В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» УМК Угринович Н.Д. 8-9 класс.

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» УМК Угринович Н.Д. 8-9 класс.

Зоя Ефимова
Тип материала: Программа
просмотров: 8343 комментариев: 2
Краткое описание
Создание рабочей программы для преподавания Информатики и ИКТ в 8 и 9 классе (базовый курс) в связи введением ФГОС.
Описание
Материал состоит из 2 файлов. Один содержит рабочую программу по предмету «Информатика и ИКТ» УМК Угринович Н.Д. 8-9 класс, распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ», планирование 8-9 класс. Второй представляет собой планирование курса с требованиями ФГОС.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
планирование курса информатики ефимовой з.д. со стандартами.doc Скачать









Тематическое планирование курса

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

8-9 класс

УМК Угринович Н.Д.


Учителя МБОУ «СОШ № 21» города Калуги

Ефимовой З.Д.


Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»


Тема

Количество часов

Всего по программе, рекомендованной Министерством образования РФ

8 класс

9 класс

Информация и информационные процессы

9

9


Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7


Кодирование и обработка текстовой информации

9


9

Кодирование и обработка числовой информации

10


12

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15


14

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20


16

Моделирование и формализация

10


10

Коммуникационные технологии

16

15


Информационное общество

3


3

Повторение, резерв времени

6

3

4


ВСЕГО:

105

34

68


Всего в соответствии с рабочей программой


102


Планирование 8 класс

1 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в неживой природе. Человек и информация. Вводный инструктаж по технике безопасности.

п1.1.1-1.1.2

ознакомления с новым материалом

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатики, свойства информации.

Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

Информационные процессы в технике.

п1.1.3-.1.1.4

ознакомления с новым материалом

Функционирование систем управления техническими устройствами

Приводить примеры систем управления, использования ИКТ

Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение. Знаковые системы

п.1.2.1-1.2.3

ознакомления с новым материалом

Особенности и преимущества двоичной формы представления

Объяснять принципы кодирования информации

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний

п1.3.1., п\з 1.3.,1.4.

применения знаний и умений

Основные единицы измерения количества информации

Решать задачи на определение количества информации

Определение количества информации.

п.1.3.2.,п\з 1.5-1.7

применения знаний и умений

Способы определения количество возможных информационных сообщений, если известно количество информации и наоборот.

Применять формулу N= 2Iв решении задач

Алфавитный подход к определению количества информации

п.1.3.3. п\з. 1.8-1.9

ознакомления с новым материалом

Связь между количеством информации и количеством возможных сообщений.

Рассчитывать количество информации в сообщении.


Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора».

Инструктаж по ТБ

домашняя контрольная работа

урок – практикум

Единицы измерения информационного объема

Овладеть навыками сложных вычислений, в том числе числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации.

Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Терминологический диктант.

повторить главу 1 

урок – практикум

Способы ввода текста

Добиться уверенного ввода текста с помощью десятипальцевого способа ввода на русской и английской раскладке клавиатуры.

Урок контроля знаний по теме «Информация и информационные системы»


урок проверки и коррекции знаний и умений

Свойства и виды информации, единицы измерения и способы перевода, формулы для расчета количества информации.

Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике. Приводить примеры систем управления, использования ИКТ. Рассчитывать количество информации в сообщении


2 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Аппаратные и программные средства ИКТ (7 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции.

Инструктаж по ТБ.

п.2.1.,2.2

комбинированный урок

Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Принципы работы процессора. Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Виды памяти. Способы организации хранения.

Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Вводить текстовую и числовую информацию

Программный принцип работы компьютера

п.2.2

ознакомления с новым материалом

Понятия данные, программа. Обработка данных по программе. Работа с клавиатурным тренажером Различие между данными и программами

Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка)

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации. Программное обеспечение, структура. Операционные системы и их функции.

п.2.4.1,2.4.2 п\3 2.7, контр. вопросы

ознакомления с новым материалом

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Определять тип программного обеспечения



Данные и программы. Файлы и файловая система.

Практическая работа 2.1 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Инструктаж по ТБ.

п.2.3.1-2.3.2, п\з 2.3-2.6п.2.3.3, контр. вопросы

комбинированный урок

Различие между файлом, папкой, программой Назначение действий мышью при работе с файлами и папками

Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами

Командное воздействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий, стол, окна) Практическая работа 2.3 «Определение разрешающей способности мыши»

Практическая работа 2.4 «Установка, даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Терминологический диктант.

п.2.5,2.6,п\з 2.9,2.10, контр. вопросы

комбинированный урок

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа 2.5 « Защита от вирусов: обнаружение и лечение».


п. 2.7

комбинированный урок

Что такое компьютерный вирус. Чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер. Виды антивирусных программ.

Настраивать и использовать антивирусные программы.

Зачетный урок

гл. 2

проверки и коррекции знаний и умений

Устройство и принцип работы компьютера. Основные приемы работы за компьютером.

Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Определять тип программного обеспечения. Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows. Настраивать и использовать антивирусные программы.

3 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Коммуникационные технологии (15 часов)

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

п. 5.1

ознакомления с новым материалом

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации

Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

п.5.2.,

ознакомления с новым материалом

Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Различать типы сетей, по основным параметрам.

Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к дискам на компьютере, подключенном к локальной сети».

Инструктаж по ТБ.

п\з 5.2.

урок – практикум

Способы предоставления доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователям локальной сети.

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Выполнение единого орфографического режима

п.5.3.2

ознакомления с новым материалом

Назначение адресов

Определять типы ресурсов по адресам

Практическая работа 3.2 «Подключения к Интернету». Терминологический диктант.

п\з 5.3,5.4

урок – практикум

Способы подключения к Интернету

Осуществлять настройку и подключение к Интернету.

Практическая работа 3.3 «География» Интернета».

п.5.3.3

урок – практикум

Маршрутизацию и транспортировку данных по компьютерным сетям

Получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение

п.5.4.,п\з 5.5.

ознакомления с новым материалом

Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине.

Осуществлять путешествие по Всемирной паутине

Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Инструктаж по ТБ.

п.5.5., п\з 5.8., 5.9.

комбинированный урок

Понятие браузера, правила поиска информации в различных источниках.

Искать информацию по ключевым словам, использовать различные браузеры.

Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Терминологический опрос.

п.5.4.4.,5.4.5

урок – практикум

Правила поиска информации в различных источниках.

Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях

Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

п.5.4.2,5.4.3

урок – практикум

Правила переписки, приложения к письмам

Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения


4 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»

Инструктаж по ТБ.

п.5.7.1

урок – практикум

Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами

Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language).

п.5.7.2

ознакомления с новым материалом

Преимущества Web-страниц перед обычными документами. Способы объединения страниц. Основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web.

Создавать и сохранять Web-страницу.

Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

п.5.7.3

ознакомления с новым материалом

Основные понятия языка HTML. Знать элементы форматирования гипертекстового документа. Знать элементы внедрения изображений в гипертекстовый документ

Используя язык гипертекстовой разметки документа форматировать текст, используя цветовые схемы. Внедрять изображения в гипертекстовый документ

Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта».

Инструктаж по ТБ.

п.5.7.4.

урок – практикум

Назначение страниц сайта, панели навигации.

Создавать Web – сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем редакторе Блокнот.

Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта».

Зачет.

п.5.7.5, 5.7.6.

урок проверки и коррекции знаний и умений

Назначение страниц сайта, панели навигации.

Создавать комплексный информационный объект в виде web-странички, включающей графические объекты

Повторение главы 1 «Информация и информационные процессы»

гл 1

урок зачет

Основные вопросы темы №1

Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике. Приводить примеры систем управления, использования ИКТ. Рассчитывать количество информации в сообщении

Повторение главы 2 «Компьютер»

гл.2

урок зачет

Основные вопросы темы №2

Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Определять тип программного обеспечения. Использовать файловый менеджер. Выполнять операции с файлами. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows. Настраивать и использовать антивирусные программы

Повторение главы 3 «Коммуникационные технологии».

гл.3

итоговый урок

Основные вопросы темы №3

Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. Искать информацию по ключевым словам, использовать различные браузеры. Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения. Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива.


Планирование 9 класс


1 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Повторение понятия «Информация», вводный инструктаж по технике безопасности. Организация работы в группах.

повторить гл.1 8 класс

урок актуализации

Понятия информация, информационные процессы, единицы измерения

Переводить кратные и дольные единицы измерения информационного объема. Рассчитывать информационный объем.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов)

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика

п 1.1.-1.2, п\з 1.1.- 1.3.

ознакомления с новым материалом

Способы представления графической информации.

Приводить примеры растровых и векторных изображений. Определять области применения

Форматы графических файлов. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации».

Инструктаж по ТБ.

п.1.3. п\3 1.10-1.13

урок - практикум

Форматы графических файлов

Устанавливать различные графические режимы экрана монитора, цвет путем задания числовых кодов интенсивностей базовых цветов палитры RGB.

Интерфейс графических редакторов. Рисование в растровых и векторных графических редакторах.

п.1.3.1, 1.3.2. п\3 1.10-1.13

ознакомления с новым материалом

Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами.

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование рисунков и изображений.

1.3.3, 1.3.4

ознакомления с новым материалом

Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами.

Практическая работа 1.2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Инструктаж по ТБ.

п.1.3.3 п\з 1.18-1.21

урок – практикум

Иметь представление о технических средствах при работе с графикой

Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств.

Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1.3.4

урок – практикум

Способы создания изображений в векторном графическом редакторе.

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

Растровая и векторная анимация

п.1.4.

ознакомления с новым материалом

Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Настраивать анимацию объектов, слайдов.

Практическая работа 1.4 «Анимация». Инструктаж по ТБ.

Контр. вопросы

урок – практикум

Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

п.1.5., п\3 1.22.,1.23

комбинир. урок

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства

Записывать изображения и звук.

Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

Инструктаж по ТБ.

п.1.5., п\3 1.22.,1.23

урок – практикум

Цифровое фото и видео.

п.1.6.

ознакомления с новым материалом

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства

Записывать изображения и звук.


Практические работы 1.6, 1.7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу», «Захват и редактирование цифрового видео». Инструктаж по ТБ.

изготовить клип

ознакомления с новым материалом

Вставка звука и видео. Настройка показа.

Внедрять звуковые и видео объекты в презентацию

Flash - анимация в презентациях и на Web - страницах

вставка анимации

ознакомления с новым материалом

Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.

Настраивать анимацию объектов, слайдов.

Защита проекта, зачет.

повторить правила работы за клавиатурой

проверки и коррекции знаний и умений

Основные вопросы темы.

Планирование презентации и слайда. Настройка анимации.

Создание презентации; вставка изображений. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».

Инструктаж по ТБ.

п.2.8.1, п\з 2.12

урок – практикум

Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков

Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.


2 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.

п.2.2, 2.3, 2.4

ознакомления с новым материалом

Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.

Создавать документы с использованием шаблонов.

Практические работы 2.2, 2.3 «Вставка в документ формул», «Форматирование символов и абзацев»

Инструктаж по ТБ.

п.2.5.1, 2.5.2

урок – практикум

Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.

Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев. Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков».

п.2.5.3

комбинир. урок

Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

Таблицы.


п.2.6

комбинир. урок

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.

Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.

Практическая работа 2.5

«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

п.2.6

урок – практикум

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа 2.6

«Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

п.2.7

комбинир. урок

Возможности и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов.

Приводить примеры использования систем компьютерного перевода.

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 2.7

«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Инструктаж по ТБ.

п.2.8

ознакомления с новым материалом 

Возможности и ПО компьютерных систем оптического распознавания документов.

Различать технологии распознавания текстов. Сканировать и распознавать текст.

Создание комплексного документа, содержащего списки, таблицы, формулы, чертежи, рисунки и тп

Повторить виды систем счисления

проверки и коррекции знаний и умений

Способы создания текстового документа

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.


Кодирование и обработка числовой информации (12 часов)

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

п.3.1.1 контр. вопросы

ознакомления с новым материалом

Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.

Записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС.

Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» Инструктаж по ТБ.

п.3.1.1

комбинир. урок

Правила перевода чисел.

Переводить числа в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

п. 3.1.2

ознакомления с новым материалом

Правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления

Выполнять арифметические операции с числами в различных СС

Электронные таблицы. Основные параметры ЭТ. Ввод данных в ЭТ

п. 3.2.1

ознакомления с новым материалом 

Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами.

Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.

Основные типы данных и форматы данных.

п. 3.2.2

комбинир. урок

Типы данных: число, текст, формулы

Изменять и определять типы данных.

Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа 3.2

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Инструктаж по ТБ.

п. 3.2.3

комбинир. урок

Типы ссылок, их применение при копировании.

Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

Встроенные функции. Практическая работа 3.3

«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

п.3.2.4, задания

урок - практикум

Назначение мастера функций. Категории функций.

Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Терминологический диктант

п.3.2.4, контр. вопросы

ознакомления с новым материалом

Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.

Строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы.


3 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов». Инструктаж по ТБ.

п.3.2.4

Комбинир. урок

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения.

Базы данных в электронных таблицах.

п.3.4

ознакомления с новым материалом

Понятие базы данных, СУБД, запись, поле.

Электронную таблицу для создания БД.

Практическая работа 3.5

«Сортировка и поиск данных в ЭТ»

повт. гл.2

Урок - практикум

Способ упорядочения записей по значениям одного из полей. Назначение фильтра.

Осуществлять сортировку данных в ЭТ.

Зачет.

Повторить понятие «Алгоритм»

проверки и коррекции знаний и умений

Основные вопросы темы.

Работать в ЭТ.



Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов).

Алгоритм и его формальное исполнение.

п.4.1

ознакомления с новым материалом

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия

Приводить примеры из жизни. Записывать алгоритм, выбирая оптимальный способ записи. Описывать режим работы и систему команд исполнителя.

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.

п.4.2

ознакомления с новым материалом

типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл

Приводить примеры алгоритмов для различных алгоритмических конструкций

Переменные: тип, имя, значение.

Терминологический опрос.

п.4.3

комбинир. урок

Виды переменных.

Приводить примеры переменных, указывая типы, имя, значение

Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках программирования.

п.4.4, 4.5

ознакомления с новым материалом

Назначение функций, выражений.

Выполнять операции над логическими и строковыми переменными. Использовать функции.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

п.4.6

ознакомления с новым материалом

Понятия форма, проект, элементы управления, событие, объекты, их классы, свойства, методы.

Создавать, сохранять, запускать проект.

Практическая работа 4.1

«Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». Инструктаж по ТБ.

повторить п. 4.1, 4.2

урок - практикум

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Зачет.

п.4.6, повторить п.4.3

комбинир. урок

Практическая работа 4.2

«Проект «Переменные»

повторить п.4.4, 4.5

урок - практикум

Типы переменных.

Использовать переменные различных типов в системах программирования.

Практическая работа 4.3

«Проект «Калькулятор» Практическая работа 4.4

«Проект «Строковый калькулятор»

п.4.2.4 повторить

урок - практикум

Функции.

Разработать проект с использованием математических и строковых функций.

Практическая работа 4.5

«Проект «Даты и время». Инструктаж по ТБ.

п.4.2.2 повторить

урок - практикум

Оператор цикла.

Применять оператор цикла с предусловием в системах программирования.

Практическая работа 4.6

«Проект «Сравнение кодов символов»

п.4.2.3 повторить

урок - практикум

Оператор ветвления.

Применять оператор ветвления в системах программирования.

Практическая работа 4.7

«Проект «Отметка»

п.4.2.4 повторить

урок - практикум

Оператор выбора.

Применять оператор выбора в системах программирования.

Практические работы 4.8, 4.9

«Проект «Коды символов», «Проект «Слово - перевертыш». Инструктаж по ТБ.

п.4.2.4 повторить

урок - практикум

Цикл со счетчиком

Применять оператор цикл со счетчиком в системах программирования.

Графические возможности объектно-ориентированного языка Visual Basic.

п.4.7

урок - практикум

Методы рисования графических фигур и их аргументы.

Применять графические методы.

Практическая работа 4.10

«Проект «Графический редактор»

п.4.7

урок - практикум

Защита проектов

гл.4 повторить

проверки и коррекции знаний и умений

Принцип создания проектов.

Создавать и защищать проекты.

Моделирование и формализация (10 часов)

Окружающий мир как иерархическая система.

п. 5.1

ознакомления с новым материалом

Понятие системы, элементов системы, свойства системы, целостность системы.

Приводить примеры систем в окружающем мире.

4 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Требования стандарта

Знать/понимать

Уметь/применять

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

п. 5.2.1,5.2.2

ознакомления с новым материалом

Понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение.

Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов

Формализация и визуализация информационных моделей. Терминологический опрос.

п. 5.2.3

комбинир. урок

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Использовать визуализированные интерактивные модели в Интернете для ознакомления.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

п. 5.3

комбинир. урок

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

ПО для создания компьютерной модели.

Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 5.1

«Проект «Бросание мячика в площадку». Инструктаж по ТБ.

п. 5.4

комбинир. урок

Принцип построения компьютерной модели.

Создавать компьютерную модель.

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа 5.2

«Проект «Графическое решение уравнения».

п. 5.5

комбинир. урок



Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа 5.3

«Проект «Распознавание удобрений».

п. 5.6

комбинир. урок



Информационные модели управления объектами.


п. 5.7, контрольн. вопросы

комбинир. урок

Виды систем управления объектами.

Приводить примеры систем управления без обратной и с обратной связью.

Практическая работа 5.4

«Проект «Модели систем управления». Инструктаж по ТБ.

повторить главу 5

комбинир. урок

Принцип построения компьютерной модели.

Создавать компьютерную модель.

Зачет

Повторить понятие «Информация»

проверки и коррекции знаний и умений

Понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Виды моделей. Применение и их назначение. Модели, управляемые компьютером. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Создавать компьютерную модель.

Информационное общество (3часа)

Информационное общество.

п. 6.1

ознакомления с новым материалом

Роль информации на различных этапах развития общества. Степень развитости информационного общества.

Приводить примеры критериев развитости информационного общества.

Информационная культура.

п. 6.2

комбинир. урок

Основные компоненты информационной культуры.

Использовать ИКТ в повседневной жизни.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

п. 6.3, сообщения

комбинир. урок

Технологии, соответствующие различным этапам развития ИКТ.

Приводить примеры технологий, соответствующих различным этапам развития ИКТ.

Повторение. Резерв времени (3 часа)

Повторение обобщение материала.


итоговое тестирование



Резерв времени





Резерв времени






рабочая программа по информатике ефимовой з.д..doc Скачать

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель методического объединения учителей

Заместитель директора по УВР

Директор школы




________ ___/___________/

___________ ___/_________ /

___________ _ /__________/

ФИО

ФИО

ФИО




Протокол № ____



От «___» _______20____ г.

«____» _________ 20 ___ г.

Приказ № ____



от «____» _______ 20 ___ г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

УМК УГРИНОВИЧ Н.Д.


ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.



Составитель программы Ефимова З.Д., учитель информатики

1 квалификационной категории.
















2012 г.

Пояснительная записка


Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической части курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствовалась следующей нормативной базой:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/ Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/

  2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453

  3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru

  4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

  5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.


В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее преподавался пропедевтический курс по программе Л. Босовой «Информатика» в 5 и 6 классе. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах – 102 (34+68) учебных часа (1 час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе). В связи с вышеизложенным, в данной рабочей программе предусмотрены следующие сокращения учебных часов:

в 8 классе вместо 16 часов на изучение темы «Коммуникационные технологии» отведено 15 часов;

в 9 классе вместо 15 часов на изучение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» отведено 14 часов, вместо 20 часов на изучение темы «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» отведено 16 часов, вместо 10 часов на изучение темы «Кодирование и обработка числовой информации» отведено 12 часов, вместо 3 часов повторения и резерва времени отведено 4 часа.

Курс рекомендован учащимся 8-9 классов и нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности:

  • фиксировать информацию об окружающем мире;

  • искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;

  • организовывать информацию;

  • передавать информацию;

  • проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;

  • создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

  • использование обучающих, тестирующих программ и программ-тренажеров для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

Метапредметные:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.

Предметные:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации;

  • оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;

  • разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;

  • определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;

  • освоение основных конструкций языка программирования;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);

  • построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;

  • решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;

  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  • формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;

  • отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;

  • овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);

  • знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);

  • умение тестирования используемого оборудования и программных средств;

  • использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • определение пропускной способности используемого канала связи;

  • выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;

  • создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);

  • использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;

  • использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

в сфере эстетической деятельности:

  • приобретение навыков компьютерного дизайна;

  • овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

  • демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.

в сфере физической деятельности:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;

  • владение профилактическими мерами при работе со средствами информатизации;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Основные формы занятий с учащимися: уроки, лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

Преобладающие формы текущего контроля выступают письменные и устные опросы, самостоятельные работы



В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  1. виды информационных процессов;

  2. примеры источников и приемников информации;

  3. единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  4. принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  5. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  6. программный принцип работы компьютера;

  7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

уметь:

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;

  2. выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  3. предпринимать меры антивирусной безопасности;

  4. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  5. создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;

  • использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

  3. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 178 с.:ил.;

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;

а также дополнительная литература:

    1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 304 с.: ил.;

    2. Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;

    3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц


Список литературы для учителя:

  1. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.

  2. Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М: 2001. – 367 с.

  3. Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.

  4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.

  5. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.

  6. Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.

  7. Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».

  8. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».

  9. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CDROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Интернет-ресурсы

1. www.ege.edu.ru

2. www.fipi.ru


Предлагаемое тематическое планирование соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ (смотри параграф 1.3 методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»). В нижеприведенной таблице предлагается распределение тем курса по годам обучения.



Примерное распределение часов по темам в базовом курсе«Информатика и ИКТ»


Тема

Количество часов

Всего по программе, рекомендованной Министерством образования РФ

8 класс

9 класс

Информация и информационные процессы

9

9


Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7


Кодирование и обработка текстовой информации

9


9

Кодирование и обработка числовой информации

10


12

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15


14

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20


16

Моделирование и формализация

10


10

Коммуникационные технологии

16

15


Информационное общество

3


3

Повторение, резерв времени

6

3

4


ВСЕГО:

105

34

68


Всего в соответствии с рабочей программой


102


Планирование 8 класс

1 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Дата проведения

Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в неживой природе. Человек и информация. Вводный инструктаж по технике безопасности.

п1.1.1-1.1.2

ознакомления с новым материалом


Информационные процессы в технике.

п1.1.3-.1.1.4

ознакомления с новым материалом


Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаки: форма и значение. Знаковые системы

п.1.2.1-1.2.3

ознакомления с новым материалом


Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний

п1.3.1., п\з 1.3.,1.4.

применения знаний и умений


Определение количества информации.

п.1.3.2.,п\з 1.5-1.7

применения знаний и умений


Алфавитный подход к определению количества информации

п.1.3.3. п\з. 1.8-1.9

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора».

Инструктаж по ТБ

домашняя контрольная работа

урок – практикум


Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Терминологический диктант.

повторить главу 1 

урок – практикум


Урок контроля знаний по теме «Информация и информационные системы»


урок проверки и коррекции знаний и умений



2 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Дата проведения

Аппаратные и программные средства ИКТ (7 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции.

Инструктаж по ТБ.

п.2.1.,2.2

комбинированный урок


Программный принцип работы компьютера

п.2.2

ознакомления с новым материалом


Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации. Программное обеспечение, структура. Операционные системы и их функции.

п.2.4.1,2.4.2 п\3 2.7, контр. вопросы

ознакомления с новым материалом


Данные и программы. Файлы и файловая система.

Практическая работа 2.1 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Инструктаж по ТБ.

п.2 п.2.3.1-2.3.2, п\з 2.3-2.6.3.3, контр. вопросы

комбинированный урок


Командное воздействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий, стол, окна) Практическая работа 2.3 «Определение разрешающей способности мыши»

Практическая работа 2.4 «Установка, даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Терминологический диктант.

п.2.5,2.6,п\з 2.9,2.10, контр. вопросы

комбинированный урок


Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа 2.5 « Защита от вирусов: обнаружение и лечение».


п. 2.7

комбинированный урок


Зачетный урок

гл. 2

проверки и коррекции знаний и умений




3 четверть


 № урока

ТЕМА УРОКА

 Домашнее задание

 Тип урока

 Дата проведения

Коммуникационные технологии (15 часов)

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

п. 5.1

ознакомления с новым материалом


Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

п.5.2.,

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к дискам на компьютере, подключенном к локальной сети».

Инструктаж по ТБ.

п\з 5.2.

урок – практикум


Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Выполнение единого орфографического режима

п.5.3.2

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 3.2 «Подключения к Интернету». Терминологический диктант.

п\з 5.3,5.4

урок – практикум


Практическая работа 3.3 «География» Интернета».

п.5.3.3

урок – практикум


Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение

п.5.4.,п\з 5.5.

ознакомления с новым материалом


Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Инструктаж по ТБ.

п.5.5., п\з 5.8., 5.9.

комбинированный урок


Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Терминологический опрос.

п.5.4.4.,5.4.5

урок – практикум


Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

п.5.4.2,5.4.3

урок – практикум



4 четверть


Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»

Инструктаж по ТБ.

п.5.7.1

урок – практикум


Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML - HyperText Markup Language).

п.5.7.2

ознакомления с новым материалом


Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

п.5.7.3

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта».

Инструктаж по ТБ.

п.5.7.4.

урок – практикум


Практическая работа 3.8 «Разработка простого Web – сайта».

Зачет.

п.5.7.5, 5.7.6.

урок проверки и коррекции знаний и умений


Повторение главы 1 «Информация и информационные процессы»

гл 1

урок зачет


Повторение главы 2 «Компьютер»

гл.2

урок зачет


Повторение главы 3 «Коммуникационные технологии».

гл.3

итоговый урок



Планирование 9 класс


1 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Дата проведения

Повторение понятия «Информация», вводный инструктаж по технике безопасности. Организация работы в группах.

повторить гл.1 8 класс

урок актуализации


Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов)

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика

п 1.1.-1.2, п\з 1.1.- 1.3.

ознакомления с новым материалом


Интерфейс графических редакторов. Рисование в растровых и векторных графических редакторах.

п.1.3.1, 1.3.2. п\3 1.10-1.13

ознакомления с новым материалом


Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование рисунков и изображений.

1.3.3, 1.3.4

ознакомления с новым материалом


Форматы графических файлов. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации».

Инструктаж по ТБ.

п.1.3. п\3 1.10-1.13

урок - практикум


Практическая работа 1.2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»,

п.1.3.3 п\з 1.18-1.21

урок – практикум


Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1.3.4

урок – практикум


Растровая и векторная анимация

п.1.4.

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 1.4 «Анимация».

Контр. вопросы

урок – практикум


Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования).

п.1.5., п\3 1.22.,1.23

комбинир. урок


Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

Инструктаж по ТБ.

п.1.5., п\3 1.22.,1.23

урок – практикум


Цифровое фото и видео.

п.1.6.

ознакомления с новым материалом


Практические работы 1.6, 1.7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу», «Захват и редактирование цифрового видео».

изготовить клип

ознакомления с новым материалом


Flash - анимация в презентациях и на Web - страницах

вставка анимации

ознакомления с новым материалом


Защита проекта, зачет.

повторить правила работы за клавиатурой

проверки и коррекции знаний и умений


Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».

Инструктаж по ТБ.

п.2.8.1, п\з 2.12

урок – практикум



2 четверть


урока

ТЕМА УРОКА

Домашнее задание

Тип урока

Дата проведения

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.

п.2.2, 2.3, 2.4

ознакомления с новым материалом


Практические работы 2.2, 2.3 «Вставка в документ формул», «Форматирование символов и абзацев»

Инструктаж по ТБ.

п.2.5.1, 2.5.2

урок – практикум


Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков».

п.2.5.3

комбинир. урок


Таблицы.


п.2.6

комбинир. урок


Практическая работа 2.5

«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

п.2.6

урок – практикум


Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа 2.6

«Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

п.2.7

комбинир. урок


Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 2.7

«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Инструктаж по ТБ.

п.2.8

ознакомления с новым материалом 


Создание комплексного документа, содержащего списки, таблицы, формулы, чертежи, рисунки и тп

Повторить виды систем счисления

проверки и коррекции знаний и умений


Кодирование и обработка числовой информации (12 часов)

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

п.3.1.1 контр. вопросы

ознакомления с новым материалом


Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» Инструктаж по ТБ.

п.3.1.1

комбинир. урок



Арифметические операции в позиционных системах счисления.

п. 3.1.2

ознакомления с новым материалом


Электронные таблицы. Основные параметры ЭТ. Ввод данных в ЭТ

п. 3.2.1

ознакомления с новым материалом 


Основные типы данных и форматы данных.

п. 3.2.2

комбинир. урок


Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа 3.2

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

п. 3.2.3

комбинир. урок


Встроенные функции. Практическая работа 3.3

«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Инструктаж по ТБ.

п.3.2.4, задания

урок - практикум


Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Терминологический диктант

п.3.2.4, контр. вопросы

ознакомления с новым материалом



3 четверть


Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов».

п.3.2.4

Комбинир. урок


Базы данных в электронных таблицах.

п.3.4

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 3.5

«Сортировка и поиск данных в ЭТ»

повт. гл.2

Урок - практикум


Зачет.

Повторить понятие «Алгоритм»

проверки и коррекции знаний и умений


Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов).

Алгоритм и его формальное исполнение.

п.4.1

ознакомления с новым материалом


Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.

п.4.2

ознакомления с новым материалом


Практическая работа 4.1

«Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

повторить п. 4.1, 4.2

урок - практикум


Переменные: тип, имя, значение.

Терминологический опрос.

п.4.3

Комбинир. урок


Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках программирования.

п.4.4, 4.5

ознакомления с новым материалом


Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

п.4.6

ознакомления с новым материалом


Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Зачет.

п.4.6, повторить п.4.3

комбинир. урок


Практическая работа 4.2

«Проект «Переменные»

повторить п.4.4, 4.5

урок - практикум


Практическая работа 4.3

«Проект «Калькулятор» Практическая работа 4.4

«Проект «Строковый калькулятор»

п.4.2.4 повторить

урок - практикум


Практическая работа 4.5

«Проект «Даты и время»

п.4.2.2 повторить

урок - практикум



Практическая работа 4.6

«Проект «Сравнение кодов символов»

п.4.2.3 повторить

урок - практикум


Практическая работа 4.7

«Проект «Отметка»

п.4.2.4 повторить

урок - практикум


Практические работы 4.8, 4.9

«Проект «Коды символов», «Проект «Слово - перевертыш»

п.4.2.4 повторить

урок - практикум


Графические возможности объектно-ориентированного языка Visual Basic.

п.4.7

урок - практикум


Практическая работа 4.10

«Проект «Графический редактор»

п.4.7

урок - практикум


Защита проектов

гл.4 повторить

проверки и коррекции знаний и умений


Моделирование и формализация (10 часов)

Окружающий мир как иерархическая система.

п. 5.1

ознакомления с новым материалом



4 четверть


Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

п. 5.2.1,5.2.2

ознакомления с новым материалом


Формализация и визуализация информационных моделей. Терминологический опрос.

п. 5.2.3

комбинир. урок


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

п. 5.3

комбинир. урок


Построение и исследование физических моделей. Практическая работа 5.1

«Проект «Бросание мячика в площадку»

п. 5.4

комбинир. урок


Приближенное решение уравнений.

Практическая работа 5.2

«Проект «Графическое решение уравнения».

п. 5.5

комбинир. урок


Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа 5.3

«Проект «Распознавание удобрений».


п. 5.6

комбинир. урок


Информационные модели управления объектами.


п. 5.7, контрольн. вопросы

комбинир. урок


Практическая работа 5.4

«Проект «Модели систем управления»


повторить главу 5

комбинир. урок


Зачет

Повторить понятие «Информация»

проверки и коррекции знаний и умений


Информационное общество.

п. 6.1

ознакомления с новым материалом


Информационная культура.

п. 6.2

комбинир. урок


Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

п. 6.3, сообщения

комбинир. урок


Повторение обобщение материала.




Резерв времени




Резерв времени




programma.zip Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
3.09.2012 17:37
Уважаемая Зоя!

В предложенной вами программе необходимо указать ссылки на источники в Сети Интернет, использованные при подготовке материала. В программе для 9 класса отсутствуют УУД и их характеристика; также, пожалуйста, добавьте указание на те программы, которые Вы проанализировали, прежде, чем составили данный материал.
Разработку необходимо привести в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала.

С уважением, С.А. Колодин.
Наталья Васильева
3.09.2013 17:53
Уважаемая, Зоя! Новый учебник Угриновича Н.Д. для 9 класса начинается с темы Основы алгоритмизации... а предпоследняя глава Логика... Ваша программа для 9 класса  в планировании содержит темы учебника 2008г издания
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров