В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников к школе"

варячват лдвалдпвапфыплд варячват лдвалдпвапфыплд
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234  голосов:3    просмотров: 27481    комментариев: 8
Краткое описание
Познакомить родителей первоклассников с трудностями адаптации детей  к школе

Описание
Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
Задачи:познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
 Участники: классный руководитель, родители 
 Основные вопросы для обсуждения: 
1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Родительский практикум по проблеме.
 Оборудование:  
1. Фото — выставка «Мы – школьники».
2. Выставка рисунков детей-первоклассников «Мои первые дни в школе».
Ход собрания
Педагогика должна стать наукой для всех
– и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
I.Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка

Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником. (Приложение 1.)
Слайд 1

 II.Эмоциональный настрой на собрание

Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»

На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).
 III.Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы

Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети.

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как педагог, увидела в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.

Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. Также предлагаю сделать традиционными следующие рубрики:

· «Из истории воспитания детей в семье»;

· «Великие педагоги мира»;

· «Крылатые фразы о воспитании»;

· «Азбука воспитания детей в семье»;

· «Книжная полка родителей»;

· «Обсудите вместе с ребёнком»;

· «Творческая мастерская семьи».

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.

Закон семьи =______+______+_______+________

ед.тр. зн. похв. тр.уч. разд.благ.
— У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?

Iзакон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

IIзакон. Закон значимости похвалы для ребенка.

IIIзакон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IVзакон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится, как человек, как личность.

Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?
(Высказывания родителей, обсуждение).
Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».
Слайд 2
 Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие — дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Слайд 3
Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения:
§ Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.
§ Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
§ Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы её решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные результаты.
Какие плюсы даёт такое обучение?
Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.
Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.
Родителям:уверенность в успешном будущем своего ребёнка.
Слайд 4
 IV.Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация — процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Слайд 5
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
— организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;

— во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;
— тренировать мелкие мышцы кистей рук;
— обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
— создавать условия для занятия спортом;
— воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях, так писал К. Д. Ушинский. Школьный психолог даст Вам практические советы по адаптации первоклассников. Но никогда не забывайте слова В.А.Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Слайд 6

1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Слайд 7,8
2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.

3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.

4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.

5. Создавать благоприятный климат в семье.

6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
 Задание для родителей

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Слайд 9,10,11,12
 Вывод:

— Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

(Приложение 2)

Когда уместна тревога?
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:


Обычно
Опасно
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
Делает уроки только «из-под палки».
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
V. Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым? От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»

§ Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
§ Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
§ Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
§ Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
§ Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
§ Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
§ Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
§ Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе
(Отметьте нужное «+»)

Ребёнок очень охотно идёт в школу.
Совсем неохотно.
Очень охотно принимает распорядок школы.
Совсем не принимает.
Очень сильно переживает учебные успехи.
Совсем не переживает.
Очень горячо делится школьными впечатлениями.
Совсем не делится.
Преобладают положительные впечатления.
Преобладают отрицательные впечатления.
Самостоятельно выполняет учебные задания.
Справляется с помощью взрослых.
Очень часто жалуется на одноклассников.
Совсем не жалуется на одноклассников.


Несогласованность требований школы, семьи и улицы приводит ребёнка в состояние растерянности, создаёт для него большие проблемы, которые он сам решить не может. Без семьи школа не в состоянии помочь ребёнку выйти из противоречий. А сегодня налицо тенденция невмешательства родителей в школьные дела своих детей. Только 15 % родителей обращаются за помощью к учителю, остальные не имеют такой мотивации. Лишь 40 % родителей на вопрос: «Есть ли у вашего ребёнка проблема во взаимоотношениях со сверстниками?» ответили утвердительно. А ведь именно взаимодействие с ровесниками, коллективные действия по определённым правилам создают психологические предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.

 VI.Рефлексия

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.
Анкеты в виде незаконченных предложений для заполнения отзыва о встрече. (Приложение 3)
VII.Итог собрания

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. (Приложение 4)
Очень хорошо, если Вы поместите эти правила в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

 Список использованной литературы:
1. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.
2. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М., 1987.
3. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998.
4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
Пожаловаться 17 августа 2012
Файлы
приложение 1,2,3.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение 1

Рекомендации первой консультации

Ваш малыш стал школьником!

 

    Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути.

   Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

   Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

   Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

 Закон 1

   Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

  Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3

  Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого  приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

  Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

  Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

  Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

  Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

 

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

 

Закон 9

  Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

  Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

 

   Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

   Мы желаем вам успехов!

 

 

  

Приложение 2

Памятка родителям первоклассников

        Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

       Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Ребёнок имеет право на ошибку.

       Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

       Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.

       Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.

       Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом  к учителю или школьному психологу.

       С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился  человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

       Учение – нелёгкий и ответственный труд. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Приложение 3

 

Отзыв о встрече

 

 

Я узнал, что__________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Новым  для меня стало __________________________________________

____________________________________________________________

 

Я убедился, что_______________________________________________

_____________________________________________________________

 

Меня не смогли убедить в том, что ______________________________

_____________________________________________________________

 

Я категорически против того, чтобы______________________________

_____________________________________________________________

 

Я возмущён тем, что___________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 





приложени е 4.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.



* Поддержите в ребенке его стремле­ние стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных де­лах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным труд­ностям помогут первокласснику подтвер­дить значимость его нового положения и деятельности.

* Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в шко­ле. Объясните их необходимость и целе­сообразность.

* Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него мо­жет что-то не сразу получаться, это ес­тественно. Ребенок - имеет право на ошибку.

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблю­дением.

* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первокласс­ника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

* Поддержите первоклассника в его же­лании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Моло­дец!», «Ты так хорошо справился!») спо­собны заметно повысить интеллектуаль­ные достижения человека.

* Если вас что-то беспокоит в поведе­нии ребенка, его учебных делах, не стес­няйтесь обращаться за советом и кон­сультацией к учителю или школьному пси­хологу.

* С поступлением в школу в жизни ва­шего ребенка появился человек более ав­торитетный, чем вы. Это учитель. Уважай­те мнение первоклассника о своем пе­дагоге.

* Учение — это нелегкий и ответствен­ный труд. Поступление в школу, суще­ственно меняет жизнь ребенка, но не дол­жно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставать­ся достаточно времени для игровых за­нятий.

ПОМОГИТЕ СВОЕМУ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ШКОЛЕ

приложение 1,2,3.rar
Войдите для скачивания файлов
приложени е 4.rar
Войдите для скачивания файлов
адаптация 1кл род.собр..ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • варячват лдвалдпвапфыплд
    23 октября 201218:18
    варячват лдвалдпвапфыплд

    Уважаемые коллеги! Пожалуйста оставьте свой комментарий к данному мероприятию. Мне важно ваше мнение!

  • ольга подольская
    29 июля 201307:30
    ольга подольская

    Спасибо за предложенный материал.Обязательно воспользуюсь им.

  • Елена Павлова
    15 сентября 201321:16
    Елена Павлова


    Готовлюсь к первому родительскому собранию.Обязательно воспользуюсь вашим материалом.Большое Вам спасибо!!!:)

  • Татьяна Рябухина
    16 октября 201322:29
    Татьяна Рябухина

    Умница! Спасибо большое!

  • 27 октября 201322:47
    татьяна

    очень хорошая разработка. хотелось бы воспользоваться

  • ОЛЬГА ИСАЕВА
    13 ноября 201308:26
    ОЛЬГА ИСАЕВА

    Материалы очень интересные. Некоторые моменты позаимствовала для использования в своей работе. Большое спасибо.

  • Елена Кривченко
    3 сентября 201512:07
    Елена Кривченко

    Спасибо. материал интересный и полезный.

  • Елена Дедкова
    13 января 201620:36
    Елена Дедкова

    Спасибо большое за материал. Понравилось.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru