________________________________________________

7.Запиши названия органов кровообращения.________________________________________________________

8. Напиши названия органов выделения.

9. Наука, изучающая строение тела человека – это _______________________

10.Перечислите внутренние органы человека.









Ответы:



1 вариант: 1. Многое умеет делать руками. Строит жилища и добывает пищу. Умеет мыслить и говорить. Умеет делать различные машины и орудия труда. Умеет творить: писать стихи, сочинять музыку, рисовать. 2. Глаз – орган зрения, различает предметы, ухо – орган слуха, различает звуки, мышцы – помогают совершать движение, изменяют положение костей, легкие – орган дыхания, сердце – главный орган кровеносной системы. 3.Спина. 4.Управляет простыми и сложными движениями человека. 5. Отвечает за разнообразные движения человека. 6. Ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень. 7. Способность различать различные запахи. 8. Осязание. 9.Орган зрения, слуха, обоняние, осязание. 10.Кровь снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества.



2 вариант: 1. Глаз – орган зрения, различает предметы, ухо – орган слуха, различает звуки, мышцы – помогают совершать движение, изменяют положение костей, легкие – орган дыхания, сердце – главный орган кровеносной системы. 2.Опора тела; череп, позвоночник, грудная клетка, кости рук, кости ног. 3.Сокращаясь и расслабляясь мышцы приводят к изменению положения костей, помогают совершать движения. 4. Ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень. 5. Органы пищеварения. 6. Продвигает кровь по кровеносным сосудам, выполняет роль «насоса». 7. Сердце, кровеносные сосуды, артерии, вены. 8. Почки, мочеточник, мочевой пузырь. 9. Анатомия. 10. Головной и спинной мозг, сердце, легкие, печень, желудок, кишечник, почки, мочевой пузырь



















Контрольная работа №2

Тема: «Природные зоны России»

1 вариант

1.Арктика – это __________________________________________________________________

2.Суровость климата Крайнего Севера объясняется тем, что ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

3.Выбери названия обитающих в Арктике: а) растений; б) рыб; в) птиц; г) зверей.

Водоросли, кабан, нарвал, полярный мак, треска, морж, кайра, ель, морской окунь, белый медведь, сова, баклан, щука, гренландский кит

А _______________________________________________

Б _______________________________________________

В _______________________________________________

Г _______________________________________________

4.О каком животном идет речь? Составь с ним цепи питания.

Этот зверь очень большой, хорошо плавает, никогда не выходит на сушу, питается маленькими рачками.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назови животных тундры.

__________________________________________________________________

6. Основное занятие населения тундры - _______________________________

7. Перечисли экологические проблемы тундры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Составь 2-3 цепи питания характерные для зоны лесов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Каких животных степи ты знаешь? Составь с ними 2-3 цепи питания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какую пользу могут получить степные растения от животных, которые их едят?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.О какой природной зоне идет речь: «Удивительная страна: реки без устьев, озера без стоков, леса без тени, деревья без листьев, «сухие» дожди, не смачивающие поверхности». ______________________________________

12.Как животные пустынь спасаются от палящих солнечных лучей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответы: 1.Огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. 2. Арктика удалена от экватора, попадают косые лучи солнца . 3.Водоросли, полярный мак, морж, 4. Гренландский кит. 5. Песец, северный олень, горностай, лемминги, снежный баран, заяц-беляк, полярная сова, сокол-кречет, белая куропатка, пуночки, лапландский подорожник. 6. Оленеводство. 7. Нарушается поверхность почвы, гибнут растения, местность загрязняется нефтью, незаконная охота, вытаптываются оленьи пастбища. 8. 9. Сайгак, степной хорь, степная пищуха, прыткая ящерица, слепыш, степная пеструшка, хомяк, тушканчик, сурок, суслик. 10. Распространяют семена; насекомые, питаясь пыльцой, опыляют растения. 11.Пустыни. 12.Прячутся в норы, живут в подземном ярусе, способность обходиться без воды, ночной образ жизни.















Контрольная работа № 2

Тема: «Природные зоны России»

2 вариант

1.Напиши названия птиц, которые обитают в Арктике.

__________________________________________________________________

2.Почему летом в Арктике часто густые туманы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Почему растения тундры низкорослые или стелются по земле?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие полезные ископаемые добывают в зоне лесов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему в еловом лесу мало травянистых растений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каких случаях использование людьми деревьев не наносит лесам никакого вреда?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему растения степей и тундры часто опушенные, имеют мелкие, узкие листья? С чем связано возникновение этих приспособлений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему борьба с насекомыми в степи с помощью ядохимикатов приводит к гибели хищных птиц? Составь цепи питания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Песок в пустыне раскаляется до 60º….70º С, а верблюды спокойно ходят по нему и даже ложатся. Почему верблюды не получают ожогов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите причины и последствия влияния деятельности человека на природу пустынь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответы: 1. Поморник, тупик, полярная сова, кречет, кайра, морская чайка, топорик. 2.Из-за сильного испарения воды с поверхности океана. 3.Воздействие снега, гонимого сильными ветрами, не дает тундровым растениям вырастать высокими. Поток кристалликов льда как бы подстригает их. У поверхности земли теплее. 4. Каменный уголь, нефть, газ, золото, алмазы, железная руда, слюда, каменная соль, графит, апатиты, редкие металлы, торф, кварцевые пески, гончарные и фарфоровые глины, янтарь. 5. Хвойные деревья создают густую тень. 6. Сбор ягод, плодов, использование веток ивы для плетения корзин и др. 7. С помощью опушения растения защищаются от солнечных лучей, создают «особый» климат. Узкие листья – приспособление к уменьшению испарения. 8. Грызуны, ящерицы, крупные насекомые → лунь, кобчик, пустельга, курганник, обыкновенный канюк, орел-могильник, степной орел. 9. На ногах и груди у верблюда толстые мозоли. 10. Перевыпас скота - разрушение растительного покрова пустынь, движение песков, пустынная растительность не может повторно их закрепить; засоление почвы – неумеренное орошение; разрушение мест обитания животных - сокращение их численности.













Контрольная работа № 3

«Человек – творец культурных ценностей»

1 вариант

1.Что такое летопись? ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

2.Что такое пиктография?_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

3.Что называют ценностями культуры?______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что представляла собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Почему создание азбуки стало большим событием в жизни Руси?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Кто учился в первых школах на Руси?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Что сделал Петр I для просвещения народа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какой вклад внес М.Ломоносов в развитие страны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какую музыку слушали в древние времена?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какой город называют «Сказкой куполов»? _______________________________________________________







































Контрольная работа № 3

«Человек – творец культурных ценностей»

2 вариант

1.Кого называли скоморохами?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Каких композиторов XIX века ты знаешь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Каких писателей XIX века ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кого объединяло Товарищество передвижников?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Кто автор иконы «Троица»?

_____________________________________________________________________________________________

6.Какие ремесла были развиты на Руси?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Какие обрядовые праздники были на Руси?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Кто архитектор Зимнего дворца? ____________________________________

9. Какие картины написал художник Илья Ефимович Репин?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какие памятники архитектуры XX века вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









































Контрольная работа № 4

«Человек – защитник своего Отечества»

1 вариант

1.Какое историческое событие произошло 15 июля 1240 года? Назовите участников битвы. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какое историческое событие произошло 5 апреля 1242 года? Назовите участников битвы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое историческое событие произошло 8 сентября 1380 года? Назовите участников битвы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое историческое событие произошло 26 августа 1812 года? Назовите участников битвы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что такое Федерация?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое Конституция?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что такое декларация?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие народы населяют нашу страну?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое символ?_________________________________________________________________________________

10. Какие ты имеешь права?_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

11.Какие обязанности имеет гражданин России?_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответы: 1. Битва на Неве; русские и шведы. 2. Ледовое побоище; немецкие рыцари-крестоносцы и русские. 3. Куликовская битва; монголо-татары и русские. 4. Бородинское сражение; русские и французы. 5. Федерация – союзное государство. 6. Конституция – основной закон страны. 7.Декларация – документ, защищающий права человека. 8. Русские, татары, буряты, якуты, башкиры, калмыки, аварцы, ингуши, балкарцы, карелы, удмурды, ненцы, эвенки и др. 9. Условный знак, обозначение.































Контрольная работа № 4

«Человек – защитник своего Отечества»

2 вариант

1.Назови причины войн.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Кто был князем Земли Русской после победы с половцами?

_______________________________________________________________________________________________



3. В каком году произошла битва со шведами?_______________________________________________________



4.С кем сражались русские воины в 1242 году? Какое название получила эта битва? __________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5.В каком году произошла Куликовская битва? _____________________________



6.Какой город стал столицей единой сильной державы после победы над Золотой Ордой? __________________________________________________________________________________________________



7.Когда произошла Отечественная война? Кто в ней сражался? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Когда началась Великая Отечественная война? Сколько дней она продолжалась? ____________________________________________________________________________________________________

9.Какие сражения в годы Великой Отечественной войны были наиболее значимыми? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



10. Кто подписал документ об окончании Великой Отечественной войны?





Ответы: 1. Желание присвоить чужие богатства, иметь власть над людьми, завладеть чужой территорией, заставить людей другой страны работать на себя. 2. Владимир Мономах. 3.В 1240 году. 4.Немецкими рыцарями. Битва на Чудском озере. 5. В 1480 году. 6. Москва. 7. В 1812 году. Русские войска во главе с полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым и французскими войсками под руководством Наполеона. 8. В 1941 году. 1418 дней. 9. Битва под Москвой, Сталинградская битва, Прохоровкой сражение, Курская битва. 10. Георгий Константинович Жуков – полководец, военачальник.













56


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос