Приёмы и методы работы по формированию орфографической грамотности

Елена Лопатина Елена Лопатина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 4301    комментариев: 1
Краткое описание
Внедрение в учебную деятельность разных форм и методов, направленных на  формирование  орфографической зоркости

Описание
Одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является необходимость осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией. Ведь все эти стороны языка находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Предполагается, что учащиеся, освоив комплекс знаний из разных разделов науки о языке, получат определенный круг знаний, умений, навыков, которые будут усвоены ими вполне осмысленно, прочно, чтобы не было нужды заново изучать это в дальнейшем. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Диагностика орфографических умений учащихся (запись под диктовку)
Фамилия,
имя
Не видит «опасного места», не решена орфографическая задача Видит «опасное место», но не отмечает морфему, не решает орфографическую задачу Видит «опасное место», отмечает морфему, но не решает орфографическую задачу Все шаги выполнены правильно. Оставляет «окошки», выделяя морфему на месте неизученной орфограммы


Таблица 2. Диагностика орфографических умений учащихся (списывание с орфографическим заданием)
Фамилия,
имя
Умеет видеть орфограммы Списывает логическими частями Графически объясняет вставленные орфограммы


Таблица 3. Диагностика орфографических умений учащихся (в процессе работы над ошибками)*
Фамилия,
имя
Умеет найти «опасные места» в отмеченном учителем
слове
Умеет определить морфемы «опасных мест» Умеет в данном слове последовательно решить орфографические задачи (написать орфограммы, используя нужное правило) Умеет дать самооценку пошагового выполнения орфографического действия Умеет определить, почему допущена ошибка Умеет самостоятельно определять выборочные задания

* По методике М.С. Соловейчик слово, в котором допущена ошибка, учителем не исправляется, а только указывается.
Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок Кол-во
учащихся
Работы 1 и 2 (диктанты)
Выделили не все окончания прилагательных
Указали не все падежи прилагательных
Выделили не все безударные окончания глаголов 3-го лица
Не выделили предложения с однородными членами
Не разобрали слова по составу

Работа 3
Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не написали неопределенную форму данных глаголов I спряжения
Не написали глагол-исключение

Работа 4 (диктант)
Подчеркнули не все члены предложения
Над глаголом не надписали время
Над глаголом не надписали спряжение
Неверно разобрали слово по составу


Ошибки, допущенные в диктантах
Орфограммы и пунктограммы Количество ошибок
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные в середине слова
3. Приставки
4. Предлоги
5. Падежные окончания существительных
6. Падежные окончания прилагательных
7. Безударные личные окончания глаголов
8. Орфограмма -тся(-ться)
9. Ударные согласные
10. Перенос слов
11. Пропуск, замена, вставка букв
12. Прочие ошибки



Памятка «Проверь!» 1. Не пропустил ли ты чего-нибудь важного?
2. Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
3. Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
4. Хорошо ли связаны между собой предложения?

Сюрприз домовёнку. Спустились парашютики (лишние буквы), собери слово.


4 2 1 2 3 5
л а з к а о в
к в р т п и н о
о а п о т м





?
?
?
(потом, квартира, вокзал)
Занимательность как средство повышения эффективности изучения словарных слов.

Процесс русского языка обычно увлекает учащихся с развитым познавательным интересом, а он у младших школьников, как правило, не развит или недостаточно развит. Усвоение правописания словарных слов вызывает большие трудности у учащихся начальных классов.
Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Он помогает детям: психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.
В словаре Ожегова и Шведова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”
Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.
виды упражнений:
  • Метод звуковых ассоциаций
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника)
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)
  • Выделение безударной гласной размером и цветом
  • Использование языкового материала
  • Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком
  • Орфографические пятиминутки
  • Диктанты наоборот
Метод звуковых ассоциацийиспользуется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
На завтРАК РАК
ДЕд в ДЕревне.
МАшина у МАши
Кричи уРА!
ДЕти ДЕжурные
ПЕнал моют ПЕной
СОбака СОня
КОстя в КОстюме
ПАвел в ПАльто
В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко должновыглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.

Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями). Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
  • Толкование слова
  • К истокам слова
  • Однокоренные слова
  • Сочетаемость слов
  • Синонимы – антонимы
  • Когда так говорят?
  • Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
1). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
2). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.
5). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
6). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
Языковой материал мною использовался при ознакомлении с наиболее трудными для понимания младшими школьниками словами и особенно словами, имеющими яркую, интересную историю происхождения слова – вокзал, революция, праздник, отец и т.д.
Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группыпо определённому признаку. Например, по “опасному месту”, буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике.
В О круг д ОРО га “Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д.
В сток в на “Птицы” – ворона, воробей, сорока,
Ст лица г д “Посуда” – стакан, тарелка,
Овладениюправописаниемсловспособствуеттакжеорфографические пятиминутки, длякоторых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.
Диктанты наоборот Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.
Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.
Например,
Агроном –
1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия

Директор –
1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом

Около –
1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно

На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:
  1. Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
  2. Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
  3. Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
  4. Делается запись словарного слова, но не традиционным способом, а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.
Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.
Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.



Вариант мнемонических приёмов (графических ассоциаций).
























ЯБЛ КО ЗА Ц













Р КЕТА ЯГ ДА






















К МЕТА ПЛ ТОК



Классификация наиболее типичных ошибок письма. Памятка для учителя.
IОшибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: 1. Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес) 2. Перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «напустила» (настутила). 3. Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопата» (лопата), «набухли» (набухли). 4. Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка). 5. Искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб»(храбрый), «чуки»(щеки). 6. Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене), «у стала» (устала). 7. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.» 8. Замена одной буквы на другую – «зуки»(жуки), «тавно» (давно), «рочей»(ручей), «шапоги» (сапоги). 9. Нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли), «кон» (конь). IIОшибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 1. Аграмматизм- «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спилят» ( пять желтеньких цыплят). 2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок-«вкармане», «при летели», «подороге». Игра «Электронная муха». Большим успехом в классе пользовалась эта игра. Для её проведения необходимы следующие пособия: одно крупное пособие, которое крепится на доске, и индивидуальный раздаточный материал для каждого ребёнка, фишка. На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «Электронная муха»- точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Даётся сигнал: вверх– вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно темп ускоряется и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась. В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх- низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов.
8
4
6
3
1
2
9
5
7
После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв, «графические диктанты».


о

1-централальный квадрат; 8-левый верхний квадрат; 2-правый центральный квадрат; 9-левый нижний квадрат. 3-левый центральный квадрат; 4-верхний центральный квадрат; 5-нижний центральный квадрат; 6-правый верхний квадрат; 7-правый нижний квадрат;
Образцы карточек с деформированными предложениями. №1 наЖан Лабы в сауд. Нао ларва лиману. В дуса либы осы. Нио жажужли. У сыо жало. Осторожно, наЖан! №2 В сулее роасл сонса. Амт лобы дпуло. В дулеп жиал бекал. У бекал билы деитк. Нои маыл. №3 амиЗ. тятоС зоромрые киньде. репьТе жунныП кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугеб ан котак. инО зятсколь оп дуль ан накьхак. кокольС хемас и стидора! №4 соЛь. соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дутка ее ан непь, ан макень. соЛи хирподят затыли лось. №5 даС. оЭт шна одм. У дамо дас. Поадилс дас шан дешкаду.В дуса тутрас шниви и высли. №8 Спиши словосочетания, вставьте пропущенные буквы «б» и «д». Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за.ор. За окном.ома растет.елая.ереза. Лю.а пошла в лес за гри.ами. Не.ери.лую поганку, ищи.елые гри.ы! Жили-.ыли.е. и.а.а..ыла у них курочка ря.а. Снесла курочка яичко..е..ил-не раз.ил..а.а.ила-не раз.ила. Мышка.ежала, хвостиком махнула, яичко упало и раз.илось. №9 гости-кости Собака грызет…… В четверг к нам придут …. горка-корка Гриша любит хлебную… В понедельник весь класс ходил на ….. гол-кол Коля забил в ворота…. Строители вбили первый …. Правила по проведению коррекционной работы. · Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. · Не торопите ребёнка – пусть работает медленно. · Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ученика. · При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. · Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. · Не спешите получить результат: успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в своих силах. · Для того чтобы ваша работа была более эффективной, она должна продолжаться не более 10-15 минут, быть ежедневной. · Подсказки, поправки по ходу заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. · При выполнении письменных заданий следите, как ребёнок держит ручку (ученика, научившегося держать ручку неправильно, трудно переучить); правильно ли лежит тетрадный лист; соответствует ли мебель росту; достаточна ли освещённость (при работе правой рукой свет должен падать с левой стороны). · Проверьте ручку: не слишком ли жёсткий шарик, не мажет ли, нет ли на ручке жёстких рёбер, не слишком ли тонка или толста ручка. Внимание!Любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того, как ученик будет выполнять это задание правильно, можно переходить к следующему. Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал, плохо себя чувствует, будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам. Не сравнивайте ребёнка с товарищами, знакомыми, братьями и сёстрами, подчёркивая его неудачи или удачи, успехи других детей. Пообещайте ребёнку свою поддержку, и не забывайте её оказывать. Основные направления в коррекционной работе.

I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра “Электронная муха” (её описание дано в. При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”:
— Посмотри внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв.
2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.
3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.
4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”
5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.
6. Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке.

II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек.
  3. Проведение с детьми игры “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
  4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д.
Согласитесь, данные виды упражнений традиционно предлагаются авторами различных Азбук, Букварей, учебных пособий по обучению чтению, но вместе с обучающей направленностью, они предупреждают специфические трудности обучения письму. Данные упражнения должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными, проводить их можно и в дальнейшем уже на уроках русского языка.

III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

1. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме.
2. Придумывание слов к данному слову:
  • по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___начинается игра, ре-ре-ре___много снега во дворе);
  • по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..);
  • на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом – автобус, трамвай, троллейбус );
  • к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки
  • родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовьё….);
  • синонимов, антонимов, омонимов ( проиллюстрировать свои примеры рисунками);
3. Занимательные упражнения со словами:
  • игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у– зубы) и “Наборщики”;
  • игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м– …(дом, дым, дам);
  • игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова)
с – сахар,
и – ирис
р. – рак
о – озеро
п. – пыль

  • чтение слов в обратном порядке;
  • придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции:
в начало, в середину или в конце слова:
кот

лук

крот

парк

кошка

ножик

  • разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов.
Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными:
  • подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) – сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.
  • изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке” – длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта – красн___, син___; пальто- красн__, син____ и т.д.;
  • согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;
При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определённым количеством предметов; при этом дети проговаривают вслух: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, или “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона”
  • соединение стрелками слов. Например:
один

зеркало

одно

вёсла

одна

сутки

два

вёсел

одно

пень

пять

весло

одни

комната

одни

ножницы

V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.

1. Составление предложений по интонационным схемам, и наоборот.
2. Составление предложений детьми, в которых:
  • переставлены слова: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
  • пропущены предлоги: Мы гуляли лесу.
  • пропущены имена существительные, прилагательные, наречия, глаголы: Летом листья зелёные, а осенью____. Скажу я слово высоко, а ты ответишь___________. Скажу я слово далеко, а ты ответишь____. Папа___ машину
3.Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом.

VI. Предупреждение ошибок на уровне текста.

1. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.
2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.
3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
4. Составление рассказов по серии картинок, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.
5. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.
6. Чтение теста с конца.
Формируя у детей умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в средней школе.
1. Орфографическое проговаривание.
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
2. Комментированное письмо. Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)
Возможно при выполнении всех письменных работ.
На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.
Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) — определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.
Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.

На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.
Например: С деревьев дождем сыплются листья.
С е,ь о тся ь .
Эта работа дает хорошие результаты.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.
4. Перфокарты.
Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.
Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:
а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;
б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных — название животных с парными согласными на конце ( лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).
5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
6. Корректировка письма.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки ( свои или чужие ). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их. Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:
  • Прочитать слово
  • Поставить ударение
  • Выделить корень
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне
  • Подобрать проверочное слово
Изменяю слово
Подбираю однокоренное слово
1.Один – много: волна-волны 2.Много – один: паруса-парус 2.По вопросу: где? В лесу – лес Что делал – что делает? Писал — пишет
1.Большой – маленький: ковёр- коврик 2.Маленький – большой: площадка – площадь 3.Назови ласково: зима – зимушка 4.Кокой? (признак) – что? (предмет): зелёный – зелень 5. что делал? (действие) – что? (предмет): плясал — пляска
Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки ).
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения. 1. Игра “лучший капитан”
Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?
2. поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе — слова с Ь, а в другой – без мягкого знака.
3. выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.
4.Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимой согревает.
5. Словарная работа.
— Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему — опору, (схема — опора с опасными гласными — ёлочка с шишками)
• Крупное хищное животное с большим грузным телом.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной… (медведь).

• Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто же это? (лиса)

• По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)
• И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы)

— Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).
Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).
Возьмите с елки шишки — буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).
Какое слово здесь лишнее (сова)
Почему (это птица)
Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)
— Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение).
6. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначь звуки.
а) Дуб — суп, рукав — жираф, круг — звук, народ — пилот, вез — нес,
еж — ерш.
б) дубы — супы, рукава — жирафы, круги — звуки, народы — пилоты,
вези — неси, ежи — ерши.

7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго. Прочитай полученные словосочетания.
Неуклюжий Прекрасный
Медведи — медве.ь Колючий
Львы — ле. Изворотливый
Лебеди-лебе.ь Важный
Ужи — у. Горбатый
Свирепый Неповоротливый Косолапый

8. Обозначь звуки. Вставь в слова пропущенные буквы.
Дуб-ду… -ду… ки-ду… рава

Глаза-гла… -гла… ки-гла… ной

Зубы-зу… -зу… ки-зу… ной
9. Тест.
  1. Обведи парные согласные.
    б, р, с, х, д
  2. Обведи слова с сомнительной согласной.
    дом, кот, шарф, раки. р
  3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
    Дубок, дубки.
  4. Поставь, где нужно, букву “т”.
    Тор..., са..., канна..., пара…
  5. Подчеркни “лишнее” слово.
    Лук, пилот, жар, лед.
10. Выборочный диктант
— Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.
Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог
Жил был поп, Толоконный лоб.
Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?
— Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?
(Дети читают слова и сразу называют проверочные)
— Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)
— Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу.
11.Чтобы дети лучше запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук не четко слышится… Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!
Течение жизни все ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета — одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа — это не просто система знаков, средство общения т и информации: он- хранитель с многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются. Это сказки, пословицы. Это творчество Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, А. А. Ахматовой, Л. Н. Толстого. И не плохо бы уяснить нам, учителям, что же происходит сейчас, почему такая “безграмотность”, в чем опасность? Как ее ликвидировать?
Снижается уровень требований в области массового среднего образования: он растет лишь в гимназиях, элитарных школах, обычно платных. Университеты, институты встревожены снижением грамотности у абитуриентов, пишущих сочинения. Все реже образцовая речь звучит в телепередачах.
Язык рекламы, фильмов и клипов совсем не ориентирован на литературную норму. Начальная школа — это старт всей школьной жизни ребенка. Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился” тем более для такого трудоемкого, беспокойного дела, которое закладывается, цементируется в маленьком шестилетнем человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твердо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. Я считаю, что основная причина появления ошибок в правописании идет от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием
“вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.
Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
а) письмо с пропусками “дырками” — не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;
б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.
Учитель читает предложение и записывает на доске схему
  • Весной лес оживает е___оие.
  • Весело щебечут птицы ео еу ы
  • Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ее, ед.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;
в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы
“непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;
г) можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее написания.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры:
а) “найди опасное место”
Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услыщат звук, которому нельзя доверять.
б) “Светофор”. Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.
Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” — писал известный ученый-методист А. В. Текучев.
Этапы словарной работы можно представить так:
1) семантизация слова
2) актуализация слова
3) использование слова в речи.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. В. А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать “смысл слова”, правильно понимать его значение приемов, а для этого нужны знания приемов толкования. М. Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразование.
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово стало “своим”, нужна большая работа.
С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:
1. толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:
1. Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.
Например:
Верный — преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие– сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы
3. Диктант-игра “Запоминайка”.Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.
Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.
Чуткий – нечуткий
Внимательный – невнимательный.
4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:
а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать — обижать)
2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)
3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).
4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть(поседел- посидел)
5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)
6. Расшифруйте слова. Замените одним словом

2,6,18,7,9,1 (береза)
12,13,7,15 (клен)
16,19,10,15,1 (осина)
33,19,6,15,30 (ясень)
Б) расшифруйте слова:
18,16,9,1 (роза)
1,19,20,18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.
7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)
Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)
Школьная отметка (пятерка)
Детская игра (пятнашки), (пятна)
Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).
Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:
Трактор шумел, как....
На солнце засверкали ягоды земляники, словно….
В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Предлагаемые кроссворды, можно использовать для фронтальной, парной, индивидуальной работы
А) “Кораблик”
По горизонтали:
1. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)
2. Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)
3. Вот …. тучи нагоняя… (север)
4. Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте(адрес)
5. Большие дети, берите… (билетик)
По вертикали:
1. Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)
3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)
6. Честь….. береги свято. (солдата).
7. Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)
Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов.
Традиционно в учебниках для начальных классов по русскому языку синтаксическая система предоставлена недостаточно. Для анализа, причем только для формального анализа – членение на главные и второстепенные члены предложения, — берутся только простые предложения.
Но в речи ребенка имеют место и сложение предложения. Так, может быть, не обходить их стороной, а широко привлекать в качестве дидактического материала, например, для таких упражнений как редактирование. Так мы расширяем представление детей о синтаксической системе русского языка.
Ошибки на нарушение порядка слов в простом предложении относятся к числу наиболее распространенных в речи учащимися начальных классов. Причины подобных ошибок многообразны. Главные из них состоят в психологических особенностях “протекания” речевой деятельности у младших школьников
Практика показывает, что элементарные сведения о порядке слов можно сообщить учащимся по ходу знакомства с простым предложением. Эту работу лучше всего начинать уже в первом классе. В этот период дети обобщают и систематизируют все сведения о предложении. Новые учебники по русскому языку для начальной школы ориентируют учителя на достаточно подробное знакомство детей с признаками предложения:
  • наша речь состоит из предложения;
  • предложение состоит из слов;
  • слова в предложении связаны между собой;
  • предложение выражает законченную мысль;
  • каждое предложение произносится с особой интонацией.
Практика показывает, что эти сведения необходимо дополнить маленьким наблюдением из области культуры речи: слова в предложении расположены в определенном порядке.
Орфографическая деятельность будет успешной, если она направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического опыта. Под пробуждением мы понимаем возбуждение у учеников интереса к письменной речи, создание условий для осознания своего правописного опыта, возбуждение потребности вести наблюдение за своим орфографическим пробуждением.
Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.
Мотивационно-ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.
Содержательно-операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.
Обобщенные типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи, представлены в таблице.
Условиями успешного решения орфографических задач являются:
— высокий уровень фонетико-графических знаний и умений, умений формо- и словообразования;
— усвоение способов обнаружения и проверки орфограмм;
— обогащение словарного запаса за счет словообразовательных упражнений.
Фонетико-графические умения вырабатываются на ежеурочных минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного.
Умения в области лексики и состава слова (умение определять семантику слова и корня, устанавливать смысловые связи между родственными словами, определять общность их корневых значений) формируется на основе специальных лексико-словообразовательных упражнений.
Таким образом, процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию. Хорошая поддержка учебного процесса — компьютер. По окончании изучения любой темы можно проверить сформированность навыков работы у детей тестированием. Компьютерное тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут.
Задание
Подбери все проверочные слова к слову
М…лчаливый-………
молча, молчать, примолк, молчун
Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а, о, е, и, я)
П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра
И тесты могут быть использованы для проведения тематического и итогового контроля на любом году обучения, не умаляя достоинств традиционных форм контроля.
Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно. Вначале это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов положительный: ошибки постепенно исчезают.
Пожаловаться 17 августа 2012
Файлы
Обсуждение материала
  • Елена Лопатина
    23 октября 201218:20
    Елена Лопатина

    Уважаемые коллеги! Пожалуйста оставьте свой комментарий к данному мероприятию. Мне важно ваше мнение!

Материалы по теме