В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


  • Фамилия, имя, отчество автора: Плотникова Ольга Викторовна

  • Место проживания: Ростовская область, г.Донецк

  • Название учебного заведения: МБОУ СОШ №3

  • Дисциплина: начальные классы

  • Тема : Программа внеурочной деятельности «Доноведение»

  • Класс (курс): 1-4 классы

  • Продолжительность занятия: 30-40 минут








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Прогамма курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура курса «Доноведение»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • Я и окружающий мир,

  • Природа Донского края,

  • Человек и природа,

  • Жизнь на Дону,

  • Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

Методические основы изучения курса

«Доноведение».

  • Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

  • Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.

  • Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.

  • При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

  • групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

  • командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут

Основные формы работы на занятии: работа в парах, групповые и коллективные формы работы

Структура занятия включает в себя изучение истории, природы, развития родного края через использование дидактического материала, ИКТ, технологий исследовательской и проектной деятельности.

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

для учащихся

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

  2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

  4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

для учителя

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.

  3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

  5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

Рекомендуемая дополнительная литература для учителя

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.

  2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.

  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVIIXX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

  4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.

  5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

  6. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.

  7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.

  8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.

  9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.

  10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

  11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.

  12. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003

  13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.

  14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 КЛАСС (34ч)

Примечание. Обучение детей в 1 классе ведётся только по 5-дневной учебной неделе. Для учащихся 1 класса учителям начальной школы предлагается вариант, позволяющий в канву уроков окружающего мира и литературного чтения «вкраплять» содержание регионального компонента.

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (26ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии1

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»


2 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии2

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

3 класс (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

Природа Донского края (12ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа (4ч)

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь на Дону (13ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии3

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.

4 КЛАСС (34ч)


Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Жизнь на Дону (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии4

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».

Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

















Тематическое планирование курса «Доноведение»

1 класс

урока

Тема урока

задания

в тетради

Виды деятельности на уроке

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

1

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3)

2

Родной край.

2

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

3

Времена года.

3

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).

Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето

4

Осень. Осенние месяцы.

4

Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7)

Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

5

Экскурсия.


Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в природе.

5,6

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе.

7

Растения осенью.

7,8,10

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

Листья жёлтые летят..

10, 9,11

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

9

Занятия людей осенью

12

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

10

Что растёт на огороде и в саду?

13,14,15.

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Ответы на задания:

13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска.

14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон.

15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.

11

Что растёт в поле?

16, 17

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

Жизнь животных осенью.

18, 19

Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких)

Ответы на задания:

18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля.

19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

13

Осень в моём краю.

20

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

14

Экскурсия.


Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

15

Зимняя сказка.

21, 22

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

16

Зимние изменения в природе.

23, 24

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

17

Жизнь животных зимой.

25, 26, 27

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

18

Живой уголок.

28

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

19

Занятия людей зимой.

29

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

Весна. Весенние месяцы.

30

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

21

Экскурсия.


Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

22

Весенние изменения в природе.

31, 32, 33

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.


23

Растения весной.

34

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

24

Жизнь животных весной.

35, 36

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

25

Занятия людей весной.

37

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

26

Экскурсия.


Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете.

27

Летние изменения в природе.

38,39,40,41

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

28

Что растёт на лугу?

42

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

29

Экскурсия на водоём


Беседа водоёмах края. Рисование.

30

Что растёт у водоёма?

43

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

31

Жизнь животных летом

44

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

32

Занятия людей летом

45

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

33

Обобщающий урок.

46-47

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.


Тематическое планирование курса «Доноведение»

2 класс


п/п

Тема

Кол-во

часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

С чего начинается Родина…


1

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

3

Школа – светлая гавань детства

1

Жизнь на Дону.

2

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу)


1

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями



Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

Я и окружающий мир

4

Дорога от дома до школы (экскурсия)


1

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;

  2. сигналы светофора;

  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Природа Донского края

5-6

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7

Город и природа (экскурсия)

1

Систематизировать знания детей о природе родного города (села).

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

8-9

Что за дерево такое?

2

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)


Игра «У кого детки с этой ветки?»

10

Кустарники (экскурсия)

1

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

11-12

Травушка-муравушка

2

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

13

Растения и мы.

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

Изготовление справочника лекарственных трав.

14

Краски Тихого Дона.

1

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.



Я и окружающий мир



15

Мои имя, фамилия, отчество…

1

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»



16

Что ты знаешь о роде своём…

1



Жизнь на Дону



17-19

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

3

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа Донского края

20

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея

21

Домашняя мохнатая азбука

1

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

22

Мой домашний милый друг

1

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

24

Родные просторы (экскурсия)

1

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

25

Чем богаты наши недра?

1

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

26

27

Что такое почва?

1

Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

Человек и природа

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

Человек – хозяин природы?

1

Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

30

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)

1

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Ролевое театрализованное представление.


Жизнь на Дону

31

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

1

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.


Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

32

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

1

Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.


Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

33-34

Резервные уроки


2

Распределяются учителем по своему усмотрению


Тематическое планирование курса «Доноведение»

3 класс


п/п

Тема

Кол-во

часов

Задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Край, в котором я живу

1

Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны

Работа с картой

Ростовской области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

2

О городах и станицах родного края

1

Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

3-4

С днём рождения, родной город (село)

2

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление

коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

Природа Донского края

5-7

У природы нет плохой погоды

3

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

8

Живая вода.

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой Ростовской области .

Исследовательские работы.

9

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

1

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

10

Растения и животные водоёмов.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы учащихся

Жизнь на Дону

11

Тайны Донской земли


1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»

12

Танаис – древний город

1

Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

13

Дикое поле

1

Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Рисование картин прошлого Дона.

14

Донской край – казачий край

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.


Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

15

Первые казачьи городки

1

17

Казачья семья

1

Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.

16

Жилище казака

1

Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)


18

История вещей. Одежда.

1

19

История вещей. Посуда.

1

20

Славен Дон!

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Праздничное мероприятие

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону


21

Сретение. Сороки.

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

22

Встреча птиц

1

Дать общее представление о международном дне птиц.

Изготовление скворечника

23

Пасха, Вербное воскресенье

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

Природа Донского края

24

Природная поверхность нашего края

1

Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

25

Из недр Донской земли

1

Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.


Работа

с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

26

Почвы родного края

1

Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.

Практическая работа

«Почвы родного края»

27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия.

Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

28

Природные экосистемы луга

1

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

29

Природные экосистемы леса

1

Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.

Человек и природа

30

Донская земля – житница России

1

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»


31

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

32

Казачьи посиделки

1

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Праздничное мероприятие.

33

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Я и окружающий мир

34

Славься наш край!

1

Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.

Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).


Тематическое планирование курса «Доноведение»

4 класс

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Задачи урока

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1.

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2-3

Что ты знаешь о роде своём?

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Защита проекта «Моя семья»


Яркие страницы истории земли Донской

4

На казачьем Кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

Ермак Могучий.


1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Составление теста

7

Степан Разин.



1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8-9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.


Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова.

10

Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога.

11

Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

13

Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

14

Платов Матвей Иванович


1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска

15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.


16

Бакланов Яков Петрович

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.





17

За землю и за волю

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Экскурсия в исторический музей. Диспут.

Составление летописи Вёшенской.




18

Дон в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.




19

Дон в годы Великой Отечественной войны.


1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

показать примеры подвигов.

Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.




20

День освобождения родного города (села, станицы)

1

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Участие в празднике. Чествование участников войны.




21-22

Мирное время на Донской земле.


2

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.


Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»




23

Волгодонск – город молодости

1

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.




Человек и природа




24

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.




25

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,

«Береги воду».




26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1




27

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».




28

Охрана полезных ископаемых родного края.


1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.


Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»




29

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.




30-31

Охранять природу – значит охранять Родину

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.

Праздничное мероприятие.




Жизнь на Дону




32

Троица

1

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.

Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы




33

Ивана Купала

1

Купальская площадка: игры, забавы, потехи




34

Спасы

1

Праздник-застолье




*

Я – гражданин Ростовской области




Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.




1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

2 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

3 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


4 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос