В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по учебному предмету "Химия. Базовый уровень" (10 класс)

Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс

п/п

ур


Тема

Тип

урока

Содержание темы урока

Требования к уровню подготовки

Дата

прим

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

план

факт

Введение в органическую химию (4ч).

1

1

Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии


Дать первоначальное представление об органических веществах, познакомить с особенностями их состава, строения и свойствами в сравнении с неорганическими веществами. Показать некоторые причины многообразия органических веществ и продолжить их выяснение в ходе дальнейшего изучения предмета. Сформировать понятие о явлении изомерии, изомерах, структурных формулах, отражающих порядок соединения атомов в молекулы.

Знать определение органической химии, что изучает данная наука; различие между орг. и неорганических веществ, особенностями строения и св-в орг. веществ.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




2 -3


2 -3


Основные положения ТХС А.М. Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях


Познакомить с основными положениями ТХС органических веществ А.М.Бутлерова и научить доказывать эти положения на примере органических и неорганических веществ. Показать значение теории А.М.Бутлерова для развития науки, промышленности.

Знать предпосылки возникновения теории строения орг. веществ, основные положения теории ТХС и их доказательства. Иметь представ-ление об изомерии и изомерах, уметь записывать структурные формулы орг. в-в (полные, сокращ), определять изомеры. Знать как образуется ковалентная связь, способы её разрыва.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




4


4

Семинар по теме:

« Теория химического строения А.М. Бутлерова. Электронная природа химических связей в органических соединениях».


Продолжить формирование мировоззренческих понятий; на примере органических синтезов подвести учащихся к идее о материальном единстве органических и неорганических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.





Отработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках.

Умения давать логически связанные ответы, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи




Углеводороды и их природные источники (23ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (7ч)

5

1

Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов.


Дать понятие о химическом, пространственном и электронном строении вещества (у предельных углеводородов). На примере метана познакомить с sp3-гибридизацией электронных облаков атома углерода, указать длину связи, валентный угол; дать понятии, о тетраэдрическом строении молекулы метана. Сформировать понятие о зигзагообразном строении углеводородной цепи у предельных углеводородов, т.е. доказать пространственное строение этих веществ.

Демонстрация: шаростержневые модели молекулы метана

Лабораторный опыт: изготовление моделей молекул алканов(пластилин)

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать общую формулу алканов. Знать значение орг. химии

Умения устанавливать причинно-следственные связи




6

2

Номенклатура и изомерия алканов. Составление формул и изомеров алканов


Ознакомить с понятием гомологии, гомологической разности, указать различное строение углеводородов, при котором атомы углерода могут соединяться в цепи (у предельных) и в циклы (у циклопарафинов). Ознакомить с правилами названия веществ и составлением формул по современной (систематической) номенклатуре.

Демонстрация: таблицы

Уметь составлять формулы по названию., называть вещества по международной

номенклатуре

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




7

3

Физические и химические свойства алканов


Научить составлять уравнения химических реакций, доказывающие химические свойства предельных углеводородов; объяснять эти свойства, (сравнительную химическую стойкость, способность вступать в реакции замещения и т.д.), исходя из строения предельных углеводородов.


Уметь характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




8

4

Получение и применение алканов


Провести грань различия между понятием «гомолог» и «изомер».

Демонстрация: примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях; пропан-бутановая смесь для зажигалок, бензин, парафин.

Знать области применения алканов. Знать способы получения алканов

Умения устанавливать причинно-следственные связи




9

5

Решение задач: определение молекулярной формулы по массовым долям


Научить составлять для данного органического вещества формулы гомологов и изомеров, называть их, решать расчетные задачи на определение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения)

Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения), на основе плотности вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




10

6

Циклоалканы


Продолжить формирование понятий о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами применением предельных углеводородов.

Иметь понятие о циклических углеводородах. Знать физич и химич свойства циклопарафинов в сравнении с алканами. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства циклопарафинов. Знать практич применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




11

7

Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях»


Показать большое народно-хозяйственное значение предельных и циклопарафинов, нахождение их в природе, основные промышленные способы их получения. Научить изготавливать модели молекул органических веществ, решать задачи на определение молекулярной формулы газообразных веществ.

Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы. Уметь практически определять наличие углерода. Водорода, хлора в органических веществах, проводить наблюдения. Делать выводы; соблюдать правила по ТБ

Умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




Тема 3. Непредельные углеводороды (6ч)

12

1

Электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд алкенов. Номенклатура и изомерия алкенов.


Дать понятие о классификации непредельных углеводородов (этиленовых, диеновых, ацетиленовых). Познакомить учащихся с особенностями строения этиленовых углеводородов: наличие в молекуле кратных углерод - углеродных связей, с sp2 , sp -гибридизацией, способами образования и свойствами σ- и π-связями. Демонстрация: таблица алкены

Знать определение непредельных ряда этилена, общую формулу. Уметь объяснять образование σ- и π-связей, их особенности, записывать молекулярные, структурные, электронные формулы, обозначать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию записывать формулы. Знать четыре вида изомерии для этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи














13

2

Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена. Получение и применение алкенов.


Познакомить учащихся с физическими, химическими свойствами этиленовых, диеновых, ацетиленовых углеводородов, закрепить умения записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. Демонстрация: горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой, раствором КМпО4

Образцы изделий из полиэтилена.

Знать физические и химические свойства алкенов. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкенов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




14

3

Практическая работа № 2 «Получение этилена и опыты с ним»


Научить учащихся давать сравнительную характеристику разных гомологических рядов непредельных углеводородов: выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого.

Знать лабораторный способ получения этилена, правила по ТБ. Уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями. Уметь проводить наблюдения, делать выводы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




15

4

Понятие о диеновых углеводородов. Природный каучук.


Дать первоначальные представления о высокомолекулярных соединениях. Расширить понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах на основе электронных представлений. Показать причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением непредельных углеводородов. Рассказать о широком использовании непредельных углеводородов для разнообразных синтезов; показать значение каучука в современной жизни. Научить учащихся раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеродов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций.

Демонстрация: отношение каучука и резины к органическим растворителям, таблица алкины, получение ацетилена карбидным способом;горение ацетилена; взаимодействие его с бромной водой и раствором КМпО4.

Знать определение диеновых углеводородов, общую формулу, химические свойства, области применения. Уметь записывать структурные формулы диеновых, составлять формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства углеводородов ряда диенового ряда. Знать строение и свойства и применение натурального каучука.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




16

5

Электронное и пространственное строение алкинов, гомологический ряд алкинов. Номенклатура и изомерия алкинов


Знать определение алкинов, общую формулу. Уметь записывать структурные формулы гомологов ацетилена, называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




17

6

Физические и химические свойства алкинов Получение и применение алкинов.


Знать физические и химические свойства алкинов. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкинов. Знать практическое применение, способы получения.



Умения устанавливать причинно-следственные связи




Тема 4. Ароматические углеводороды (4ч)

18

1

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.


Продолжить знакомство учащихся с другими рядами углеводородов – непредельными. Дать понятие о классификации непредельных углеводородов (этиленовые, диеновые, ацетиленовые). Познакомить с особенностями строения непредельных углеводородов: наличием кратных углерод - углеродных связей, с sp2 и sp- гибридизацией, способами образования и свойствами σ – и π- связей. Расширить знания учащихся о видах структурной изомерии: изомерии положения кратных связей, изомерии взаимного положения кратных связей, изомерия веществ, принадлежащим в разным гомологическим рядам. Сформировать понятие о новом виде изомерии – пространственной (геометрической) – цис – транс - изомерии. Продолжить раскрывать причины многообразия органических веществ. Демонстрация:

бензол как растворитель отношение бензола к раствору KMnO4

горение бензола, нитрование бензола.

Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получения и области применения. Уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства бензола. Иметь понятия о ядохимикатах, условиях их использования в с\х на основе требований охраны природы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




19

2

Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов


Познакомит с физическими и химическими свойствами этиленовых, диеновых, ацетиленовых углеводородов. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. Научить давать сравнительную характеристику разных гомологических рядов непредельных углеводородов: выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого. Дать первоначальные представления о ВМС. Расширить понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах на основе электронных представлений.

Иметь представления о гомологах бензола. Знать строение молекулы толуола, его свойства, применение. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




20-21

3-4

Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.


Показать причинно-следственную связь между строением, свойствами применением непредельных углеводородов. Рассказать о широком использовании непредельных углеводородов для разнообразных синтезов; показать значение каучука в современной жизни и т.д. Научить раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеводородов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций.



Знать классификацию углеводородов. Уметь сравнивать состав, строение, свойства всех изученных рядов углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи (состав –строение - свойства→применение). Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органичес-ких веществ, материальное единство органических и неорганических веществ. Уметь приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, умозаключения




Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка (6ч)

22

1

Природный и попутный

нефтяной газы.


Дать учащимся понятие о природных источниках углеводородов: природном и попутном газах, нефти, каменном угле.

Лабораторный опыт: работа с коллекцией природных источников и продуктов их переработки.

Знать состав природного и попутного газов, области их применения. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих превращения углеводородов. Знать основные месторождения природного газа

Умения устанавливать причинно-следственные связи




23

2

Нефть и её переработка


Познакомить со способами переработки природного газа, нефти, каменного угля как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ. Показать значение важнейших нефтепродуктов и способа охраны природы от загрязнения. Объяснить причины снижение доли нефти в топливно-энергитическом балансе страны и увеличение использования природного и путного газов в качестве горючего в автотранспорте. Рассказать о перспективах получения жидкого горючего из твердого топлива. Познакомить с основными направлениями развития энергетики в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственного использования углеводородного сырья, показать роль химии в решении энергетических проблем.

Демонстрация: модель нефтеперегонной установки.

Лабораторные опыты: ознакомление с продуктами нефтепереработки



Знать состав и свойства нефти, нефтепродукты и области их применения. Имеет представления об октановом числе, детонационной стойкости бензинов. Уметь объяснять по схеме процесс перегонки нефти. Знать основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в стране, месторождения нефти.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




24

3

Крекинг нефти


Знать сущность термического и каталитического крекинга, риформинга. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих процесс крекинга, превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




25

4

Коксохимическое производство.


Знать сущность процесса коксования. Основные продукты и области применения. Знать об основных направлениях развития энергетики в стране и проблема-ми изменения структуры народ-нохозяйственного использования углеводородного сырья, о реше-нииях проблемы получения жидкого топлива из угля, о роль химии в решении энергетических проблем.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




26

5

Углеводороды


Научить раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеводородов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций, подготовиться к контрольной работе

Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы

Умения устанавливать причинно-следственные связи




27

6

Контрольная работа

1 по теме «Углеводороды».


Провести контроль ЗУН

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




Кислородосодержащие органические вещества (19ч).

Тема 6. Спирты и фенолы . (6часов)

28

1

Предельные одноатомные спирты: строение, номенклатура, изомерия

гомологический ряд, физические свойства. Водородная связь


Дать первоначальные понятия о кислородосодержащих веществах (спирты, фенолы). Познакомить со строением спиртов, фенолов, дать понятие о функциональной группе атомов и взаимном влиянии ее на свойства вещества. Объяснить сущность и значение водородной связи. Развить понятие изомерии: познакомить с изомерией положения функциональной группы и изомерией между одноатомными спиртами и простыми эфирами. Научить доказывать взаимное влияние атомов в молекулах спиртов и фенолов на основе электронных представлений. Продолжить формирование мировоззренческих знаний: умение характеризовать свойства и применение изучаемых веществ, на основе их состава и строения (доказательство причинно-следственной зависимости); разъяснить влияние количественных изменений (увеличение углеводородного радикала, числа функциональных групп) на качественные (изменение свойств).

Знать определение спиртов, состав и строение; сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов. Показывать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




29

2

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.


Сформировать знания о химических свойствах спиртов и фенолов, научить записывать уравнения химических реакций (замещения – с металлическим натрием и хлороводородом, дегидратации – меж – и внутримолекулярной, окисления и др.). Демонстрация: сравнение спиртов в гомологическом ряду(растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием), взаимодействие с бромоводородом.

Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства спиртов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




30

3

Применение и получение спиртов. Губительное действие спиртов на организм.


Дать представление о промышленных способах получения спиртов, оптимальных условиях их осуществления.

Демонстрация: действие спирта на белок.

Знать основные области применения спиртов, вытекающие из их свойств. Знать способы получения спиртов(лабораторный и промышленный). Уметь записывать уравнения реакций, отражающие способы получения спиртов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




31

4

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.


Продолжить формирование знаний о генетической связи между различными органическими веществами (углеводо-родами и спиртами). На основе эксперимента познакомить учащихся с качественными реакциями на одно-атомные и многоатомные спирты и фенол. Демонстрация: количественный опыт выделение водорода из этилового спирта Демонстрация: взаимодействие глицерина с натрием.

Лабораторные опыты: растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (ΙΙ).

Знать определение многоатомных спиртов. Их представителей. Знать состав, строение, свойства и применение глицерина и этиленгликоля. Уметь записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства многоатомных спиртов. Уметь сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Знать причины сходства и различия. Уметь проводить качественную реакцию с гидроксидом меди (ΙΙ).




32

5

Фенолы. Охрана окружающей среды от фенола.


Сформулировать знания учащихся о губительном воздействии спиртов на организм человека. Познакомить с вопросами охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Демонстрация: растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании; вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты: взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи.

Знать определение, состав, строение, свойства и применение фенола. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций. Уметь предсказывать свойства фенола на основе его строения и записывать уравнения реакций. Уметь определять фенол по характерным реакциям. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.




33

6

Генетическая связь между спиртами и углеводородами.


Обобщение и закрепление знаний по теме

Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




Тема 7. Альдегиды . (3ч)

34

1

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.


Продолжить знакомство с кислородо-содержащими соединениями на примере альдегидов. Дать понятие об альдегидной функциональной группе, рассмотреть электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональной группы, а также взаимное влияние функциональ-ной группы и углеводородного радикала в молекуле.

Лабораторные опыты: окисление муравьиного и уксусного альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди(ΙΙ) окисление спирта в альдегид

Знать определение альдегидов, строение молекулы, способы получения, области применения уксусного и муравьиного альдегидов

Уметь составлять структурные формулы альдегидов, называть по систематической номеклатуре.


Умения устанавливать причинно-следственные связи




35

2

Свойства альдегидов.


Познакомить с химическими св-ми альдегидов, дать им объяснения на основе строения. Пояснить особенности реакций окисления и восстановления в органической химии, Рассмотреть генетическую связь между кислородо-содержащими соединениями и углево-дородами. Научить составлять уравне-ния реакций, характеризующих св-ва веществ и их генетические связи. Продолжить формирование мировоззренческих понятий; показать причинно-следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения данных веществ; переход количественных изменений в качественные при рассмотрении гомологического ряда альдегидов и изменении их физических свойств с увеличением масс. Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей. Демонстрации: взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II)

Лабораторные опыты: получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Уметь доказывать хим. свойства альдегидов, записывать уравнения реакций.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




36

3

Формальдегид
и ацетальдегид: получение и применение.



Знать промышленные и лабораторные способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи




Тема 8.Карбоновые кислоты (6ч)

37

1

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура


продолжить знакомство с кислородосодержащими соединениями на примере карбоновых кислот. Дать понятие об карбоксильной функциональной группе, рассмотреть электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональной группы, а также взаимное влияние функциональной группы и углеводородного радикала в молекуле.

Знать состав карбоновых кислот, понятие карбоксильной группы.

Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть по международной номенклатуре

Умения устанавливать причинно-следственные связи




38

2

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Химические свойства


Познакомить с химическими свойствами карбоновых кислот, дать им объяснения на основе строения. Научить составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ и их генетические связи. Указать общее, частное и единичное при рассмотрении свойств веществ (муравьиной кислоты). Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей.

Демонстрации: общих свойств кислот (взаимодействие с индикатором, активным металлом, раствором щелочи, соли, образование более слабой кислоты); взаимодействие стеариновой и стеариновой кислот со щелочью

отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия

Уметь записывать молекулярные, структурные, электронные формулы кислот, показывать на смещение эл. плотности и распределение зарядов в молекуле. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. Уметь доказывать хим. Свойства кислот, записывать уравнения реакций.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




39

3

Получение карбоновых кислот и применение.


Знать способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи




40

4

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.


Уметь приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами

Умения устанавливать причинно-следственные связи




41

5

Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот».


Научить составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ и их генетические связи, выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого.

Уметь предполагать наблюдаемые явления, делать предварительные выводы, записывать реакции

Умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




42

6

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».


Уметь определять по характерным реакциям спирты, альдегиды, кислоты, проводить реакции между ними, получать органические вещества. Делать выводы, записывать реакции

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

43

44

1-2

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.


Дать понятие о строении, свойствах и применении сложных эфиров. На примере реакции этерификации развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, условиях смещения химического равновесия. Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах. Демонстрация: получение изобутилового эфира уксусной кислоты

Знать определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение. Уметь составлять формулы, называть их. Уметь записывать уравнение гидролиза и этерификации, знать условия осуществления этих реакций

Умения устанавливать причинно-следственные связи




45

3

Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.




Познакомить с превращениями жиров пищи в организме, ролью жиров в питании. Ознакомить учащихся со способами переработки жиров в технике (гидролиз, гидрирование), условиями их осуществления, значением данных процессов. Рассмотреть замену пищевого сырья непищевым. Дать понятие о синтетических моющих средствах, показать различие в свойствах мыла и СМС. Раскрыть проблему защиты природы от загрязнения СМС. Научить применять знания о закономерностях химических реакций при определении условий проведения реакции этерификации и гидролиза сложных эфиров, жиров, объяснить промышленные способы переработки жиров.

Лабораторные опыты. 1.Растворимость жиров, доказательство
их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств

Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства.

Уметь записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его. Знать как происходит превращение жиров пищи в организме. Иметь представление о замене пищевых жиров в технике непищевым сырьем. Знать некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнении СМС.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




46

4

Контрольная работа

2 «Кислородосодер-жащие органические вещества» (по темам № 6,7,8,9)


Провести проверку ЗУН

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




Тема 10. Углеводы (7 ч)

47

1

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы.


Познакомить учащихся с важнейши-ми представителями углеводов: моносахаридами(глюкоза, пентозы), дисахаридами(сахароза), полисахаридами(крахмал, целлюлоза), их строением, свойст-вами, превращениями в процессе жизнедеятельности организмов. Дать понятие о различных изомерных формах молекул моносахаридов – линейной и циклической. Демонстрация: взаимодействие глюкозы с оксидом серебра

Лабораторные опыты: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(ΙΙ)

Знать классификацию углеводов, состав, строение.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




48

2

Свойства глюкозы. Применение


Уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения. Иметь представление об изомере глюкозы - фруктозе, знать области применения глюкозы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




49

3

Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.


Расширить представление о природных полимерах

(крахмал и целлюлоза), их строении молекул (линейном и разветвленном). Познакомить с техническим применением полисахаридов – промышленном получении искусственного волокна(ацетатного). Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу(крахмал и целлюлоза), строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза.

Демонстрация: гидролиз сахарозы, гидролиз целлюлозы

Лабораторные опыты: 1.Взаимодействие крахмала с йодом. 2.идролиз крахмала

3.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон (коллекция «Волокна»)

Знать строение молекулы сахарозы, технологию получения сахарозы из сахарной свеклы, применение. Уметь составлять реакцию гидролиза

Умения устанавливать причинно-следственные связи




50

4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение


Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.

Знать области применения полисахаридов, знать качественную реакцию на крахмал, превращения крахмала пищи в организме.

Умения устанавливать причинно-следственные связи




51

5

Целлюлоза, ее строение и химические свойства


Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.


Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




52

6

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно


Иметь представления о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации.


Умения устанавливать причинно-следственные связи




53

7

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»


Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу(крахмал и целлюлоза), строению, свойствам, указывать причину сходства и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза

Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с органическими веществами.

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




Азотсодержащие органические соединения (9ч).

Тема 11. Амины. Аминокислоты (4ч)

54

1

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение


Познакомить учащихся с новыми классами органических веществ: аминами, аминокислотами. Дать понятие о строении данных веществ на основе электронных представлений. Показать, что амины являются производными аммиака. Познакомит с химическими свойствами, научить составлять уравнения химических реакций, сравнивать свойства аминов с аммиаком, аминокислот с карбоновыми кислотами и аминами, объяснять причину сходства и отличия. Ввести новые понятия об органических основаниях и объяснить их строение и свойства на основе протолитических представлений, особенностях амфотерности органических соединений. На примере предельных ароматических аминов (анилина) показать смещение электронной плотности в молекуле. Взаимное влияние атомов. Способствовать дальнейшему развитию представлений о неисчерпаемом многообразии органических веществ, зависимости их свойств от строения, создание новых веществ. Показать большое практическое значение аминов(анилина), аминокислот.

Знать определение класса аминов, строение, свойства, применение.

Уметь составлять структурные и электронные формулы, давать названия. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака, указывать причину сходства и различия

Умения устанавливать причинно-следственные связи




55

2

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.


Знать определение аминокислот, строение, свойства, применение.

Уметь записывать структурные формулы, составлять изомеры, давать названия . Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. Свойства аминокислот, доказывать их амфотерность

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




56-57

3-4

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.


Делать выводы, записывать реакции

Умения устанавливать причинно-следственные связи




Тема 12. Белки (5ч)

58

1

Белки — природные полимеры. Состав и строение.


Познакомить с составом, строением, свойствами и биологическими функциями белков и нуклеиновых кислот. Показать, что белки являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в приро-де идет от простых форм до более сложных. Познакомить учащихся с особенностями строения белковых молекул (четыре уровня организации) Показать. что первичная структура молекулы белка (полипептидная цепь) состоит из остатков λ-аминокислот, а многообразие химических свойств и функций белков объясняется образова-нием более сложной вторичной и третичной структур. Рассказать об успехах в изучении и синтезе белков. Роли микробиологической промыш-ленности в решении продовольст-венных проблем. Для понимания биологической функции нуклеиновых кислот, познакомить с составом и строением нуклеотидов, особенностя-ми строения ДНК и РНК, показать роль нуклеиновых кислот в жизнедея-тельности организмов.

Лабораторные опыты: Цветные реакции на белки (биуретовая и

ксантопротеиновая реакции).

Демонстрация:- компакт диск «Сложные химические соединения»

Знать состав белков.

Уметь составлять уравнения реакции образование простейших дипептидов и их гидролиза

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




59

2

Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.


Знать качественные реакции на белки

умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы




60

3

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.

Нуклеиновые кислоты.



Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




61-62

4-5

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные

с применением лекарственных препаратов.


Уметь применять полученные знания, умения и навыки

Навыки самообразования: умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы




Синтетические полимеры (8ч)

63

1

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации.


Дать учащимся понятие о синтетических высокомолекулярных веществах и полимерных материалах на их основе (пластмассы, синтетические волокна и каучуки). Познакомить со строением, свойствами и применением данных соедине­ний Дать понятие полимера, макромолекулы, структурного звена макромолекулы, различных структур полимеров (линейной ,разветвленной пространственной). Охарактеризовать реакции синтеза высокомолекулярных соединений - полимеризации и поликонденсации, условий их осуществления. Углубиггь теоретические- значения учащихся введением понятий: мономер, степень полимеризации средняя молекулярная масса полимеров, кристаллическое и аморфное строение полимеров, стереорегулярное строение Рассмотреть свойства полимерных материалов (пластмасс, волокон, каучуков), исходя из их строения, охарактеризовать области применения в зависимости от свойств полимеров. Познакомить учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в области высокомолекуляр-ных соединений: создание полимеров с заранее заданными свойствами, развитие производства композиционных материалов.

Лабораторные опыты - работа с коллекцией пластмаcc, волокон, каучуков

Демонстрации: Коллекции «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки»

Знать основные понятия химии ВМС

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации

умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы




64

2

Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность.


Знать области применения ВМС на основе их свойств

составлять схемы, делать умозаключения, выводы.




65

3

Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.


Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации

Умения сравнивать, обобщать, высказывать суждение о свойствах веществ на основе их строения и наоборот




66

4

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.



Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию




67

6

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.



сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения




68

7

Практическая работа № 6 «Распознавание пластмасс и волокон».


Закрепить практические навыки по определению пластмасс и волокон.

Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с органическими веществами.





69

8

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.


Проверка ЗУН

Уметь применять полученные знания, умения и навыки





70

9

Итоговая контрольная работа за курс органической химии


Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров