В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Родительское собрание "Как уберечь детей от наркотиков"

Ольга Багаутдинова Ольга Багаутдинова
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: 123  голосов:1    просмотров: 2772
Краткое описание
Материалы для беседы с родителями на тему: "Как уберечь детей от наркотиков". Приводятся основные причины употребления наркотиков детьми и подростками. Для родителей сформулированы рекомендации по теме беседы.Большое внимание уделяется проблеме духовно- нравственного воспитания детей в семье.

Описание

 Родительское собрание
«Как уберечь детей от наркотиков»

За последние годы в стране произошел обвальный рост числа людей употребляющих наркотики. По самым скромным подсчетам, в России число больных наркоманией составляет около 3 миллионов человек. В геометрической прогрессии растет число ВИЧ – инфицированных, 80% которых – это наркоманы. Согласно расчетам Центра демографии и экологии человека, смертность в России в 1,7 раза превышает рождаемость.
Кажется, сегодня не осталось родителей, которые не были бы обеспокоены проблемой наркомании. И поэтому любые меры профилактики встречают безоговорочную поддержку общества. Вопросами профилактики наркомании занимаются и медики, и педагоги. Министерство образования РФ разработало «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде », а специалисты на местах создают соответствующие программы, которые все более уверенно занимают свое место в школьном образовательном пространстве.
Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важная. Вот почему возникает необходимость познакомить родителей с причинами детской и подростковой наркомании.
Почему дети начинают принимать наркотики?
Однозначно на вопрос, почему дети на­чинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учеб­ных заведениях, независимо от их элитности.
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоак­тивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симпто­мом культуры, симптомом психологического со­стояния общества.
Средний молодой человек нашей страны, достиг­ший 15- летнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме. Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов в нашем обществе, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечно­му сидению у телевизора, его не интересует. Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полно­стью зависимым от мнения своего подростково­го коллектива. Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Он не хочет взрослеть...
Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа чело­веческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, все­гда найдет себе внешний наполнитель. Нынешний мир подсу­нул детям наркотики.
Первая причина- потеря смысла.
Осознание своего жизненного предназначе­ния, поиск ответа на вопрос о смысле собствен­ной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вра­щается наша психическая жизнь. Православные мыслители называли главную человеческую потребность метафизической потребностью и описывали ее как потребность понять промысел Божий в сво­ем собственном предназначении и судьбе.
Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность как потребность в Творчестве. Бердяев подразумевал под поняти­ем «творчество» потребность в повторении глав­ного деяния Бога — создание собственного мира.
Американский психолог А.Маслоу в 70-е годы XX в. научно доказал существова­ние такой потребности, которую он называл гиперпотребностью. Суррога­ты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подростка, пытающегося стать Человеком.
Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется инди­видуальность.
Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощу­щение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кон­чике языка, их невнимание к тому, что они счи­тают глупой подростковой романтикой, приво­дит к ощущению бессмысленности реальной жизни.
Вторая причина –одиночество.
Ощущение подростка, что его жизнь бессмыс­ленна, порождает другое, казалось бы, противоре­чивое чувство. Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один.
Молодой человек начинает ощущать одиноче­ство. Он думает, что все окружающие не пони­мают и не разделяют этих его чувств. Ему кажет­ся, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного му­чают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно.
Молодой человек чувствует, что он хуже ок­ружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции индивидуаль­ной психологии А. Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков.
Личность молодого человека переживает про­цесс становления. Ощущение самоуважения в этот временной период практически равно ощу­щению индивидуальности. Интересы социальной среды противоречат интересам личности подростка, его желанию быть лидером, быть любимым и уважаемым всеми окружающими. Молодой человек очень подвержен давление внешнего мира, который стремится скорректи­ровать его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно, с детства. Оно развивается через восприятие окружающих людей и предметов как своей собственности и использование их для достижения поставленной цели.
Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсут­ствие ощущения ценности собственной индиви­дуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возника­ет как результат попытки матери или обоих роди­телей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения фактически приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы появляются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Воз­никает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достиже­ния цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать.
Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно становится проблемой подростка, выросшего в се­мье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку доста­точного внимания.
Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: прежде­временно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощуще­ние ничтожности, ненужности собственной ин­дивидуальности.
Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкну­тому кругу: низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее сниже­ние самоуважения — полная неспособность бо­роться с наркотической зависимостью.
Надо отметить, что особенно сильно ощуще­ние изоляции проявляется у талантливых, тон­ко и глубоко чувствующих ребят. Они остро реагируют на несоответствие своих интересов и интересов окружения. Родители чаще всего не знают, что сказать своему ребенку в такой си­туации, и не могут пробиться сквозь возникшую вдруг у подростка замкнутость и нежелание об­щаться.
Более того, невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимости обучения искреннему общению и получению от него удовольствия очень часто «уводит » ребенка из семьи. Мы делим семейные разговоры и встречи на «взрослые» и «детские».
Мы очень часто прогоняем ребенка и, говоря «Уйди, это не детский разговор… Иди, иди, играй, ты в этом все равно ничего не поймешь». Мы сами изолируем ребенка от нормальных, не­обходимых ему коммуникаций с взрослыми, а потом удивляемся, почему он чувствует себя одиноким и не имеет друзей.
А подросток тем временем, для того чтобы избежать одиночества, пытается стать таким «как все». Его тянет в компанию сверстников, которые, как ему кажется, не чувствуют одиночества. Он думает, что «романтически» шушукающиеся о чем-то в потаенных местах ребята — это именно те люди, которые ему нужны, и ему в их компании явно не будет одиноко. Они кру­тые — они знают все...
Третья причина — тяжесть свободы.
Состояние нашего общества последнего деся­тилетия можно описать как шок от наступив­шей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. На собственной шкуре мы убе­дились, что свобода — это необходимость вы­бора из целого ряда возможностей, которые на первый взгляд кажутся равными.
До сих пор мы с вами подолгу стоим у прилавков с колбасой, не будучи в состоянии выбрать лучший сорт или производителя. Даже при такой элементарной необходимости выбора мы очень часто бываем не в состоянии выбрать сами и обращаемся за помо­щью к продавцу с надеждой, что он точно знает какая «колбаска получше».
Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образова­ния, позволяющего правильно оценить откры­вающийся мир возможностей.
В посттоталитарном обществе, не привыкшем к возможности свободного выбора, свобода на­чинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, вместо радостного ощущения свободы, начинает чувствовать тревожную неопределенность своего бытия.
Он хочет знать, что с ним будет завтра, и отказывается понимать, что в обществе, избравшем путь свободы, знать это невозможно. Ощущение тревоги, вызванное неопределенностью будущего, — одно из главных мучающих нас ощущений. То же самое чувство мучает и наших детей. И они, точно так же, как и мы, пытаются найти лекарство, чтобы избавиться от мучительно-тревожных ощущений неопределенности завтрашнего дня, особенно если в семье отношение между родителями нестабильны. И даже в постоянстве собственного дома молодой человек не может быть уверен.
В нормальном случае тревога, вызванная не определенностью будущего, проходит тогда, когда человек принимает решение, то есть тогда, когда он смог сделать выбор. Когда вы уже купили колбасу, поздно жалеть о том, что на прилавке остался лучший, еще более вкусный сорт. Придется, есть ту, которую купили. То есть придется отвечать за принятое решение.
Но подросток не привык к ответственности за свои поступки, которая, по сути, и означает пе­реход от детской жизни к жизни взрослых людей. Мы не научили его этому.
Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно, от одежды и до любимой девушки, ему приносят родители на блюдечке с голубой кае­мочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой.
Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а его «поступят» в институт; что это не он устроится на работу, а его устроят на работу. Все это можно продолжать описывать до бесконечности. Мы часто сталкива­емся с тем, что у будущих наркоманов даже отно­шения с любимой девушкой (юношей) выясняют родители. Нам часто приходится слышать потря­сающие фразы типа «Они меня избаловали — вот пусть они теперь меня и лечат...».
В действительности такая «избалованность» означает, что молодой человек включился в по­рочную цепь событий: он не приучен с детства отвечать за свои поступки — значит, он не в состоянии принимать самостоятельные реше­ния — следовательно, он боится свободы и испытывает страх за собственное будущее — по­этому ему становится необходимо лекарство от ответственности и неопределенности завтраш­него дня — внешний мир подсовывает ему нар­котик.
Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привыч­ном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется.
Четвертая причина — страх смерти.
Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. Однако все мы знаем, что жизнь каждого из нас заканчивается смертью, и это единственный закон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы боимся смерти. Никто не знает точно, что ждет нас за ее порогом.
Казалось бы, как-то нелогично: смерть и наркотики. Наркотики смертельно опасны. Они приближают к смерти. Это очевидно.
Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать — восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы люби­ли стихи Есенина, посвященные ей, и одновре­менно как мы боялись умереть. Вспомните, как часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.
Ребенок начинает понимать, что люди смертны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не гото­вим человека к правильному восприятию смер­ти с самого раннего возраста, то подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.
В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит образное на­звание, он называется смертной памятью. Смер­тная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Толь­ко то, что человек создал в своей жизни и в жиз­ни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как опи­сывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»:
«Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для по­мнящего последний час суть не более чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и времен­ным влечет за собою суровый ответ в день Суда...»
Наркотики — лекарство от всех перечисленных проблем, вызывающих неосознанное беспо­койство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблему «души травяной». Вместо огромного количестве вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопро­сы решаются сами собой.
Тем более что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься.
Наркотики — это следствие протеста молодеж­ной культуры против несправедливости, лживос­ти и продажности нашего мира.
В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затя­гиванием дымом.
Говорят, что сатана прячется в простых реше­ниях.
В самой сущности наркотиков заключен вели­чайший обман сатаны. Молодой человек пыта­ется лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А нар­котик приносит взамен другую, «теплую» пусто­ту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик.
Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеа­лов и реальности.
Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами нарко­тиков. Они болезненнее воспринимают бессмыс­ленность, холод и несправедливость мира, а бо­роться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от ост­роты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют нар­котики.
Пятая причина — подражание.
Все пере­численные проблемы в становлении лич­ности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую не­определенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не создали, то он будет искать такую опору в неформальном обще­нии с подобными себе. Неуверенность и неопре­деленность ведут к подражанию.
Так формируется подростковая мода. Сегодня в моде наркотики...
Подражание и мода начинают эксплуатировать одно из замечательных свойств человеческой личности — любопытство. Любопытство — это необходимое человеку свойство, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире. В каждом из нас живет ориентировочный рефлекс «Что та­кое?». Человек прекращает любопытствовать пос­ле того, как «тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у ребенка любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.
Весь детский мир состоит из незнакомых ве­щей и впечатлений. По мере взросления любо­пытство у очень многих людей постепенно пре­вращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильнее осторожно­сти, даже сильнее страха смерти.
В конце 70-х годов психолог М. Цукерман создал теорию, описывающую по­требность в различных новых впечатлениях, пере­живаниях и стремление к физическому и социально­му риску ради этих впечатлений. Цукерманом был создан специальный тест, с помощью которого можно определять:
а) желание физического риска (интерес к опас­ным видам спорта и любой опасной деятель­ности);
б) желание нового психологического опыта (употребление наркотиков, сексуальные извра­щения, бродяжничество и т. д.);
в) желание антисоциального поведения (вклю­чение в молодежные банды, употребление алкого­ля, азартные игры и т. д.);
г) желание избавиться от скуки, стремление к новым знакомствам, неприязнь к монотонным занятиям.
Здесь приводятся названия шкал теста Цукермана для того, чтобы было понятно, насколько разными формами поведения может выражаться человеческое любопытство, перера­стающее в естественную для человека жажду новых впечатлений.
Подростки, которые демонстрируют высокие показатели по любой из шкал теста Цукермана, более других стремятся к экспериментам с нар­котиками. Они быстрее попадают в зависимость от любых психоактивных веществ. Наркотики позволяют им смоделировать в своей психике ощущения нарастающего напряжения и разряд­ки, которые возникают в момент совершения рискованного поступка.
ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ?
 1. В человеческой семье кроме чисто бытовых и материальных ценностей должны существо­вать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия. Лучше, если это религиозность не од­ного из членов семьи, а семьи в целом: с семей­ными праздниками, постами, семейным обсуж­дением религиозных и нравственных проблем.
Таким смыслом может быть музыка, живо­пись, коллекционирование, спорт. Только спорт не должен быть только отцовским «преступным увлечением», с которым отчаянно борется мама. А коллекционирование, например, изделий из Гжели должно быть не просто накоплением кра­сивеньких штучек на полочке в кухне, а совмес­тным семейным интересом к волшебному фар­фору и тем смыслам и символам, которые может сотворить из него человеческий гений.
Если ваша семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то вы должны по­нимать, что совместное увлечение должно по­явиться хотя бы ради вашего ребенка.
2. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости. Мы с вами не имеем права выгонять маленького ребен­ка из взрослой компании. Он должен чувствовать, что то, о чем говорят взрослые люди, они говорят для всех, включая сюда и его самого. Только тог­да, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста, его можно попросить выйти и дать воз­можность посекретничать.
Главное, ребенок должен ощущать, что вам и приходящим в ваш дом людям интересны его мысли и высказывания.
3. С самого раннего возраста, после того как маленький человечек научился ходить, он дол­жен приучаться отвечать за свои поступки. Ко­нечно, в этом должно быть чувство меры, и мы не призываем наказывать и изолировать ребен­ка по поводу малейшей провинности. Наказание должно быть реакцией на его поступок, точно так же, как и поощрение. Любую похвалу ма­ленький человечек должен заслужить. С самого раннего возраста у него в доме должны быть обязанности, обязанности необременительные и соответствующие возрасту. Но он должен знать, например, что игрушки должны быть убраны на место и это будет радовать и маму, и папу.
4. Как только ребенок достиг четырех-пятилетнего возраста, мы уже не сможем изолировать его от информации о том, что окружающие его люди и он сам смертны. Не надо пытаться скрыть этот факт от ребенка. Конечно, маленький ребенок не может принять участия в похоронах близкого род­ственника. Но о том, что родители участвуют в церемонии прощания, он знать должен. Вы заранее должны быть готовы к разговору о смерти. Вы должны продумать его и научиться не избегать этой темы. Для того чтобы научиться раз­говаривать о смерти, вам снова придется обра­титься к религии. Вы должны дать ребенку — понять, что смерть — это не конец, а начало нового таинственного пути человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными представлениями о смерти и возрождении, може­те восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь — сюжеты сказок. Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обяза­ны оставить ему надежду, дать понять, что кон­ца жизни его души не будет, хотя и его земная жизнь закончится.
5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку необходимы новые яркие и острые впе­чатления. Способов создания таких впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, неза­планированными выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожи­данностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «риско­ванном» поведении.
6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыду­щих пунктов этой главы фактически имеют еще одну внутреннюю задачу. Все они обучают ребен­ка получению удовольствия. Нормальное удоволь­ствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусст­ва управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления соб­ственным телом может научить только физичес­кая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия спортом вместе с одним или обоими родителями.
7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает шко­ла или другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз рассказать ребенку о су­ществовании наркотиков и о вреде, который они приносят, в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его так, как считаете нужным. Вашу беседу лучше составить из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо дать информацию о наркотиках. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах, связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свой­ственное ребенку любопытство, и ваша информа­ция не будет иметь эффекта.
Закончить свое выступление мне хочется словами из обращения участников конференции « Россия против наркотиков», в которой принимали участие священнослужители, представители 40 епархий Русской Православной Церкви, а также врачи, учителя, юристы.
«Сегодня перед нами стоит проблема выживания нации. Число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне, причем гибнет самая молодая и трудоспособная часть российского общества. Необходимо вместе выступить против наркомании – этого страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных: детей и подростков.
Мы обращаемся к вам, родители, с призывом всеми силами укреплять и защищать свою семью, быть достойным примером для детей, воспитывать в них любовь к высоким духовным традициям нашего Отечества- все это с помощью Божьей убережет их от сетей наркомании».
Список литературы

1. 1.ГиппенрейтерЮ.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2010- 238с.2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л.Воспитание без ошибок.Книга для трудных родителей.-СПб.: Речь, 2008.-223с.3.На краю безды. Церквь против наркотиков.Материалы конференции «Россия без наркотиков».-М.: Издание Сретенского монастыря, 2004-142с.4.Шишова Т.Л. Подсказки для родителей. Чтобы ребенок не был трудным.- СПб.: Речь,2008.-384с.


Пожаловаться 19 августа 2012
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru