В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ФГОС НОО: новая система требований к ОП

Ольга Хворых Ольга Хворых
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 8466
Краткое описание
В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.

Описание
ФГОС НОО: новая система требований к ОП.

Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколения.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Подчеркнем, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Новыми функциями стандарта являются:

– формирования российской (гражданской) идентичности;

– гуманизация образования и всей школьной деятельности;

– обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;

– обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

Инновационный характер нового стандарта можно выразить следующими концептуальными тезисами:

– определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;

– ориентация на развитие вариативности образования;

–системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);

– определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;

– восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;

– новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.
Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что стандарт второго поколения:

– является инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;

– инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

– инструментом реализации государственной политики в сфере образования.

В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте второго поколения представлены три группы требований (три Т):

– требования к структуре основных общеобразовательных программ;

– требования к результатам освоения основных образовательных программ;

– требования к условиям реализации основных образовательных программ.

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему. 

Требования к структуре основных общеобразовательных программ являются основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.

В п. 6 ст. 9 новой редакции Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». 

2.Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания. Этот компонент нового стандарта наиболее значим для учителя в повседневной педагогической деятельности. Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности. 

3.Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения системы общего образования. Требования включают нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения стандарта.

В соответствии с этими требованиями нужно определить какие изменения необходимы.

Какие новые задачи встают перед учителем в первом блоке требований?

1.Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной 

-на становление их гражданской индентичности… 

-укрепление физического и психического духовного здоровья 

2.Выявление и отбор способов и средств формирования УУД обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и прочее…) 

3.Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам. 

4.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа. 

Во втором блоке требований учитель осуществляет

1.Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов 

2.Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования. 

3.Составление (выбор) комплексных проверочных работ 

4.Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащегося) 

5.Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

В третьем блоке – требование к условиям реализации:

1.Разработка и реализация плана методической работы ( в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности).

2.Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем).

3.Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.

4. Внутреннее принятие философии ФГОС ; 

5. Методическая и дидактическая готовность к работе ; 

6. Знания нормативно-правовой базы; 

7. Готовность к изменению системы оценивания

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные инструкции

• осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, 

• обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме; 

• осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает обучающимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ. 

• составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие; 

• своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия. 

• обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеучебной деятельности. 

• обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС. 

• осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей. 

Пожаловаться 23 сентября 2012
Файлы
ФГОС НОО новая система требований.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ФГОС НОО: новая система требований к ОП.

Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколения.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Подчеркнем, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Новыми функциями стандарта являются:

формирования российской (гражданской) идентичности;

гуманизация образования и всей школьной деятельности;

обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;

обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.


Инновационный характер нового стандарта можно выразить следующими концептуальными тезисами:

определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;

ориентация на развитие вариативности образования;

системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);

определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;

восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;

новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.



Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что стандарт второго поколения:

является инструментом обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;

инструментом формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

инструментом реализации государственной политики в сфере образования.

В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте второго поколения представлены три группы требований (три Т):

требования к структуре основных общеобразовательных программ;

требования к результатам освоения основных образовательных программ;

требования к условиям реализации основных образовательных программ.


1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса. Они включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ являются основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.

В п. 6 ст. 9 новой редакции Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».


2.Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания. Этот компонент нового стандарта наиболее значим для учителя в повседневной педагогической деятельности. Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности.


3.Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения системы общего образования. Требования включают нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения стандарта.


В соответствии с этими требованиями нужно определить какие изменения необходимы.

Какие новые задачи встают перед учителем в первом блоке требований?

1.Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной

-на становление их гражданской индентичности…

-укрепление физического и психического духовного здоровья

2.Выявление и отбор способов и средств формирования УУД обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и прочее…)

3.Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.

4.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа.

Во втором блоке требований учитель осуществляет

1.Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов

2.Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

3.Составление (выбор) комплексных проверочных работ

4.Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащегося)

5.Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

В третьем блоке – требование к условиям реализации:

1.Разработка и реализация плана методической работы ( в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности).

2.Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем).

3.Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.

4. Внутреннее принятие философии  ФГОС ;

5. Методическая и дидактическая готовность к  работе ;

6. Знания нормативно-правовой базы;

7. Готовность к изменению системы оценивания


Учитель начальных классов выполняет следующие должностные инструкции

  • осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых  ФГОС,

  • обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям  ФГОС и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;

  • осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает обучающимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

  • составляет тематические планы  работы  по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие;

  • своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных  работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

  • обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеучебной деятельности.

  • обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым  ФГОС.

  • осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.


ФГОС новая система требований.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: