В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие учебные программы. 1 класс. УМК "Школа России"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


п\п

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

вид контроля

ИКТ

дата проведения



НАША РЕЧЬ – 2 ч.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Личностные: Проявлять уважение к языкам других народов.



1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

комб-й

Знакомство с учеб-ником. Знакомство с видами речи.

Различение устной и письменной речи.

Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

Уметь: различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

-строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

текущий

электроное приложение

5.03


2

Русский язык родной язык русского народа.


1

комб-й

текущий

презентация

6.03



ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику.

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Личностные:

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.




3

Текст и предложение (общее представление)

1

.комб-й

.Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка

Уметь: отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

Уметь: озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме

текущий

электроное приложение

7.03


4

Предложение.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль

1

комб-й

Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении.




Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге

текущий

электроное приложение

11.03


5

Диалог.


1

урок- игра

практ.работа

электроное приложение

12.03


СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

Личностные: проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.


6

Р.р.

Роль слов в речи

1


Составление текста по рисунку и опорным словам.


УМЕТЬ:

определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;

различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Составлять текст по рисунку и опорным словам.

текущий

электроное приложение

13.03


7

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.


1

Урок применения знаний и умений

Классификация и объединение слов в тематические группы

списывание с заданием

электроное приложение

14.03


8

Вежливые слова.

1

комб-й

Тематические группы слов.

Употребление прописной буквы в начале предложения

Использовать в речи «вежливые слова»

текущий


15.03


9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.


1

Урок ознакомления с новым материалом

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Уметь правильно оформлять предложение на письме, работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию.


текущий

электроное приложение

18.03


СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Личностные: Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

интерес к новому знанию.



10

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная

1

урок ознакомления с новым материалом

Употребление прописной буквы в начале предложения. Словарь: капуста.

Уметь правильно списывать предложения.

Уметь оформлять предложение на письме.

Сам.

работа

электроное приложение

19.03


11

Деление слов на слоги.

.

1

урок ознакомления с новым материалом

Словарь: лисица.

Деление слов на слоги.

Уметь различать слова, называющие предмет

Текущий

электроное приложение

20.03


12-13

Перенос слов

2

комб-й

Перенос слов по слогам.

Употребление знака переноса.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Знать небуквенные графические средства: черточка (знак переноса) Разв. Речи

Уметь: переносить слова в соответствии с правилами

Текущий

электроное приложение

1,2.04


14

Ударение (общее представление)


1

Урок ознакомления с новым материалом

Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о происхождении слова.

Текущий

электроное приложение

3.04


15

Ударение

1

комб-й

Словарь: сорока, собака.

Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение. Разв. речи.

Текущий

электроное приложение

4.04


ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»;

- находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;

- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;

- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.

Личностные: Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

16

Звуки и буквы.

1

Комб.

Звуки речи и слово. Звуки и буквы. Словарь: весело.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.


Уметь различать звуки и буквы. Уметь записывать слова без пропусков и искажений букв.

текущий

электроное приложение

5.04


17

Звуки и буквы.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь различать звуки и буквы. Уметь записывать слова без пропусков и искажений букв. Разв. речи

Самост.

работа

электроное приложение

8.04


18

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Значение алфавита. Правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарём. Словарь: хорошо.

Уметь: Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знания алфавита при использовании словарями.

Текущий

электроное приложение

9.04


19

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.


1

Комб.

Значение алфавита. Правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарём. Словарь: ученик, ученица, учитель.

Текущий

электроное приложение

10.04


20

Гласные звуки


1

Урок с дидактической игрой

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Уметь различать гласные звуки.

Уметь давать характеристику звука.

Текущий

электроное приложение

11.04


21

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

Урок применения знаний и умений

Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,я,ю и их функции в слове. Слова с буквой э.

С.р. Списывание текста

электроное приложение

12.04


22

Гласные звуки

Слова с буквой э.



1

Комб.

Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Уметь различать звуки и буквы. Уметь записывать слова без пропусков и искажений букв. Разв. речи

Текущий

электроное приложение

15.04


23

Ударные и безударные гласные звуки


1

Урок ознакомления с новым материалом

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Уметь находить ударный слог. Уметь ставить в словах ударение.

Текущий

электроное приложение

16.04


24

Ударные и безударные гласные звуки.

1

Урок применения знаний и умений

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение.

Текущий

17.04


25

Ударные и безударные гласные звуки

1

Комб.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове.

Уметь ставить ударение в словах. Уметь различать произношение и написание. Разв. Речи

Текущий

18.04


26

Проверочный диктант. «Ударные и безударные гласные звуки.»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь правильно записывать текст под диктовку.

Итоговый контроль


19.04


27

Ударные и безударные гласные звуки


1

Комб.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове.

Уметь ставить ударение в словах. Уметь различать произношение и написание.

текущий


22.04


28

Согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки.


1

ознакомление с новыми знаниями

Гласные и согласные звуки. Словарь:

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Уметь различать гласные согласные звуки.

Уметь давать характеристику звука.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Текущий

электроное приложение

23.04


29

Согласные звуки Слова с удвоенными согласными.

1

комб-й


Уметь различать гласные и согласные звуки. Знать гласные звуки и буквы.

Опрос

электроное приложение

24.04


30

Слова с буквами И и Й


1

комб-й

Звук [й] и буква й. Слова со звуком [й’] и

буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный

Уметь различать звук [й] и букву й, писать слова с буквой й, определять путем наблюдения способы переноса слов с Й.

Текущий

электроное приложение

25.04


31

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

комб

Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягкости согласных на письме Ь, Е,Ё,Ю,Я,И.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь.

Текущий

электроное приложение

26.04


32

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1

комб

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. Е,Ё,Ю,Я,И.

Согласные парные и непарные по твёрдости и мягкости. Словарь: ребята.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь.

Работать с форзацем учебника.

Текущий

29.04


33

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

комб

Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь.

Текущий

30.04


34

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


1

Комб.

Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягкости согласных на письме Ь.

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь.

Текущий

электроное приложение

2.05


35

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

Комб.

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. Словарь: пальто.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. Соотносить количество звуков и букв.

Текущий

электроное приложение

3.05


36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


1

Комб.

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. Соотносить количество звуков и букв. Разв. речи.

Текущий


6.05


37

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки.

Различие согласных звонких и глухих звуков

Уметь различать согласные звонкие и глухие звуки

Текущий

электроное приложение

7.05


38

Согласные звонкие и глухие на конце слова.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Способы проверки слов. Словарь: медведь, тетрадь.

Уметь находить проверочное и проверяемое слово.

Знать парные и непарные согласные. Уметь различать произношение и написание слов.

Текущий

электроное приложение

8.05


39

Согласные звонкие и глухие на конце слова.

1

комб

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Способы проверки слов.

Уметь находить проверочное и проверяемое слово. Знать парные и непарные согласные. Уметь различать произношение и написание слов.

Текущий

электроное приложение

10.05


40

Согласные звонкие и глухие

1

комб

Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Способы проверки слов.

Уметь находить проверочное и проверяемое слово. Знать парные и непарные согласные.

Текущий

электроное приложение

13.05


41

Проверочный диктант

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь правильно записывать текст под диктовку. Уметь различать произношение и написание слов.

Итоговый контроль




42

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий

1

развитие речи

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).


текущий


14.05


43

Шипящие согласные звуки

1

Комб.

Словарь: работа.

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж

непарных мягких щ ,ч

Уметь различать шипящие согласные звуки в словах и вне слова.


Текущий

электроное приложение

15.05


44

Проект «Скороговорки»

1

Комб.

Составление сборника «Весёлые скороговорки»

Уметь создавать совместно со взрослыми собственный информационный объект.

Текущий, проект


16.05


45

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ.

1

Комб.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Уметь правильно записывать слова с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ.

Разв. речи

Текущий

электроное приложение

17.05


46

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.


1

Урок с дидактической игрой

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Слово с непроверяемым написанием: машина.

Уметь правильно записывать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу

Текущий

электроное приложение

20.05


47

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь правильно записывать текст под диктовку. Уметь различать произношение и написание слов.

Итоговый контроль


21.05


48

Заглавная буква в словах

1

Комб.

Употребление прописной буквы в именах собственных. Словарь: Москва

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы.

Текущий

электроное приложение

22.05


49

Заглавная буква в словах

1

Урок с дидактической игрой

Употребление прописной буквы в именах собственных.

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы.

Текущий

23.05


50

Заглавная буква в словах

1

Урок применения знаний и умений

Употребление прописной буквы в именах собственных.

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы. Разв. речи

самоконтроль

24.05


51

Проект «Сказочная страничка»

1

Урок обобщения и систематизации знаний


Создавать собственную иллюстрацию и текстовую информацию о любимой сказке.

проект


27.05


52

Повторение

1

Урок применения знаний и умений


Уметь: применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений

проверочная работа


28.05


53

Повторение. Подготовка к комплексной работе

1

Урок применения знаний и умений





29.05


54

Итоговая комплексная работа

1






30.05


55

Повторение

1

Урок применения знаний и умений





31.05











55








год





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

  2. Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс,

  3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

  4. О.Н. Крылова Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. Издательство «Экзамен», М.: 2012

  5. Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.

  6. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний.


Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.


Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.


Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.



Экранно-звуковые пособия


Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные таблицы.


Канакина В.П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронные пособия.


Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.





















Утверждено

на заседании МО

протокол №____от_______

Руководитель МО

________/ ___________/



Администрация городского округа Стрежевой Томской области

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5


Рабочая учебная программа


по курсу « Русский язык »




СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 1

КЛАСС:1 «С»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: на 1 год

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА. Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе программы образовательная система «Школа России», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкина


Ф.И.О.УЧИТЕЛЯ: Фролова Татьяна Александро





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:


  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 45 ч на русский язык после курса обучения грамоте.



Структура курса

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).


Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения

С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Последовательность предложений в тексте.

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.



Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс

(русский язык)

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • все буквы русского алфавита;

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

  • проводить звуковой анализ слов;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;

  • самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

  • использования прописной буквы в именах собственных;

  • написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;

  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

  • правильного написания слов типа пень, яма;

  • правописания слов с непроверяемыми орфограммам







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос