В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

arg bdfyjdf arg bdfyjdf
Тип материала: Урок
просмотров: 2648
Краткое описание
Распространение педагогического опыта по литературе
Пожаловаться 18 августа 2012
Файлы
Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

УРОК - СУД


( урок литературы в 7 классе)

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №2082

Учитель русского языка и литературы Рагулина Татьяна Николаевна






Цели урока: раскрыть тему крепостничества в России, помочь учащимся понять иносказательный смысл произведения, его идею, совершенствовать навыки характеристики героев, показать значение и роль художественных приемов, развивать творческие способности учеников.


Методические приемы: анализ и обобщение, наблюдение, сравнение.


Оборудование урока: видеозапись сказки, портрет автора, иллюстрации к сказке; класс разделен на 2 группы: обвинители и защитники, в центре класса – подсудимые 2 генерала.


Словарь литературоведческих терминов: юмор, сатира, сарказм, гипербола, гротеск, ирония, антитеза, фантастика.



Эпиграф: « Народ освобожден, но счастлив ли народ…»

(Н.А.Некрасов)



Ход урока


  1. Организационный момент.( Класс делится на 2 группы: обвинители и защитники)

  2. Слово учителя. Вы познакомились с биографией Салтыкова-Щедрина и с его сказкой «Повесть…». Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавию он скрывает за сказочными мотивами. В своих политических сказках он правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В своих сказках автор высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глу-

пость.

  1. Просмотр отрывка сказки ( видео.)

  1. -Слово обвинению. Отрицательные черты героев.

Служили в какой-то регистратуре, никому не нужной, ничего не понимали и не знали, кроме слов: «примите….»Сатира ( резкое осмеяние)


-Слово защите. Да разве они виноваты? У низ нет ни рода-племени, нет семьи, нет близких людей . «Служили всю жизнь в регистратуре: там родились, там состарились, поэтому ничего и не знали. Они даже уверены, что булки в готовом виде на дереве растут. Они просто продукты государственной системы. Разве их можно за это обвинять? Упразднили регистратуру, а их за ненадобностью выпустили «на волю».

- Учитель. Какой художественный прием использует автор?

Ответ уч-с-я. Гипербола (доказывают примерами из текста)


-Обвинение. Да. Если вспомнить , при отмене крепостного права крестьян тоже выпустили на волю , но изрядно обобрав. А генералов обеспечили солидной пенсией, за счет которой они могли бы устроить свою жизнь в Петербурге. Но это обеспеченное житье кончилось самым неожиданным образом – генералы оказались на необитаемом острове, как символе новой жизни. Ведь не случайно там оказались не только генералы, но и мужик. После отмены крепостного права ему тоже надо начинать новую жизнь. Но мужик спит под деревом.


-Защита. Это можно понимать ,как стремление отдохнуть после многолетних трудов. Он еще не знает, что ему делать , как жить дальше. А генералы очень взволнованы, они не знают, как им жить без привычного комфорта.( Антитеза- противопоставление)


-Учитель. Посмотрим, как построена завязка. На первом плане фактор внезапности, неожиданности для генералов. «Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят..»

Подсудимые, вам слово.

(текст)


-Обвинение. Хочется вспомнить роман Д.Дефо о Робинзоне Крузо, как один матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

И в том и другом случае ситуация одинакова- борьба за выживание, но поведение героев разное. Робинзон с честью выдерживает все испытания , а генералы сразу же показывают свою беспомощность и чуть не погибают.

Подсудимые. Текст. ( инсценирование отрывка)


-Учитель. Обвинение, найдите еще примеры, доказывающие никчемность генералов.


-Обвинение. Примеры по тексту.


-Учитель. Защищайте своих клиентов.


-Защита. Можно ли их винить в том, что у них нет сноровки лазать по деревьям, ловить рыбу руками , ведь они этого никогда не делали . Да они толстые и неуклюжие ,у них нет привычки трудиться , хотя они не раз слыхали библейскую заповедь- в поте лица добывать свой хлеб. Они уже начинают понимать, что в жизни не так все просто. Но привилегированное положение, т.е. «Регистратура « приучила их к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой


-Учитель. Итак, голод довел их до состояния остервенения. ( читать текст)

(Гротеск. Чрезмерное преувеличение, придающее уродливо комический характер.)

-Учитель. Почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов. Ведь дело не только в том, чтобы проучить их за легкомыслие и желание жить чужим трудом. Главное для сатирика показать , что такое существование вполне естественно для эксплуататорских кругов, к которым и принадлежат генералы. Найденная ими газета ни о чем другом не сообщает, как о роскошных пиршествах. Никто не задумываются, как достигаются этим блага.

Для щедринских генералов, оказавшихся на необитаемом острове, беспечное житье неожиданно оборвалось. Им пришлось всерьез задуматься о том, кто же этот «Злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения. Ответ прост «Злодей» имеет конкретное имя – это социальные реформы 1860г., и в первую очередь отмена крепостного права.

-. Что вы знаете из истории об отмене крепостного права ?

-Ответ уч-ся. (опора на урок обществознание. Манифест об отмене крепостного права.)


-Обвинение. Для помещиков это была катастрофа. И генералы не могут смириться со своим положением, им не нужна такая воля. И когда их ждала голодная смерть, они вдруг вспомнили о мужике. Да как они вообще посмели о нем вспомнить , ведь мужик уже свободен.


-Защита. Так как генералы были глупы, никаких документов не читали, возможно, они и не знали об отмене крепостного права.


-Учитель. Итак, генералы искали мужика, и они его нашли. «Под деревом, брюхом кверху и ,подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».


-Защита. Он имеет право, он свободный человек.

(Метод Антитеза Мужик спокоен , а генералы в панике.)


-Обвинение. Текст. У них нет больше власти над мужиком.


-Учитель . А что же мужик? (текст)


-Защита. Да он физически сильнее и умнее генералов, но он настолько привык к рабскому положению, что готов и дальше подчиняться и служить.


-Учитель. Понимают ли генералы, что не имеют права заставлять его работать на них?


-Обвинение. Тупые генералы, не знавшие ничего, кроме своей регистратуры, твердо усвоили один принцип: мужик должен работать на них.. и что мужик есть везде.


-Учитель. Почему же мужик не наелся сам, после того , как столько наготовил еды, а ждал, когда генералам на ум придет: «А не дать ли и тунеядцу частичку.»

А вот здесь на место сказки приходит реальность. Что особенно трогало и волновало С.-Щ. -народного заступника. Это низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои ,пусть даже ограниченные, но все же права.

Даже автор не щадит мужика, который не только не уклоняется от работы , но и с усердием служит генералам. Громаднейший мужичина не сумел воспользоваться своей волей. Рабское прошлое дает о себе знать. Этим и воспользовались генералы.


-Оценили ли генералы усердие мужика?

-Обвинение. Текст.


-Защита. Если рассматривать с точки зрения современности, то согласно конституции, принятой 19 декабря 1993 года, каждый человек имеет различные права. И свободы. Но мужик не пользуется своей свободой. Он не может победить свою психологию раба и даже гордится этим.


-Обвинение. Ну мужика можно понять , а вот генералы еще больше обнаглели. Их уже не устраивает сытая жизнь на острове. Им теперь захотелось в Петербург. (как в сказке о рыбаке и рыбке) . А мужик и здесь мастер на все руки. Текст.

Так как мужик безропотно им служит - значит генералы еще больше убеждаются в своих правах на эксплуатацию чужого труда. (Текс. Конец сказки. )


-Учитель. Конец сказки, развязка, как и ее начало, выдержаны в строго фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально, но какой щедринский метод внесен в концовку сказки?( Сарказм )

«Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра.: веселись, мужичина»


-Обвинение. Генералы не сами вышли проститься с о своим спасителем, а выслали ему свою благодарность с кем-то из слуг.


-Учитель. С.-Щ. не случайно обратился к жанру сказки сразу после реформы 1860 г. Он знал, сколько обид и несправедливостей перенес народ-труженик за годы крепостного рабства, да и после освобождения во весь рост встал вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ»?

Своей сказкой сатирик наглядно показал, сколько еще «генералов» готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать свои условия жизни даже после реформы.

«Повесть…» была призвана пробудить народное самосознание, дать народу возможность почувствовать свою цену, свое место в государстве.

Итак, заканчивая наш урок , предоставим последнее слово подсудимым. Осознали ли вы свою вину?


-Подсудимые. Не будет этого мужика, будут другие. Мужик есть всегда и везде , и он будет работать на нас. Мужик тунеядец и его надо заставлять работать, а не то мы так и с голоду помрем.


-Защита. Мы отказываемся от последнего слова.


-Приговор обвинения. Мы посовещались и решили , что генералы приговариваются к резкому осмеянию и порицании за свое невежество и лень и приговариваются к исправительным работам на еще более отдаленном острове, где нет мужика. Они должны научиться сами работать на себя, так как мужик теперь свободен и эксплуатировать его никто не имеет право.


  1. Подведение итогов. Выставление отметок.

  2. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по сказке Салтыкова-Щедрин на тему: «Народ освобожден, но счастлив ли народ…»


Обличение человеческих пороков в сказке Салтыкова.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru