В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Общий подход к формированию УУД

Ирина Сыреева Ирина Сыреева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 5090
Краткое описание
Для того, чтобы достичь планируемых результатов в соответствии с ФГОС необходимо правильно выбрать УМК, авторы которых продумывают системность как в урочной деятельности, так и во внеурочной, создавая надпредметные программы, а также курсы внеурочной деятельности

Описание
Общий подход к формированию УУД.
 «Прежде, чем делать что-то, необходимо сначала научиться.
Но научиться можно, только начав делать»
Аристотель. В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000...» указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы: 1 этап – приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; 2 этап – формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; 3 этап – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; 4 этап – контроль. Этот же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др. Следовательно, для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов: 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; 4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Соответственно осуществляется системно – деятельностный подход. Каким образом используется данный подход в образовании? Инвариантная часть включает в себя поэтапное формирование УУД на уроках. Во внеурочной деятельности отрабатываются и применяются УУД в различных комбинация, в разных сочетаниях, в разных ситуациях, в разных целях. Переносиз учебных предметов и образовательных областей предметных знаний и умений, универсальных учебных действий в реальные жизненные ситуации.
Развитие и закреплениеих.
Применениеих в новых комбинациях, в новых условиях — школьной и внешкольной среды, в реальных жизненных ситуациях.
Формирование личного опыта использования предметных знаний, умений и универсальных учебных действий в новых ситуациях.
Подход в зависимости от направления изучаемого курса.
Основа системности отвечает на вопросы: зачем учиться, что изучать, как изучать. Зачем учиться? Стать хорошим работником, образованным, культурным человеком, уметь учить себя. Что изучать? Ремёсла, науку, культуру материальных и духовных ценностей, изучать культуру как процесс разных видов деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Как изучать? Какие способы использовать? Больше запоминать, больше работать руками, освоить научные способы познания мира, освоить способы овладения разными видами деятельности. На что опирается системность? На связь предметных, метапредметных, личностных результатов, которые позволяют системное и глубокое усвоение предметных знаний и умений, а также развитие личности ребёнка. Центральным звеном системности являются метапредметные результаты, а именно формирование УУД посредством системно – деятельностного подхода. Как выглядит системный подход на конкретном учебном материале, в конкретном классе? Формируемое УУД отрабатывается в системе: урочная и внеурочная деятельность. Например, На уроке русского языкапо теме «Мягкий знак, как показатель мягкости и разделительный мягкий знак» детям предлагается записать словаСемья, пальто, мальчик, листья, вьюга, коньки в 2 столбика, не указывая признака. По какому признаку разбили слова на группы? На уроке математики учитель предлагает задание: разделить данные выражения 15-7, 14-7, 7+8, 6+8, 15-9, 10+5, 9+5 на группы. В данном случае можно разбить на 2 группы по 2 существенным признакам (сложение и вычитание, целое 14, целое 15). На уроке окружающего мира Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков. Внеурочная деятельность Развитие речи Игра «Пятый лишний» Водитель, водолаз, водный, подводный, водица. РПС Разбей снежинки на группы Экология Выбрать из данных правил — верные (например, по теме «Поведение в лесу»). Реализовать данную модель можно, применяя в образовательном процессе такое педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…», современные образовательные технологии и надпредметные программы. Каждое образовательное учреждение составляет программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования. Наша школа в программе формирования УУД опирается на связь личностных и метапредметных результатов; на типовые задания, нацеленные на развитие личностных результатов; познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; на роль образовательных технологий в формировании личностных и метапредметных результатов. Так как на всех учебных предметах реализуется комплекс УУД, то мы остановимся лишь на отдельных предметах в качестве примера. Задания, нацеленные на развитие личностных результатов: (например) Окружающий мир. 1 класс. Учебник 1-го класса, ч. 2 (с. 72) На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Формируется умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.) Задания, нацеленные на развитие регулятивных УУД: Литературное чтение Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста. Математика В учебнике 1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «!» на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью. Задания, нацеленные на развитие познавательных УУД: Окружающий мир. Учебник 1 класса, ч. 2 (с. 53) Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.) Отличительной чертой всех учебников Образовательной системы «Школа 2100» является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Все задания учебника сопровождаются инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.) Задания, нацеленные на развитие коммуникативных УУД: К первому направлению развития коммуникативных УУД можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока); Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.) Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик). Средством формирования УУД на уроках и занятиях внеурочной деятельности также является использование образовательных технологий деятельностного типа. Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроках и занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) создаётусловия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. Технология оцениванияобразовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Проектная деятельность Технология оцениванияобразовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Для того, чтобы достичь планируемых результатов в соответствии с ФГОС необходимо правильно выбрать УМК, авторы которых продумывают системность как в урочной деятельности, так и во внеурочной, создавая надпредметные программы, а также курсы внеурочной деятельности; обеспечивают учителя необходимым методическим конструктором, методическими рекомендациями.
Пожаловаться 23 сентября 2012
Файлы
Общий подход в УУД.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Общий подход к формированию УУД.

«Прежде, чем делать что-то, необходимо сначала научиться.
Но научиться можно, только начав делать»

Аристотель.

В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000...» указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы:

1 этап – приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация;

2 этап – формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;

3 этап – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;

4 этап – контроль.

Этот же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

Следовательно, для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Соответственно осуществляется системно – деятельностный подход. Каким образом используется данный подход в образовании?

Инвариантная часть включает в себя поэтапное формирование УУД на уроках. Во внеурочной деятельности отрабатываются и применяются УУД в различных комбинация, в разных сочетаниях, в разных ситуациях, в разных целях.

Перенос из учебных предметов и образовательных областей предметных знаний и умений, универсальных учебных действий в реальные жизненные ситуации.

Развитие и закрепление их.

Применение их в новых комбинациях, в новых условиях - школьной и внешкольной среды, в реальных жизненных ситуациях.

Формирование личного опыта использования предметных знаний, умений и универсальных учебных действий в новых ситуациях.

Подход в зависимости от направления изучаемого курса.

Основа системности отвечает на вопросы: зачем учиться, что изучать, как изучать. Зачем учиться? Стать хорошим работником, образованным, культурным человеком, уметь учить себя. Что изучать? Ремёсла, науку, культуру материальных и духовных ценностей, изучать культуру как процесс разных видов деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Как изучать? Какие способы использовать? Больше запоминать, больше работать руками, освоить научные способы познания мира, освоить способы овладения разными видами деятельности.

На что опирается системность? На связь предметных, метапредметных, личностных результатов, которые позволяют системное и глубокое усвоение предметных знаний и умений, а также развитие личности ребёнка.

Центральным звеном системности являются метапредметные результаты, а именно формирование УУД посредством системно – деятельностного подхода.

Как выглядит системный подход на конкретном учебном материале, в конкретном классе?

Формируемое УУД отрабатывается в системе: урочная и внеурочная деятельность. Например,

На уроке русского языка по теме «Мягкий знак, как показатель мягкости и разделительный мягкий знак» детям предлагается записать слова Семья, пальто, мальчик, листья, вьюга, коньки в 2 столбика, не указывая признака. По какому признаку разбили слова на группы?

На уроке математики учитель предлагает задание: разделить данные выражения 15-7, 14-7, 7+8, 6+8, 15-9, 10+5, 9+5 на группы. В данном случае можно разбить на 2 группы по 2 существенным признакам (сложение и вычитание, целое 14, целое 15).

На уроке окружающего мира

Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков.

Внеурочная деятельность

Развитие речи

Игра «Пятый лишний»

Водитель, водолаз, водный, подводный, водица.

РПС

Разбей снежинки на группы

Экология

Выбрать из данных правил - верные (например, по теме «Поведение в лесу»).



Реализовать данную модель можно, применяя в образовательном процессе такое педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…», современные образовательные технологии и надпредметные программы.

Каждое образовательное учреждение составляет программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.

Наша школа в программе формирования УУД опирается на связь личностных и метапредметных результатов; на типовые задания, нацеленные на развитие личностных результатов; познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; на роль образовательных технологий в формировании личностных и метапредметных результатов.

Так как на всех учебных предметах реализуется комплекс УУД, то мы остановимся лишь на отдельных предметах в качестве примера.

Задания, нацеленные на развитие личностных результатов:

(например) Окружающий мир . 1 класс. Учебник 1-го класса, ч. 2 (с. 72)

На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.

(Формируется умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.)

Задания, нацеленные на развитие регулятивных УУД:

Литературное чтение

Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста.

Математика

В учебнике 1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «!» на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.


Задания, нацеленные на развитие познавательных УУД:

Окружающий мир. Учебник 1 класса, ч. 2 (с. 53)

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.)

Отличительной чертой всех учебников Образовательной системы «Школа 2100» является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Все задания учебника сопровождаются инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)



Задания, нацеленные на развитие коммуникативных УУД:

К первому направлению развития коммуникативных УУД можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока);

Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).


Средством формирования УУД на уроках и занятиях внеурочной деятельности также является использование образовательных технологий деятельностного типа.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроках и занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.


Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) создаёт условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Проектная деятельность

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Для того, чтобы достичь планируемых результатов в соответствии с ФГОС необходимо правильно выбрать УМК, авторы которых продумывают системность как в урочной деятельности, так и во внеурочной, создавая надпредметные программы, а также курсы внеурочной деятельности; обеспечивают учителя необходимым методическим конструктором, методическими рекомендациями.



Модель внеурочки.rar
Войдите для скачивания файлов
ОБЩИЙ ПОДХОД в УУД.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru