В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературы для 11 класса. Ранние рассказы М.Горького. Старуха Изергиль.

Наталья Марычева Наталья Марычева
Тип материала: Урок
просмотров: 8512
Краткое описание
Помощь учителям при подготовке урока.

Описание
Цели:
  1. узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»
  2. уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль
  3. ответить в конце урока на контрольный вопрос.

Оформление доски:
· Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»
Гёте.
· <place w:st=«on»>I.автор
— рабочей среды
— неудовлетворенность, смещение реального и фактического
II. герой
— может быть из низов
— далек от идеала
— дается в социальном окружении
— может быть героическим символом
III. художественные особенности
— новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)
— разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)
— идея – проставление подвига
— сюжет – стремительное динамическое развитие
— гиперболизация качеств
— ритмичность прозы
— речь – напряженная, взволнованная
— множество эпитетов, сравнений, метафор
-связь с современностью

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Ранние рассказы Горького
«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада»
1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра»

«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе.

«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш»
2-ой доклад по рассказу «Челкаш»

«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем?

Гаврила хотел убить Челкаша.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль»

Легенда о Ларре
История жизни старухи Изергиль

«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды»
1-й ученик рассказывает легенду о Ларре
«Сделайте вывод»
Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма.
«Какие художественные средства нам об говорят?»
Эпитеты, метафоры, стравнения
Найдите их.
Работа по тексту
«Что можно сказать о судьбе старухи?»
Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль.

«Сделайте вывод»
Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни.

«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?»
Работа с текстом
Легенда о Данко
«Легенду о Данко нам расскажет…
Ученик рассказывает легенду о Данко

«Сделайте вывод»
Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие.

«Схема рассказа:
Я — Изергиль — Я
(Ларра) (Данко)

Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас… Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?»

Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала.

Докажите вашу мысль ее поступками
Дети приводят примеры

Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему?
Доказывают, отвечая на вопросы.

Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма.
1. эгоцентризм (Лара)
2. эгоизм борьбы за народ (Данко)
3. эгоизм старухи

Какие две гордости есть в рассказе?
Данко и Ларра
Вывод
Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске)
Запись в тетрадь
Контрольные вопросы
1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль»
2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль»
3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»

Домашнее задание
По группам


Пожаловаться 28 сентября 2012
Файлы
Урок (мой)Ранние рассказы Горького.Старуха Изергиль.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок. Ранние рассказы М.Горького.

Эволюция художественной трактовки индивидуализма в рассказе «Старуха Изергиль». Урок-практикум составила Марычева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре

Цели:

  1. узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»

  2. уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль

  3. ответить в конце урока на контрольный вопрос.


Оформление доски:

  • Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»

Гёте.

  • I. автор

- рабочей среды

- неудовлетворенность, смещение реального и фактического

II. герой

- может быть из низов

- далек от идеала

- дается в социальном окружении

- может быть героическим символом

III. художественные особенности

- новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)

- разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)

- идея – проставление подвига

- сюжет – стремительное динамическое развитие

- гиперболизация качеств

- ритмичность прозы

- речь – напряженная, взволнованная

- множество эпитетов, сравнений, метафор

-связь с современностью


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ранние рассказы Горького

«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада»

1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра»


«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе.


«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш»

2-ой доклад по рассказу «Челкаш»


«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем?










Гаврила хотел убить Челкаша.

Анализ рассказа «Старуха Изергиль»


Легенда о Ларре







История жизни старухи Изергиль


«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды»

1-й ученик рассказывает легенду о Ларре

«Сделайте вывод»

Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма.

«Какие художественные средства нам об говорят?»

Эпитеты, метафоры, стравнения

Найдите их.

Работа по тексту

«Что можно сказать о судьбе старухи?»

Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль.


«Сделайте вывод»

Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни.


«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?»

Работа с текстом

Легенда о Данко

«Легенду о Данко нам расскажет…

Ученик рассказывает легенду о Данко


«Сделайте вывод»

Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие.


«Схема рассказа:

Я - Изергиль - Я

(Ларра) (Данко)


Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас.. Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?»





Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала.


Докажите вашу мысль ее поступками

Дети приводят примеры


Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему?

Доказывают, отвечая на вопросы.


Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма.

1. эгоцентризм (Лара)

2. эгоизм борьбы за народ (Данко)

3. эгоизм старухи


Какие две гордости есть в рассказе?

Данко и Ларра

Вывод

Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске)

Запись в тетрадь

Контрольные вопросы

1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль»

2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль»

3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»


Домашнее задание

По группам




Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru