В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мастер-класс "Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Татьяна Чиркунова Татьяна Чиркунова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 7358
Краткое описание
Мастер-класс повышает мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Описание
Пожаловаться 02 сентября 2012
Файлы
мастер-класс выступление.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Мастер-класс

"Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

  2. Дать представление о классификации рефлексии;

  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Ход мастер – класса.


I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Татьяна, мое качество трудолюбие. (Представление участников)
- А теперь Вы.

Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)


II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

Тема моего мастер – класса «Рефлексия». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).


III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;

  • показ большого пальца вверх или вниз;

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;

  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).


  1. рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.


Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

  • больше всего понравились задания…

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.

Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло – желтую.

Спасибо за работу!














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg





D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg










D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\3.jpg







D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif














D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif





D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif










D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\emocii-332.gif

Р

е

ф

л

е

к

с

и

я


D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

D:\Documents and Settings\Саша\Рабочий стол\шаблоны презентаций\смайлы\image_219.gif

Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…



Карта рефлексии урока


  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru