В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Образовательная программа "Гидроэкология для детей"

Татьяна Попивненко Татьяна Попивненко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:10    просмотров: 1299    комментариев: 1
Краткое описание
Сформировать у обучающихся целостную картину водного мира природы родного края; нашей планеты; о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую водную среду и мерах охраны вод и рыбных запасов.

Описание
######
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Детский эколого — биологический центр г. Ростова-на-Дону
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГИДРОЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Программа для детей 7- 11 лет .
Срок реализации 3 года.

Педагог высшей категории
Попивненко Татьяна Мардиросовна
г. Ростов-на-Дону
<metricconverter productid=«2012 г» w:st=«on»>2012 г.
Содержание
1. Пояснительная записка X 3

2.Учебно-тематический план и содержание тем 1-го года обучения X 9

3.Учебно-тематический план и содержание тем 2-го года обучения X 14

4.Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения X 21

5. Отслеживание эффективности и результативности программы X 29

6. Перечень необходимого наглядного, раздаточного и дидактического материалов...............33

7. Литература X 35

8. Приложения X 36
— 2 -
«Человека называю властелином природы,
но мудрость, с которой мы властвуем,
ото природы, не дается, этому надо учиться».
Н.И. Лобачевский
1. Пояснительная записка. Образовательная программа «Гидроэкология для детей» рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, изучающих окружающей мир и естествознание в школе. Программа позволяет в доступной форме познакомить детей с водным миром нашей планеты, а также с экологическими и рыбохозяйственными проблемами реки Дон и Азово — Черноморского бассейна. Авторская программа построена на конкретном многолетнем педагогическом опыте работы в сфере дополнительного образования, что позволяет обеспечить полноценный образовательный процесс экологической направленности. В основу индивидуальной программы «Гидроэкология для детей» положен экологический принцип взаимосвязи организма с окружающей водной средой и влияния антропогенного фактора на водную среду. Актуальность программы. В настоящее время экологическое воспитание детей на базе естественнонаучных знаний приобретает весьма важное значение. Интегрированная в науку система дополнительного экологического образования способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей и созданию условий для их самореализации и самоопределения личности. По мнению рецензента программы « Гидроэкология Донского края » к.б.н. Е.М. Саенко: «Данную работу можно успешно использовать не только на занятиях кружка «Юный гидроэколог», но и рекомендовать для дополнительных занятий в общеобразовательной школе». -3- Особенности программы. За основу программы «Гидроэкология для детей» взята авторская программа «Гироэкология Донского края», которая получила положительную рецензию к.б.н. Е.М. Саенко и докт.биол.наук Н.А.Абросимовой: «Несомненным достоинством программы является то, что на примере гидробиологии пресных вод автором в доступной для школьников форме реализуется последовательно системный подход к формированию современных знаний по экологии. Программа представляет бесспорную теоретическую и практическую ценность с точки зрения экологического воспитания». В 2000 году программа «Гидроэкология Донского края» получила диплом лауреата Областного конкурса авторских программ. Программа первоначально была рассчитана на один год обучения. Впоследствии она была дополнена и расширена двумя блоками: «Тайны водного мира » — 1-ый год обучения и «Флора и фауна водоемов» — 2-ой год обучения. Созданию программы «Гидроэкология для детей» предшествовал семилетний научно-исследовательский и практический опыт работы по подготовке и апробации новых технологий (в том числе проектной и компьютерной) среди обучающихся лицея №20 Первомайского района. ЦЕЛЬ: сформировать у обучающихся целостную картину водного мира природы родного края; нашей планеты; о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую водную среду и мерах охраны вод и рыбных запасов. ЗАДАЧИ: а)пополнить разносторонние сведения о водном мире природы родного края, нашей планеты, тесных экологических связях, существующих в водной среде; б)обучить основным экологическим понятиям и культуре поведения в природе; в)вовлечь каждого кружковца в активный познавательный процесс; г)развивать умение самостоятельно мыслить и расширять свой кругозор при выполнении проектных, опытных и научно-исследовательских работах; д)умение быть терпимым и уважительным к чужому мнению; -4- е)бережно относиться к растительному и животному миру водоемов; ж)пропагандировать охрану вод и рыбных запасов среди населения. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ. Программа « Гидроэкология для детей » рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, когда познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ребенок делает для себя открытия о многогранных связях человека с природой и влиянии человека на природу. В младшем школьном возрасте дети особенно чувствительны к восприятию таких общечеловеческих ценностей как красота, одухотворенность и совершенство мира природы. РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ. Занятия по программе 1-го года обучения блок №1 «Тайны водного мира» проводятся два раза в неделю по 2 часа (общее количество часов за год 144). Занятия по программе 2-го года обучения блок №2 «Флора и фауна водоемов» (216 часов) и 3-го года обучения блок №3 «Водные просторы родного края» (216 часов) проводятся три раза в неделю по два часа. Во время обучения большое внимание уделяется экскурсиям, учебно — экологическим тропам, проектным и исследовательским работам. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. На первом году обучения (блок №1 «Тайны водного мира») дети знакомятся с водным миром нашей планеты и ее обитателями. Узнают о свойствах воды и её значении в природе и в жизнедеятельности человека. Совершают сказочное путешествие с капелькой (круговорот воды в природе). Знакомятся с морями по цвету, понятиями «водоросли», «беспозвоночные животные» и «морские млекопитающие». — 5 - Узнают, как и где зарождалась жизнь на нашей планете, и как шло развитие животного мира на Земле. На практических занятиях обучающиеся проводят опыты с водой, водными растениями и животными, увиденные объекты зарисовывают в альбомы. В процессе обучения дети учатся пользоваться лупой, микроскопом, таблицами, иллюстрациями и определителями. На экскурсиях на природе дети наблюдают за растительным и животным миром наших водоемов. В сквере «Мира» старшие кружковцы проводят учебно — экскурсионную экологическую тропу, которую разработали сами, для младших детей, где знакомят их с высшими растениями и цветами сквера, рассказывают о них легенды и мифы, и в игровой форме обучают кружковцев экологическим знакам и экологической культуре поведения на природе. На втором году обучения (блок № 2 «Флора и фауна водоемов») кружковцы подробно знакомятся с водным миром ручьев, прудов и рек, понятиями «продуценты, консументы, сапрофиты», «Экосистема пруда» и «Загрязнение водоемов». Обучающиеся более подробно узнают о морских богатствах океана: ихтиофауне коралловых рифов и о «царстве морских глубин». Составляют мини — проекты по теме: «Как сохранить океан» и другие. Практические занятия проходят в атмосфере творчества (рисунок, лепка, аппликация), с использованием проектной деятельности, где ребенок может реализовать свои способности и потенциал личности. Для доступного усвоения данного материала применяется игровая форма: викторины, кроссворды. В весенне-летний период обучающиеся посещают зоопарк, ботанический сад, Областной музей краеведения и водоемы в городской черте. На третьем году обучения (блок № 3 «Водные просторы родного края») обучающиеся подробно знакомятся с обитателями реки Дон и особенностями Азово- Черноморского бассейна, с его легендами и мифами. Дети получают углубленную информацию о хрящевых, осетровых и промысловых рыбах данного бассейна. Знакомятся с Красной книгой Ростовской области. На практических занятиях большое внимание уделяется определению моллюсков, рыб из проб с использованием определителей, таблиц, открыток- иллюстраций, просмотру видеофильмов по изучаемым темам, изготовлению наглядных пособий с применением природного материала (коллективное панно «Осетровые рыбы» и т.д.). Обучающиеся в конце года принимают участие в коллективной проектной работе «По страницам Красной книги Ростовский области», где они самостоятельно подбирают литературу и учатся делать мини-доклады, с использованием компьютера и интерактивной доски. — 6 - Отдельные темы: «Рапана — путешественница», « Фонтаны в городской среде», «Улицы Ростова, названные в честь естествоиспытателей» — разрабатываются для научно-исследовательских работ, а результаты — как основа для реферативных докладов на конференциях. ТЕХНОЛОГИЯ, ФОРМЫ и МЕТОДЫ. При составлении программы «Гидроэкология для детей» учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования». Основным становится принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний в различных областях науки. Так, изучая водную среду обитания, затрагиваются знания из области зоологии, ихтиологии гидробиологии, биологии и географии, что создает у младших школьников представление о природе, как о целом организме, где все взаимосвязано и все взаимодействуют. При составлении программы использовался принцип спиралевидности (витков спирали) от простого этапа к сложному этапу. Так, изучая тему «Знакомство с обитателями водоемов», на первом этапе дети получают знания о растениях и животных водоемов, а на втором этапе (более сложном витке спирали) они знакомятся с понятиями «Пищевая цепь питания», «Сообщества», «Экосистема». При конструировании содержания программы применялся принцип технологии личностно-ориентированного обучения, «создание ситуации успеха», при котором между педагогом и детьми устанавливается форма диалога, обучающимся предоставляется творческая свобода (выбор тем проектов, рисунков, таблиц и т.д.), сотрудничество между педагогом, детьми и их родителями. Методика проведения занятий с обучающимися содержит наблюдение, проведение и описание опытов, беседы, дидактические игры, творческие занятия, просмотр видеофильмов, прослушивание магнитофонных записей с голосами птиц и животных, проектные работы с использованием компьютера — все это позволяет создать в детском коллективе атмосферу увлеченности и самореализации каждого кружковца. Большое значение в кружковой работе отводится экскурсионным мероприятиям: посещение музеев, театров, выставок, ботанического сада, зоопарка, экологических троп, водоканала, водоемов и рыбоводных заводов. В процессе этих экскурсионных занятий обучающиеся лучше представляют историю родного края, ее растительный и животный мир, знакомятся с рыбоводными достижениями, с деятельностью учёных и принимают участия — 7 — в природоохранных мероприятия. В структуру программы входят экологические праздники «Всемирный день моря», «Всемирный день защиты морских млекопитающих», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др., сюжетно-ролевые игры, викторины и экологические акции, которые способствуют самореализации личности ребенка, развитию творческой активности, воображения, что, впоследствии, формирует у кружковцев такие качества, как толерантность, коллективизм, дружба, взаимовыручка и личная ответственность за общее дело. -8-

2.Учебно-тематический план и содержание тем 1-го года обучения.

Блок «Тайны водного мира».
Тема Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 2
2. Голубая планета Земля: 2.1.Земля глазами древних людей. 2.2.Как человек открывал Землю. 8 4 4 4 2 2 4 2 2
3. Загадочный мир воды: 3.1.Роль воды в жизни живой природы. 3.2.Свойства воды. 3.3.Путешествие капельки. 3.4.Моря по цвету. 28 4 8 12 4 12 2 4 4 2 16 2 4 8 2
4. Знакомство с обитателями водоемов: 4.1.Водоросли. 4.2.Беспозвоночные животные. 4.3.От рыб до водных млекопитающих. 96 4 14 78 38 2 12 24 58 2 2 54
5. Развитие животного мира на Земле. 5.1.Древние обитатели морского дна. 5.2.От древних рыб до динозавров. 8 2 6 4 4 4 2 2
6. Итоговое занятие: 2 - 2
Итого : 144 58 86
-9- Программа 1-го года обучения. Блок «Тайны водного мира». 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ .(2 ч.) Знакомство с детским коллективом и его интересами. План работы на год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Демонстрация альбомов, фотографий, коллекций и поделок из природного материала, сделанных кружковцами прежних лет. Понятия «Экология»и «Гидроэкология». 2.ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.(8 час.4/4). 2.1.Земля глазами древних людей.(4 час. 2/2). Представление древних людей о форме Земли на примере мифов Древней Индии и Древней Руси. 2.2. Как человек открывал Землю. (4 час. 2/2). На чем стоит Земля, как ее открывали. Пробуждение Земли. Мифы и сказания. Практическая часть: Зарисовываем Землю в представлении древних и современных людей. Работа с пластилином: модель Земли в древнеиндийском и древнерусском представлении, современная форма Земли. 3.ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ВОДЫ. (28 час. 12/16). 3.1.Роль воды в жизни живой природы. (4 час.2/2). Значение воды в жизни растений, животных и человека. Три состояния воды в природе. 3.2.Свойства воды. (8 час.4/4). Практическая часть: Опыты по изучению свойств воды (запах, цвет, вкус, форма, смачивание, очищение и испарение). Зарисовка в тетрадь. Уход за комнатными растениями. Влияние воды на комнатные растения.
-10-
3.3.Путешествие капельки. ( 12 час. 4/8). Круговорот воды в природе. Сказка о небесном путешествии капельки. Значение слов дождь и роса. Практическая часть: Экскурсия на природу: «Наблюдение за облаками», «Наблюдение за дождем». Зарисовка и фиксация увиденного в тетрадь наблюдений. Зарисовка сказочного путешествия капельки (круговорот воды в природе). 3.4.Моря по цвету. (4 час. 2/2). Белое, Черное, Красное и Желтое моря. Их характеристики и особенности. Легенды и мифы о морях. Практическая часть: Просмотр видеофильма «Море». Зарисовка обитателей моря. 4. ЗНАКОМСТВО С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМОВ (96 час.38/58). 4.1.Водоросли. (4 час.2/2). Роль водорослей в водоемах. Микро- и макро- водоросли. Их роль в природе. Практическая часть: Наблюдение за водорослями в аквариуме и зарисовка их в тетрадь. 4.2.Беспозвоночные животные. (14 час. 2/12). Ракообразные обитатели пресных и морских вод, на примере речного рака и краба. Моллюски пресноводные и морские, на примере катушки и рапаны. Кто такие насекомые, и почему их так зовут? Стрекозы и комары — выходцы из воды. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Развитие насекомых на примере комара. Рассказы и мифы о насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Практическая часть: Наблюдение за моллюсками в аквариуме, изучение и зарисовка раковин речных и морских моллюсков. Просмотр видеофильма о насекомых. Аппликация из бумаги «Подводный мир». Игра «Поле чудес» по теме «Насекомые воды». -11- 4.3.Позвоночные: от рыб до млекопитающих. (78 час. 24/-54). Древние рыбы морей и океанов. Пресноводные и морские рыбы. Электрические рыбы. Экзотические рыбы тропических морей. Рыбы гиганты и карлики. Забота о потомстве. Выживание и защита. Аквариумные рыбки. Акклиматизация рыб. Знакомство с амфибиями. Гиганты и карлики среди земноводных. Рассказы о земноводных. Пресмыкающиеся. Их сходство и отличие от амфибий. Крокодил-гигантские древние животные. Крокодиловые фермы. Морские змеи. Рассказы о морских черепахах. Многообразие птиц. Биология и строение птиц. Особенности строения клюва и ног у водоплавающих птиц. Что и как едят водоплавающие птицы. Строительство гнезд. Значение птиц в природе и в жизни человека. Особенности строения тела и биология водных млекопитающих. Первозвери: утконос и ехидна. Синий кит — гигант нашей планеты. Знакомство с усатыми и зубатыми китами. Моржи и тюлени — ластоногие млекопитающие. Почему вымерла морская корова. Охрана морских млекопитающих. Практическая часть: Зарисовка рыб различной формы тела. Определение возраста рыб по чешуе. Уход за аквариумными рыбками. Просмотр видеофильма «Акулы и скаты». Ролевая игра «Зов моря». Определение рыб до вида из фиксированных проб. Аппликация «Рыбка» из семян и листьев. Работа с лупой и микроскопом. Оформление альбомов. Экскурсия в музей краеведения. Просмотр видеофильма «Амфибии и рептилии», составление кроссворда « Водоплавающие птицы» на компьютере. Зарисовка строения клюва и ног у водоплавающих птиц. Определение водоплавающих птиц по голосу (магнитофонная запись). Просмотр видеофильма «Птицы». Аппликация из семян и листьев «Птичка». Изготовление кормушек для зимующих птиц. Подкормка птиц зимой. Просмотр и зарисовка перьев различных птиц (гусь, утка, воробей, голубь). Творческий мини-проект «Птицы наших водоемов»: сбор информации, оформление в виде заметок, рефератов, фотографий и рисунков. Результат — стендовая выставка. Зарисовка водных млекопитающих. Игра «Море чудес». Аппликация из ткани и кожи «Дельфины». Экскурсия в зоопарк. Составление пищевых цепей питания на компьютере, зарисовка их. Творческий мини-проект «Водные млекопитающие»: сбор информации, фотографий, изображений, рисунков и т.д. Результат в виде стендовой выставки. -12- 5. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (8 час.4/4). 5.1. Древние обитатели морского дна. (2час. -/2). Практическая часть: Зарисовка зарождения жизни в древнем море; простейших растений и животных (трилобиты и белемниты). 5.2. От древних рыб до динозавров. (6 час.4/2). Рыбы Девонского периода: беззубая рыба и кладоселейск — первая акула. Ихтиозавр и плезиозавр- древние морские животные. Динозавр — «ужасный ящер». Практическая часть: Просмотр видеофильма « Развитие жизни на Земле». Зарисовка древних рыб и динозавров. 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час.-/2 ). Практическая часть: Подведение итогов за год. Проведение ролевой игры «Зов моря», являющейся диагностикой уровня развития детей 1-го года обучения. Выставка поделок и рисунков обучающихся за год. Обсуждение предложений по изменению программы первого года обучения.
-13-

3.Учебно-тематический план и содержание тем 2-го года обучения

Блок «Флора и фауна водоемов».



Тема

Всего часов

Теория

Практика
1.
Вводное занятие.
4
2
2

2.

Мир ручьев, прудов и рек:

2.1.Растения пресных водоемов.
2.2.Пресноводная фауна.
2.3.Развитие насекомых.
2.4.Экосистема пруда.
2.5.Загрязнение пресных водоемов.


68

22
34
4
6
2

24

6
12
2
4


44

16
22
2
2
2

3.

Океан- наше морское богатство:

3.1.У кромки воды.
3.2.В царстве морских глубин.
3.3.Жизнь в коралловых рифах.
3.4.Морская охота и рыболовство.
3.5.Загрязнение океана.
3.6.Как сохранить океан.


132

16
48
26
18
14
10

48

4
16
10
8
4
6

84

12
32
16
10
10
4

4.

Удивительный мир океанов:

4.1.Путешествие через океан.
4.2.Выживание и защита.
4.3.Чудеса природы.

10

4
2
4

4

2
-
2


6

2
2
2

5.


Итоговое занятие:

2

-

2


Итого

216

78

138
-14-
Программа 2 -го года обучения. Блок «Флора и фауна водоемов». 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (4 час.2/2 ). Обсуждение планов на год. Решение организационных вопросов. Знакомство с понятием «Гидроэкология».Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая часть: Определение с помощью теста экологической установки (автор- Ясвин В.А.), уровня самооценки (модификация Е.А. Ничипорюк), диагностика мотивации прихода в объединение. 2.МИР РУЧЬЕВ ПРУДОВ И РЕК (68 час.24/44). 2.1.Растения пресных водоемов (22час.6/16). Характеристика пресных водоемов.Зоны водоема. Растения плавающие на поверхности воды (ряска, элодея, водокрас лягушачий, рдест плавающий). Растения с корнями в грунте (лютик водяной, кувшинка белая).Мелководная зона (тростник обыкновенный, рогоз широколиственный). Растения береговой зоны (осока, калужница болотная и различные виды ситников). Рост и размножение водных растений из семян (рогоз, ирис желтый). Другие способы размножения (элодея канадская, ряска малая). Насекомоядные растения: росянка и пузырчатка. Практическая часть: Опыт с элодеей канадской «Откуда в воде кислород». Зарисовка опыта. Аппликация из бумаги «Кувшинка белая». Наблюдение за водными растениями из аквариума и зарисовка их. Работа с микроскопом и лупой — особенности строения водных растений. Определение водных растений по определителю и рисункам. Составление кроссворда на компьютере по теме «Водные растения». Экскурсия в ботанический сад. Посещение учебно — экологической тропы, проводимой старшими кружковцами в сквере «Мира». — 15 - 2.2.Пресноводная фауна. (34 час.12/22). Насекомые воды. Жизнь над водой — поденки. На поверхности воды — палочковидная водомерка, клоп- водомерка, ранатра, жук- вертячка. Под водой- водяной скорпион, жук-водолюб большой, жук плавунец. Как питаются насекомые воды. Насекомые — хищники. Животные имеющие раковину и панцирь. Рыбы — обитатели пресных водоемов. Миноги -круглоротые рыбы. Пресноводные хищники: сом, щука, окунь, форель. Мирные рыбы: сазан( карп), красноперка, линь, пескарь. Забота о потомстве у рыб (трехиглая колюшка, бычки). Особенности развития тритона и лягушки. Лягушка и жаба- сходства и отличия. Водоплавающие птицы. Как птицы заботятся о потомстве. Хищники и мирные в птичьем царстве. Агрессивное поведение птиц. Млекопитающие пресных водоемов. Редкие водные млекопитающие. Понятия: продуценты или организмы производители, консументы или организмы — потребители, сапрофиты или организмы — разрушители. Понятие «Пищевая цепь питания». Практическая часть: Зарисовка хищных и мирных рыб, особенности из питания. Рот верхний, прямой, нижний, зарисовка. Изготовление водных животных из природных материалов. Экскурсия на ростовский водоканал. Игра «Поле чудес»: « Рыбы». Уход за аквариумными рыбками. Экскурсия в областной краеведческий музей «Флора и фауна нашего края».Определение рыб по определителю и таблицам. Панно из семян и пластилина «Обитатели пресных вод». Конкурс рисунков «Птицы нашего края». Работа на компьютере «Хищники и мирные млекопитающие». Викторина «Фауна рек и прудов». 2.3.Развитие насекомых (4 час.2/2). Удивительное насекомое — ручейник. От яйца до взрослого насекомого. Практическая часть: Зарисовка насекомых и их особенности развития. 2.4.Экосистема пруда (6 час. 4/2). Понятия экосистема и сообщество на примере пруда. Практическая часть: Работа с таблицей «Экосистема пруда» и зарисовка ее. Наблюдение за аквариумом, как за искусственной моделью экосистемы. -16 - 2.5.Загрязнение пресных водоемов. (2 час.- /2). Практическая часть: Просмотр видеофильма «О влиянии антропогенного фактора на загрязнение окружающей водной среды: отходы предприятий, удобрения с полей, бытовой мусор, ядохимикаты, мытье машин» и зарисовка увиденного. 3. ОКЕАН — НАШЕ МОРСКОЕ БОГАТСТВО. (132 час.48/84). 3. 1.У кромки воды (16час.4/12). Знакомство с Мировым океаном. Важные географические открытия. Жизнь близ полюсов. Антарктика: море и лед. Арктика — на паковом льду. Жизнь между приливами. Жизнь на каменистом дне. Живущие в морском песке. Обитатели высоких утесов. Острова — хранители прошлого. Практическая часть: Просмотр видеофильма «Рождение океана» и «Жизнь на полюсах». Аппликация из природного материала « Белый медведь — житель Арктики». Экскурсия в зоопарк. Викторина «Жизнь на полюсах». Зарисовка обитателей высоких утесов. 3.2.В царстве морских глубин. (48 час.16/32). Моря Тихого океана. Флора и фауна этих морей. Бассейн Северного Ледовитого океана и его обитатели. Индийский и Южный океаны, их особенности. Атлантический океан и его обитатели. Вредные морские организмы: морские древоточцы и камнеточцы (моллюски, черви, ракообразные и морские звезды). Способы защиты от морских древоточцев. Киты, дельфины, кашалоты. Опасные морские животные: кишечнополостные (медузы, актинии), моллюски (конус, тридакна), рыбы (акулы, скаты, барракуды, мурены, электрические и ядовитые рыбы и др.), морские змеи, касатки. Понятия «фитопланктона» и «зоопланктона». Четыре уровня глубины океана. Пелагиаль — зона фотосинтеза в океане. Сублитораль — сумеречная зона. Темная зона. Абиссаль — глубоководная зона. Жизнь в океанских впадинах и глубинах. Современные исследования океанов. Практическая часть: Изучение внешнего вида морского животного на компьютере. Определение морских животных и растений с помощью определителя. — 17 - Изготовление таблиц, оформление стендов и альбомов. Подготовка мини — рефератов по выбранным темам. Просмотр видеофильма «Жизнь в океане» и «Морские млекопитающие». Проектная коллективная работа по теме «Обитатели морских глубин». Коллаж «Морская фантазия» с использованием природных материалов и ткани. Посещение областного музея краеведения. Декоративное панно из шерстяных ниток «Морские рыбы». Конкурс рисунков «Жизнь в океане». 3.3.Жизнь в коралловых рифах. (26 час.10/16). Образование коралловых островов. Понятия «атолл» и «лагуна». Большой Барьерный Риф — одно из чудес света. Многообразие кораллов. Сообщество кораллового рифа. Морская звезда «терновый венец» — враг кораллов. Влияние человеческой деятельности на гибель коралловых рифов. Как защитить коралловый риф. Практическая часть: Определение и зарисовка кораллов из коллекций, открыток и фотографий. Просмотр фрагментов из видеофильма «В поисках Немо». Лепка кораллов из соленого теста. Коллективная работа « В гостях у Немо » с использованием природных материалов и соленого теста. Викторина «Угадай коралл». 3.4.Морская охота и рыболовство (18 час.8/10). История развития китобойного промысла. Трагедия китов. Промысел морских черепах. Основные морские промысловые рыбы: сельди, треска, минтай, хек, морской окунь и др. Промысел беспозвоночных животных: ракообразные, моллюски, иглокожие и др. Практическая часть: Ознакомление с промысловыми морскими рыбами с помощью компьютера и зарисовка их. Лепка морских рыб из соленого теста. Посещение аквариума в зоопарке. Работа с лупой и микроскопом: определение возраста у рыб по чешуе, костям и отолитам. 3.5.Загрязнение океана. (14 час.4/10). Бытовые отходы. Промышленные отходы. Сельскохозяйственные отходы. Радиоактивные отходы. Отрава с небес. Отходы морских судов и затонувших танкеров- катастрофа на Аляске. Экологические катастрофы в морях Атлантического океана: Черное, Азовское, Средиземное. — 18 - Практическая часть: Просмотр видеофильма «Угроза океану». Подготовка и проведение мини- рефератов по теме «Загрязнение океана». 3.6.Как сохранить океан. (10час.4/6). Программа ООН по защите окружающей среды: борьба с радиоактивными отходами, промышленными и бытовыми отходами. Борьба с нефтяными пятнами. Программа по ограничению и регулированию охоты и рыболовства в морских водах. Движение зеленых — «Гринпис». Практическая часть: Коллективная работа: составление и зарисовка экологических знаков по охране окружающей морской среды. Просмотр видеофильма « Как спасти океан». Проведение экологической акции «Вода — это жизнь». 4. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОКЕАНОВ ( 10 час.4/6). 4.1.Путешествие через океан. (4 час. 2/2). Саргассово море и его особенности. Тайна рождения угря. Практическая часть: Особенности строения тела угря, зарисовка его. Лепка из пластилина цикл развития угря. 4.2.Выживание и защита ( 2 час.-/2). Практическая часть: Рыбные «косяки», щупальцы и шипы — это способы выживания и защиты у водных организмов. У медузы – физалии — щупальцы, у морской звезды и ежа- шипы- колючки, у спрута чернильное облако. Зарисовка защитных органов у водных животных. 4.3.Чудеса природы (4 час.2/2). Природное партнёрство — симбиоз и его значение. Лишайники (водоросли + грибы) — замечательный пример симбиоза. Рак — отшельник и актиния. Рыба- клоун и крупная актиния. Рыба — горчак и беззубка. Рыбка номиус и медуза. Акула и рыбки — лоцманы. Практическая часть: Конкурс рисунка «Взаимопомощь в природе». Лепка из соленого теста «Животные друзья» — 19 - 5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час.-/ 2). Практическое занятие: Подведение итогов за год. Определение с помощью теста экологической установки (автор Ясвин В.А.), уровня самооценки (модификация Е.А. Ничипорюк), диагностики мотивации прихода в объединение. Выставка поделок и награждение победителей. — 20 -

4.Учебно-тематический план и содержание 3-го года обучения

Блок «Водные просторы родного края».



Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Связь пресноводных организмов со средой
обитания:

2.1 Абиотические и биотические факторы.
2.2.Морфологические и физиологические
приспособления водных организмов.
2.3. Флора и фауна Донского края (низовья р.Дон).


76
18
30

28

42
10
18

14

34
8
12

14

3.

Фауна Азово-Черноморского бассейна:

3.1.Особенности Азовского и Черного морей.
3.2.Беспозвоночные животные морей.
3.3.Хрящевые рыбы.
3.4.Осетровые рыбы.
3.5.Промысловые рыбы.
3.6.Морские рыбы.
3.7.Морские птицы и млекопитающие.
3.8.Красная книга Ростовской области.

124

12
10
14
16
20
22
20
10

42

2
2
4
4
8
10
8
4

82

10
8
10
12
12
12
12
6

4.

Охрана вод и рыбных запасов Азово- Донского края.


12

6

6

5.

Итоговое занятие.


2

-

2

Итого:
216
90
126
— 21-
Программа 3 года обучения

Блок «Водные просторы родного края».

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 час./-).

Обсуждение планов на год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление обучающихся с летними коллекциями беспозвоночных животных. Определение с помощью теста экологической установки (автор-Ясвин В.А.), уровня самооценки ( модификация Ничипорюк Е.А.), диагностики мотивации прихода в объединение. 2.СВЯЗЬ ПРЕСНОВОДНЫХ ОРГАНИЗМОВ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ.(76 час.42/34). 2.1.Абиотические и биотические факторы. (18 час. 10/8). Характеристика пресноводных водоемов: естественных — реки, озера; искусственных — пруды. Важнейшие абиотические факторы (свет, температура, кислород, прозрачность и т.д.), и адаптация к ним живых организмов. Понятие гидробионты. Экологическая классификация гидробионтов: нектон (рыбы, земноводные и активно перемещающиеся насекомые); планктон (фито- и зоопланктон); бентос — донные организмы (черви, моллюски, ракообразные, личинки насекомых и т.д.). Биотические факторы и их характеристика: внутривидовые и межвидовые взаимодействия. Конкуренция: межвидовая и внутривидовые, борьба за пищу. Практическая часть: Изучение физических и химических свойств воды. Влияние температуры, солености и рН на простейшие организмы. Знакомство с микромиром водоема. Работа с лупой и микроскопом. Зарисовка объектов наблюдений. Составление списков беспозвоночных и позвоночных животных водоема. Зарисовка их в альбомах. — 22 - 2.2.Морфологические и физиологические приспособления водных организмов. (30 час. 18/12). Приспособления водных животных к условиям данной среды обитания. Морфологические: плавники и жабры (рыбы), перепонки на лапах и ногах (земноводные, птицы, млекопитающие), форма рта у рыб зависит от характера питания (верхний, средний, нижний), клюв длинный ( цапля, кулик), широкий плоский (утки, лебеди). Физиологические приспособления: нерестовые миграции рыб, залегание на дно и в падание в спячку. Три типа приспособительной окраски: 1- защитная, позволяет организму слиться с фоном и стать менее заметным (камбала, скат); 2- предупреждающая, (жерлянка), 3 — подражательная (морской дракон похож на пучок водорослей). Практическая часть: Просмотр видеофильма «Приспособление водных животных к среде обитания». Изготовление учебно-наглядного пособия по теме «Приспособления животных». Посещение зоопарка и наблюдение за животными. Сбор материалов и выступление с докладами по экскурсии в зоопарк. Конкурс на лучший рисунок «Мой любимый зверь». Коллективная творческая работа лепка из пластилина « Наш зоопарк ». 2.3.Флора и фауна Донского края( низовья реки Дон). (28 час.14/14). Дон — самая крупная река нашей области. Легенды и сказания о «Доне-батюшке». Почему именуют нашу реку «тихим Доном». Значение слов: «исток, русло, устье». Водные растения реки Дон и приспособление их к водной среде. Беспозвоночные животные реки Дон и их значение в пищевой цепи питания. Осетровые рыбы — богатство Донского края. Белуга — самая крупная рыба реки Дон. Мирные и хищные рыбы. Хозяйственное значение. Водные амфибии и рептилии реки Дон. Значение их в природе. Содержание земноводных и пресмыкающихся в домашних условиях. Птицы пресных вод Донского края. Особенности их биологии: ухаживание в брачный период (чомга, зимородок и кряква), строительство гнёзд (камышовка тростниковая, береговая ласточка, оляпка и чомга). Забота о потомстве (цапли, пеликаны), защита птенцов (малый зуёк, малые поганки). -23-
«Рыбоядные» птицы, их польза и вред в рыбном хозяйстве. Водные млекопитающие: водяная полевка, ондатра, выдра, европейская норка — их биология и значение в природе. Выхухоль — исчезающее животное ровесник мамонта. Практическая часть: Работа с картой Ростовской области. Работа с фотографиями и иллюстрациями водных растений. Определение и зарисовка водных растений из коллекций. Работа с микроскопом и лупой: фиксированные пробы зоопланктона и фитопланктона из реки Дон. Определение моллюсков с помощью определителей. Работа с природным материалом (ракушки, семена. листья, перья и мех). Панно «Сказочный мир воды». Наблюдение за катушкой в аквариуме: питание, дыхание, кладки икринок, их количество, цвет, развитие. Оформление уголка природы и уход за аквариумом. Викторина «Путешествие по родному краю». Экскурсия на водоем. 3. ФАУНА АЗОВО- ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА. (124 час.42-82). 3.1.Особенности Азовского и Черного морей. ( 12 час.2/10). Характеристика Азово — Черноморского бассейна. Мифы и легенды о наших южных морях. История древнего подводного города Диоскурии у берегов Сухуми. О морской воде Азовского и Черного море. Реки впадающие в эти моря. Значение Азовского и Черного морей в природе и жизнедеятельности человека. Практическая часть: Знакомство с географическим положением, территорией и границами Азово- Черноморского бассейна на карте. Работа с картой (определение места — нахождения рек). Составление кроссворда на компьютере по теме «Реки и моря». Просмотр видеофильма «Черное море». Конкурс рисунков «Море». 3.2.Беспозвоночные животные ( 10 час.2/8). Кишечнополостные. Медузы — предсказатели шторма. Медузы: красавица аурелия и ядовитая пилема (корнерот). Мифы и легенды о медузах. — 24 - Обитатели песчаного дна: гаммарусы, рак — отшельник, песчаная креветка, краб- плавунец. Легенда о раке — отшельнике, названном в честь Диогена. Роль ракообразных в биоценозе песчаного дна. Моллюски двустворчатые и брюхоногие. Промысловые моллюски: мидии и устрицы. Рапана — враг мидий. Значение моллюсков в пищевой цепи питания. Практическая часть: Просмотр видеофильма « Жизнь в Черном море ». Зарисовка животных. Коллективный творческий проект «Беспозвоночные моря». Оформление проекта и слушание и оценка докладов. 3.3.Хрящевые рыбы. ( 14 час.4/10). Акула — катран или «морская собака». Биология акулы и ее значение для человека. Скаты — родственники акул. Скат — хвостокол или морской кот. Морской кот — опасная рыба. Особенности ската — морской лисицы. Питание и размножение хрящевых рыб. Практическая часть: Присмотр видеофильма «Акулы и скаты». Зарисовка хрящевых рыб. Коллективная работа — оформление стенда «Акулы и скаты». Составление пищевых цепей питания на компьютере. Лепка из пластилина хрящевых рыб. Викторина « Хрящевые рыбы ». 3.4.Осетровые рыбы- древние рыбы. (16 час.4/12). Характеристика «красных рыб». Стерлядь- единственный пресноводный вид осетровых (опреснённая часть Таганрогского залива). Белуга — самый крупный вид осетровых. Осетр и севрюга их биология и проблема нерестилищ. Как появился бестер или гибрид (белуга+стерлядь). Осетроводство и его проблемы. Значение осетровых рыб в природе и в жизнедеятельности человека. Практическая часть: Определение осетровых рыб из фиксированных проб по таблицам и определителям. Зарисовка рыб. Коллективная работа панно «Осетровые рыбы» с использованием природного материала, пластилина, ниток. Экскурсия на рыбоводное хозяйство со обучающимися старших классов. -25- 3.5.Промысловые рыбы.(20час.8/12). История рыболовства на Руси. Тюлька — основная промысловая рыба Азовского моря. Основные объекты промысла в Черном море: хамса, сельдь, скумбрия, ставрида, кефаль, камбала, бычки и др. Промысловые карповые рыбы Азовского моря и Таганрогского залива: тарань, рыбец, чехонь, толстолобик, лещ и сазан. Как судак заботится о потомстве. Причины сокращения промысловых видов рыб. Практическая часть: Работа с иллюстрациями « Промысловые рыбы Азовского и Черного морей». Зарисовка рыб. Составление схем пищевых цепей питания для рыб Азово-Черноморского бассейна. Определение рыб из проб по определителю и таблицам. Экскурсия в зоопарк «Аквариум». 3.6.Морские рыбы.( 22 час. 8/14). Кто такие морские рыбы, их особенности. Меч — рыба — крупный хищник. Знакомство с рыбой сарган и морским петухом. Морская игла и морской конёк- заботливые папаши. Рыбы пришельцы из Средиземного моря. Практическая часть: Просмотр видеофильма «Рыбы Черного моря». Зарисовка ихтиофауны Черного и Азовского морей. Работа с таблицами и иллюстрациями открыток по теме рыбы Азово — Черноморского бассейна. Определение рыб по картинкам на компьютере. Коллективная творческая работа по морским рыбам Черного моря. Подбор материалов, систематизация их и подготовка докладов к выступлениям на занятиях в объединении. 3.7.Морские птицы и млекопитающие.(20 час. 10/10). Чайка — морская птица. Связь поведения чаек с погодой. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску» т.е шторм. Черноголовый хохотун — реликтовая чайка т.е., обитала во времена древнего моря Тэтис. Маленькая черноморская уточка — нырок. Предание о нырке — древнегреческом царевиче Эсаке. Баклан — прекрасный летун и ныряльщик. -26-
Дельфины — морские звери Черного моря. Дельфин — белобочка, часто встречающийся дельфин Азово — Черноморского бассейна. Афалин — самый крупный дельфин наших вод. С 1966года введен запрет промысла дельфинов в нашей стране. Дельфин — брат человека. Слово «дельфин» происходит от греческого слова «дельфос» — «брат». Научно-исследовательские работы проводимые с дельфинами в дельфинариях в наших южных городах. Практическая часть: Зарисовка птицы в альбомы. Прослушивание голосов птиц на компьютере. Лепка из теста «Морские птицы и звери ». Сбор реферативного материала по теме «Морские животные» и прослушивание докладов. Просмотр видеофильма «Киты и дельфины».Зарисовка морских млекопитающих. 3.8.Красная книга Ростовской области. ( 10 час. 4- 6). Знакомство обучающихся с Красной книгой Ростовской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенные в Красную книгу Ростовской области. Практическая часть: Коллективная творческая работа по составлению «Экологического проекта по страницам Красной книги Ростовской области».Подготовка литературно- поэтического сценария по Красной книге с участием обучающихся. Изготовление наглядных пособий из природного материла к теме «Красная книга — Животный мир». Составление кроссворда «Редкие животные». Работа на компьютере: учимся составлять синквейны — стихотворения из пяти строк с большим объемом информации. 4.ОХРАНА ВОД И РЫБНЫХ ЗАПАСОВ АЗОВО- ДОНСКОГО КРАЯ ( 12 час. 10 — 2 ). Охрана региональных водных источников. Рыбные запасы края и их охрана. Акклиматизационные мероприятия. Искусственное рыборазведение. Понятия «Заповедники и заказники». Государственный природный заповедник «Ростовский» район озера Маныч — Гудило. Донской заповедник в дельте реки Дон. -27-
Практическая часть: Экскурсия на «Детскую экологическую станцию Ростовского водоканала». Изготовление плакатов: «Сохраним нашу воду», «Береги каплю», «Вода-это жизнь» 5.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 час. — /2). Практическая часть: Тестирование по пройденным темам (программа трех лет). Проведение игры « Что? Где? Когда?» по теме «Водные просторы родного края»
Пожаловаться 24 сентября 2012
Файлы
Обсуждение материала
  • Ивлева Юлия
    30 сентября 201219:49
    Ивлева Юлия

    Уважаемая Татьяна, пожалуйста перезагрузите вашу программу в виде файла Word, а на странице портала оставьте только пояснительную записку. Это будет удобнее для пользователей Портала.
    С ув. модератор.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru