В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Введение в предмет" (к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»)

Елена Бугинова Елена Бугинова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12  голосов:4    просмотров: 1513
Краткое описание
Основная цель: популяризация знаний об учебном курсе и осознанный выбор определенного модуля для дальнейшего изучения учащимися.

Описание
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Одним из направлений ФГОС на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.
С этой целью в учебный план начального общего образования была включена такая обязательная предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основной задачей данной области является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Этические нормы в нашей стране претерпели серьезный кризис как в советское время, так и после распада СССР и образования новой России. Глобализация плохо организованной рыночной экономики, внутренние распри и конфликты привели к эрозии духовно-нравственных начал в российском обществе, негативно сказались на системе образования и воспитания. Наконец, пришло осознание того, что развитие страны, ее подлинная модернизация и само существование российского народа невозможны без духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.
Актуальность данной методической разработки отражает необходимость решения культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем в курсе преподавания основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе.
Новизна заключается в презентационном способе проведения занятия, ориентирующим учебное содержание на совместное осмысление педагогом, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков, а также направленном на создание информационного пространства, способствующего осознанию значимости и важности изучаемого предмета в целом и отдельного модуля учебного курса. Методическая разработка не входит в календарно-тематическое планирование.
Занятие разработано с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Совокупность представленных методов и приемов способствуют достижению цели, задач, а также планируемых результатов. Занятие проводится до начала изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» с обучающимися и с их родителями, поскольку выбор законных представителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля. Родители так же, как и их дети, являются участниками занятия, но на помощь приходят в случае крайней необходимости, тем самым предоставляя наибольшую самостоятельность школьникам.
В зависимости от количества участников занятие может проводиться как в классе, так и в актовом зале (конференцзале) при необходимом материально-техническом обеспечении. Эффективность занятия в большей степени зависит от коммуникативных способностей учителя. Обязательно проведение динамической паузы. В случае, если время проведения занятия превышает 40 мин., то в течение занятия проводится 2-3 динамические паузы.
Цель:
 познакомить учащихся и родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики»
Задачи:
Образовательные:
 формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики; о духовных ценностях: Отечестве, нравственности, долге, милосердии, миролюбии и их понимании как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Развивающие:
 развивать способности участников занятия к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, а также представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Воспитательные:
 воспитывать основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, толерантность, бережное отношение к духовным ценностям, интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
 иметь первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики.
2. Личностные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся формируется:
 образ мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
 доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
 этические чувства как регуляторы морального поведения, осознание ответственности за благосостояние общества;
 положительная мотивация к изучению нового учебного курса через приобретение новых знаний, стремление совершенствовать свои способности.
3. Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную на основе ситуации неожиданности;
 ставить учебную задачу на основе соотнесения имеющихся знаний о религии и неизвестного о курсе, ее изучаемого.
 принимать и сохранять учебную задачу при изучении учебного курса в целом и отдельного учебного модуля;
 в зависимости от задания выполнять предлагаемые учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные:
 уметь находить необходимую информацию через привитие навыков пользования справочной литературой (энциклопедией религий);
 знать религиозные культуры, уметь дифференцировать их по видам;
 преобразовывать имеющуюся и полученную информацию об учебных модулях в графические модели в виде кластера и рефлексивных таблиц.
Логические:
 определять основания и критерии для выбора конкретного учебного модуля на основе осознания его ценностных ориентаций;
 уметь анализировать информацию о каждом учебном модуле с точки зрения фактов, позитивного мышления, проблем, эмоций, творчества, философии.
Коммуникативные:
 уметь использовать способности к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
 освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в паре, в группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя).
Материально-техническое обеспечение урока:
Индивидуальные рабочие места (столы, стулья), компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, энциклопедии религий из расчета одна на парту, индивидуальные карточки: с рефлексивными таблицами «Знаю – хочу узнать – узнал(а)», «Соедини стрелками части каждого высказывания», «Соотнесение понятий»; карточки с заданиями для групп, шариковые ручки, тетради (блокноты) для записей, комплект учебников к учебному курсу ОРКСЭ.
Пожаловаться 12 сентября 2012
Файлы
Методическая разработка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
ОРКСЭ.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru