Учебно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры», 4 класс
№ п/п |
Наименования раздела (с указанием часов), тема урока |
Дата |
Типология уроков |
Цель урока (образовательная) |
Основные понятия |
Формирование УУД |
Виды и способы деятельности |
Контрольно-измерительные материалы |
Электронные образовательные ресурсы |
Оборудование |
||
План |
Факт |
|||||||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
||||||||||||
1. |
Россия – наша Родина |
|
|
УИНМ |
Рассказать, чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют. |
Россия – наша многонациональная Родина. Традиции. Ценности. Духовные традиции. |
Личностные |
Рассуждения, размышления, беседа. |
|
Фильм «Мульти-Россия» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
Блок 2. Основы православной культуры. Часть 1. 16 часов. |
||||||||||||
2. |
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. |
|
|
Урок-рассуждение. |
Прийти к пониманию, что человек вкладывает в понятие «культура». Прийти к выводу, какие мысли несет религия. |
Культура. Религия. Бог. |
Познавательные |
Рассуждения, размышления, беседа. |
|
|
Телевизор, DVD-плеер. |
|
3. |
Человек и Бог в православии |
|
|
Урок-познание. |
Рассказать о сотворении мира, подвести к пониманию того, что человек – «образ Божий» |
Душа, «образ Божий», Творец. |
Познавательные |
Рассуждения, размышления, беседа. Работа с иллюстрациями. |
|
Видеофрагмент «Христианские причти» |
|
|
4. |
Православная молитва. |
|
|
Урок-исследование |
Дать понятия о том, что такое православие, что значит слово благодать, кто такие святые, о молитве Отче наш |
Царство Божие, ангел, православная молитва. |
Познавательные, коммуникативные |
Рассуждения, размышления, беседа. Работа с молитвой «Отче наш» |
|
|
|
|
5. |
Библия и Евангелие. |
|
|
Урок-познание |
Показать происхождение Библии, рассказать о Евангелие, кто такие христиане. |
Библия, православные христиане, Евангелие, христианство, Ветхий Завет. |
Познавательные |
Знакомство с Евангелие, работа по презентации «Суд Соломона» |
|
Презентация «Суд Соломона» |
ПК, мультимедиапроектор |
|
6. |
Учение Христа |
|
|
Урок-познание |
Показать учащимся, чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь |
Нагорная проповедь, Заветы Христа, Добра и Зло. Православный крест. |
Коммуникативные |
Чтение Евангелие исцеление «расслабленного», Заветы. |
|
Видеофратмент «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
7. |
Христос и Его Крест |
|
|
Урок-размышление |
Рассказать, как Бог стал Человеком, почему Христос не уклонился от казни. Показать символику креста. |
Боговоплощение. Жертва Христа. Крест Христов. Распятие. |
Коммуникативные, познавательные |
Слова казнимого Христа (чтение из Библии). Нарисовать и объяснить символику православного Креста |
|
|
|
|
8. |
Пасха |
|
|
Урок-познание и рассуждение. |
Подвести к пониманию, что воскресенье – не только день недели, что такое Пасха, как праздную Пасху. |
Пасха Православная. Воскресение Христово. Спаситель. Пасхальное яйцо. Кулич. |
Коммуникативные |
Чтение Христианского гимна. Привестсвие христиан во время празднования Пасхи. Чтение стихотворения Майкова «Христос Воскрес!» |
|
Видоефрагмент «Русская Пасха» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
9. |
Православное учение о человеке |
|
|
Урок-лабораторное занятие. |
Подвести к пониманию того, что человек – «образ Божий» |
Душа, «образ Божий», Творец. |
Регулятивные |
Рассуждения, размышления, беседа. Работа с иллюстрациями. |
|
Видеофрагмент «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
10. |
Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии |
|
|
Урок-размышление |
Подвести к пониманию понятия «совесть» и «раскаяние». Показать, почему в православии важно понятие «покаяние» |
Совесть, раскаяние, Таинство Причастия |
Познавательные |
Беседа, размышление детей, жить по Заповедям |
|
Видеофрагмент «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
11. |
Заповеди |
|
|
Урок-рассуждение |
Показать значение Заповедей в жизни христианина и каждого человека. В чем сходство воровства и убийства? Почему зависть гасит радость? |
Заповедь, заповедник заповедный, добросердечный человек |
Регулятивные, коммуникативные |
Беседа, размышление после просмотра фрагмента «Христианские притчи» |
|
Видеофрагмент «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
12. |
Христианская этика. Милосердие и сострадание. |
|
|
Урок-рассуждение |
Подвести к пониманию, чем милосердие отличается от дружбы? Кто такой милосердный человек? Кого называем ближним? |
Милосердие, милостыня, |
Коммуникативные |
Чтение из Евангелия «Притча о добром самаряныне» Работа над мини-сочинением «Ближний для меня это…» |
|
|
|
|
13. |
Золотое правило этики. |
|
|
Урок-размышление |
Показать, что такое «золотое правило этики», как должны строиться взаимоотношения человека в современном мире. |
Неосуждение |
Регулятивные |
Беседа по картине «Христос и грешница». Как Христос защитил ее? Чтение Слова Христа из Евангелие. |
|
|
|
|
14. |
Православный храм и другие святыни. |
|
|
Урок-экскурсия |
Экскурсия в храм Знамения пресвятой Богородицы с. Черкасское с целью наглядно объяснить устройство православного храма |
Ковчег, спасение, алтарь, Царские врата, приделы. |
Познавательные |
Размышление о том, как нужно вести себя в православном храме, как обращаться к священнику, к прихожанам. |
|
|
|
|
15. |
Христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство) |
|
|
Урок-ознакомление |
Показать каноны иконописи на Руси, познакомить с различными иконописными школами. |
Икона – изображение невидимого, лампада, фрески |
Познавательные |
Беседа, просмотр презентации |
|
Презентация «Русская икона» |
ПК, мультипроектор |
|
16. |
Творческие работы учащихся. |
|||||||||||
17. |
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Блок 3. Основы православной культуры. Часть 2. 12 часов. |
||||||||||||
18. |
Православие в России |
|
|
УИНМ |
Рассказать об истории возникновения христианства на Руси, о выборе веры князем Владимиром Святым |
Владимир Святой, крещение Руси |
Познавательные |
Просмотр анимированной презентации «Выбор религии Владимиром Святым», беседа по презентации |
|
Анимированная презентация «Выбор религии Владимиром Святым» |
ПК, мультипроектор |
|
19. |
Понятие «Подвиг» в православии. |
|
|
Урок-рассуждение |
Подвести к пониманию понятия «подвиг» в православии. |
Подвиг, подвижничество |
Познавательные |
Рассуждения и размышления с детьми о месте подвига в нашей жизни. Примеры современных подвигов. |
|
|
|
|
20. |
Заповеди блаженства. |
|
|
Урок-размышление |
Подвести к пониманию того, что Заповеди Христа должны стать образцом поведения. Можно ли в настоящее время жить по Заповедям Христа? |
10 Заповедей. Совесть. Моисей. Синайская гора. |
Регулятивные |
Чтение Заповедей из Евангелия, беседа, размышление после просмотра фрагмента «Христианские притчи» |
|
Видеофрагмент «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
21. |
Добро и зло в православной традиции. |
|
|
Урок-рассуждение |
Подвести к пониманию понятий «добро» и «зло» в православии. |
Добро. Зло. Грех. Отречение Петра. Раскаяние (покаяние) |
Регулятивные, коммуникативные |
Размышления на тему: «как связаны между собой понятия бессовестный человек и мертвая душа? |
|
Просмотр видеофрагмента «Христианские притчи» - «Пчела и муха» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
22. |
Чудо в жизни христианина. |
|
|
Урок-рассуждение |
Дать понятие «чуда» в христианстве. Чудесное рядом. |
Чудеса в Евангелие. Что такое «чудо»? Божия помощь. Божественное предопределение. |
Познавательные |
Рассуждение о необходимости веры в чудесное. Примеры христианских чудес в нашей жизни. Чтение Евангелие о чудесах Иисуса Христа. |
|
|
|
|
23. |
Православие о Божием Суде. |
|
|
Урок-размышление |
Рассказать о Божием Суде, о неотвратимости Божия Суда |
Божий Суд. Рай. Ад. |
Познавательные |
Чтение Евангелия. Притчи. |
|
Просмотр видеофрагмента «Христианские притчи» - «Атеист» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
24. |
Православные Таинства. |
|
|
УИНМ |
Рассказать об основных Таинствах в православии. Почему они называются «таинства»? Что в них таинственного? |
Таинство Крещения. Таинство Венчания. Таинство отпевания. Таинство причащения. |
Познавательные |
Беседа, чтение Евангелия, рассуждения о том, какие Таинства должны совершать христиане и по каким поводам? |
|
|
|
|
25. |
Православный монастырь. |
|
|
Урок-ознакомление |
Показать неповторимый мир русского православного монастыря. Показать некоторые аспекты монашеской жизни |
Монах, монастырь, черное духовенство, игумен (игуменья), послушания. Великая схима. Схимонах. |
Познпвательные |
Беседа, чтение монастырского устава, разговор о послушаниях и самочинстве в монастыре. |
|
|
|
|
26. |
Отношение христианина к природе. |
|
|
УИНМ |
Как христианин должен относиться к природе? |
Природа – часть Божиего творения, она просит бережного отношения. Тварь Божия. |
Регулятивные |
Отрицание христианством жестокого обращения к природе. Чтение мифов о потопе, когда Ной спас каждой твари по паре. |
|
|
|
|
27. |
Христианская семья и ее ценности. |
|
|
Урок-размышление |
Показать основные ценности христианской семьи. |
Доброта, взаимопонимание. Уважение ко всем членам семьи, независимо от возраста. |
Регулятивные |
Размышление о том, почему в христианской семье много детей. |
|
Просмотр видеофрагмента «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
28. |
Защита Отчества. |
|
|
УИНМ |
Подвести к пониманию, почему защита Отечества – святой долг каждого христианина. Привести примеры святого служения Отечеству. |
Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский. Куликовская битва. Пересвет и Ослябя. Бородино. Великая Отечественная война. |
Регулятивные, коммуникатинвые |
Беседа. Размышление о том, почему нельзя уклоняться от защиты Отечества. В чем состоит святость долга защиты Родины. |
|
Видеофрагмент «Ледовое побоище» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
29. |
Христианин в труде. |
|
|
Урок-рассуждение |
Прийти к выводу о том, что труд – самая главная добродетель христианина. |
Великий труженик. В труде стыда нет. |
Регулятивные, коммуникативные |
Беседа. Просмотр притчи и размышление по притче. |
|
Просмотр видеофрагмента «Христианские притчи» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. 5 часов. |
||||||||||||
30. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
|
|
УИНМ |
Рассказать, чем богато наше Отечество. Что такое традиции и для чего они существуют. |
Россия – наша многонациональная Родина. Традиции. Ценности. Духовные традиции. |
Регулятивные |
Рассуждения, размышления, беседа. |
|
Фильм «Мульти-Россия» |
Телевизор, DVD-плеер. |
|
31. |
Подготовка творческих проектов. |
|
|
|
|
|
Коммуникативные |
|
|
|
|
|
32. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Храм Знамения Пресвятой Богородицы в с. Черкасское Вольского района Саратовской области» |
|||||||||||
33. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» |
|||||||||||
34. |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России) |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Вебинар «ФОП ДО: развитие социальных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Дистанционные обучающие предметные олимпиады как способ развития творческого потенциала учеников на основе информационно-коммуникационных технологий»